СТАРОДУБСКИЙ РАЙОН

Экспертное мнение


ОЧЕРКИ АРХИТЕКТУРЫ БРЯНСКОГО КРАЯ, В.Н. ГОРОДКОВ, 2006 ГОД


  Такой представилась некогда усадьба в Понуровке заезжему знатоку русского искусства и архитектуры Г. Лукомскому. Село Понуровка расположено на речке Рёвне в 25 километрах от Стародуба. Село возникло в 1663 году. Стародубский полковник Семен Самойлович вытеснил отсюда раскольников-старообрядцев и завладел их землями. Затем селом владел его брат Яков, а с 1687 по 1693 год - гетман Мазепа. После него Понуровка была "отдана" Михаилу Павловичу Миклашевскому - полковнику Стародубского полка, храброму воину, сослуживцу русских полководцев Румянцева и Суворова. Род Миклашевских владел селом и усадьбой до революции. В настоящее время Понуровка - крупный населенный пункт Стародубского района с развитым сельскохозяйственным производством и растущей культурой.
  В течение XVIII - XIX веков в селе сложилась классическая русская усадьба. Два имени заставляют нас с интересом отнестись к ней. Александр Михайлович Миклашевский, подполковник Измайловского полка, и муж его сестры Софьи Александр Федорович Бригген - оба члены тайной организации декабристов. В январе 1826 года они были арестованы в Понуровке и жестоко наказаны: первый разжалован и отправлен на Кавказ, где погиб от турецкой пули; второй 30 лет провел в сибирской ссылке.
  Понуровская усадьба располагалась между искусственным озером на Рёвне и полями северо-восточного берега. Парк начинался от озера и, занимая территорию более 30 гектаров, охватывал великолепный классический ансамбль зданий усадьбы, раскинувшийся широким фронтом на небольшом удалении от озера, и распространялся в глубь территории более чем на полкилометра. Фигура его участка вписывалась в прямоугольник шириной четыреста пятьдесят - пятьсот метров и длиной около семисот метров. Перед барским домом располагался парадный двор. Люди XVIII века любили импозантность, и торжественно-строгой архитектуре зданий как нельзя лучше соответствовал подъезд по закругленной дороге, огибающей роскошную клумбу. Приближение по полукольцевой дороге развертывало здания перед взором зрителя и давало возможность не спеша рассмотреть и оценить по достоинству их архитектуру. Здесь было на что посмотреть!
  Первой открывалась группа старинного Рождественского храма с отдельно стоящей колокольней. Ее архитектура, навеянная мотивами и формами русского барокко середины XVIII века, настраивала посетителя на восприятие старины. (Руины этого памятника сохранились доныне). Далее - небольшая беседка-ротонда оригинальной формы, окруженная цепочкой ионических колонн, объединенная оградой с барским домом. Последний несколько отступал в парк, выдвинув вперед два флигеля. Их скромная архитектура, как музыкальная пауза между двумя яркими мелодиями, подчеркивала архитектуру главного дома, его величественный шестиколонный коринфский портик над нишей фасада.
  Перед домом, в полном согласии с его классической архитектурой, был разбит регулярный сад. В центре находилась большая круглая клумба цветника. Вокруг песчаные дорожки среди боскетов; отдельные искусно подстриженные деревья, как зеленые скульптуры, украшали подъезд к дому. От этой парадной части парка две продольные аллеи вдоль боковых фасадов здания уходили в глубь территории на северо-восток. Одна из них начиналась около Рождественской церкви, вторая - левее комплекса зданий и шла параллельно первой. (Теперь она утрачена.) Продольная аллея пересекается двумя поперечными - ближняя длиной около 400 метров, дальняя - несколько длиннее. Эти три аллеи делят территорию парка, расположенную за домом, на шесть прямоугольных участков. Четыре удаленных от дома участка заняты фруктовыми деревьями. Это садовая часть парка. Два ближних участка, непосредственно примыкающие к зданиям усадьбы, являлись собственно парком.
  Перед парковым фасадом была "обширная круглая площадка, в начале ее цветник, а далее газон, окаймленный кольцом развесистых деревьев. Налево невдалеке старенький, хорошей архитектуры домик, наполненный книгами. Далее в парке оранжереи: в них вьется виноград, желтеют абрикосы и дозревают персики. 3а оранжереями аллеи тенистые, уютные и разные "любимые места". Вот "аллея любви", вот "грот зеленый", "грот вздохов" и т.п." - так описывал парк посетивший усадьбу в начале XX века архитектор-искусствовед Г. Лукомский.
  В левой части парка сохранился до наших дней сильно заросший пруд с островом. Рисунок дорожной сети этого участка забыт.
  Живописные "природные" очертания пруда и группы столетних деревьев подсказывают, что внутри этого участка, возможно, была отдана дань вкусам века - "английским садам" с их свободной планировкой.
  Пространственная композиция парка основана на контрасте величин и форм деревьев, заполнявших его, на чередовании света и тени. Тенистые зеленые тоннели липовых аллей в окнах между стволами открывают наполненные светом картины полян с фруктовыми деревьями.
  Озеро на Рёвне и по соседству с ним парк находятся среди застройки. Это большое богатство села. Они придают своеобразие и живописность его облику, наполняют светом, блеском и свежестью, нарядной праздничностью.
  К сожалению, в последние годы новые индивидуальные усадьбы, особенно в Южной части, все более поджимают парк. В конечном итоге могут изолировать его от общественного центра села, что, конечно, не в интересах развивающегося населенного пункта. Старинный прекрасный парк и без того существует сейчас в урезанном виде, занимая 17 гектаров из былых тридцати. Сохранить его хотя бы в таких пределах - наш долг.
  Следует подумать и о более тесной связи парка и озера путем соответствующего озеленения берегов, особенно вдоль улицы Ленина, с целью увеличения массива зелени в центре села. Благоустройство парка и прибрежных частей озера для использования их в качестве места культуры и отдыха населения села тоже не столь уж сложное, но необходимое дело.


Михаил Миклашевский
Портрет стародубского полковника Михаила Миклашевского. Конец XVII века