Миклашевские в Понуровке.
Советуем посетить село Понуровку, расположенное километрах в двадцати к югу от города. Направляясь туда, мы спустимся с холмов Стародуба (Стародуб Стародубский район Брянская область), переедем запруженную здесь реку Бабинец, вследствие чего образовался изрядный пруд, и слева от дороги увидим Богоявленскую церковь, живописные "бани" которой кокетливо выглядывают сквозь ветви окружающих деревьев. Судя по всему, это здание сооружалось в несколько приемов, а колокольня и совсем поздняя. Формы и декоративное убранство центрального объема выполнены в стиле украинского барокко начала XVIII века. В то же время малые купола расположены не крестообразно, а по углам основного объема, то есть по московскому образцу.
В Понуровке было одно из имений Миклашевских, потомков стародубского полковника. Давно миновали простецкие казацкие нравы, а вместе с ними и одноэтажные "будынки" с нехитрой внутренней планировкой, перекрытые обычно соломенной кровлей. В имениях Миклашевских по проектам прославленных архитекторов со второй половины XVIII века стали возводить роскошные дворцы и не менее великолепные церкви. А вокруг — блеск прудов, богато украшенные беседки-ротонды, в садах и парках — скульптура, вывезенная из Италии, затейливые куртины и клумбы цветов. Да, иные настали времена. Неизмеримо увеличился контраст между жизнью простых людей и бывших казацких старшин, ставших аристократами.
Понуровка давно привлекала внимание любителей старины и искусства. В свое время известный знаток старины Г. Лукомский высказал предположение, что дворец и церковь в Понуровке были построены по проекту Кваренги. Прямых доказательств этому нет, но понуровский ансамбль, так или иначе, был выдающимся произведением архитектуры и садово-паркового искусства.
В Понуровке до нас дошли церковь Рождества богородицы (1778), несколько хозяйственных строений, запущенный парк регулярной планировки, а также заросший пруд. Архитектура сохранившихся корпусов выдержана в классическом стиле. Но сильно обветшалая церковь является сложным сооружением, в котором классический декор сочетается с объемно-плановой структурой, характерной для более раннего украинского барокко. Как типично для архитектуры барокко — план очень компактный, крестообразный, с четырьмя опорными столбами внутри, несущими купол. Сейчас купол один, центральный, но не исключено, что их было или предполагалось пять; четыре дополнительных располагались крестообразно вокруг главного.
Характерной особенностью сооружения является четкое членение горизонтального массива поясом на два этажа, с рядом окон в каждом, хотя изнутри все пространство открыто снизу доверху. Наружные объемы украшены многочисленными пилястрами, к тому же по первому этажу они рустованные, что типично для классицизма. Как утверждает местное предание, внутри храм был расписан живописцами, вывезенными из Италии. От росписей остались кое-где следы. В целом памятник очень интересный, и прискорбно, что он находится в аварийном состоянии.