СТАРОДУБСКИЙ РАЙОН

Экспертное мнение


ИСТОРИКО-СТАТИСТИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ЧЕРНИГОВСКОЙ ЕПАРХИИ.1873 ГОД


  Понуровка.
  Местечко в 26 верстах от Стародуба, на дороге из Стародуба в Новгород, в соседстве с Демьянкою и в 10 верстах от раскольничьего Воронка.
  По повести о бегствующем священстве, когда в Москве, даже и по мимо попа Никона, объявлено соборное осуждение суеверам, священник Козма с несколькими единомышленниками удалились в Стародубье; в то время был ему приятелем стародубский полковник Гаврило Иванович, которого тот укрывал в бедах. Полковник для Козмы оказал любовь и к товарищам его, по их просьбе написал он лист и послал к курковскому атаману Ламаке, приказывая отвести им для житья место, называемое Понуровку. Здесь при реке Ревне все пришедшие с Козмою, числом 20, поселились в 1667 году. Так говорит раскольничья повесть. Но полковника Гаврила Ивановича в Стародубе не было; раскольничья повесть, прикрывая правду, выдает ее; говоря о приятельской связи Козмы с Гаврилою Ивановичем в Москве, дает видеть в нем не полковника украинского, а присланного из Москвы воеводу. Поскольку же стародубский воевода распоряжался только стародубскою крепостью и не мог раздавать земли в Украине; то ясно, что отведение Понуровки для беглецов Москвы было делом незаконным. По той же повести Козма принужден был в последствие убежать на Ветку, а некоторые из суеверов приняли православие. Теперь спрашивается: временные поселенцы Понуровки, раскольники, были ли первыми поселенцами ее? Повесть сама отвечает: нет, "место называемое Понуровка" известно было и без них. Предание дополняет известие повести. По преданию в Понуровке был когда-то монастырь в честь рождества Иоанна Предтечи. Памятником того остается храм Предтечи, придельный в нынешнем храме Понуровки. Из окрестных мест поныне очень многие приходят в Понуровку к 24 июня; здесь постят, молятся и приобщаются святых тайн, 24 июня в праздник Предтечи.
  Приходской древний храм Понуровки в честь св. Троицы основан не позже 1678 года. Нынешний каменный храм построен в 1778 году усердием Елены Даниловны Миклашевской. Главный престол его в честь рождества Богородицы, один из придельных в честь арх. Михаила.
  Здесь евангелие в мягком переплете 1678 года, другое в сером окладе мягкого переплета 1694 года, третье, также в сером окладе, весом в 2 пуда, в мягком переплете 1759 года. Апостол в мягком переплете 1659 года. Цветная триод в мягком переплете 1685 года. Служебник черн. 1747 года. Между утварью есть вещи замечательные, дорогие по ценности.
  В 1764 году здесь владельческих поселенцев 586 душ мужчин.
  Число прихожан: в 1770 году 780 мужчин и 770 женщин; в 1790 году 830 мужчин и 815 женщин; в 1810 году 872 мужчины и 847 женщин; в 1830 году 1112 мужчин и 1119 женщин; в 1850 году 1074 мужчины и 1064 женщины; в 1860 году 965 мужчин и 962 женщины.
  В местечке Понуровке устроена владельцем ее Осипом Михайловичем Миклашевским больница на 30 кроватей; аптека и доктор, как и больница, содержатся на счет его. На суконной фабрике господина Миклашевского все рабочие получали и при крепостном праве определенную плату, но что более утешительно, ведут себя по христиански, оберегаемые надзором христианина владельца.
  Стоят внимания сведения о раскольниках, которые поселились было на землях Понуровки. Эти гости наносили столько неприятнocтeй владельцу, - воровством, дерзостями, самоволиями, что владелец наконец заплатил им большие деньги, лишь бы они перешли в другое место. Вот и письменные свидетельства о них – записи стародубского протокула 1683 года. "Марта 1 дня пред нами, урядом местным ставши лично Феодор Иванов из слободы Понуры объявил: войт той слободы Иван Феодоров судил Феодора Антонова и Димитрия и взял 60 копеек; с ведома ли это уряда? Девку отдали с слободы этой в слободу Халецкую, заграницу и за эту девку взяли куфу горелки, неизвестно, по чьему указу. У Максима хотели насильно отнять девку Соломониду и Федота хотели женить насильно, при чем взяли пуд меду. Федор прибавлял просьбу, чтобы не платить всему селу за то. У него самого хотели взять рублей двадцать как будто присланные с Москвы; он отвечал, что по милости Божией и папской не подлежу суду вашему, а есть на то уряд в городе. Но за то, что сослался на уряд, его Феодора били без всякой вины. Приказано записать это до расправы". Последствия неизвестны.
  "Марта 14 Иван Ларионов, слободский войт, стал для расправы с Федором Антоновым, у которого не по праву взято 30 копеек, и с Иваном Семеновым. Им объявлено: вам уряд посылал бумагу, чтобы у виновных взяли трех лошадей и чтобы доставили и ту жену, которая ушла от мужа. Иван Ларюнов отвечал, что пан бурмистр приказал ходоку взять лошадей; а жены той до прибытия мужа не выдал. Приказано записать". Это образчики покорности начальству.
  Вот образчик другого вида!
  "Июня 28 день пан Григорий Буян, стародубский лавник, жаловался на Василия Иванова: с Шванденком вечером разговаривал он в селе Дедове, а ночью украдены из винницы два казана; при розыске о покраже найден нож и о том объявили. Сын Наума москаля сказал: это нож Василиев, я с ним вместе в лесу резал этим ножом хлеб и летошки. Когда привели Василия к допросу, он не сознаваясь ни в покраже, ни в том, что нож его, говорил: не знаю - и не ведаю. Пан Григорий на это упорство сказал в глаза Василию: хотя бы и не было ножа, и без того вы с Шванденком люди подозрительные. Ты знаешь, что украл ты платок у Лаптенка а у хорунжой Васильевой жена твоя украла платье; у меня ты тайно перетаскал со двора четверть мекины. Стали допрашивать Василия о мякине - брал ли ее у пана Григория? Он принужден был сознаться и сказал, что за то рубил два дня дрова".
  Румянцев в мае 1785 года доносил императрице: "уезда Стародубок. Воронковские обыватели на землях талкачевских, во владение вдовы Елены Миклашевской с детьми по указу сената отданных, устроенный его хутор спалили до основания, граничные столбы выбрали, ямы зарыли и людей побили". В сентябре 1786 года писал: "от причиняемых воронковскими обывателями на землях вдовы Елены Миклашевской насилий один подданный Миклашевской прибит и умер".