СТАРОДУБСКИЙ РАЙОН

Экспертное мнение


О стародубских единоверцах. Март 1906 года


  Здешние единоверцы начинают пробуждаться от усыпления, навеянного платными проповедниками, обыкновенно называемыми миссионерами. Под их громкими обличениями старообрядчества, всевозможнейшими изворотами и ухищрениями, единоверцы заглушили в себе сознание своего неопределенного и странного положения. Они было примирились и с ужасными клятвами московских соборов 1656-1667 годов и с условиями своего двуличного существования. Но после Высочайшего манифеста 17 апреля единоверцы увидели, что сила миссионеров заключалась в полиции, в насилии, сыске и доносе; теперь же, после объявления религиозных прав и свобод, они лишились этой силы и стали совершенно ненужными и бесполезными людьми, как какой-нибудь нарост на здоровом теле. Миссионеры русской церкви и всегда были таковыми. Но раньше этого не могли понять их сторонники и приверженцы. Ныне и они пришли к такому же выводу. Миссионерство в Черниговской губернии окончательно пало. Сами единоверцы стали презирать миссионеров. Отметим отрадный факт возвращения единоверцев в старообрядчество. В посаде Елионке (Стародубского уезда) присоединилось к старообрядческой церкви 25 душ из единоверия. В посаде Воронке (того же уезда) обратилось единоверцев 20-ть человек. И так было очень мало единоверцев в этих посадах, а после присоединений к старообрядчеству их осталось ничтожное количество. Но и эти уже изъявляют готовность обратиться к Христовой церкви. Единоверческие храмы должны запустеть. Но так как все они построены на средства старообрядцев и им принадлежали, как их собственность, то будет справедливо, если они будут возвращены по принадлежности. Возвратили же армянам отобранные у них храмы и монастыри, возвращают и католикам их собственность. Будем же и мы старообрядцы требовать возвращения нам нашей собственности. Этим требованием мы исполним наш долг пред нашими предками, жертвовавшими последнюю лепту на устройство храмов, и пред нашей совестью, которая не может спокойно видеть, как нашей святыней распоряжаются изменники и предатели св. церкви, в лице разных миссионеров и других перебежчиков.
  Старообрядец, ежемесячный журнал, № 3, март 1906 года.