Работа И.С. Абрамова "Поездка в Стародубье" была прочитана автором в заседаниях этнографического отдела Географического Общества 17 октября и 7 ноября 1908 года. Краткие сведения об этом докладе напечатаны в журнале "Живая Старина", книжка 67, выпуск III. Рукопись эта, присланная автором в редакцию "Материалов к истории и изучению русского сектантства и старообрядчества", в настоящее время хранится в Рукописном отделении Академии Наук, и значится по описи: "сект. 2021". Примечание редактора.
***
"И ащовыми народы пустыя места и зверопаственныя места паселяхуся, и в место древес, людей умножение показася, трава и тернии растущая в вертограды и сады обратишася..."
В этнографической литературе за последнее время особенно часто стала высказываться мысль о необходимости внимательного порайонного изучения русского сектантства не с миссионерской, а с этнографической точки зрения. Имея в виду такое именно изучение, я позволю себе предложить вниманию читателей тот небольшой материал, который мне удалось собрать летом 1908 года среди жителей северных уездов Черниговской губернии, преимущественно среди старообрядцев Новозыбкова, Клинцов, Стародуба, Елионки, Воронка и Лужков.
Исторические данные о заселении Стародубья
Древнему Стародубу, летописная известность которого начинается с 1080 года, суждено было занять выдающееся положение в истории старообрядчества.
Путь в Стародубье, как известно, указал московский священник Козьма, бежавший после 1667 года к своему другу стародубскому полковнику Гавриле Иванову. В старообрядческих источниках об этом событии трактуется таким образом: "Некто бывший в Москве поп, именем Козма, службу имея в церкви всех святых на Кулишках, видя сия палетания, совет положи с духовными детьми своими, отъити в стародубские пределы (бяше бо ему на той час стародубский полковник зело знаем и друг Гавриил Иванович, его же в некоих напастех укрываше). И угодно всем бысть то совещание: оставивше жительство своя, поидоша в Стародуб. Полковник же, видев Козму попа, любовное приятство всем сущим с ним показа и на прошения их к атаману Ламаке, повелевая лицам оным отвести им на жительство место, нарицаемое Понуровку. И тамо все пришедшие с Козмою, числом 20, поселишася при реце Ревне в лето 7177. В Великороссии же елико день, толико умножашеся на староверцы гонение, ищуще тая, и к новшествам принуждающе силою и муками; как страшных прельщений не могуще носити, многие народы оставляюще свои природныя места, сродники и други, течаху в стародубскую область и тамо пустыни населяющее".
После 1682 года старообрядцы перебрались в Ветку. Когда же Ветка была разорена войсками московского правительства, они опять сосредоточились в Стародубье. Здесь же монахом Никодимом в конце 18 века положено было начало единоверию. Никодим, хлопотавши через митрополита Платона, был представлен императрице Екатерине ІІ и исходатайствовал в 1784 году право старообрядцам Южного края иметь священников, с дозволением отправлять службу по старым обрядам. Вслед за этим, в Стародубье и Новороссии возникло до 12 единоверческих церквей.
Известный историк старообрядчества на Ветке и в Стародубье, протоиерей Андрей Иоаннов (Журавлев), в сочинении вышедшем в 1795 году, "Полное историческое известие о древних стригольниках и новых раскольниках, так называемых, старообрядцах, о их учении, делах и разгласиях, собранное из потаенных старообрядческих преданий, записок и писем, церкви Сошествия Святаго Духа, что на Большой Охте, Андреем Иоанновым", - так говорит о заселении стародубских посадов: "Причина населению их была не одна, но многия, паче же строгость и поиски зачинщиков раскола и других государственных мятежников, бывших во время стрелецкаго бунта. Паны на чьих землях беглецы наши селились, принимали их ласково, в надежде учинить их вечными себе данниками.
Русаки наши, как узнали друг от друга малороссийскую дорогу, то безпрестанно один за другим туда приходили и редкой беглец при собственном имени оставался для того, чтоб в случае поисков нельзя было познать их...
Люди мало-по-малу начали сводить между собою знакомство, и стали вопрошать друг друга отчего кто из России бежал, почему иной отвечал:
Я де от веры ушел, а другой — я де от ареста; третий — я де от церкви; иные же прямо говорили, что либо от помещика, либо от рекрутства, и прочее" (ч. IV , стр. 86-88).
По ходатайству киевского генерал-губернатора князя Д.М. Голицына, Петр I в 1715 году велел обложить слободу Елионку податью, для чего произведена была 1-я перепись слобожан в том же 1715 году. Вторая перепись была произведена в 1736 году, о чем я сейчас скажу подробнее. С этого времени старообрядцы стали считаться в ведении киевской губернской канцелярии. Украинцы не особенно дружелюбно встретили пришельцев. Начиная с 1718 года малороссийские гетманы не раз обращались к русскому правительству с жалобой на раскольников, отнимавших "грунт" и всячески своевольничавших. Гетман Апостол в 1728 году писал:
"Раскольники покупают землю, а иные отнимают насилием, но жаловаться на них негде; беглые помещичьи крестьяне являются в Малороссию на житье, и тогда как стародубские раскольники вывозят их за границу на Ветку, с украинских помещиков взыскивают подати за них". Русское правительство отвечало: "Выслать раскольников черниговского и стародубского полков, записанных в подушной оклад, по многим причинам нельзя; гетман отправит надеж6ного офицера, который, если найдет незаписанных в оклады, внесет таких в оклад; жалобы об обидах раскольников будет разбирать гетман с доверенным от правительства" ("Стародубье", Т. Верховского. Казань. 1874 год).
Некоторые сведения о первых насельниках из рукописи 1736 года, найденной в посаде Елионке
В архиве Елионского упрощенного общественного управления нам удалось найти интересный рукописный документ, содержащий данные о первоначальном заселении названной слободы. Документ этот - перепись елионских жителей 1736 года.
Рукопись большого формата, в лист, озаглавлена так:
"Слобода Елионка. Поселение имеет в Стародубском полку в Топальской сотне при реке Елионке, бывшаго бунчуковаго товарища Михаила Исаакова сына Рубца в 7192 году, о чем значится по прежним переписям. В составе оная слобода в разстоянии от города Стародуба в 20, от границы польской в 65 верстах".
Как видно из отметок о происхождении елионских жителей, они стекались сюда из разнообразнейших мест России, причем их побуждали бежать не только гонения за веру, а также желание освободиться от ига крепостного права. Вот несколько выписок из упомянутой рукописи, выбранных на удачу:
"Илья Прохоров Наумов Яблошниковы. Масальского уезда, деревня Зубова, крестьянин помещика князя Куракина. Сошед оттуда жил за границею в польской области и в Малой России, а в слободу Елионку пришли тому сорок четыре года".
"Иван Игнатьев дети Игнатенковы. Отец их был Костромского уезда, деревни Скомороховой, крестьянин, помещика Баскакова, а имени отчества его, когда оттуда сшел не знает, для того что они родились в слободе Еленке".
"По прежней 1715 года переписи значится, что отец его был Торопецкого уезда, села Вакулова, помещика Луки Иванова, сына Челищева крестьянин, бежал от него до той переписи заблаговременно" (таким образом, первая перепись было не в 1836 году, по разорении Ветки, как утверждает например "Большая энциклопедия" (изд. "Просвещение"), а гораздо раньше еще до разорения Ветки).
"Значится — (по прежней переписи), — что Петр Лукиянов Старицкого уезда, села Акимова, Ракова монастыря, а оттуда... с матерью и дядею своим (бежали). Жили за границею в Польше, в слободе Ветке".
"Афанасий Васильев сын Высонин. Слыхал от отца своего, что он бежал из Новгородского уезду, а котораго села или деревни он не знает, для того, что занесен он оттуда оным отцом его в Польшу в малолетстве и жили во владении шляхтича Полотскаго, в слободе Полковницкой".
"…Выведена она с семейством ее ис Польщи в Россию тверскам драгунским полком".
"Вдова Татьяна Васильева, дочь Ивановская, жена Емельянова 60 лет".
"Муж ея был польской нацыи города Вытебска, польскаго ж города Невля уроженцы. Пришли оттоль в слободу Еленку во время бывшаго в Польше голода".
В предместьях посадов, в так называемых "бочанках" (подобное же предместье, тоже называемое бочанкой, имеется в посаде Воронке), селились малороссы и белоруссы. Фамилии их большею частью имеют окончание "енок", например, Трубенок, Сидоренок и т.д. Встречаются также фамилии на "ский": Шарковский, Стуловский, Рудницкий и т.д. Их носят, очевидно, выходцы из Польши.
Любопытно отметить, что некоторые посадские мещане носят весьма громкие фамилии, как например, — Потемкин, Суворов и т.д.
Известно, что многие беглецы из крепостных крестьян, являясь в разное время в стародубские слободы, меняли свои фамилии из опасения быть водворенными на прежние места. Весьма вероятно, что некоторые из них давали себе громкие фамилии знаменитых русских людей. При переписи, не помнившие своих фамилий, назывались «непомнящие».
Промыслы слобожан
По настоящее время почти возле каждого посада сохранилось предместье, называемое «бочанка», заселенное украинским населением, впрочем, в значительной степени обрусевшим. Жители бочанок занимаются почти исключительно земледелием; жители посадов земледелием почти не занимаются и снискивают себе пропитание различными промыслами, а именно: работой на суконных клинцовских фабриках, обработкой пеньки и щетины, мелкой разносной торговлей и т.п. Скажем подробнее об этих промыслах.
Трепальщики пеньки. Пеньку треплют «трепачи» в особых сараях; трепач стоит возле кадки, похожей на улей и, захватив пук пепьки, спускает его на внешний край кадки и треплет особой лопаткой, называемой "треплом". В сарае обыкновенно стоит густая пыль, так что промысел этот вредно отражается на здоровье рабочих. Очищенную пеньку вяжут в пучки, прессуют и отправляют на место спроса. Пенькотрепальный промысел широко развит в стародубских слободах и дает хорошие барыши скупщикам необработанного сырца.
Щетинники. Щетинный промысел — один из наиболее любимых промыслов жителей Стародубья.
Начиная с праздника Покрова (1-го октября) целые отряды «щетинников» рассыпаются по всем глухим закоулкам широкой Руси, хотя преимущественно идут в Малороссию. С длинной палкой или кнутом в руке, с подвернутой полой, с котомкой за плечами, с маленьким «безменком» в руке, щетинник оглашает тихие улицы села протяжным криком:
— Эй! щетины!
— Щетины не м-а-а!
Скупают они щетину, большею частью, маленькими пучечками, уплачивая за нее гроши, или каким-нибудь галантерейным мелким товаром, а иногда книжками и картинками.
Сами щетинники обязаны сдавать свой товар хозяину, давшему им денег, по 60 копеек фунт, не дороже.
Хозяин продает щетину сырец местному скупщику, имеющему щетинно-сортировочное заведение. При этом различается два рода щетины: 1-й сорт — хребтовая и 2-й сорт — боковая.
Сырец покупается фабрикой от 25 рублей до 120 рублей за пуд, а продается после сортировки: боковая от 25 до 110 рублей, хребтовая от 70 до 300 рублей за пуд.
Самый высокий сорт, называется "окатка" или extra. Больше ценится белая щетина с серебристым оттенком.
"Чесачи", обыкновенно, работают в особом заведении, разделенном на небольшие отделения, где сидит по одному "чесачу", быстро и ловко производящему руками сортировку, при помощи незатейливых инструментов: "драчки", "зубков", гребешка и лопатки. Обработанная щетина крепко вяжется в круглые (по несколько фунтов) пучки и отсылается на рынок. Главнейшими рынками щетины является Петербург и Лейпциг, особенно последний, так как замечено, что требование щетины в Петербург с каждым годом сокращается. По словам одного из наиболее крупных промышленников, с которым мне приходилось беседовать, он продает щетины в течение года около 3-4 тысяч пудов, приблизительно на 200 тысяч рублей.
Коробейники книгоноши. Каждую осень из стародубских посадов расходится по разным закоулкам Украйны множество коробейников книгонош. Они набирают в свои короба много дешевых сытинских изданий — брошюр и картинок — и выменивают на них, главным образом, щетину, не пренебрегая, впрочем, и другим подходящим товаром.
Так, например, в посаде Елионке мне встретился коробейник Парамон Суворов, который тысячами скупает в Курской и Орловской губерниях старые кокошники и подвергает их "выпалу" (пережиганию). Добытый сплав продает ювелирам по 15 копеек за золотник.
— Попадаются другой раз кокошники весьма старинные,— рассказывал Суворов, — у иных на макушке узоры затейливые... Мы все жжем, без разбора...
Свидетельство на право разносной торговли здешние коробейники добывают через местных миссионеров, которые, само собою разумеется, стараются навязать им соответствующий "товарец". Однако, по отзывам коробейников, нынче у деревенского покупателя вкусы поизменились: "божественныя" книги, которые еще недавно так бойко продавались, теперь требуются меньше, поднялся спрос на светские книги, книги про русско-японскую воину, про "слободы" про смертные казни, о которых в последнее время так много идет разговоров по деревням. Многие спрашивают просто такие книги, которые "поновей". По прежнему хорошо идут сонники, оракулы, песенники. Сыщицкая литература еще, слава Богу, не завоевала себе места в коробе стародубских офеней. Картин более требуется с духовными сюжетами; светские картины чаще покупают "панки", иногда учителя школ грамоты.
Из книг духовного содержания наиболее расходится Евангелий, и молитвенников.
Требование крестьян на светские книги, — о свободах, о Думе, о жизни заграничных государству — коробейниками почти ни удовлетворяется.
— Опасаемся держать такое чтение, - рассказывают коробейники,— стражники да урядники больно уж надокучают, большое угощение за них требуют, не стоит овчинка выделки... Если бы мы держали такия книжки, каждый бы, конечно, купил. Многие очень даже убедительно просят привести хороших книжек с ярмарки из Ромен, да дело это рискованное.
В глухих селениях Малороссии до последнего времени офени книгоноши являлись единственными распространителями книги, без них книга не нашла бы себе дороги в убогую хату крестьянина. В украинской газете «Рада» мы встретили интересные воспоминания бывшего ученика народной школы, с любовью вспоминающего заходивших на село щетинников с книжками и мелким товаром.
Меняя щетину на книжки, они способствовали распространению грамоты в селе. "Между книжками, рассказывает автор, попалась мне "Катерина" Шевченка. Я не могу теперь передать того настроения, того необыкновенного воодушевления, с которым я читал чудную поэму... С того времени начал я искать книг..." Пишущему эти строки также вспоминаются в прошлом те светлые, радостные минуты, когда в наше местечко приходили щетинники из Стародубья и приносили книжки. Правда, у них были по преимуществу лубочные издания, вроде "Кровавый дух или жертва злодеев", "Разбойник Чуркин", "Портупей Прапорщик", "Гуак или непреоборимая верность. Рыцарская повесть", "Повесть о приключении английского милорда Георга и бранденбургской маркграфини Фредерики Луизы", но изредка встречались поэмы Шевченка, рассказы Гоголя и различные сборники стихов и песен. Таким образом, многим жителям южных губерний, начавшим свое образование в сельской школе, приходится с глубокой признательностью вспоминать стародубских щетинников-книгонош, заносивших в глухие углы печатное слово.
Черты из быта старообрядцев
Хороводы. В быту стародубских старообрядцев прекрасно сохранились старинные обще-русские обычаи. Любопытны их хороводы и свадьбы. С наступлением ясных весенних дней слободская молодежь начинает водить "карагоды"; окрестности оглашаются веселыми хороводными песнями. Песни здесь те же, что и в местечке Ветке (Могилевской губернии).
Интересно, что в тех слободах, где население с весны уходит на заработки, хороводы переносятся на другое время, даже на зиму, так, например, в слободе Митьковке близ Климова, Новозыбковского уезда, население водит хороводы в течение всего рождественского мясоеда, чего не делается нигде в России. Летом же все митьковцы находятся в отлучке: уходят на баштаны.
Свадьбы. Девушки здесь выходят замуж очень рано, нередко 14-15 лет. Мужчины женятся гораздо позже, не прежде чем добьются некоторого материального благосостояния. Приданого за девушками давать непринято; заботятся лишь о том, чтобы у них был по возможности богаче и красивее наряд. Перед свадьбой, в доме невесты устраиваются смотрины, так как проводя молодость среди чужих людей на заработках, жених почти не знает слободских невест.
Сначала засылается сваха и спрашивает, можно ли посмотреть невесту? В случае согласия, устраивается вечеринка; жених и невеста садятся вместе, разговаривают, знакомятся. Далее идут "заручины". Сначала все молятся, "кладут начал". Перед венцом жених и невеста непременно постятся; священнику перед совершением обряда венчания принимать пищу не возбраняется. При венчании священник не всегда требует документы, удовлетворяясь показаниями свата и свахи. Расторжение брака явление довольно частое и производится священником без особых формальностей. Разведенные супруги могут беспрепятственно вступать в брак. Спорные случаи рассматриваются на епархиальных старообрядческих съездах.
В числе постановлений последнего епархиального съезда Новозыбковской епархии встречаем, между прочим, такое: "§ 13. Брак Ефима Вас. Муливанкина с Варварою признан к расторжению" (определения Епархиального Съезда Новозыбковской Епархии Старообрядцев Тип. К.Н. Клапцова. Клинцы. 1907 год).
В числе определений упомянутого съезда находим также следующее: (§ 6) "Совершение таинства брака другого прихода, в отсутствии приходского священника, к которому принадлежат брачущиеся, не должно совершаться другим священником без письменнаго удостоверения церковнаго старосты и поступать в таком деле согласно 51-й главы книги кормчей".
При отказе старообрядческих священников совершить брак по каким-либо причинам, брачующиеся прибегают к услугам единоверческих священников, за что епархиальные съезды налагают соответствующие взыскания. В цитированных нами «определениях» по этому поводу читаем: (§ 14) "... И.Д. Кухаркин правилам св. отец не подчинился, а дозволил свою родную дочь повенчать в единоверческой церкви, за что ему епархиальным съездом воспрещено быть попечителем церквей, дабы другим не подать соблазна".
Раздача милостыни
Большим значением у старообрядцев пользуется раздача милостыни, в особенности на помин души. У более зажиточных раздача денег производится в течение сорока дней после смерти члена семьи; у менее состоятельных — в определенные дни: в день похорон, в девятый, двадцатый и сороковой день при поминальных обедах. Раздачу производят и дома и в моленных.
В особо затруднительных житейских случаях, как например, при трудных родах, продолжительной болезни и т.п. прибегают к "тайной" раздаче: кладут деньги на колодезный сруб; их подбирает какой-нибудь бедняк, которому посчастливилось прийти первым. Зажиточные этих денег не берут. Взявший тайную милостыню тем самым принимает на себя нравственную обязанность попросить у Бога милостей положившему монету.
Положенную монету берут с большой осмотрительностью, так как старообрядцы согласны молиться не за всякого. Отметим характерный факт. В одной из слобод была открыта общеземской организацией бесплатная столовая. Некоторые из старообрядцев отказались пользоваться столовой, так как не знали за кого придется молиться, — если за хохла, то не согласны...
После смерти богачей, иногда раздаются значительные суммы; так например, по смерти одного Елионского промышленника было роздано несколько десятков тысяч рублей. Когда некоторые из местной интеллигенции советовали употребить эти деньги более производительно, наследники ответили, что для них, прежде всего, дорога воля завещателя, назначившего определенную сумму для раздачи.
Из области верований
Большинство старообрядцев стародубских посадов принадлежит к приемлющим австрийское, или белокриницкое священство.
По отзывам стариков, крепость старинных устоев за последнее время "упадает", особенно среди молодежи. Впрочем, упадок этот для постороннего наблюдателя весьма мало заметен. Да и те, кто жалуется, указывают на малозначительные факты, вроде следующих:
— Раньше благочестия среди народа больше было... Бывало за десять шагов не доходя до моленной шапку сымаешь и кладешь соседу на окошко, а теперь с шапкой в моленную являются. Показаться в дипломате (пальто) и думать нельзя было, обязательно нужна сорокасборка; также калоши... Брюки па выпуск носить воспрещалось, нужно было прятать в голенища. Некоторые из молодежи покуривать стали, бороды другой раз сбривают. А иные только для стариков и боятся старину нарушать, чтобы не огорчать их, а как помрут старики, еще больше перемен пойдет.
Последний съезд новозыбковской епархии обратил внимание на повторяющиеся случаи брадобрития и вынес по этому поводу нижеследующее постановление:
(§ 5) "Бреющих брады по трое-кратном внушении местным священником, на основании славянской кормчии, лист 389, глава 47 и 96 прав. 6-го Вселенского собора по полному переводу сто глав гл. 40, и аще не оставить брити брады, отлучать таковых от святыни на основании синтагмы, Матфея властора гл. 9, буква т, стих 379".
Нередко самое незначительное обстоятельство в окружающей жизни вызывает к себе страстное внимание начетчиков и порождает долгие споры. Некоторые, например, отвергают те книги и рукописи, на которых имеется водяной знак, изображающий медведя с топориком (герб Ярославской губернии), говоря, что сбывается реченное в писании: "поневоле поклонятся зверю..." Люди молятся, дескать, по таким книгам и не замечая водяных знаков, "по неволе» кланяются "зверю"..."
Новая секта пасхальников
Среди старообрядцев описываемого района никогда не прекращались различного рода умственные течения, основанные часто на предпочтении "буквы мертвящей духу животворящему". Последнее течение такого рода выразилось в возникновении сравнительно новой секты "пасхальников", впервые замеченной в посаде Воронке.
Пасхальники — один из безпоповщинских толков. Последователи названного толка признают, что Иисус Христос родился в 5500 году от сотворения мира, а не в 5508 году, как принято обыкновенно полагать, в 5508 году родился антихрист, который нарушил всю пасхалию, после чего все праздники стали праздноваться не в надлежащее время; по верованию последователей описываемой секты, пасху нужно праздновать 23 марта, а Рождество Христово за 8 дней до 25 декабря, новый же год 1 марта. В свою очередь пасхальники подразделяются на две группы,— одни утверждают, что антихрист отобрал все и на земле уже нет условий необходимых для спасения души; другие, соглашаясь, что антихристом отобрано все, полагают, однако, что благие желания, стремления к истине, могут заменить сущность самих вещей; нужно веровать, что все есть и все будет, ибо в священном писании сказано: "верова Авраам и вменися ему в праведность". В частности, пасхальники не принимают присяги, считают, что нынешней власти повиноваться не следует. Верят они также, что последние великие изобретения, как-то: телефон, телеграф, железные дороги и прочее тоже от антихриста...
Не могу не вспомнить здесь моей беседы с убежденным пасхальником, глубоким стариком, бывшим некогда старшим приказчиком у известного богача, удалым молодцем, разъезжавшим с красным товаром на 3-х тройках по лицу русской земли. Под старость он всецело отдался религиозной жизни, отказался от своего состояния, собственноручно выкопал землянку и поселился в ней.
Как много детской веры было в его толкованиях новой пасхалии! Крепко верить он, между прочим, что присягать грех, подписывать официальные бумаги — богопротивно. В разговоре со мной старик пасхальник с большой горечью вспоминал, как однажды писарь принудил его в общественном управлении подписать какую то бумагу.
— Я посмотрел, — год, говорю, неправильный, значится; от сотворения мира до Рождества Христова вы неправильное число лет полагаете. А писарь отвечает: приказано так считать, не твоего ума дело. Нудил он нас, нудил... Товарищ мой и говорит: подпишем, не на нас грех, а на нем, зачем нудит... Подписали. Грех то ему, писцу будет, это правильно, а только и мы тоже маленько в ересь впали... неправы!..
О миссионерах
Насаждением православия среди черниговских старообрядцев занято, главным образом, "Братство св. Михаила Черниговского", существующее уже 20-й год и ведущее свою деятельность через братские церковно-приходские школы, устроенные в старообрядческих центрах, через братские библиотеки-читальни и книжные склады и, главным образом, чрез миссионеров.
В городе Стародубе имеется отделение "Братства", содержащее четыре единоверческие церковно-приходские школы: Воронковскую, Елионскую, Лужковскую и Новомлынскую, влияние которых, впрочем, на старообрядческое население трудно поддается учету.
Имеются также отделения вышепомянутого "Братства" и в других крупных центрах Черниговского старообрядчества, — в городе Новозыбкове и посаде Клинцах.
В церковно-приходских школах Новозыбковского отделения обучается 364 учащихся из единоверческих семейств.
Кроме центрального книжного склада "Братство" имеет отделение в посаде Воронке и содержит двух книгонош. Несмотря на то, что склады продают книги и брошюры не только в розницу, но также и оптом книгоношам из единоверцев, операции их в общем незначительны (Воронковским складом получено прибыли за последний отчетный год 224 рубля 78 копеек).
Что касается книгонош, находящихся в непосредственном заведывании епархиального миссионера, живущего в посаде Воронке, то они распространяют религиозные брошюры (разумеется с тенденциями специально-православными), как среди старообрядцев, так и среди прочих сектантов губернии; ими распространено за последний отчетный (1907) год книг и брошюр в старообрядческих пунктах на сумму 278 рублей 99 копеек, (до 2700 экземпляров) и в сектантских пунктах на сумму 679 рублей 24 копейки (до 10000 экземпляров). Книгоноши содержатся епархиальным миссионером не только для торговых операций, а также «для слуха». Ночуя в крестьянских избах, разъезжая по ярмаркам в городах и посадах, они примечают инакомыслящих, прислушиваются к их разговорам и сообщают результаты своих наблюдений епархиальному миссионеру, который вслед за этим принимает "соответствующия меры".
Среди миссионеров встречаются лица, вышедшие из старообрядческой среды, выделившийся уменьем вести собеседования и перешедшие на службу господствующей церкви.
После указа о веротерпимости
После указа 17 апреля 1905 года религиозная жизнь старообрядцев, принужденная долгое время таиться в тени, стала мало-помалу выходить наружу.
Радостно зазвучали долго безмолствовавшие колокола, созывая народ в моленныя, показались крестные ходы и погребальный процессии. Особо торжественные похороны были устроены старообрядческому епископу Сильвестру, скончавшемуся в Полосе, близ Клинцов; в процессии принимали участие 4 епископа и многотысячная толпа народа.
Надо думать, что далеко не всем по сердцу пришлись эти проявления религиозной народной жизни; по крайней мере в "Отчете братства св. Михаила" за последний отчетный год находим не совсем спокойно выраженное по этому поводу замечание: "Эти шествия сопровождались иногда полицией, казаками, а некоторые из чиновников даже подходили при этом ко кресту, целовали руки лжеепископов и лжепопов и говорили речи..."
Возникшие в этот период новые старообрядческие издания встретили живой интерес в Стародубье. Просветительным центром явился посад Святск, родина старообрядческого епископа Иннокентия (И.Г. Усова), редактировавшего одно время журнал "Старообрядец".
В тоже время, стали учащаться случаи перехода единоверцев в старообрядчество (особенно в посадах Елионке и Митьковке).
В жизни старообрядцев Стародубья, приемлющих австрийское священство, вскоре после объявления указа о веротерпимости произошло важное событие, я говорю о примирении окружников с противоокружниками, совершившееся 5-го июня 1906 года в Москве на Рогожском кладбище, на условии предать полному забвению "Окружное послание", подписанное старообрядческими епископами в Москве в 1862 году.
После этого епископ Михаил Новозыбковский объезжал стародубские слободы и устраивал торжественные крестные ходы: из неокружнических молелен в окружнические, проповедуя мир и взаимную любовь.
Известно, что Московский старообрядческий епископ Иов остался при своем мнении и предал проклятию примирившихся. Последствия этого, можно было отчасти наблюдать в Стародубье: некоторые перестали ходить в моленныя, а иные даже перед смертью не требовали священника, "умирали по безпоповски".
Было еще одно последствие вышеупомянутого примирения: в Стародубье оказалось два епископа на одной кафедре — окружник и противоокружник, — Михаил Новозыбковский и Гермоген Новозыбковский и Киевский; впрочем, большинство примирившихся успокоилось на той мысли, что хотя это обстоятельство и противно канонам, но представляет явление временное, до смерти одного из епископов, а потому особого значения не имеет.
Отношения окружников к неокружникам с достаточной яркостью выражены в нижеследующем "стихе", распространенном в Стародубье:
"Стих о неокружниках".
1. С тех пор как наши боголюбивые епископы знаменитое окружное послание издали,
с того времени неокружники явными врагами стали.
2. И вот до чего они возгордились,
что истинному учению, изложенному в окружном послании, не покорились.
3. И как они от истины отстали,
то и особого епископа искать стали.
4. И к такому безумию пришли,
подобного себе лжеучителя нашли.
5. Такое беззаконие совершили,
что его московским епископом утвердили.
6. Хотя этим святых отец правила нарушили,
за то самолюбие свое потешили.
7. Он теперь земную жизнь оставил,
и зла в некоторых местах много наставил.
8. Преемник его, Иосиф, до того дошел,
что и по сие время нигде себе лица не нашел.
9. Он и у кривотолков стал из моды выходить,
многие неокружники к нему перестали ходить.
10. Неокружники между собою разделились,
и анафему произнести не устыдились.
11. Боголюбивые епископы, приемлющие окружное послание, к тебе взывают,
лжеучителями их называют.
12. Пора вам с нами помириться,
и истинному учению покориться.
13. Более двадцати лет прошло и сколько раз мы окружное послание прочли,
но ничего в нем худого не нашли.
14. Многие из вас вразумились
и истинному учению покорились.
15. С восторгом они о нем говорят
и автора окружного послания благодарят.
16. Что он таким наставил нас истину познать
и от лести отстать.
17. Само окружное послание к ним взывает: что вы худого во мне нашли,
от истинного пути ушли?
18. За то только мы вам противны стали,
что соборне окружное послание издали.
19. Сатане очень тошно пришло,
что окружное послание в свет пошло.
20. Он послал своих помощников на окружное послание клеветать,
чтобы в нем ересь указать,
21. чтобы такой мерой людей Божиих от истины отвести
и в погибель привести.
22. Защитники окружного послания твердо за него стали:
лжеучение неокружников снова протестовали.
23. Некоторые из них стали в тупик,
что не знают куда и ступить.
24. От Иосифа ушли,
и к Савватию архиепископу не пришли.
25. Что же с этими людьми осталось творить?
С усердием Бога о них молит:
26. Господь их не оставит,
и на истинный путь наставит.
Списано с рукописи в посаде Воронке.
В настоящее время, как и прежде, среди старообрядцев очень много охотников поспорить о правильной вере, как с профессионалом миссионером, так и со своим соседом — православным, или представителем иного толка. Эти споры ведутся с большим воодушевлением и иногда заканчиваются серьезными недоразумениями. В брошюре, изданной в Чернигове (1907) и имеющей официальное происхождение: "Посещение Преосвященнейшим Нестором, епископом Новгородсеверским, при обозрении епархии, некоторых пунктов, зараженных расколо-сектантством и неверием", находим, между прочим, такое сообщение:
"15 августа 1907 года преосвященнейший Нестор, епископ Новгородсеверский, выехал из Чернигова для обозрения церквей епархии, согласно составленному маршруту, 17 августа прибыл в посад Чуровичи. После обычной встречи, с благословения Владыки, я открыл с старообрядцами беседу о незаконности австрийского священства. Возражателем выступил ктитор австрийского толка Аникей Илларионович Верховинин... Шумная беседа продолжалась более часа. Преосвященный вышел из алтаря и шум прекратился пением "многолетия". После беседы Владыка был сопровожден православными в квартиру священника отца Б., где и имел ночлег".
Далее описывается, как на улице послышались выстрелы из револьвера, направленные в сторону городового, "который в храме способствовал прекращению шума". "Старообрядцы пустились бежать, причем одного из них полиция выстрелом из револьвера ранила и арестовала" (насколько нам известно судебного процесса, исследовавшего это событие — не было. Нам также неизвестно, чем вообще кончилась эта история в высшей степени странного и сомнительного обвинения старообрядцев).
Картинка выхваченная прямо из жизни, и достаточно ярко освещающая способы доказательств справедливости любвеобильного христианского учения!
Что сказать о политических воззрениях населения описываемого района? Воззрения эти разнообразны и находятся в зависимости от многих причин, распространяться о которых здесь мы не имеем возможности. Преклонение пред идеей справедливости, дух искания "града небеснаго" искони присущий последователям "древле-православной", церкви нередко проявляется и в современных условиях русской действительности, и проявления эти будут еще более часты тогда, когда среди серой массы процветет знание, "яко сельный крин" и "обагатит связанных нищетою, укрепит изнемогающие, свободит бедствий и скорбей исполненные..."
Ив. Абрамов.