В июне месяце сего 1899 года жители Стародубских посадов,— православные и единоверцы,— услышали, что Преосвященнейший Михаил, Епископ Новгородсеверский, будет посещать раскольнические посады. Раскольники, услышав об этом, с гордостью говорили православным: "посмотрим, как то будет молиться ваш архиерей,— может и лица-то правильно перекрестить не умеет". С такими словами раскольники приставали особенно к тем, которые только что присоединились к святой церкви. "Приезд Преосвященного,— говорили новообращенные, - радует нас, но может и опечалить, ежели только раскольники подметят какое неисполнение обрядовой стороны".
18 июня, во втором часу пополудни, Его Преосвященство прибыл в посад Лужки, где его ожидали с нетерпением. По звону колокола, к Успенскому храму собралось много народа, в числе которого было много раскольников. Некоторые из них пришли, руководимые любовью и искренним желанием посмотреть на православного Архиерея, другие из простого любопытства, а иные и с целью подметить что либо противное раскольническим взглядам, чтобы потом укорять присоединившихся из раскола к православию. Но все коварные замыслы раскольников были уничтожены христианским обращением Его Преосвященства.
При входе в Успенский единоверческий храм Владыку встретили раскольники с "хлебом-солью". Владыка спросил их: "От чистого ли сердца они приносят ему хлеб-соль". Раскольники уверяли, что подносят от чистоты сердца. Владыка истово оградив себя крестным знамением, благословил хлеб-соль и принял его.
По входе в храм, после обычной встречи, Владыка служил молебен Божией Матери, при чем чтение акафиста начал сам Владыка, а продолжали четыре священника, попеременно. После молебна Его Преосвященство сказал весьма назидательную речь о признаках церкви Христовой, о седми таинствах церковных и о значении каждого в отдельности, а также и о том, насколько счастливы те люди, которые состоят чадами православной церкви, и насколько достойны сожаления те, которые не желают соединиться с православною церковью. Слушая ясную, всем понятную речь Владыки, раскольники были весьма удивлены тем, что Владыка наизусть приходил много текстов из Священного Писания и старопечатных книг: Великого катихизиса, Благовестника, Книги о вере и других, причем указывал даже на главы и листы этих книг. Во время служения Владыка так истово осенял себя крестным знамением, отделяя от него поклон, что раскольники невольно говорили: "Вот такому крестному знамению не радуются беси".
По окончании служения в Успенском храме и по посещении церковной школы раскольники просили Владыку пожаловать в дом к Боженову (старообрядцу) откушать хлеба-соли. Войдя в дом, Владыка благословил трапезу, за которою, однако, сели одни православные, раскольники же, иные сидя, иные стоя вдали, лишь только приглашали кушать. После трапезы Владыка благодарил старообрядцев за радушие, но при этом заметил им, что они не хорошо сделали, не пожелав вместе разделить трапезу. Благословив народ, Владыка уехал в село Стративу, а оттуда в пять часов вечера приехал в Воронок.
По приезде Владыка посетил православный храм и затем имел ночлег в доме купца Д.В. Карамина. Ночуя здесь, Владыка рассматривал библиотеку Д.В. Карамина и благодарил его за усердие к приобретению полезных книг и за труды его на пользу святой церкви.
Обрадованные приездом Владыки Воронковские единоверцы вместе с православными согласились отправить на 19 июня торжественную службу с молебном в честь новопрославленного чудотворца Феодосия Углицкого. Накануне этого дня в обеих церквах было отслужено всенощное бдение, за которым присутствовали и раскольники.
Не смотря на то, что 19 июня приходилось в субботу, когда в Воронке бывает базар (торг), многие из православных, а также и из раскольников не открывали своих лавок; все промышленные заведения в этот день были закрыты: был всеобщий праздник. В 9 часов утра Его Преосвященство начал служить божественную литургию в сослужении двух православных в четырех единоверческих священников, протодиакона и диакона. Попеременно пели два хора: архиерейский на правом клиросе и единоверческий на левом. Храм не вмещал в себя молящихся; было много и раскольников, которые молились вместе с православными. Не смотря на тесноту, некоторые из единоверцев несли своих младенцев, чтобы удостоиться причастить их Св. Таин из рук Архипастыря.
По заамвонной молитве Его Преосвященство произнес проповедь на тексте: "Всяк сад, егоже не насади Отец Небесный, искоренится".
В этой проповеди Владыка указал на то, сколь блаженны люди, которые находятся в насажденном Отцем Небесным саду, т.е., находятся в единении с православною церковью, которая по истине и есть сад Отца Небесного; и насколько несчастны те заблудшие люди, которые не хотят пребывать в этом саду. Как за оградой хорошего сада растут те колючие растения, которыми язвили Божественную главу Господа нашего Иисуса Христа, так и люди, находящиеся вне ограды церкви Христовой, своими ложными учениями и злословиями оскорбляют церковь Христову и ее служителей и пастырей; и как страдания Христовы послужили на пользу роду человеческому: "язвою Его мы исцелехом" (Исаии 53, 5), так и эти оскорбления церкви Христовой приносят нам пользу: "подобает в вас ересям бытии". Велика польза тем, продолжал Владыка, которые находятся в саду Отца Небесного. Велика будет радость, когда Господь даст, что и ненавидящие нас войдут в ограду Отца Небесного и будут едиными усты и единым сердцем славить Отца и Сына и Святого Духа.
Вот основные мысли проповеди Его Преосвященства, которая сильно повлияла как на православных, так и на раскольников. После проповеди Владыка сам раздавал антидор, а после отпуста всех по одиночке благословил. По окончании литургии Его Преосвященство посетил квартиру единоверческого священника, где вознес свои Архипастырские молитвы о здравии всей его — священника семьи. Откушав чай в квартире священника, Владыка посетил церковно-приходскую школу при единоверческой Богоявленской церкви, где был встречен учителем школы, его помощником и учениками, большинство которых были дети раскольников. Один из присутствовавших здесь старообрядцев пожелал, чтобы дочь его приняла Архипастырское благословение. Владыка благословил ее, потом спрашивал учеников по Закону Божию и славянскому чтению и благодарил учащих за их труды и школе. По испытании учеников в познаниях, Владыка сказал речь, в которой выяснил, на сколько дорого должно быть для христианина учение в церковной школе, сколько радости приносит оно усердно учащимся в ней и их родителям. Во время посещения Владыкою школы учащие и учащиеся пели некоторые песнопения по-православному и по-единоверчески, а в заключение пропели молитву "Достойно есть" и "ис пола эти деспота". Оставив церковную школу, Владыка посетил братскую книжную лавку, осмотрел в ней иконы, книги, противораскольническую библиотеку и приобрел для себя отличной живописи иконы.
Посетив книжную лавку, Владыка пожаловал в дом церковного старосты Д.В. Карамина. Здесь была предложена Владыке трапеза, за которой присутствовали священно-церковно-служители и почетные жители посада. Были здесь также и раскольники, которые приняли от Владыки благословение и благодарит его за истовое изображение крестного знамения и исполнение церковной службы без опущений. В доме Карамина Владыка долго беседовал с раскольниками о спасительном пути и после трапезы отправился в посад Княжую и Стародуб.
Служения Его Преосвященства, его проповеди и христианское обращение с раскольниками оказали сильное влияние на раскольников: два из них не пожелали долее оставаться в расколе и в скором времени после посещения Владыкою Воронка присоединились к св. церкви.
22 июня Его Преосвященство посетил посад Елионку. Здесь при входе Владыки в храм ему поднесли раскольники хлеб-соль, но Владыка пригласил их сначала помолиться Богу, а потом уже обещал принять и хлеб-соль. В храме Владыка отслужил молебен Божией Матери. По окончании молебна Его Преосвященство сказал проповедь, в которой вел речь об истинной церкви Христовой, о законных пастырях, имеющих право прощать грехи верующих, о седми таинствах церковных и о том, что кто не находится в единении с истинными пастырями, тот не наследует царствия Божия. По просьбе старообрядцев Владыка благословил миссионера-священника отца В. Родионцева произвести беседу. Предметом беседы была незаконность австрийской лжеиерархии. Возражателем на беседе выступил известный Никита Сырников, который, вместо ответа на вопрос о незаконности австрийской лжеиерархии, начал говорить об отце Никоне, почему отец В. Родионцев, сделав замечание, закончил беседу. По выходе из храма Владыка посетил дом священника и принял здесь хлеб-соль, принял также хлеб-соль и от раскольников, сказав им свое архипастырское поучение. Затем раскольники пригласили Владыку откушать хлеб-соль и у них. В общественном управлении была предложена обильная трапеза, за которой участвовали с Владыкой православные и раскольники. После трапезы Владыка сказал Архипастырское поучение и, благословив присутствующих, отправился в другие посады: Климов, Клинцы, где принимал участие в миссионерских публичных беседах.
Своим посещением Его Преосвященство оставил по себе доброе воспоминание среди православных и раскольников. Богослужения, совершенные Преосвященным Михаилом, были причиною того, что со стороны раскольников не стало слышно похвальбы истовыми архиерейскими богослужениями, совершаемыми их лжеархиереями. Вместо прежних самовосхвалений и порицаний всего православного раскольники очень часто высказыкают благодарность Его Преосвященству, Преосвященнейшему Михаилу, Епископу Новгородсеверскому.
Священник В. Родионцев.
Черниговские Епархиальные Известия, № 20, 1899 года.