СТАРОДУБСКИЙ РАЙОН

Экспертное мнение


СОБОР РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА


Собор Рождества Христова   Престолы: Рождества Христова
  Год постройки: 1678 год. Действует

  Расположен в центре города на бывшей Рыночной площади (улица Первомайская, 11), играет важную роль в общегородском силуэте.О точной дате сооружения этого храма со всей определенностью сказать невозможно. По страховым документам 1910 года его относят к XIII веку. Некоторые исследователи, опираясь на некую справку, утверждают, что в его фундаменте сохранилась закладная табличка 1405 года. Информация, конечно же, спорная, но со всей уверенностью можно сказать, храм уже существовал в начале XVII века (1617 год), правда в деревянном виде. После сильного пожара 1677 года она сгорела и вместо нее вскоре была построена нынешняя каменная; с начала 18 века она стала соборным храмом Стародуба, а при гетманщине - полковым собором. В 1744 году здание обгорело, сохранив, однако, первоначальные формы. Сооружено из кирпича и позднее оштукатурено. Собор славился на всю окраину замечательными росписями, богатством отделки и утвари, колокольным звоном. В период советской власти был закрыт, и использовался как склад. В 1980-х годах в храме возобновлены Богослужения. Рядом построена небольшая колокольня. Замечательный памятник украинского барокко с рядом оригинальных деталей в духе московского зодчества 17 века.
  По типу это один из ранних образцов украинского трехкамерного купольного бесстолпного храма со своеобразным композиционным построением. Основной объем в виде крупного двусветного неправильного восьмигранника с пологим граненым куполом увенчан световым восьмериком со скуфьеобразной главой. Восточная грань восьмигранника сильно увеличена, а примыкающие к ней боковые, наоборот, сокращены и поставлены почти в одну линию с боковыми фасадами, что создает асимметрию. Лишь в верхней части этот объем приобретает правильную форму. Не совсем обычна и форма примыкающих пониженных частей: алтарь пятигранный, а притвор (бабинец) четырехгранный. Над их купольными кровлями в начале 19 века поставлены цилиндрические барабаны с пологими покрытиями и главками (утрачены). Оригинальный декор фасадов в основном выполнен в духе русских храмов 17 века. Карниз типа "пилы" переходит с алтаря и трапезной на боковые стороны центрального объема, отделяя их верхнюю часть с парными кокошниками и широким венчающим карнизом из трех рядов "пилы" и городчатых зубчиков. Прямоугольные окна в два яруса заключены в наличники с полуколонками и разорванными фронтонами в духе "нарышкинского" барокко и резко контрастируют с входными арочными проемами без обрамлений в притворе и центральных боковых гранях восьмерика. В последних расположены сильно удлиненные окна, полуколонки которых достигают более чем половины высоты стен. Верхние, меньшие окна притвора и алтаря, а также киот над западным входом имеют простые рамочные наличники с треугольными фронтонами. Лишь углы объемов декорированы длинными лопатками, разделенными на части полочками с рядом поребрика. В интерьере главное помещение храма с восемью неравными гранями как бы расширяется к алтарю. В восточных углах устроены трехступенчатые тромпы при переходе к разным по величине лоткам сомкнутого свода с восьмигранным световым кольцом в центре. Алтарь с аналогичным сводом полностью открыт в храм широким арочным проемом, который ранее был закрыт высоким ярусным иконостасом (утрачен). Сомкнутый четырехлотковый свод, так же как и у алтаря прорезанный световым отверстием барабана, перекрывает притвор. Внутристенная лестница в северо-западном углу храма ведет на узкие хоры. Их деревянное выгнутой формы ограждение с красочной декоративной росписью в народном духе выглядит очень нарядно на фоне оштукатуренных стен с простыми карнизами у основания свода и легкими тягами-обрамлениями арочных откосов окон.
  "Свод памятников архитектуры и искусства России. Брянская область", 1998 год.


***

  Алфавитный список церквей Черниговской епархии.
  Цель составления настоящего списка - дать хотя краткие сведения, в виде настольного справочника, об историческом прошлом всех церквей Черниговской епархии, дать возможность иметь представление о том, насколько та или иная церковь может представлять интерес в архитектурном отношении и можно ли рассчитывать найти в церкви хотя некоторые памятники старины. Материалом для составления настоящего списка послужили официальные документы церквей так называемые клировыя ведомости или ведомости о церкви. В список вносилось название села или города, в честь какого события или святого посвящен престол, каменная церковь или деревянная, год постройки церкви, кем церковь построена, если строитель ее был более или менее известным лицом. Церкви построенные до начала XIX века и затем перестраивавшиеся также отмечались, чтобы знать, что первоначальной конструкции церкви видеть уже нельзя. О тех приходских церквах, которые построены в XIX веке на место существовавших прежде, или обозначены что они "построены когда и кем неизвестно", отмечалось, с каких годов имеются при них документы, именно метрические или исповедные книги. Наконец, делались отметки и о тех церквах, которые построены на место сгоревших и где едва ли уже можно рассчитывать на нахождение памятников церковной старины. Ручаться за полную точность предлагаемых сведений, к сожалению, нельзя, так как материал для них – клировые ведомости составляются очень кратко и неполно; особенно это относится к перестройкам, расширению церквей и пристройкам колоколен.
  Стародубский уезд. Стародуб, Христо-Рождественская, каменной постройки в ХІІІ столетии, кем и когда построена - неизвестно. До 1869 была Соборною.
  Труды Черниговской губернской архивной комиссии 1906-1908 годы, выпуск 7.


Собор Рождества Христова

Собор Рождества Христова

Собор Рождества Христова

Собор Рождества Христова

Собор Рождества Христова

Собор Рождества Христова

Собор Рождества Христова