СТАРОДУБСКИЙ РАЙОН

Экспертное мнение


Историко-статистическое описание Черниговской епархии, Архиепископ Филарет, 1873 год


  Мишковка.
  В 18 верстах от Стародуба, на большой дороге из Новгорода к Стародубу, в соседстве с Тарасовкою.
  По самому названию, одно из древних, дотатарских поселений. По стародубовскому протокулу 1690 года село Мишковец; в акте 1666 года то Михновка, то Мишковка. Первое - средних времен, последнее древнее.
  По преданию, нынешний храм покрова Богородицы построен в 1689 году при священнике Лаврентии Шункевиче, прапрадеде заштатного отца Исидора Шункевича. В деле 1724 года Мишковский священник Лаврентий. Но Мишковка называется селом еще в актах 1666 и 1670 годах ("Року 1670 мая 22 Клишко Холохунь, житель села Мишковки доходил на Гришку Колененьку, дядьку своем, жителю тогож села Мишковки ...Суд всказал: мает Гришко Колененько Клишку Холохону, сестреньцу своему, в грунтах всех з заcевом и в cеножатях, также во всех угодях, як ся е себе мают и граничат, половину пусьтити и отдати; а в отчини зась, т.е. в дереве бортном третю тилько часть Гришко Колененко Клишку Холухону, сестреньцю своему, мает дати". Книга стародубовского войта) и следовательно в ней был храм прежде построенного отцом Лаврентием.
  В храме предмет особенного благоговения народного – икона Богоматери. Предвечный младенец на правой руке Богоматери. По преданно икона сперва находилась в доме господ Тришатных, но по совету св. Димитрия, тогда архимандрита Северского, внесена в притвор храма. На ней серебрянная риза в 14 фунтов с надписью: "сделано севского пехотного полку премьер майором Яковом Васильевичем Заводовском и женою его Елисаветою Павловною 1776 года."
  Утварь довольно не бедная: два серебряных напрестольных креста, два серебряных потира, серебряное кадило.
  Из 4 евангелий одно мягкого переплета 1694 года.
  По переписи 767 года при храме школа и два священника. У одного усадебная земля с коноплянником, издревле данная от парохиан, пахотная земля в трех сменах в посеве ржи на 7 четвертей, сенокос на 20 возов, лес в урочище Крывенском на 101 сажень длины и на 50 ширины. У другого священника (Трофима Лаврентьева) двор на земле "издревле данной парохианами", пахать на 2 четверти с четвериком ржи, сенокосом на 63 воза, лес в урочище Крывенском, в длину на 101 саженю, а ширину на 50 сажень. В той же переписи читается следующий акт: "року 1710-я Федор житель села Хомутовки (ныне деревня), а по прозвищу Редка, видя старость свою глубокую и мизерность жития, будучи безчаден, леговалем грунт свой власный на церковь Божу покрова Пресвятыя Богородицы, в грунте полца под собою маючи, щоб жаден мои родич з кривних и близких и далних, не меле потреби ... дъялося в дому Симеона Ивановича при людех зацних и вири годних". В этой земле на 3 четверти ржи в посеве.
  Число прихожан: в 1770 году 466 мужчин и 448 женщин; в 1790 году 492 мужчины и 485 женщин; в 1810 году 520 мужчин и 508 женщин; в 1830 году 546 мужчин и 546 женщин; в 1850 году 578 мужчин и 594 женщины; в 1860 году 599 мужчин и 620 женщин (козаков 403 мужчины).
  Земли в Мишковке в 4502 десятины.
  Любопытен судебный процесс 1666 года по суеверным толкам Мишковцев, который делает честь здравомыcлию стародубского суда того времени.
  "Року 1666 генваря 25 пред нами урядом меским стародубовским и пред паном Тимохом Олексеевичом, атаманом городовым, будучим на месце его мл. пана Леонтия Острянина, пана полковника стародубовского, перекладал скаргу Андрей, обиватель Михновский, на Василя Микитовича, мельника Михновскаго. Василий на его жону Андрееву Орину поведал, якобы мела з своего знахарства жита заламовати, которую ездьмою называл и хотел того доказать през людей, на которых ся и здавал, а меновите на Павла Ивановича, обывателя Мишковскаго. Павло Иванович был припозван на свидетельство, яко бы то он Павло видел заломано жито на купала от ее Орини Андреевой и ее Ориню яко бы самую зостал. Але Павло Иванович того не признал: того, мовитъ, я не видел и оной жоны не застал над житом. Мы то уряд чуючи - казалисмо записать. Повторе пред тымже урядом Хведко Ляев, обыватель Мишковский, зезнавал на туюж жону Андрееву Орину: я, мовит, по ней нечого не знаю; тылко чулем, же и пред Гапоном Омеляновичом, атаманом Мишковским, то было оповедано, якобы она мела жито заломовать и зостал ее Павло Пацук; але то де от людей розных чулем, а не з устъ Павла Пацука, где и Гапон Омелянович, атаман Мишковский, зознал в ты слова; пришовши, мовить, Андрей обыватель Мишковский, оповедал мне, же на его жону Орину люде поведают, яко бы она жито заламывала, але того не доведено и не доказано, тылко то все от людей поголоскою было. На тую ж справу всем селом мужеве Мишковские зознавали, же по той невесте, жоне Андреевой Орине, нечогосмо не видели, жадных злых учинков и не чулисмо не от кого, же бы она мела жито заламовати, албо што иные якие злые учинки починать. Василь Микитич зознал доброволне, в тые слова: я то, мовитъ, по сердцу мовил об оное ведемство и заламованье жита, из людской то мовы оные слова мовилем. Февраля 29 Орина з Андреем малжонком своим стала, готова будучи праву достоять. Казали стать Василю Микитовичу, мельнику Мишковскому, абы - доводил ..." Суд посадил Василя в тюрьму за клевету. Потом Василий "просил Орину, абы его простила. И она за упрошенем людским, будучи милосердем знята простила его Василя во всем".