Чем отличается церковно-приходская школа от земской.
Что такое церковная школа? По своему существу (а не по внешним признакам) церковно-приходская школа есть не что иное, как часть того целого, которое называется "попочение церкви о спасении людей", или "церковное водительство людей ко спасению". Школа подготовляет детей к сознательному участию в церковной жизни, стало быть основным элементом церковной школы является церковность, то есть воспитание детей в духе православной церкви. Это главное, а не программа, не учебники, или преподаватели. А в чем заключается церковность? Заключается она во всем том, что приводить и мысли, и чувства, и желания детей к одному идеалу жития православно-христианского, заключается оно в развитии тех добрых навыков благочестивой жизни, которые присущи каждой православной семье и, под воздействием школы, переходят в сознательное участие в церковной жизни.
Чрезвычайно рельефно выразил это различие профессор Ф.И. Леонович в своем исследовании: "школьный вопрос в древней России" и объяснил, почему церковность составляет существенную черту именно церковно-приходских школ, тогда как в земских школах эта черта является случайною.
"Школа в древней Руси, говорит он, была, конечно, строго церковною и стремилась к той же цели, как и нынешняя церковно-приходская". Не сочувствуя этой цели и подводя итоги своему исследованию, профессор Леонович говорит: "школа образовала в русском не человека вообще, — задача нашей школы определяется лишь со времени Екатерины II, а специально — "православного". Современная церковно-приходская школа стремится образовать специально "православного", и в этом ее различие от школ иных типов и наименований".
Не надо забывать, что известный "дух" в школу вносить ее хозяин. В церковно-приходской школе хозяином является приходской пастырь, не потому что школа эта "духовного ведомства", а совершенно естественно потому, что он - пастырь, а церковная школа есть один из способов пастырского попечения о спасении вверенных ему душ. Понятно, что в свою школу он вносит дух церковности и не может не вносить его. Иное дело — школа земская; там хозяином является кто угодно, только не приходской пастырь, которому отведена скромная роль законоучителя. Хозяином земской школы может быть и иноверец, и человек ни во что не верующий. Правда, он не может повлиять на ход преподавания, так как программа исполняется неизменно при всяком хозяине, но... разве мы говорим о преподавании, а не о воспитании, разве формальная программа обусловливает собой или ограничивает тот дух, который вносит в школу ее руководитель? Земская школа 60-70 годов стала притчей во языцех, а между тем на много ли изменилась ее программа теперь? Закон Божий везде и тогда преподавался в ней. Если в настоящее время указывают на некоторые земские школы, что и они проникнуты церковным духом и воспитывают уже не "всечеловека", а православного, то ведь это счастливое исключение. Сегодня воспитывают православного, а завтра при изменившихся условиях будут воспитывать опять "всечеловека".
На таких частных примерах нельзя строить общего заключения. Надо говорить о принципе: хозяин школы будет всегда вносить в нее тот дух, коим сам живет; поэтому церковно-приходская школа всегда будет церковную, а всякая иная школа только в исключительных случаях может возвыситься до церковной.
Русское Обозрение, 1985 год.
***
В примечании к § 2 вопросных листков, высланных при указе Св. Синода, от 14 сентября 1885 года за № 9, сказано: школами грамотности именовать домашние крестьянские школы, в коих лица обоего пола, под наблюдением священника, обучают чтению и письму, то школы, в коих преподается закон Божий, чтение церковной и гражданской печати, письмо и начальные арифметические сведения, должны именоваться церковно-приходскими школами, хотя в них священник совмещал в одном лице должности и законоучителя и учителя, и хотя бы в таких школах обучением занимались лица и не имеющие свидетельств на право учителя народных школ, но состоящие под наблюдением священника-законоучителя, его же и учителя.
***
Список законоучителей церковных школ Черниговской епархии, коим Его Преосвященству, Преосвященнейшему Антонию, Епископу Черниговскому и Нежинскому, по докладу Епархиального Училищного Совета, благоугодно было в 29 день декабря 1894 года выразить свою признательность за понесенные ими труды по благоустройству вверенных им школ в 1893/94 учебном году, с занесением сего в их послужные списки, по Стародубскому уезду … священник села Старых Халеевич Иоаким Доброленский.
Черниговские епархиальные известия, № 5, 1895 год.
***
Ведомость о школах грамоты Черниговской епархии за 1897 год.
Старо-Халеевичская школа грамоты. Школа основана в 1897 году. Помещение школы – общественное. Учитель Димитрий Соколовский, обучавшийся в народном училище. На содержание школы собрано денег от Св. Синода 23 рубля и от учащегося по 25 копеек в учебный месяц.
Черниговские епархиальные известия, № 18, 1898 год.
***
Список школ духовного ведомства, состоящий к 1-му января 1899 года в Черниговской епархии.
Село Старые Халеевичи. Школа грамоты основана в 1893 году. Число учащихся к 1 января 1899 года: мальчиков - 24, девочек - 1, всего - 25. Общая сумма местных средств изысканных школою в 1898 году – 15 рублей. Законоучитель священник Иоаким Доброленский, бесплатно. Учитель, казак Димитрий Соколовский, свидетельства на звание учителя не имеет, вознаграждение 20 рублей.
Черниговские епархиальные известия, № 4, 1900 год.