В плеяде древних городов,
Хранивших Родину, столицу,
Ты, Севск, веками от врагов
Стерег опасную границу.
Ты грозной крепостью стоял
У поля Дикого когда-то,
Татарских ханов отражал
И злобой накаленный Запад.
Текла здесь за свободу кровь,
Клубился дым пожаров смрадный,
Но ты вставал из пепла вновь
И бил врагов страны нещадно.
Первое письменное упоминание о Севске сохранилось в летописях Воскресеновской и Ипатьевской под 1146 годом и относится к тому времени, когда князь Святослав Ольгович в междуусобной войне с Изяславом Давыдовичем "побеже... из Новагорода Корачеву", а Изяслав Давыдович гнался за ним "разярився... иде из Путивля на Севьско и на Болдыжь... бо бе ему путь Корачеву". Это было время жестокой борьбы за властьмежду князьями. С непревзойденной яркостью говорит автор "Слова о полку Игореве" о княжеских усобицах: "Тогда на русской земле редко раздавались крики земледельцев, но часто каркали вороны, деля между собой трупы..." "Встонал Киев тугою, а Чернигов нанастьми; разлилась тоска по Русской земле..." Стремясь догнать своего противника, Изяслав преследовал его кратчайшим путем, т.е. через Севск, называемый в летописях "Севьско". Это была дорога, которая впоследствии стала важным путем, связавшим Киев с Москвой через Севск.
Время появления человека в Севске теряется в глубине тысячелетий. Здесь на помощь истории приходит археология. В Севском краеведческом музее находятся обнаруженные в разное время в болотах и курганах близ города остатки каменного века - каменный молоток, вырытый археологами близ села Светово, кремневый кинжал, бивни мамонта, топор, найденные под селом Чемлыж, а также череп носорога и другие предметы. В 1957 году в Севске на Городке - высоком холме, на котором некогда возвышалась Севская крепость, - были произведены раскопки экспедицией Института истории материальной культуры, возглавляемой археологами В.К. Пудовиным и В.П. Даркевичем. Три раскопа, заложенные в разных концах Городка, и разрез вала дали ценные результаты. Найденные вещи показали, что на Городке люди жили более трех тысяч лет назад, в так называемое позднескифское время. Следующая группа найденных в раскопах вещей и керамики указывает на славянско-роменскую культуру VIII-X веков. За нею следуют находки Киевского времени - гребни, браслеты, пряслица - вещи, относящиеся к XI-XIII векам. В дальнейшем жизнь людей на Городке не прерывалась, что вполне точно прослежено археологами по вещам и керамике XIV, XV, XVI и XVII-XIX веков. Раскопки на Городке открыли глубокую древность поселений на нем, а также существование славянского города еще задолго до XII века, т.е. до того времени, когда Севск впервые упоминается в летописях. Это открытие очень важно для истории Севска, так как до раскопок 1957 года не знали, что славяне поселились в Севске ранее образования Киевского государства. Не было известно также и о том, что горожане продолжали жить в Севске в XIV веке, так как в летописях Трубчевского Чолнского монастыря существовало известие о разгроме и уничтожении Севска татарами в XIV веке. Только земля бережно сохранила следы жизни и деятельности севчан XIV века. Большое количество найденных материалов, относящихся к XII-XIV векам, указывает на густоту населения Городка того времени, а также на существование укреплений. Города XII века и более раннего времени, строились, или "рубились", как говорили тогда, с целью защиты населения от врагов при помощи рубленой ограды - частокола, состоящего из вертикальных остроконечных бревен, глубоко закопанных в землю и прочно соединенных с поперечными бревнами. Когда на такой город нападали враги, то мужчины, освободив от завалов выходы из городища, отправляли в лес женщин и детей, а сами принимали бой.
Начиная с XII века Севск, по-видимому, стал расширяться, постепенно заняв соседнюю территорию к югу от него, названную впоследствии "Большим городом", на что указываю т найденные здесь вещи и керамика такого же типа и вида, как в Городке (пряслица, посуда и другое).
Раскопки 1957 года помогли уяснить многое, но далеко не все. Мы не знаем, например, кто были и откуда пришли первые поселенцы Севска, кого вытеснили из Городка славяне. Чтобы узнать об этом и о многом другом, нужны дальнейшие, более обширные раскопки Севска и его окрестностей, с которыми медлить не следует, так как курганы и городища распахиваются и уничтожаются вещи, цепные в историческом отношении. А. Пупарев, подробно описывая древние городища и курганы Севского уезда, насчитывает 11 городищ и 4 кургана, не подвергавшихся археологическим исследованиям. По другим сведениям, в окрестностях Севска находится еще не один десяток нераскопанных курганов, в которых в разное время были обнаружены человеческие кости, древние кольца, глиняная посуда и другие предметы.
Занимались жители Севска IX-X веков, судя по раскопкам северянских Курганов, произведенных археологом Д.Я. Самоквасовым, и по письменным источникам, земледелием, скотоводством, звероловством, бортничеством (т.е. пчеловодством) и рыболовством. В IX веке под 856 годом, начальная летопись упоминает, что северяне платили дань "Хазарам по беле" (белке) от "дыма", а под 964 годом говорит о том, что эта дань платилась ими уже деньгами - "шлягами" - "от рала", т.е. от сохи. На занятие земледелием в Севском крае указывают предметы, найденные в земле, например, древняя соха, сделанная из дубового сука, хранящаяся в Севском музее. Она была откопана в селе Заулье, недалеко от Севска, под торфом, на глубине двух метров. Древние грузила для сетей, грубо сделанные из камня и глины, часто находимые по берегам рек Сева и Марицы, указывают на замятие жителей рыболовством.
В X веке через Севск шла оживленная торговля с хазарами, торговавшими с Русью и камскими болгарами, которые получали дорогие товары из Греции, с южных берегов Каспийского моря и с Кавказа. Деньги и другие вещи, найденные в курганах, подтверждают существование хазарской и арабской торговли в Севске того времени.
С X века на Русь начинают нападать печенеги (969 год), а с XI века - половцы (1061 год). Обширные причерноморские степи, лежавшие к югу от Севска, славились обильными разнотравными пастбищами, никем не занятыми. Они манили к себе из Азии скотоводов-кочевников. Начиная с нашествия гуннов в IV веке (375 год) вплоть до нашествия монголо-татар в XIII веке азиатские орды одна за другой врывались сюда и, как через проходные ворота, проникали между Каспием и Уралом в глубь страны, грабили и разоряли оседлое население, уничтожая города и села. Так, в VI веке появляются авары, в VII веке их сменяют хазары, в IX веке - угры, за ними - печенеги, торки, которых в XI веке вытесняют половцы (кыпчаки), удержавшиеся до середины XIII века.
К концу XII века нападения половцев особенно усилились. К этому времени относится поход на половцев, воспетый в "Слове о полку Игореве", предпринятый князем Игорем Северским в 1185 году. В походе Игоря принимали участие и жители города Севска, находившегося в это время под властью Трубчевского княжества. Игорь Северский шел с надеждой победить врагов силами одних только северских князей. К нему присоединились со своими дружинами его союзники: сын его Владимир из Путивля, брат Всеволод из Трубчевска, Святослав Ольгович из Рыльска, а из Чернигова Ярослав прислал вспомогательный отряд. Севчане шли в бой с половцами под трубческим стягом. Северские князья давно вели напряженную борьбу с половцами. Однако эти враги были настолько сильны и опасны, что лишь соединенными силами всей Руси было бы возможно прекратить их набеги. Видя свое численное превосходство над войсками Игоря, половцы окружили их. Несмотря на мужество, стойкость, храбрость и выносливость северских дружин и их князей, они были разбиты. Трехдневная битва на берегу Каялы, в глубине половецких степей, окончилась гибелью всего войска.
Князь Игорь с другими князьями попал в плен. Оставив сына в плену, он бежал в Новгород-Северск. Половецкий хан Гза пошел на Путивльскую землю и разорил ее. Ни один воин из дружины Севска не возвратился домой - все были убиты в бою с половцами.
Во время феодального раздробления Руси и многочисленных междуусобных войн Севск несколько раз переходил из-под господства одного князя к другому. Так, кроме Трубчевского, он перебывал под властью Вщижского, Северского, Черниговского и Брянского княжеств. Ему пришлось испытать всю тяжесть разорительных княжеских столкновений из-за власти. Потеряв чувство любви к родине и сострадания к людям, князья брали себе в союзники половцев, злейших врагов Русской земли. Горе было тем городам и селам, через которые проходили полчища разъяренных противников: гибли воины в кровавой сече, попадали в "полон" (плен) мирные жители, расхищалось их имущество, сжигались их жилища, убивался всякий сопротивляющийся. Эти внутренние раздоры и опустошительные набеги половцев, отрезавшие от Киевской Руси главные торговые пути с юга, истощили Русь. Когда в XIII веке на нее хлынули монголо-татарские орды, она не устояла против них. В 1224 году в первой битве с татарами при реке К алке русские потерпели страшное поражение, только десятая часть воинов спаслась бегством. Есть сведения, что в этой борьбе участвовали также и севчане вместе с трубчанами. С приходом монголо-татар Русская земля перенесла неслыханные и неописуемые бедствия. Весь левый берег Днепра превратился в пустыню. Жители были уведены в плен или перебиты, а оставшиеся беж али на север, в леса. Сам Киев лежал во прахе, пеплом покрылись Чернигов, Переяславль, города Северского княжества. Русь, разбитая, лежавшая в развалинах, на многие годы потеряла свою свободу. По выражению Маркса, она превратилась в "кровавое болото монгольского ига, которое оскорбляло и иссушало самую душу народа, ставшего его жертвой". В Воскресеновской и Никоновской летописях говорится, что баскак Ахмат "бесерменин, злохитер и вельми зол" так обобрал жителей, что население возле Курска разбежалось, а страна почти опустела. "В XVI веке здесь, - говорит Д. Багалей, - была уже совершенная пустыня, в которой изредка встречались развалины городов, тут даже не кочевали татары".
Пустыня подошла и к Севску. В XIV веке она охватывала южную часть бывшей Орловской губернии и двигалась на север. В том же XIV веке татары напали на Севск и разрушили его. Об этом разгроме упоминается в рукописях Трубчевского Чолнского монастыря. Со времени нашествия Батыя летописные известия о Северской земле почти прекращаются.