Сенное.
Это севское село было когда-то расположено невдалеке от старинной границы России с Малороссией, на так называемом "Черкасском рубеже". Западнее его пролегал в свое время и "Литовский рубеж".
Возникло селение в первой четверти XVII века. В 1664 году было разорено польско-литовскими войсками Яна Казимира и крымских татар. Возродилось оно как слобода в начале XVIII века. К 1782 году здесь проживало без малого шестьсот душ мужского и женского пола. Селились здесь люди из центральной России, а позднее эти места пополнялись беглыми, ссыльными и военными, служилыми людьми.
В "Статистическом сборнике Орловской губернии" выпуска 1897 года указано, что в Сенном имеется две общины: первая д. Смагина, вторая б. Кочубей. По воспоминаниям старожилов, село разделено было речушкой. И когда-то в старину две части села именовались Халуи и Голопузовка.
В 1926 году в Сенном имелось 270 хозяйств, а проживало в нем 1315 человек.
Сложные исторические условия этого, с давних пор пограничного края обусловили возникновение самобытного и неповторимого своеобразного песенного стиля. В нем органично переплелись элементы разных славянских культур. В традиционном репертуаре села - календарные, хоровые и игровые, свадебные и лирические песни.
В серии "Из коллекции фольклориста" в 1986 году вышел сборник А. Капралова и Н. Савельевой "Народные песни села Сенного Севского района Брянской области". Выпущен он в Москве Всесоюзным издательством "Советский композитор". К сборнику приложена пластинка "Народные песни села Сенного ...". Это одна из первых пластинок, посвященных ярко самобытной традиционной народной культуре Брянщины. Она вообще одна из первых пластинок, отражающих музыкально-поэтическую русскую народную культуру мужского сольного фольклорного пения. Диск знакомит с удивительно музыкальным и ярко поэтическим местным народно-песенным стилем.
Записано девятнадцать календарных, лирическо-бытовых и свадебных песен: "Ой вы, святки, вы святки", "А в печи огонь горит", "Яр ты мой, яр зеленый", "Костромушка", "Кострома", "Долинка, долинушка", "Да ходил чумак", "Ой лелюшки, люли", "На широкий двор", "Шло солнце да по залесью"...
Все песни исполнены без сопровождения, на местном диалекте уроженцев села Сенного Антоном Тимофеевичем Капраловым, родившимся в 1898 году. Помогала вспомнить тексты некоторых песен его старшая сестра Анастасия Тимофеевна Афанаскина.
Творческая личность А.Т. Капралова, народного певца, заслуживает самого глубокого уважения брянцев. Им собрано более двухсот песенных текстов. Записано в его исполнении на магнитофонную ленту, еще шестьдесят. И все это песни села Сенного. Уникальную коллекцию энтузиаст в 1972 году передал по своей инициативе в Союз композиторов Российской Федерации.
Лапоть, лапоть,
Дай огня!
А с - под лаптя -
Молонья!
Эта частушка тоже из Сенного. Ее записала и поместила в сборник "Севские частушки" О. А. Славянина. В книге приведены частушки, исполненные жителями села П. Артемкиной, А. Лукановой, Е. Ястребовой, В. Крикиным. Тематика их частушек многогранна, поэтична, интересна.
В селе Сенном родился талантливый скульптор и художник И.С. Исайкин. Он создал серию скульптур, а как живописец и график многие портреты людей литературы и искусства двадцатого столетия - Н. Грибачева, П. Проскурина, В. Тельпугова, Е. Рябчикова, И. Волобуевой, Е. Долматовского, В. Орехова, Л. Касаткиной ...
В местах, где расположено село Сенное, когда-то было изобилие травы. Ее косили, сушили, получалось сено. Вероятно, отсюда и пошло название села. По всей России разбросаны имена селений - Сенное, Сенной, Сенная, Сенокосное, Сенная Губа.
Сенное есть в Новозыбковском районе. В Карачевском уезде был поселок Лесок-Сенное. По брянской земле протекает и речушка Сенная.
Во Франции находится река Сена. На рубеже нашей эры она называлась Секвана. Современная форма - результат фонетического изменения. Название произошло из кельтского - "тихая река".
Не исключено, что топоним брянского "Сенное" - прозвище или фамилия.