Престолы: Вознесения Господня.
Год постройки: 1765. Действует
Храм в честь Вознесения Господня города Севск расположен в северо-восточной части города на высоком берегу реки Сев. На храм ориентирована улица, которая в прежние времена носила имя Вознесенской, а в более раннее время - Дворянской, а еще раньше эта часть города именовалась Казацкой или Ямской слободой.
Среди храмов города, храм в честь Вознесения Господня один из древнейших. На месте теперешнего каменного находился деревянный, история которого восходит к началу ХVII века. Первоначально этот храм посвящен был в честь и память Обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме (Воскресение словущее). Память этого события празднуется Православной Церковью 13(26) сентября. В документах ХVII-ХVIII веков храм именуется Воскресенским или церковью Обновления. О постройке храма в честь Обновления точных данных нет. Можно предполагать, что устройство храма произошло не ранее 1618 года.
После Деулинского перемирия, присланный в Севск воевода Иван Васильевич Козлов с подъячим Терентием Евфимьевым нашел город в развалинах и без служилых людей. Из Новгород-Северска отошедшего к Речи Посполитой, в Севск были переведены служилые люди: 200 стрельцов, 111 казаков конных и 14 пеших, пушкарей 25 человек, затинщиков 25 человек, воротников, кузнецов и плотников 11человек, и 112 человек "без бою". В это же время, не желая оставаться под владычеством польского католического духовенства, в Севск переселялись и лица духовного сословия. Способствуя заселению города Севска, Московское правительство благоприятствовало построению в нем храмов и обеспечивало их причты земельными наделами. Где пробуждалась жизнь, там вырастал храм Божий, который становился душой этого места. В грамоте царей Петра и Иоанна Алексеевичей говорится, что в 1619 году два попа – Иван да Дмитрий "покинули Новгород-Северск, домы свои, животы и вотчины и рыбные ловли (потому что город отошел к Польше), пришли в Севск и устроили две церкви – одну Николы Чудотворца, а другую Параскевы Пятницы". Таким образом, эти два храма были первыми после восстановления города от "литовского разорения". Следовательно, мы можем предположить, что возведение храма в честь Обновления произошло в период от 1620 до 1628 годов, переселившимися в Севск казаками. Это было время бурного строительства в городе. В подтверждение той мысли, что храм был, воздвигнут переселившимися казаками, говорит тот факт, что издревле в храме существовал придельный алтарь, освященный во имя Святых мучеников Флора и Лавра. В православной традиции, особо почитают этих святых те, кто занимается коневодством.
Смоленская война (1632-1634 годы), в которой севчане принимали активное участие, вписала полную трагизма, но героическую страницу в историю города. В связи с этими событиями имеется еще одно документальное упоминание о храме в честь Обновления храма в честь Воскресения Христова в Иерусалиме. 1 марта 1634 года польско-литовское войско под руководством князя Иеремии Вишневского и гетмана Луки Жолкневского подошло к Севску. В течение трех недель держало город в осаде - "приступающе жестокими приступы, со всеми огнестрельными зажигательными хитростьми и подкопы, хотяще до основания разорити и всякого осадного народу многие тысячи душ, горькой смерти и расхищению предати…" Посредством выстрелов и зажигательных снарядов поляки произвели пожар в городе, среди прочих сгорел храм в честь Обновления храма Воскресения Христова.
В том же 1634 году стараниями приходского священника Гавриила церковь возрождается, о чем свидетельствует храмозданная грамота Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Иоасафа: "Божиею милостию, се аз смиренный и великий господин Святейший Иоасаф, Патриарх Московский и всея Руси. Бил нам челом Северского городка Камарицкой волости поп Гавриила, а сказал: в нынешнем де в 142 году приходили де Польские и Литовские люди и храм во имя обновления Господа нашего Иисуса Христа сожгли, и ныне де пения нет, и нам бы его пожаловать, благословити велеть ему на новый храм лес рубити и с того лесу воздвигнути новый храм во имя обновления Господа нашего Иисуса Христа, да в приделе святых мученик Флора и Лавра, и антиминс дати и освятити. И аз смиренный и великий господин святейший Иоасаф патриарх Московский и всея России, Северского городка Камарицкой волости попа Гавриила пожаловал, благословил велел ему на новый храм лес рубити из того лесу воздвигнуть новый храм на новом месте во имя обновления Господа нашего Иисуса Христа да в приделе святых мученик Флора и Лавра, а старово храму престольное место, обрубив, покрыти и землею насыпати и крест над ним поставити, чтоб тому старому престольному месту никакая нечистота не прикасалася, и как тот новый храм во имя обновления Господа нашего Иисуса Христа, да в приделе святых мученик Флора и Лавра совершится и на тот храм и на придел велети б ему и антиминс дать и осветить тот новый храм и придел попу с диаконом по правилам святых Апостол и святых отец порознь, а царские двери были б не в одном брусу. Писана на Москве лето 7142 года августа в 23 день".
Храмозданная грамота Святейшего Патриарха Иоасафа является ценнейшим источником, который донес до нас не только имя первого строителя и священнослужителя Гавриила, но и много других сведений. Из грамоты видно, что первый храм в честь Обновления, сгоревший во время осады в 1634 году имел два Престола. Основной Престол в честь Обновления храма Воскресения Иисуса Христа в Иерусалиме и в приделе Престол в честь святых мучеников Флора и Лавра. И что второй возобновленный храм был поставлен на новом месте.
Переписная книга 1646 года, составленная по Указу царя Алексея Михайловича, князем Никифором Федоровичем Мещерским, упоминает шесть ружных, (то есть с Государевым жалованием) храмов. Среди них нет храма в честь Обновления. Но на основании Патриаршей грамоты мы имеем возможность к упоминавшемся храмам, присоединить 7-й, во имя Обновления храма Воскресения Иисуса Христа в Иерусалиме.
В июне 1654 года для города Севска произошло неординарное событие. Его посетил проездом Антиохийский Патриарх Макарий, которого сопровождал сын, архидиакон Павел Алеппский. Последний составил описание этого путешествия, в котором есть восторженные отклики о севской крепости и его храмах: "Мы поднялись и проехали через середину крепости, где проходит дорога. Крепость великолепна, с чрезвычайно прочными башнями и с многочисленными большими пушками, размещенными одна над другой, с широкими и глубокими рвами, скаты которых обложены деревом, с деревянной двойной стеной. Мы дивились на эти укрепления и постройки, ибо крепость эта прочнее каменной: и как могло быть иначе, когда это крепости царские и укрепляются постоянно? Затем нас ввезли во вторую крепость, так же со стенами, башнями, рвами, потом в третью, которая еще больше, крепче и неприступнее первых двух. Перед ней наш владыка патриарх вышел из экипажа, а из крепости вышли ему навстречу священники и диаконы с кадильницами в царских облачениях, с древними иконами, унизанными жемчугом, и с золотыми крестами. Наш владыка окропил их святой водой, при этом колокола всех церквей, что внутри этих крепостей гудели". Внутри крепостей Павел Алеппский насчитывает десять храмов; в их числе монастырь, а также и храм в честь Воскресения.
В 1744 году жителям Севска представился случай видеть в своем городе дочь Петра Великого, Императрицу Елизавету Петровну, которая совершала путешествие из Москвы в Киев к Святым местам. В этой поездке ее сопровождали цесаревич великий князь Петр Федорович, и его невеста, великая княгиня Екатерина Алексеевна (будущая Императрица Екатерина II). Сам проезд через Севск состоялся в начале августа, причем сначала проехал наследник со своею невестою, потом прибыла сама Елизавета. Остановилась Императрица в доме дворян Шагаровых, который перед этим "был вымыт и выдержан, чтобы духу не было". Придворным храмом был назначен храм в честь Обновления, находившийся недалеко от временного дворца. В знак царственного молитвенного посещения и монаршей милости, на Царских вратах было повелено установить Государственный герб – двуглавого орла, а над крестом храма царскую корону. На местной иконе Пресвятой Богородицы долгое время сохранялся золотой перстень, дар царицы, с драгоценным камнем синего цвета.
Из храмовых святынь, сохранявшихся в храме в честь Вознесения Господня, до начала ХХ века, от периода ХVII века, нужно отметить местные иконы Спасителя и Божией Матери древнего письма, по преданию дар царя Михаила Федоровича в древний храм Обновления. Из предметов храмовой старины: "1). Евангелие на полуалександрийской бумаге, обложенное серебром весу 4 фунта 70 золотников, московского издания 1698 года, листов 503. 2). Храмозданная грамота Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Иоасафа 1634г. на устройство храма Обновления (размер грамоты 3,5 вершка ширины и 1 аршин и 1 вершок длины). 3). Старинная икона Обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме, размер 1 аршин 6 вершков в ширину и 3 аршина 8 ? вершка в длину, - икона весьма разнообразная и сложная по расположению изображений: вверху, с левой стороны – стол с восьмиконечным крестом, кругом в облаках херувимы, цветы, на столе раскрытая книга со словами: "Святися, святися новый Ерусалиме", под этим изображением – распятие Господне (крест восьмиконечный), влево от распятия вверху – солнце в виде круга (О), с права луна – в виде человеческого лица, за крестом стена с узорами, по бокам креста – Богоматерь Мария, Апостол Иоанн Богослов и Лонгин сотник в воинской одежде; далее внизу изображение Господа Саваофа, беседующего с Адамом и Евою в раю; под этим – изображение Апостола Павла в узах, видящего небесный свет над храмом; над Апостолам юноша с мечом, вправо от этого изображения – пред группой израильтян Моисей со скрижалями у скинии и жертвоприношения (огонь, приношение и заклание овна); над скинией надпись: "Егда поставиша Моисей сень и принесоша 12(BI) колену во обновление жертвеннику дары своя, все еже отец яко ум умысли и сын яко слово содела", рядом со скинией, храм, устроенный Соломоном, с четырьмя колоннами и полукругами, над которыми грандиозно высится крыша храма; между колоннами изображение царя Соломона в короне и пророка Аарона пред пятью хлебами и курящейся кадильницей; за жертвенником ангел, за ним занавес с образом Знамения Богоматери, Соломон и Аарон с воздетыми руками. Над храмом изображение Господа Саваофа и Святаго Духа в воздухе среди распростертых крыльев. Над скинией образ пророка Исаии, в руке его свиток с надписью: "Нацаток слова Господня, рече Господь". Рядом с этим образом среди волнующегося моря два острова, на одном церковь с Апостолом Иоанном Богословом, имеет одну главу с восьмиконечным крестом, на другом – церковь с Апостолами Петром и Павлом, имеет три главы с восьмиконечными крестами; Апостолов окружают язычники, слушающие их проповедь о Христе, Над этими церквами надпись: "Обновляются убо острови и от язык их церкви устроями, якоже Исаию прочтохом еже Бога разумеем, Исаия разумети непщующе славного благоверия воскликающе". Среди волн моря виднеются плавающие люди, очевидно ищущие спасения у корабля церковного. Над морем и островами выдается большого размера изображение храма с тремя главами; в храме ряд литургистов и составителей церковно-христианских песнопений, В одном нижнем ряду изображены: Царь Давид в короне и на троне, в руке его свиток с надпись: "Сердце чисто созижди во мне Боже, и Дух прав…"; преподобный Иоанн Дамаскин так же со списком, на котором написано: "О тебе радуется всякая тварь, ангельский собор и человеческий род"; Святой Роман со свитком, имеющим надпись: "Ныне возносите о имени Твоем вси языцы быша"; преподобный Косьма Маюмский, в его руках свиток с следующей надписью: "Подобашен амо яко без беды страхоме"; тут же есть образы и других лиц, только без имени. Над этим рядом церковных песнопевцев возвышается ряд литургистов христианской церкви; этот ряд возглавляет Святой Апостол Иаков, Брат Божий, с восьмиконечным крестом на голове; крест Святой Апостол держит руками, а два диакона в цветных стихарях поддерживают его; по правую сторону Апостола – Святой Иоанн Златоуст и Григорий Двоеслов, по левую – Святой Василий Великий. Над этим храмом по левую сторону изображены Святые Екатерина, Димитрий, Уар, Иоанн и Моисей. Наконец по правую сторону от всех этих изображений следуют изображения событий христианской жизни – Сошествие Спасителя во ад, явление Господа ученикам вместе с Апостолом Фомою и другие явления Господа ученикам, распятие Апостола Петра в Риме (головой вниз), вверху всех этих изображений образ Святой Троицы (в виде трех ангелов)". Из скомбинированных изображений на иконе вытекает замысел исторически представить идею Христовой Церкви на земле, начиная с ветхозаветных времен и оканчивая новозаветной священной историей.
Церковь Вознесения построена в Казачьей слободе в 1765 году, которая заменила собой древний храм в честь Обновления. Чьим старанием и иждивением был сооружен храм, точно сказать нельзя, так как документальных сведений об этом не сохранилось. Можно предположить, что строительство производилось на средства прихожан, бывших в то время числом около 400 душ и людей состоятельных, как это видно из исповедных росписей, которые хранились в храме еще в начале ХХ века. По преданию, которое сохранялось среди прихожан, храм в честь Вознесения построен на новом месте, а место старого храма было занято садом дворян Воейковых. С конца XIX века собственность Севского Духовного Училища.
Под Престолом главного Алтаря, на небольшом деревянном кресте была надпись, которая гласила, что храм в честь Вознесения "освещен Преосвященным Тихоном Епископом Севским и Брянским, при державе Императрицы Екатерины II Алексеевны и Наследнике Ея Павле Петровиче, 1765 года, Октября 30 дня, на день свв. Зиновия и Зиновии". Колокольня первоначально имела один нижний ярус каменный, а остальная ее часть, была деревянная; в таком виде она была до 1830 года, когда с разрешения Епископа Орловского и Севского Никодима (Быстрицкого) от 5 февраля 1830 года вместо деревянной постройки произведена каменная.
По ревизии 1782 года в штате храма в честь Вознесения Господня числится дьячок Никифор Михайлов 55 лет и дьякон Иван Никифоров 29 лет. По Ревизской сказке от 5 июня 1811 года, в штате храма в честь Вознесения Господня значится вновь прибывшим после 9-й ревизии, дьячок Аким (Иоаким) Филиппов 26 лет. Вот какое сообщение мы находим о нем в Очерке Севского Троицкого монастыря и жизнеописании игумении Паисии: "Отец Иоаким священствовал при церкви Троицкого девичьего монастыря более 40 лет. В старческой простоте своей он был, любим и уважаем всеми. Не только монастырские сестры, но и городские семейства, приезжие, монахи и священники имели его духовником своим. Он всегда молился с особым чувством о упокоении души императора Александра I, поминая часто Его смирение, как Его Императорское Величество, целуя крест, поцеловал и у него руку, когда, при проезде своем в Таганрог в 1825 году, принимал встречу у святых ворот монастырских. Каждый раз слезы навертывались на глазах старца, когда он рассказывал кому-либо об этом. Скончался он в 1856 году апреля 8 дня, напутствованный всеми христианскими таинствами с упованием на Бога". В Очерке описан еще один случай произошедший с отцом Иоакимом, который ярко характеризует религиозно-нравственное состояние наших предков. В монастыре был обычай в праздники в честь Креста Господня, крест на аналое украшать васильками, которые потом раздавали верующим. "Однажды монастырский священник Иоаким Филиппов небрежно взял веточку травы сей и, положил в свою табакерку, забыл о том. В ночь он почувствовал сильные лихорадочные припадки. Познав свое согрешение, он понудил себя придти в церковь и, исповедав пред всеми свой поступок, приложился ко кресту и тут же получил исцеление. Он любил вспоминать и рассказывать это происшествие для пользы прочих".В Государственном Архиве Брянской Области сохранились Метрические книги храма в честь Вознесения Господня горда Севск, за 1828 – 1844 годы. По записям в Метрических книгах в период с 1828 по 1839 годы Таинства и требы в храме, неоднократно совершал священник Троицкого девичьего монастыря Иоаким Филиппов.
Из мирян много потрудившихся во славу Божию, нужно отметить долгого бессменного старосту храма в честь Вознесения Господня города Севск, купца 2-й гильдии Гордия Ильича Трухина, который за заслуги по духовному ведомству, был награжден Императором, 19 января 1891 года медалью "за усердие" на Станиславской ленте. Особо упоминается Соборный прихожанин Севский купец Василий Михайлович Корчагин, умерший 22 мая 1902 года, который на украшение Вознесенского храма пожертвовал не менее 2000 рублей.
Необходимо отметить что по расписанию Высочайше утвержденному 17 января 1876 года храм в честь Вознесения Господня был приписан к храму в честь Казанской иконы Божией Матери города Севск. И находился в таком положении до 18 февраля 1883 года, когда определением Святейшего Синода был вновь открыт самостоятельный приход с причтом из настоятеля и псаломщика.
В храме в честь Вознесения Господня было устроено два Престола: в главном алтаре в честь Вознесения Господня, левый придел во имя святых мучеников Флора и Лавра. В 1883 году устроен и третий Престол в приделе, во имя Святого Великомученика Пантелеимона, при священнике Алексии Гавриловиче Голубеве и церковном страросте Гордие Ильиче Трухине. Придел святого Пантелеимона благословил устроить Епископ Ювеналий (Карюков / Корюков), а освещен протоиереем Иосифом Михайловичем Святским.
Из предметов храмовой старины ХVIII в., находившихся в храме в начале ХХ века, следует отметить: 1. Евангелие на простой бумаге, обложенное серебром веса 104 зол. 1778 г. 2. Евангелие также на простой бумаге, обложенное серебром весом 30 зол. 1774 г. 3. Святой Потир 1749 г. В алтаре хранилась икона Корсунской Божией Матери, замечательная по живописи и работе венца, по времени написания относится к середине ХVIII в. Нельзя не упомянуть про образ Знамения Пресвятой Богородицы с серебряным небольшим крестом на серебряной цепочке. В кресте находилось шесть помещений, а в них несколько свертков бумаги, в которых, как нечто дорогое, ценное, святое было сокрыто. В начале ХХ века один из прихожан Вознесенской церкви Григорий Андреевич Андреев, которому в то время было около ста лет, рассказывал, что он был крепостным у дворянки Шегаровой, прихожанки Вознесенского храма, очень благочестивой и богобоязненной женщины. Икона Знамения и крест с мощами хранились в семье дворян Шегаровых, как родовая святыня. И вот эта икона была передана барыней в храм, и Андреев, будучи в то время подростком, сам переносил икону. Вот его рассказ: "В одно время пришел к барыне какой-то монах, совсем ей незнакомый, и как барыня была добра и ласкова ко всем, любила поговорить о святом. Когда речь зашла о Святых мощах, то монах ей сказал: - Напрасно вы имеете в своем доме мощи – им место в храме!… Барыня в свое оправдание сказала монаху: - Ко мне многие приходят больные, приносят детей, страдающих младенческими припадками, и просят спустить водицы с креста. По просьбе, я и делала это для них, и когда воду эту употребляли больные и умывались ею, то многие, особенно дети, выздоравливали! Но монах убеждал не беречь святыню дома, а сейчас же просил отнести икону с крестом в церковь. Барыня послушалась добрых слов неизвестного инока, позвала меня и отправила с иконою в церковь". С тех пор икона находилась в алтаре. В ризнице Вознесенской церкви в начале ХХ века хранились облачения – ризы из серебряной парчи, ветхие, относящиеся к ХVIII веку, которые свидетельствовали о славном прошлом храма.
О том, как выглядел храм снаружи и внутри повествует Метрика, составленная в январе 1887 года: "Церковь продолговатая, столпообразная, одноапсидная. Алтарь без граней. Длинна – 47 аршин, ширина – 12 аршин. Стены кирпичные, середина залита известковым раствором, кирпич обыкновенный, весу неизвестно. Стены находятся в первобытном состоянии. Клейм на кирпиче нет. Связи железные. Стены гладкие без украшений. Посредине церкви есть поясок из кирпича. На колокольне во втором ярусе, с четырех сторон изображены три Святителя и Николай Чудотворец. Карнизы есть, сделаны в виде поясков и зубчиков. Кровля шатровая железная, выкрашена медянкою. Глава железная позлащена. Кресты четырехконечные, цепей и значков нет. Окна узкие, у алтаря – три (вышина 2 арш. шир. 1?), на храме с северной и южной стороны по шесть окон меньшей величины, вверху полукружия прямые, снаружи с прямыми карнизами, с железными решетками. В трапезе в приделах по два окна. Дверей три – деревянные. Церковь внутри квадратная, в виде палаты, алтарь отделен каменной стеной, с тремя дверями. Трапеза в виде палаты. Пол деревянный, в алтаре из плит каменных. Иконостас старинный, деревянный, резной. Резьба на деревянном поле, пять ярусов. Царские врата из двух створов – резные, позлащены. Деревянная солея, на две ступени выше помоста в храме. Внутри церкви стены все гладкие, украшений никаких нет. В иконостасе иконы старинной живописи. Иконы Спасителя и Божией Матери в 1883 году обновлялись и позлащены. Колокольня построена в одно время с церковью. Вход в колокольню с наружи. В колокольне в стене устроена караулка. Колоколов шесть. Первый отлит в Москве на заводе купца Д. Самгина".
В 1910 году была проведена страховая оценка храма, в которой говорилось: "Каменная, оштукатуренная, покрыта железом, зеленою масленой краскою. Длинна церкви с колокольней – 48 аршин, ширина – 19 аршин, вышина до верха карниза – 9 аршин. Одна большая глава и одна малая (над алтарем). Окон больших – 21 шт., малых – 4 шт., дверей наружных створчатых, обшитых железом – 3 шт., внутренних – 3 шт. Иконостас в холодной церкви, два иконостаса в теплой церкви. Печь одна с железными коробами. Колокольня в три яруса. Общая высота до верха карниза – 27 аршин. Построена в 1765 году. Ветха. Сторожка церковная, каменная – 1900 года. Ограда церковная каменная с 39 железными простенками по 4 аршина длинны каждый. В ограде 1 железные ворота, 2 калитки".
Что касается посещения храма высокопоставленными лицами, то помимо императрицы Елизаветы Петровны, Вознесенский храм посещал граф Дмитрий Андреевич Толстой обер-прокурор Святейшего Синода (1866-1880 годы), который при посещении сказал, что местные образы Спасителя и Божией Матери, дар царя Михаила Федоровича, пожалованный им еще в древний храм Обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме, замененный настоящим в честь Вознесения Господня. А 4-го октября 1893 года, доктор-гомеопат Дмитрий Семенович Трифановский. Последний, осматривая окраины города, зашел в Вознесенский храм и восхищался иконостасом, называя его великолепным.
Посещали храм и Епископы, Орловские и Севские: 20 сентября 1892 года Преосвященный Мисаил (Крылов). В этот день проходило освящение храма во имя Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова в Севском Духовном училище. Из храма в честь Вознесения Господня был совершен Крестный ход со Святыми мощами, при освящении училищного храма. 21 августа 1897 года. Преосвященный Митрофан (Невский). В январе 1900 года Преосвященный Никанор (Каменский). В 1903 году 5–8 сентября Севск посещал Преосвященный Ириней (Орда), который, совершая Божественную литургию в Севском Свято-Троицком девичьем монастыре, посвятил в стихарь псаломщика храма в честь Вознесения Господня В. Соломина. В 1906 году, 12-15 июня храмы Севска обозревал Священномученик Серафим (Чичагов), в то время Епископ Орловский и Севский. В июне 1911 года храмы Севска обозревал Преосвященный Григорий (Вахнин). А в сентябре 1912 года жители Севска вновь имели радость лицезреть своего Владыку прибывшего на празднование 300 летия Севского Свято-Троицкого Женского монастыря. Нет сомнения, что и ране епископы посещали Вознесенский храм, но об этом не сохранилось сведений.
Малочисленность и бедность прихода привела к тому, что он вновь стал приписным, теперь уже к градскому Собору в честь Успения Пресвятой Богородицы. И хотя прихожане неоднократно возбуждали ходатайство об открытии самостоятельного прихода, такое положение сохранялось вплоть до 1918 года. В 1918 году на основании нового законодательства общество верующих Вознесенского храма заключило договор на пользование зданием храма и храмовым имуществом. В конце 1919 года председатель Брянской Губернской Чрезвычайной Комиссии обратился в Севский Уисполком о предоставлении списков духовенства, членов их семей и монашествующих. В списке, датированном 29 марта 1920 года, указан священник Вознесенского храма Говоров Андрей Алексеевич с семьей из девяти душ. Священник Андрей Говоров, спасаясь от репрессий, вынужден был покинуть Севск. А после закрытия женского Троицкого монастыря в 1921 году в Вознесенском храме стал служить Александр Дмитриевский бывший до этого монастырским священником. По воспоминаниям старожилов в сторожке храма в честь Вознесения Господня жила последняя настоятельница Севского Троицкого монастыря игумения Лидия (Бергман). Храм стали посещать для молитвы, оставшиеся в Севске бывшие насельницы монастыря. В 1923 году по просьбе прихожан из закрытого монастырского Троицкого Собора в храм в честь Вознесения была передана чудотворная икона Божией Матери "Молченская". В июне 1925 года Секретариат Президиума Уисполкома обратился в Севскую милицию с требованием предоставить информацию "не превратилась ли Вознесенская церковь в обслуживающую почти исключительно бывших монахинь ликвидированных Троицкого и Спасского монастырей". В ответ на этот запрос рапортом сообщалось, что более половины всех посещающих Вознесенский храм, бывшие монахини. В 1925 году игумения Лидия и основная часть монахинь перешли под окормление православного священника Петра Кавказского, настоятеля Севского Успенского Собора, в связи с тем, что Александр Дмитриевский был сторонником "обновленчества". В 1926 году обновленец Дмитриевский был изгнан из Вознесенского храма прихожанами, а храм вскоре был закрыт. Во время оккупации Севска (октябрь 1941 - август 1943), храм использовался как тюрьма. Во время боев по освобождению города здание храма сильно пострадало. После войны в нем хранили торф, который использовали для отопления школы. В последствии церковь была частично разобрана. К концу 90-х годов руины храма представляли жалкое зрелище. Полностью были утрачены колокольня и Алтарная апсида, над трапезной частью храма не было крыши, а на стенах выросли березы.
В июле1999 года уроженец города Севск Михайлов Н.В., бывший в то время первым заместителем министра обороны РФ, испросил благословения у Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия на восстановление храма в честь Вознесения Господня. Уже 4 июня 2000 года возрожденный храм был освящен малым чином Высокопреосвященным Мелхиседеком (Лебедевым), Архиепископом Брянским и Севским, и в храме начались регулярные Богослужения. 29 марта 2003 года состоялось освящение Престола и храма в честь Вознесения Господня. Торжественный чин освящения возглавил Епископ Брянский и Севский Феофилакт.
Высокий основной кубический объем в два света с примыкавшим пониженным алтарем, полукруглым в плане, увенчан широким восьмигранником с купольной кровлей. Над ним возвышается световой восьмерик с маленькой более поздней главкой в виде вазы, которую прежде украшали корона с российским гербом под крестом - дар Екатерины II в память о посещении храма при проезде через город. Короткая трапезная имеет необычную трехгранную западную стену со слегка криволинейными снаружи и прямыми внутри боковыми гранями и оригинальные скосы на углах. Композицию прежде довершала колокольня с восьмигранным верхним ярусом, куполом и шпилем.
Небогатый декор фасадов здания довольно своеобразен. Края граней куба и восьмерика декорированы лопатками, с выпуском углов в нижнем ярусе и размещением полуколонок на углах в верхнем. Окна и входы обрамлены оригинальными наличниками с "фартуками", "ушами" и килевидными завершениями. Все объемы венчают простые антаблементы или карнизы небольшого выноса. В интерьере центральное помещение, сильно развитое по вертикали, перекрыто сомкнутым восьмилотковым сводом с круглым отверстием восьмерика в центре; при переходе от четверика к восьмерику устроены крупные арочные тромпы. Три прохода вели в алтарь, один - в трапезную с двумя приделами, перекрытую коробовым сводом с тремя лотками над западной частью.