Престолы: Успения Пресвятой Богородицы.
Год постройки: 1822 год. Действует.
Соборный храм впервые упоминается в переписной книге князя Никифора Федоровича Мещерского и подьячего Щолова, составленной в 1646 году. Причт храма: протопоп Левонтий Ермолаев, священник Василий и диакон Левонтий были обеспечены "Государевым жалованием". Храм в переписной книге не назван по имени, но в последующих документах именуется в честь Успения Пресвятой Богородицы. Располагался храм в административно-торговой части Большого города на Гостинной горе. В 1654 году через Севск проезжал Антиохийский Патриарх Макарий. Его сын, архидиакон Павел Алеппский, оставивший описание этого путешествия, пишет: "…ввели нас в высокую церковь, как бы висящую на прочных основаниях, во имя Успения Владычицы; кругом нее идет галерея, господствующая над окрестностями; на ней стоят женщины. В церкви три двери, как обыкновенно бывает в их церквах…". В 1683 году храм был сооружен заново с приделом во имя Святителя Николая Чудотворца. Храм высокий (13 метров), Алтарь рублен в пять стен, кресты обиты белым железом, цепи у крестов железные, окна стеклянные в оловянной оправе, крыша тесовая, имевшая вид крепостных башен, иконостас четырехъярусный. В храме находились полковые хоругви, одна из которых (1692 года) сохранилась и находится ныне в Государственном Историческом музее. В 1706 году в Патриарший Казенный Приказ подал прошение Севского Успенского собора священник Симеон, который писал: "В нынешнем 1706 году, в день Святых Мироносиц, волею Божиею в Севску Соборная церковь Успения Пресвятой Богородицы от грома и от молнии сгорела", и просил Святительского благословения и грамоты из Патриаршего приказа на строительство нового здания храма. В 1718 году тот же священник Симеон, уже в сане протоиерея, вновь обратился с прошением в Патриарший Приказ, в котором сообщал, что в ночь под 19 апреля в Севске произошел пожар, от которого два храма - в честь иконы Божией Матери "Знамение" и во имя Великомученицы Параскевы, а так же Духовный приказ, административные здания, лавки, харчевни, дома многих севчан сгорели. Далее он сообщал: "…при том пожаре Соборная церковь Успения Пресвятой Богородицы едва спаслась, а из той церкви износили Святые иконы и церковную утварь всю, так же из Алтаря Святой Престол во страстех изнесен же, и с того времени в той Соборной церкви Литургия не совершается понеже без указу литургисати не смеем". По переписи 1711 года среди 11 храмов города Севск первым указан Соборный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы, в большом остроге, "с оклады и с приходы", при нем "протопоп Симеон, сын вдового попа Симеона, 40 лет". В том же 1711 году через Орел, Кромы и Севск проезжал московский священник Иван Лукьянов, совершавший паломничество в Святую Землю. В своем дневнике он подробно описывает город Севск, которому дает предпочтение перед Орлом. Внутри Большого города помещался воеводский, или государев двор. Здесь же помещались различные службы – "амбары хлебные", "людская", поварня, бани конюшни, торговые ряды. Центральная площадь называлась Красной. Рядом с воеводскими домами находился деревянный Успенский Собор. В 1747-1749 годах вместо деревянного здания храма строится каменное. Строитель Собора, протоиерей Андрей Симеонов, Указом Преосвященного Платона (Малиновского), Архиепископа Московского и Севского от 17 августа 1749 года произведен в протопресвитера. С учреждением в 1764 году Севской викарной Епархии храм в честь Успения Пресвятой Богородицы был приписан к Архиерейскому Спасо-Преображенскому Собору. 16 июня 1801 года Преосвященным Досифеем (Ильиным), Епископом Орловским и Севским на месте старого был заложен новый каменный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы с помещением для двух придельных Алтарей, с южной и северной сторон. 6 июня 1809 года Преосвященный Досифей освятил храм. До 1820 года храм был приходским, а 19 мая 1820 года, Указом Святейшего Правительствующего Синода, учрежден градским Собором. В 1822 году к храму была пристроена каменная колокольня. 9 сентября 1825 года через Севск проезжал Император Александр I. В притворе Успенского Собора царя встретил Преосвященный Гавриил (Розанов), Епископ Орловский и Севский, приветствуя высокого гостя краткой речью: "Мал и тесен град наш, чтобы вместить царя пространной державы, но знаменит сединами, особливо подвигами во брани. Было время, что он первый сретал иноплеменных, хищные руки к престолу Российскому простиравших. И за помощью Господней победоносно отражал челом своим гибельные их стрелы, не редко же уязвленный и падал в сень смертную, Оставил в памяти прах и кости сухие, кои действительно зрим до днесь во оплоте града". После этого, Государь "воззрел на град весьма милостиво и объясняясь касательно его весьма в лестных выражениях". В 1832 году в Соборном храме были устроены два придельных Алтаря. С северной стороны - во имя Святой мученицы Параскевы Пятницы, с южной - во имя Святого великомученика Иоанна Воина. В 1833 году вновь сделанные иконостасы были окрашены и позолочены, а так же для них были написаны иконы иконописцем из города Трубчевск, купеческим сыном Александром Стефановичем Матвеевым. В 50-е годы XIX века вокруг Собора была возведена каменная ограда с чугунными решетками. По углам ограды с четырех сторон устроены каменные здания – башни, с удобством для торговли в них. В северно-западной башне находилось караульное помещение. В июле – сентябре 1901 года был произведен капитальный ремонт колокольни, для установки на ней башенных курантов с боем часов и четвертей, которые были выписаны ктитором храма Петром Николаевичем Прохоровым. Среди других благотворителей, радетелей церковного и общественного блага необходимо назвать Матвея Медведева, Ивана Петровича Крашенинникова, Михаила Петровича Корчагина. Благодаря стараниям этих лиц Севский Собор был отделан и украшен с подобающим градскому Собору благолепием. В 1921 году настоятелем Собора стал иеромонах Павел (Романенко), который служил в Спасо-Преображенском храме подворья Севского Свято-Троицкого женского монастыря, до его закрытия. Вторым священником в Собор Преосвященным Амвросием (Смирновым), Епископом Брянским и Севским, в 1922году был рукоположен Петр Кавказский. В 1923 году священник Петр Кавказский был переведен в храм села Зерново. В период с 1923 по 1925 годы обновленцы предпринимали неоднократные попытки завладеть Собором. Им активно противостояли миряне и бывшие насельницы Севского Свято-Троицкого монастыря, сохранившие верность Православию и Патриарху Тихону. А после того как в 1925 году по просьбе общины верующих настоятелем Успенского Собора был назначен священник Петр Кавказский, Приход Собора стал центром борьбы с обновленчеством в Севском уезде. По всей видимости, после 1930 года, Собор был закрыт. Во время Великой Отечественной войны в период мартовских 1943 года боев за Севск, и окончательного освобождения города в августе 1943 года, Успенский Собор сильно пострадал, но выстоял. В 1955 году, во время хрущевских гонений Собор был взорван. Оставшуюся колокольню отремонтировали, переделав ее завершение и водрузив на шпиль пятиконечную звезду. В 1980 году колокольня была реставрирована (архитектор Л.Н.Ряжская), но к концу XX века пришла в аварийное состояние. В 1999 году, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II начались реставрационные работы. В августе 2000 года, Высокопреосвященный Мелхиседек (Лебедев), Архиепископ Брянский и Севский, освятил в первом ярусе колокольни часовню в честь Успения Пресвятой Богородицы.
Хороший пример соборной колокольни уездного города юго-западной Брянщины, выполненной в стиле позднего классицизма. Высокое и стройное сооружение, возведенное из кирпича и оштукатуренное, состоит из трех ярусов. Крупный и несколько массивный нижний четверик с рустованными стенами увенчан аттиком с прямоугольными нишами. С трех сторон его украшают портики (северный утрачен) с двумя парами стройных колонн на постаментах и фронтонами. Он несет такой же формы, но меньших размеров ярус звона с широкими арками, на углах которого установлены на постаментах по три полуколонны с раскрепованным над ними антаблементом. Завершением служит небольшой глухой четверик со срезанными углами, увенчанный купольной кровлей и шпилем. Два основных яруса колокольни имеют сводчатые перекрытия и деревянную лестницу внутри. Арки нижнего яруса прежде служили главным входом в собор. В верхнем четверике находятся куранты, отбивающие каждую четверть часа.