ПОГАРСКИЙ РАЙОН

Экспертное мнение


Церковь Святой Троицы


  Журналы общеепархиального съезда о.о. депутатов духовенства Черниговской епархии 1897 года.
  Журнал № 16-й.
  1897 года октября 10 дня.
  Депутаты Черниговского общеепархиального съезда, явившись на вечернее собрание в числе 29 человек, под председательством священника Николая Техановского слушали: прошение священника села Чаус, Стародубского уезда, Илии Подвойского о принятии дочери его Феофании, воспитанницы епархиального женского училища, на церковно-коштное содержание.
  По наведенным в совете епархиального училища справкам оказалось, что воспитанница Феофания Подвойская принята уже советом на церковно-коштное содержание, почему постановление съезда по прошению священника Подвойского представляется излишним.
  Черниговские Епархиальные Известия, № 23, 1897 года.


***

  Описание исторического музея Черниговской губернии ученой архивной комиссией.
  Икона Скорбящей Богоматери, грудь которой пронзена семью мечами. В данном образе мы имеем воспроизведение изображения западноевропейского искусства, известного под общим названием "Mater bolorosa или pieta". В полной композиции оно представляется так: у креста сидит Богоматерь, держащая на своих коленях Спасителя – только что снятого с креста. На левой сторону груди Скорбящей Матери, подле самого сердца Ее – меч, вонзенный острием в грудь. Эта композиция, образовавшаяся, несомненно, под западным влиянием, в южно- и западнорусских церквах встречается и теперь довольно часто, с разными в прочем видоизменениями и отступлениями от образца. На нашей иконе композиция распространенная: крест на Голгофе (едва заметен), в груди Богоматери не один, а семь мечей: справа три и слева четыре. Богоматерь изображена не во весь рост, в позе сидящей, в малиновом хитоне и зеленом гиматие, мафорий черный, нимб зеленый; выше нимба инициалы. На лице Богоматери выражается страдание и скорбь, глаза Ее подняты в горе, и из них текут слезы, правая рука покоится на голове Спасителя, у кисти прободенной; у Спасителя глаза полуоткрыты, тело все изъязвленное, о чреслах белая повязка. Насколько эта композиция распространена у нас, можно видеть из того, что в числе икон Пресвятыя Богородица, в православной церкви прославляемых, коих время явления и дни празднества неизвестны, а известно одно наименование, находится, между прочим, икона так называемая "Умягчение злых сердец", на котором Богоматерь также изображена с семью мечами, вонзенными в грудь: три справа, три слева и один снизу. Во многих церквах приходится встречать изображения иконы Спасителя и Богоматери, так называемых "великопостных". Изображения эти обыкновенно пишутся на холсте, и на подрамниках легко вставляются на весь великий пост, в иконостас, вместо "местных" икон Спаситель и Богоматери, причем изображение Богоматери бывает по преимуществу в сказанной композиции, т.е. с мечем или с мечами и с обычною в таких случаях подписью: "Твое сердце оружие пройде", или "Оружие пройдет душу".
  Эта икона получена от Е.С. Казанской, в августе 1902 года. Живопись иконы должна быть названа неискусной. Это прекрасный образец местного южнорусского неискусного иконописания, имевшего, однако же, под руками прекрасные образцы. Икона вынута из иконостаса Троицкой церкви села Чаус Стародубского уезда.
  Плащаница, писанная на холсте масляными красками, изделие местное, конца XVII века; изображение Христа, с поворотом влево; края подшиты другой материей; мера плащаницы без надшивок 136 на 59 сантиметров.
  Получена от священника Троицкой церкви села Чаус Стародубского уезда отца Илии Подвойского в июле 1903 года.
  Труды Черниговской архивной комиссии, 1905 год.


***

  Алфавитный список церквей Черниговской епархии.
  Цель составления настоящего списка - дать хотя краткие сведения, в виде настольного справочника, об историческом прошлом всех церквей Черниговской епархии, дать возможность иметь представление о том, насколько та или иная церковь может представлять интерес в архитектурном отношении и можно ли рассчитывать найти в церкви хотя некоторые памятники старины. Материалом для составления настоящего списка послужили официальные документы церквей так называемые клировыя ведомости или ведомости о церкви. В список вносилось название села или города, в честь какого события или святого посвящен престол, каменная церковь или деревянная, год постройки церкви, кем церковь построена, если строитель ее был более или менее известным лицом. Церкви построенные до начала XIX века и затем перестраивавшиеся также отмечались, чтобы знать, что первоначальной конструкции церкви видеть уже нельзя. О тех приходских церквах, которые построены в XIX веке на место существовавших прежде, или обозначены что они "построены когда и кем неизвестно", отмечалось, с каких годов имеются при них документы, именно метрические или исповедные книги. Наконец, делались отметки и о тех церквах, которые построены на место сгоревших и где едва ли уже можно рассчитывать на нахождение памятников церковной старины. Ручаться за полную точность предлагаемых сведений, к сожалению, нельзя, так как материал для них – клировые ведомости составляются очень кратко и неполно; особенно это относится к перестройкам, расширению церквей и пристройкам колоколен.
  Стародубский уезд. Чаусы, Троицкая, деревянной постройки 1769 года.
  Труды Черниговской губернской архивной комиссии 1906-1908 годы, выпуск 7.