ПОГАРСКИЙ РАЙОН

Экспертное мнение


Церковь Архангела Михаила


  Утвержден в должности церковного старосты к Михайловской церкви села Случевска Стародубского уезда, казак Терентий Пагкратиев Мищенко, 4 ноября 1894 года.
  Черниговские епархиальные известия, № 23, 1894 год.


***

  По указу Святейшего Правительствующего Синода от 16 января 1897 года за № 237 увеличено содержание причту Михайловской церкви села Случевска, Стародубского уезда, до размеров средне-нормальных окладов жалованья, установленных для причтов по Высочайше утвержденному 23 апреля 1893 года мнению государственного Совета, именно: священнику до 300 рублей и псаломщику до 100 рублей в год, для чего прибавлено 1-му получающему 160 рублей – 140 рублей и второму получающему 53 рубля – 47 рублей, с отнесением сего расхода всего в сумме 187 рублей в год с 1897 года на счет кредита, ассигнуемого из казны по § 6 ст. 1 финансовой сметы св. Синода.
  Черниговские епархиальные известия, № 5, 1897 год.


***

  Благодатная помощь по молитвам к Святителю Феодосию, Архиепископу Черниговскому, Чудотворцу.
  У сына прихожанина моего, казака Андрея Кодратова Подорожного Иакова, которому теперь от роду три года, заболел в 1896 году левый глаз, на котором показалась сначала краснота, а потом образовалось бельмо, от чего мальчик совершенно перестал видеть этим глазом. Мать его прибегала к различным средствам врачевания глаза, но ничто не помогало. В ночь под 17 августа 1897 года мать увидела сон, что, будто бы, муж ее вошел в избу и внес на руках какую то белую пелену, украшенную разноцветными лентами. На вопрос ее: «что это ты принес?» Ответил: «это я принес от Св. Феодосия Углицкого, чтобы поправились глаза нашего сына». Так как в это время болели глаза и старшего их сына, то она спросила у мужа: «какого?» На что муж ответил ей: «меньшего». Через несколько дней после этого мать болящего дитяти увидела другой сон. Ей приснилось, что она, будто бы, идет в поле и при выходе из села встречает какого то неизвестного ей человека, везущего на повозке икону, которая от быстрой езды сильно покачивалась из стороны в сторону. Остановив этого человека, она спросила его: «что это ты везешь?» «А это я везу икону, - отвечает тот, - которой будут покланяться". Эти сны возбудили в родителях больного дитяти намерение или отправиться с больным дитятею в Чернигов на поклонение св. мощам Святителя Христова Феодосия или, по крайней мере, отслужить пред иконою Святителя Феодосия молебен, а просить Угодника Божия об исцелении болящего их сына. На другой или на третий день после второго сна приехал в село Случевск, где живет Подорожный, из Погара купеческий сын А.И. Попинако, которому отец дитяти при свидании рассказал о глазной болезни своего сына, о снах, виденных его женою и о намерении своем или отправиться в Чернигов на поклонение св. мощам Святителя Феодосия, или же отслужить пред иконою его молебен. Узнав об этом, господин Попинако сказал Подорожному, что на днях будет получена из Чернигова выписанная для их приходской церкви икона Святителя Феодосия, освященная при мощах Угодника Божия, и при этом посоветовал ему приехать с женою и болящим сыном в Погар ко дню встречи иконы, о котором обещал известить его. Ко дню перенесения ее (26 августа) Подорожный с женою и болящим сыном прибыл в Погар, с крепкою надеждою на молитвенное ходатайство пред Господом Богом Святителя Феодосия за их болящего сына. Когда икону несли в церковь, то она от напора прикладывавшихся к ней и вешавших на нее платки, холст и утиральники сильно покачивалась из стороны в сторону, в это время жена Подорожного признала в ней ту самую икону, которую видела во сне везомою неизвестным ей человеком, с точно таким же покачиванием. По внесении св. иконы в церковь они попросили священника отслужить молебен Святителю Феодосию, по окончании которого приложились к св. иконе сами и приложили к ней болящего их сына. С этого времени сын их стал видеть больным глазом; бельмо стало понемногу исчезать и теперь мальчик совершенно видит, а от бельма осталась только самая малая часть, с маковое зерно. Такое исцеление болящего младенца от слепоты глаза родители его всецело приписывают милости Божией, явленной к ним по молитвенному предстательству за них пред Богом Святителя Христова Феодосия, Черниговского Чудотворца и все показанное ими об этом событии готовы подвергать присягою.
  Священник заштатного города Погара Даниил Вербицкий. 1898 года февраля 2 дня.
  Черниговские епархиальные известия, № 6, 1898 год.


***

  Преподается Архипастырское благословение козаку села Случовска, Стародубского уезда, Пантелеймону Лукьянову Радченку, за пожертвование 100 рублей на сооружение киота для иконы Святителя Феодосия, Черниговского Чудотворца, в Михайловской церкви села Случевска.
  Черниговские епархиальные известия, № 2, 1900 год.


***

  Уволен от должности духовника 2 благочиннического округа, Стародубского уезда, согласно прошению, заштатный священник Моисой Кочановский, а на его место определены: 1) для причтов церквей сел: Суворова, Случевска, Чаус, Дареевска и Евдоколья — священник села Случевска Иоанн Жигунов и 2) для причтов церквей города Погара и сел: Березовка, Валуйца, Ковалева, Курова, Михайловска, Посудич, Савастьян, Стечни, Чеховки и Юдинова священник Афанасиевской церкви города Погара Даниил Вербицкий, 20 декабря 1900 года.
  Черниговские епархиальные известия, № 2, 1901 год.


***

  Утверждены в должности членов благочиннического совета: 2 благочиннического округа Стародубского уезда священники: села Случевска Иоанн Жигунов и села Чеховки Александр Козминский и кандидатами по ним священники — села Валуйца Владимир Краснопольский и Успенской церкви заштатного города Погара Димитрий Никольский, 20 декабря 1900 года.
  Черниговские епархиальные известия, № 2, 1901 год.


***

  Алфавитный список церквей Черниговской епархии.
  Цель составления настоящего списка - дать хотя краткие сведения, в виде настольного справочника, об историческом прошлом всех церквей Черниговской епархии, дать возможность иметь представление о том, насколько та или иная церковь может представлять интерес в архитектурном отношении и можно ли рассчитывать найти в церкви хотя некоторые памятники старины. Материалом для составления настоящего списка послужили официальные документы церквей так называемые клировыя ведомости или ведомости о церкви. В список вносилось название села или города, в честь какого события или святого посвящен престол, каменная церковь или деревянная, год постройки церкви, кем церковь построена, если строитель ее был более или менее известным лицом. Церкви построенные до начала XIX века и затем перестраивавшиеся также отмечались, чтобы знать, что первоначальной конструкции церкви видеть уже нельзя. О тех приходских церквах, которые построены в XIX веке на место существовавших прежде, или обозначены что они "построены когда и кем неизвестно", отмечалось, с каких годов имеются при них документы, именно метрические или исповедные книги. Наконец, делались отметки и о тех церквах, которые построены на место сгоревших и где едва ли уже можно рассчитывать на нахождение памятников церковной старины. Ручаться за полную точность предлагаемых сведений, к сожалению, нельзя, так как материал для них – клировые ведомости составляются очень кратко и неполно; особенно это относится к перестройкам, расширению церквей и пристройкам колоколен.
  Стародубский уезд. Случевск, Михайловская, деревянной постройки 1749 года.
  Труды Черниговской губернской архивной комиссии 1906-1908 годы, выпуск 7.