Кистер.
В 30 верстах от Стародуба на реке Варе и Кистре.
Первым поселенцем на возвышенном месте был Сенько, устроивши на реке плотину; эта часть Кистра досель носит название Сеньковки; новые поселенцы очищали для поселения густой лес, покрывавший тогда место Кистера; костер или по польски кистер, в который сваливали срубленный лес, оставил свое имя поселению. Когда это было? Вероятно, что в эпоху литовского владения краем (1320-1490 годы).
По актам видим кистерского священника и без сомнения храма святой Троицы в 1665 году.
"1665 дня 2 февраля перед урядом и судом меским и стародовским Купрей Осипович, обыватель кистерский и з швагром своим Сидором Мосеевичом скаргу перекладали на Корнея Дмитровича о забойство жоны его Купрея Марии; Карней с ручнице Купрееву жону забил. На том же уряде, не инстигуючи на горло Корнея, сами добровольне уволнили при священнику кистерском, их духовном". Наивно! Другая запись войта стародубовского "року 1665 декемрия 12 дня. Никипор Дешкович, бывший атаман кистерский и обыватель стародубовский продалем пляц свой, лежачий за валом, пану - против улицы пробитой - славетному Левку Остренину за коп петнадцать личбы литовской; вольно тот пляц пану полковникови стародубовскому, кому хотвти, дать, продать. Даю сей лист при пану Ивану Плотнику, пану Гавриле Еремеенку сотнику погарскому, при пану Овдею Рославцу сотнику почепскому, пану Гавриле Дащенку обозному полку стародубскому".
Местное предание называет строителем древнего храма священника Алексея Боярского: но по времени последнего это был не первый местный храм. Храмоздатель Боярский в 1708 году умерщвлен был партиею шведов, которую не успел предупредить генерал Гольц, получивший поручение защищать Кистер.
Книги храма: триодь постная книжного переплета 1648 года. Триодь цветная черного переплета 1686 года с надписью: "сия книга куплена превелебным отцем Климентом Алексвевичем Боярским протопопою - до храму живоначальной Троицы в Кистре в год 1724". Требник М. Петра Могилы в 4 д. (львов. 1668 год). Евангелие мягкого переплета 1722 года, другое в серебряной оправь мягкого переплета 1753 года, служебник черного переплета 1747 года, литургион книжного переплета 1750 года. Отец Климент имел страсть пользоваться легко добытыми вещами, принимал у воров краденное, и за то дорого платился. В 1741 году он, оставаясь, только священником, а не протопопом, просил посвятить сына его Иоанна в священника на половину прихода.
Другой храм в Кистре в честь великого Георгия построен после 1720 года. Это увидим из универсала Скоропадского о ярмарке. Первый храм, перенесенный из Картушина, сгорел в 1797 году по неосторожности причетника; нынешний освящен в честь святого Георгия в 1798 году.
На площади вблизи сего храма бывают ярмарки: в четверток страстной недели и в дни святого Георгия 23 апреля и 26 ноября храм получает от того небольшой доход. Вот универсал о Кистерской ярмарке гетмана Скоропадского! "Ознаймуем сим универсалом, иж подавали нам суплеку вси вобще, так товариство, як и посполство маетности нашей села Кистра, что пред сим за антецессора нашего и покойного гетмана Самойловича установлены были у их торги и два ярмарки, чрез що селу их и окиличным селам булла всякая выгода, а за бывшой власти антецессора нашого гетмана Мазепы тие торги и ярмарки, неведомо для чого, опущены, чрез що они кистряне, узнаюча не меньшую трудность, просили нашого респекту, жебысмо им знову поволили мети торги и един ярмарок на день свято-Троицкой, а торги же недели в четверток день". Гетман исполняет просьбу универсалом от 3 февраля 1720 года.
В приходе Георгиевской церкви ныне состоит Сухосеевка с храмом покрова Богородицы. Сухосеевка называется селом в стародубовском протокуле 1690 года. (Протокул 1690 года стр. 39 черного переплета 1852 года. По акту 1670 года Хома Колесников, житель сухоcеевский, завладел было пожнею чужою. По фамилии Колесников - из великой России). Книги Покровского храма евангелие мягкого переплета 1697 года, минея служебная за декабрь и январь мягкого переплета 1720 года.
Число прихожан:
Троицкой церкви в 1750 году 480 мужчин и 470 женщин; в 1770 году 529 мужчин и 501 женщина; 1790 году 599 мужчин и 549 женщин; в 1810 году 660 мужчин и 622 женщины; в 1830 году 600 мужчин и 612 женщин; в 1850 году 705 мужчин и 779 женщин; в 1860 году 702 мужчины и 717 женщин.
Георгиевской церкви в 1750 году 465 мужчины и 460 женщин; в 1770 году 509 мужчин и 496 женщин; в 1790 году 545 мужчин и 536 женщин; в 1810 году 580 мужчин и 575 женщин; в 1830 году 611 мужчин и 615 женщин; в 1850 году 642 мужчины и 724 женщины; в 1860 году 928 мужчин и 711 женщин.
В 1805 году житель села Кистра Иван Бугаев в просьбе к преосвященному писал: "с начала рождения моего до пятнадцати летняго возраста находился я благополучным и жил как и живу, при отце моем в селе Кистре холостым. Незнаю, с какой причины последовало мне сомненье, но видно от диавола: когда приду в церковь Божию, то мне показывается стоять очень страшно и сумнительно и якобы я стою не в храме Божием, но в некотором неспособном месте; когда же во время узаконенное по христианскому обряду подхожу к священнику для причастья святых тайн, то вдруг находит на меня ужас и мнится, что будто напрасно таковые принимаю тайны. В чем я сознавался на исповеди, как своему приходскому кистерскому священнику Димитрию Головачевскому, так и другим и просил дать в моем бедствии вспомоществование; хотя они не мало старались о моей пользе, но ни чем помочь не могли. Чрез что мне и другие от диавола делаются противные христианскому закону мечтания, чему уже идет ныне девять годов. Принужденным нашел себя донести о том вашему высокопреосвященству и всенижайшее прошу объявить, где я могу самые нужные обстоятельства пояснить вашему высокопреосвященству и для исправлены моего прошу определить меня в какой-либо монастырь. Архипастырь Михаил написал: "чрез благочинного объявить просителю, чтобы он, как для явки к нам, так и для некоторого пребывания в монастырь попросил позволение и пашпорт у своего начальства, а требовать его неудобно; когда же получить увольнение, то свободно может явиться". По делу консистории не видно последующих событий.