ПОГАРСКИЙ РАЙОН

Экспертное мнение


Балыкинский Чудотворный Образ Божией Матери в Черниговской губернии и Чудотворный список с оного в городе Орле


  По точной рукописи автора.
  (Эта статья, в измененном виде, была напечатана в Орловских Епархиальных Ведомостях за 1895 год)
  В двадцати пяти верстах от города Стародуба, Черниговской губернии, находится селение Балыкино, в котором имеется деревянный храм во имя Святителя Божия Николая Мир-Ликийского. В алтаре этого храма, в особом киоте, помещена Чудотворная Икона Божией Матери, именуемая, по названию самого селения, Балыкинскою. Лик Богоматери, с Предвечным Младенцем, написан на холсте, который наклеен на доску. Эта икона имеет пять четвертей высоты и пятнадцать вершков ширины. Икона изображаете Матерь Божию с опущенными вниз очами, которые всецело устремлены на Ея Предвечнаго Младенца. Руки Ея сложены дланями одна к другой, как бы символ молитвенного настроения Ея души. Глава Царицы неба и земли увенчана диадемою. Пряди волос Ея разбросаны по плечам. По верх нижнего платья, красноватого цвета, надет синий хитон. Богомладенец изображен совершенно нагим и лежащим на пелене, посланной на коленах Богоматери. Его грустный взгляд, устремленный вдаль, останавливает всякого. Лик Богоматери окружен звездами, а лик Спасителя сиянием. Риза на этой иконе серебряная, густо вызолоченная. В венце или короне Божией Матери находится одиннадцать аметистов, а над главою Спасителя три. На этом Образе висят три нити дорогого жемчуга. Внизу этой ризы сделана следующая надпись: "В 1811 году коштом графини Анны Ивановны Безбородкиной переделана и вызлащева июня 24 дня". Это вторая риза; первая, переделанная графинею Безбородкиной, была сооружена неким Василием Юркевичем в 1770 году. Не только из Черниговской губернии, но и из соседних к ней, Орловской, Курской, Полтавской и Смоленской губерний, приходят в селение Балыкино благочестивые люди на поклонение Чудотворной тамошней Иконе Божией Матери; особенное же стечение богомольцев к этой Иконе бывает три раза в году: 24 и 29 июня и 1 сентября; почему в первые два дня — неизвестно, а последнее празднество установлено не более сорока лет тому назад, по случаю поновления ризы. В летнюю, по преимуществу, пору подымают эту святую Икону жители окрестных к Балыкину сел и деревень, для совершения у себя молебствий по случаю каких-либо общественных бедствий, как то: повальных эпидемических болезней, падежа скота, засухи и по случаю появления каких-либо насекомых, в роде саранчи, червей и других, как это было, например, 1892 году в селениях Севастьявы и Посудичи. Особенной службы в честь Балыкинского Чудотворного Образа Божией Матери в церковных книгах не положено; но 1-го сентября служба Ей отправляется по чину праздника Казанской Иконы Божией Матери на 8 июля. Накануне 1-го сентября отправляется торжественное всенощное бдение, при чем св. Икона выносится пред царские врата, во время полиелея и по 6 песни канона читается акафист, с коленопреклоненною молитвою. На утро же, 1-го сентября, по окончании литургии, Образ подымается и обносится, с молебным пением, вокруг храма. В течении же года пред этим Образом читаются акафисты, как Благовещенский, так равно и другие Богородичные.
  История этого Балыкинского Чудотворного Образа, хотя немногосложна, но полна назидания для верующих христиан. Сказание о нем долго хранилось в архиве Николаевской церкви села Балыкина, пока в 1866 году бывший Черниговский Архиепископ Филарет (Гумилевский) не потребовал оное к себе, и где теперь это сказание находится, неизвестно. Все оно, впрочем, вошло в "Историко-Статистическое описание Черниговской епархии" Архиепископа Филарета, откуда перешло потом в летопись Св. Николаевской церкви села Балыкина. Заимствуем это сказание из печатного источника.
  "Была Икона та святая во граде Стародубе, в доме благородного пана Тимофея Дульского, значного товарища полку Стародубского и жителя тамошнего, который — то Дульский, дознал явление на Иконе той таковое: того року, когда Швед в наших краях был, когда шел с войском мимо Стародуба, Икона та, будучи еще в дому его, плакала, и он тот плач Пресвятыя Богородицы увидевши, таковое обещание себе имел, где узнает новосозданный храм, отдаст св. образ в новосозданную церковь. По малом времени пан Тимофей узнал о новосозданном храме Балыкинском, и, увидев своими глазами бедность его, обязался отдать образ в новую Балыкинскую церковь на престол, но несколько замедлил. Ему явилась Пресвятая во сне, приказывая отдать Икону в Балыкинскую церковь. Он и после того медлил. В другой раз явилась Пресвятая и с угрозою приказывала отдать Икону по обещанию. Рассказав о том видении, пан Тимофей Дульский принес святую Икону в Балыкинскую церковь Св. Николая и поставил по обещанию на престоле, навсегда, року 1711 августа 4 дня" ("Историко-Статистическое описание Черниговской епархии". Книга седьмая, страница 62. Чернигов. 1873 год).
  Из этого подлинного рассказа можно усмотреть, что домашняя Икона Божией Матери, бывшая, конечно, многие годы в семействе войскового чина в городе Стародубе, Черниговской губернии, Тимофея Дульского, прославилась во время нашествия на Малороссию Шведских полчищ, т.е. в 1709 году, когда Полтавский бой решил участь короля Шведского Карла XII и его наперсника, гетмана Малороссии, Ивана Мазепы, изменившего так вероломно Императору Петру І. Итак, со времени проявления Балыкинского Чудотворного Образа Божией Матери исполнилось сто восемьдесят семь лет (1709-1896); самому же этому образу, от времени его написания, гораздо более лет. Принимая во внимание, что Балыкинский Образ написан не во вкусе Восточном, а во, вкусе Западном, можно думать, что он принесен в город Стародуб из-за реки Днепра, или во время выхода оттуда более ста тысяч народа от преследований за веру Православную, - выхода, начавшегося еще при Царе Михаиле Феодоровиче и окончившемся лишь при Императоре Петре І. Выходцы не только из западных областей, составляющих нераздельную часть Российской Империи, но и из Галиции и далее и из западных Славянских земель, уходившие на левую сторону Днепра, где под властью Московского Царя никто не смел нудить тебя бросать отеческую Православную веру и принимать панеж или унию с латинскою церковью, захватывали с собою что могли. Образа, колокола и разный скарб уносили и увозили сюда. И дивны дела Божия! В числе принесенных образов ознаменовалось не мало Чудотворных, которые и по настоящее время в различных местах Малороссии утешают молящихся. Нельзя не отметить того обстоятельства, что Балыкинский Образ Божией Матери прославлен, как и все чудотворные образа прославлены в нашем дорогом отечестве, в годину испытаний. История всех чудотворных образов в России свидетельствует о неизреченном милосердии Божием к России, как хранительнице Православия. Кому теперь неизвестно громадное значение, какое имела для России Полтавская победа Императора Петра над королем Шведским Карломъ XII? Последний направил свои полчища на Москву чрез Украину. Он надеялся, что Малороссия пойдет, за изменником Мазепою, помогать ему, что Донские казаки и Крымский хан тоже окажут ему содействие и помогут громить войска Русского Царя. Император Петр долго не мог отгадать, какое направление примет шведская армия, и Карл вступит в область Северскую. Тогда Петр двинул свои войска и стал наносить врагу удар за ударом, пока решительное сражение его под Полтавою не положило конец народному бедствию и не настал снова вожделенный мир, после которого возвеличилось значение России. Сколько народных бед вынесла область Северская в 1708-1809 годах! Мороз и неприятель были бичами Божиими, и вот в это-то смутное время, Заступница усердная, Мать и Радость всех скорбящих, утоляющая печали рода Христианского, была Вратарницею у Северские страны - "да сохранить вся грады и страны Христианския от всех навет вражиих". Всемилостивая Царица неба и земли проливала видимые слезы на Своем Лике, именуемом Балыкинским. Молитвами Ея побежден враг наш и посрамлен, а Россия возвеличена для того, чтобы там славили сугубо Имя Божие и Его Пречистой и Преблагословенной Матери, Присно-Девы Марии. Нельзя также не обратить внимания и на то обстоятельство, что для прославления в России святых икон, почти всегда избирались Богом люди истинно благочестивые; вероятно, и Тимофей Дульский был из таких же. Он решил в смирении своем, что эту, видимо чудотворную, Икону не следует держать в доме, где поклонение ей для народа неудобно, где, хотя и благочестива жизнь его семьи, но все же эта жизнь мирская, не могла она вполне согласоваться с достодолжным чествованием такой святыни, и вот пожелал передать ее во храм Божий. Но почему же он пожелал отдать ее не в Стародубские храмы, но на сторону куда-либо в новостроющуюся церковь? Причины этому мы не знаем; но, должно полагать, Самой Божией Матери было угодно, чтобы новопрославляемая Икона Ея была поставлена именно в новостроющуюся церковь села Балыкина. Преблагословенная Дева Мария несколько раз является во сне Тимофею Дульскому и повелевает поставить Ея Образ именно в этом храме, что и было им исполнено. Неисповедимы пути Промысла Божия! Мы люди можем видеть совершившееся, но вполне понимать его внутреннее значение не всегда возможно человеку, и следует ли проникать в эту Божию тайну?!
  Целый ряд чудотворений последовал от новопрославленной Иконы, именуемой Балыкинскою. Доказательством тому, что Балыкинская Икона Божией Матери издавна сблагодатствована Богом, могут быть некоторые старинные уцелевшие о том записи. Первое письменное известие о чудотворениях от Балыкинского Образа имеется от 1712 года. Вот оно: "Року 1712 девица Иулиания, дщерь пана Феодора Случановскаго, Значного Товарища войсковаго полку Стародубскаго, болела очами; в болезни два раза не видела света. Родитель ея пан Случановский прибыл с тою дщерию не видящею в Балыкин и зараз Преблагословенная даде девице прозрение очей, чем прославляется Имя Матери Божией".
  В Балыкинской Св. Николаевской церкви есть древнее Евангелие, напечатанное в 1703 или 1705 году в Москве. Первоначальные листы оного имеют надпись жертвователя этого евангелия в церковь, в каковой надписи Икона Балыкинская прямо и неизменно названа "Чудотворною". Это, конечно, свидетельствует о тех чудотворениях, которые исходили от этого Образа. Вот эта надпись: "Року 1715 сие святое Евангелие купих аз недостойный Иерей Петр Александрович Балыкинский в пользу души своей, во славу Божию и Пресвятыя Богородицы, Чудотворной Балыкинской, за гроши добри, за 200 золотых (15 рублей серебром) из своего трудолюбия; сие бысть помощию Божиею".
  Вместо записей о чудотворениях, в старые годы был обычай делать различные жертвы и привески к тому Образу, от которого получено исцеление, в виде тех членов человеческого организма, которые получили врачевание и исцеление, например рук, ног, очей, сердца и других частей, а иногда и целых человеческих очертаний. Этот обычай не чужд и нашему времени и составляет видимые знаки пламенной веры и благодарности исцеленных людей к Божией Матери.
  Из позднейших записей о чудотворениях, исходящих от Балыкинского Образа Божией Матери, знаем нижеследующее. В 1872 году, во время холерной эпидемии, в августе месяце, в деревне Рожках, Балыкинского же прихода, сразу умерло от холеры пять человек; но лишь только жителями этой деревни была принесена туда св. Икона и отслужен был молебен, с водоосвящением, и потом совершен крестный ход с Иконою вокруг деревни, болезнь сразу миновала и в этой деревне и во всем Балыкинском приходе. В 1871 году в Балыкине появилась чума на рогатом скоте; в 1876 году в селе Ковалевке, пред собранным скотом, был отслужен молебен, и чума исчезла.
  Из позднейших записей о чудотворениях от Балыкинского Образа Божией Матери знаем также и нижеследующее. В январе 1886 года заболела жена местного казака Евдокия Стефанова Кончина. У нее было воспаление легких, перешедшее затем в тиф. Семья больной состояла из мужа ее, престарелых родителей, сестры девицы и четырех ее малолетних детей. Священник, приглашенный для напутствования больной в другой мир, нашел ее совершенно не подававшею никакой надежды к выздоровлению. Через день после этого пришел во храм отец больной и заявил священнику, что хотя дочь его видимо умирает уже, но он и его жена просят поднять на дом к ним Балыкинский Чудотворный Образ Божией Матери и отслужить молебен о здравии болящей рабы Божией Евдокии. Добрый иерей помолился на литургии о болящей, и потто отправился к ней с Чудотворным Образом, словно бы крестным ходом. Здесь был совершен молебен с водосвятием, и прочитан акафист Божией Матери. По окончании этого богослужения, священник подошел к больной с крестом и со св. водою. Умирающая, которой дана уже была в руки зажженная восковая свеча, вдруг сама, без посторонней помощи, приподнялась и села на постели. Когда же поднесли к ней Балыкинский Чудотворный Образ Божией Матери, она благоговейно поцеловала его и собственноручно возложила на него скромный свой дар - полотенце. К вечеру того же дня ей стало лучше; а чрез три дня она была совершенно здорова.
  В 1888 году жена казака села Артюшкова, Стародубского же уезда, Евдокии Иванова Золотникова, была 17 апреля на своем скотском дворе, где разъяренный вол нанес ей не менее пятнадцати ран в спину, живот и грудь. Истекая кровью, несчастная была поднята. Не смотря на врачебный уход за нею и на самые нежные попечения о ней родных, больная двенадцать дней почти ничего не ела, не спала, не могла свободно ни сесть, ни лечь. На тринадцатый день после этого несчастного случая, приехал в село Балыкин муж больной, два ее сына и невестка; они просили священника Св. Николаевской церкви отслужить молебен пред Чудотворным Образом Божией Матери о здравии болящей. По окончании этого богослужения, священник послал больной елея от лампады, теплящейся пред этим Образом и св. воды от этой же Иконы, для смачивания поранений у болящей. Оказалось потом, что в тот самый час, когда был совершен молебен, больная почувствовала себя на столько лучше, что посидела около часа на постели; потом часа три она спала, и, после смазывания ее поранений святым елеем и водою, стала заметно поправляться, и чрез месяц она выздоровела совершенно. Эта женщина прожила еще четыре года и скончалась совершенно от другой болезни.
  Чудотворения от Балыкинского Образа Божией Матери, подобно благотворному дождю, орошали не одно село Балыкино с его окрестностями. Благодать Божия, данная этому Образу, стала распространяться и в других соседних краях. Мы знаем нижеследующее. В состав древней Черниговской епархии, основанной в конце X века, входила, в числе других губерний, и Орловская, которая выделена в самостоятельною епархию в 1788 году Архипастыри Черниговские были до этого года и Орловскими владыками. Есть предание, что один из Владык Черниговских благословил копиею Чудотворного Балыкинского Образа Божией Матери двух монахинь Орловского Введенского женского монастыря, прибывших в Чернигов по делам своего монастыря. Ежели принять во внимание, что Стародубский житель Тимофей Дульский поставил Икону в Балыкине 1711 году и что в следующем году стало повсюду в крае известно чудесное прозрение дочери пана Случановского, девицы Иулиании Феодоровны, что даже и записано было тогда, то нельзя не угадать, кто был Черниговский Святитель, благословивший Орловских монахинь списком Балыкинского Чудотворного Образа Божией Матери. В ту пору воистину украшал собою Черниговскую кафедру Святитель Божий Иоанн Максимович, по 11 марта 1712 года; этого же числа и года он произведен в Митрополита Тобольского. Со всех обителей Черниговской епархии приехали в город Чернигов настоятели и настоятельницы монастырей епархии Черниговской, чтобы проститься с владыкою. И вот на долю Орловским матушкам досталась комнатная владыки копия новопрославленного тогда Балыкинского Образа Божией Матери. Конечно, ничего на свете не бывает без причины. Мы — христиане должны находить связь между событиями, которая всегда имеется, так как все видимое и невидимое миродержительство до такой степени совершенно, что нельзя и предположить каких-либо случайностей там, где все сотворено премудростью Божиего, где видны дивные пути Его. Список Чудотворного Балыкинского Образа Божией Матери был дан городу Орлу, как главному городу того края России, который издревле был родиною Вятичей, который особенно подвергнулся татарскому игу и который, не смотря на последнее, не только не угасил в себе пламенную веру в Бога, а напротив того еще возгревал ее сугубо, черпая силу в своих обителях, расставленных в этом крае как бы сторожевые учреждения. Наконец, Орловский край России удостоился личного благословения Московского и всея России Чудотворца, Святого Митрополита Алексия, который отправлялся в татарскую орду исцелить жену хана Тайдулу. Орловский край, имевший у себя свою святыню, сподобляется новой и не сразу, но в будущем. Обыкновенный список с Чудотворного Балыкинского Образа Божией Матери, по прошествии нескольких лет, получает благодатную свыше силу и становится источником чудотворений и милостей Божией Матери для прибегающих к Ней пред этим, уже чудотворным списком с Чудотворного Балыкинского Ея Образа. И в городе Орле, как в городе Стародубе, и в селе Балыкино, не было и нет хроники чудотворений от этой Иконы; но в обоих местах записано главное.
  В одном цыганском таборе, бродившем неподалеку города Орла, с одною девицей случилось сущее несчастие: она стала одержимою нечистою силою, в существование которой не хотят верить иные современные легкомысленные люди, решающие „с плеча" все вопросы жизни. Бедную цыганку всячески мучил дух злобы, и она не находила себе ни места, ни покоя. Эта несчастная девица видела сон. Божия Матерь явилась к ней и пообещала ей избавление от лукавого, ежели она у Балыкинского Образа Ея, в Орловском Введенском женском монастыре, отслужит молебен. Должно полагать, что видение настолько сильно подействовало на цыганку, что она в точности исполнила приказание Божией Матери Нечистый оставил девицу. Весть о совершившемся этом чуде разошлась не только по всему городу Орлу, но далеко и окрест его. Стали приходить в город Орел богомольцы, все многоразличными скорбями, душевными и телесными недугами и чудотворения от этого списка с Балыкинской Иконы Божией Матери сделались заметны, особенно среди простолюдинов, живущих в простоте сердца жизнью христианскою. Установлено было празднование в честь этой Иконы на 30 июня. Накануне совершается в Орловском женском монастыре торжественное всенощное бдение, с акафистом Божией Матери, а на утро – божественная литургия и, после оной, молебствие, с обнесением этого Чудотворного Образа.
  И в городе Орле, как и в селе Балыкино, отправляется тогда служба, составленная в честь Казанского Чудотворного Образа Божией Матери. И в селе Балыкино и в городе Орле верующие православно-русские люди возносят благодарственные пения Заступнице рода Христианского, "покровом Своея благости покрывающей страну нашу православную". Владыка Орловский неопустительно совершает каждый год всенощное и лигургийное богослужение в Введенской обители, и вход его во храм на богослужения сопровождается умилительным пением монахинь и послушниц тропаря Казанскому Чудотворному Образу Божией Матери: "Заступница Усердная, Mати, Бога Вышняго" и т.д.
  К этому годовому празднику сходится много бомольцев, по преимуществу – из сел и деревень. Размер Орловского Чудотворного списка Балыкинского Образа одинаков с подлинником и украшен сребропозлащеною ризою. Пред этим Образом уставляются неугасимые лампады – жертвы приносящих гроши и копейки на елей.
  В заключение своего небольшого исторического очерка, присовокупим тропарь, кондак и молитву, читаемую Божией Матери пред Балыкинским Ея Образом.


***

  Тропарь, глас 4-й.
  Заступница земли Российския от еашествия Свейскаго и непрестанная за нас молитвенница, мир земли и душам нашим у Господа испроси, да святится в нас Имя Божие! Аминь.


***

  Кодак, глас той же.
  Притецем вси ближнии и дальни к Балыкинскому Чудотворному Образу Божией Матери и умилено возопием: Радуйся земли Российския Заступница от Свейскаго нашествия и всем притекающим к Тебе Помощнице!


***

  Молитва.
  Некогда угрожавшему отечеству нашему от полчищ Свеов, Ты, Матерь Божия, явила милосердие и отвратила праведный гнев и прещение Сына Твоего и Бога нашего от земли Российския прославлением в области Северския Твоего Всечестнаго Лика именуемого Балыкинским. Видя скорби верных Православных Русских Христиан, Ты, сердобольная Мати, проливала видимыя слезы о наших предках! Ты дала прозреть девице. Ты возстановила всеми оставленную в болезни! Ты уврачевала раны тела и души пораненной! Ты похитила из когтей велиара девицу! Ты укротила мор людей и язю скотов! Ты неоскудно изливаешь струи милостей всем прибегающим с несумненною верою в Твою всесильную помощь! Воими же молению нашему! Управи пути нашего земного скитания и дай нам тихое пристанище по нашем преставлении! Упрости нашу жизнь добрыми и благочестивыми обычаями! Удержи Твоею всесильною Рукою лжепророков и лжеучителей, вземлющихся на разум Божий! Пошли нам чистоту помышлений и чуствований! О, Госпоже, наши слезы не довлеют загладить наши прегрешения. Ободри нас, укрепи и веди, амо же хощеши! Аминь.
  Григорий Кулжинский.
  Город Нежин, Черниговская губерния.
  Черниговские Епархиальные Известия, №№ 11-12, 1896 год.