ПОГАРСКИЙ РАЙОН

Экспертное мнение


Церковь Николая Чудотворца


  Церковь Николая Чудотворца, начало 19 века. Поставлена в центре села на холме - крепостном земляном городке времен Северной войны (1700-1721), господствует в окружающем пейзаже. Построена в 1802 году на месте более древней, известной с начала 18 века. Стены бревенчатые, обшитые снаружи и внутри тесом, цоколь и площадки боковых входов, появившиеся в начале 20 века, кирпичные. Оригинальный образец деревянного брянского храма с тремя главами, выполненного в стиле зрелого классицизма. Композиционно здание воспроизводит характерный для украинской архитектуры конца 17 - 18 веков трехчастный храм: крупный двусветный восьмерик с узкими диагональными гранями и примыкающие к нему более узкие пятигранный алтарь и прямоугольный притвор (бабинец). Однако трактовка всех этих частей типично классицистическая: их венчают полусферы куполов на низких глухих основаниях (восьмигранном над центром и цилиндрическими над алтарем и притвором) и главы (центральная более крупная) с низкими круглыми шеями и пологими кровлями, завершенными яблоками с крестами. Типично классицистической является и невысокая колокольня в два четверика (нижний служил папертью, верхний - звоном) с куполом. В лаконичном убранстве фасадов храма доминируют крупные портики боковых входов с двумя парами широко расставленных колонн тосканского ордера и фронтонами. Упрощенный антаблемент завершает здание на уровне верха портика, охватывая нижний ярус колокольни с фронтонами и пилястрами на углах. Основания куполов венчают карнизы. Все окна храма (внизу прямоугольные, вверху квадратные, а у звона колокольни арочные) заключены в простые обрамления; входные проемы отмечены сандриками. Центральное помещение храма имеет купольное перекрытие с парусами над диагональными гранями; над алтарем, притвором и ярусами колокольни плоские потолки. Отделка стен простая, с карнизом у основания купола. Внутреннее убранство, включая иконостас с иконами, по украинскому обычаю украшенными рушниками, в основном 19 - первой половины 20 века. В храме сохранилась чудотворная икона "Балыкинская Богоматерь", относящаяся, вероятно, к 17 веку. Согласно рукописному преданию на рубеже 17—18 веков икона находилась в Стародубе, в доме знатного товарища Стародубского полка Т. Дульского. Во время Северной войны, когда шведы находились в этих краях, икона начала источать слезы, в связи с чем Дульский дал обет отдать образ в какую-либо новосозданную церковь. Таким храмом оказалась церковь в Балыкине, однако Дульский медлил с передачей иконы. Лишь после того, как Богородица дважды являлась ему во сне, он 4 августа 1711 года принес образ в храм. После этого в 1712 году икона исцелила слепую девушку, в связи с чем и была объявлена чудотворной. На серебряной и вызолоченной ризе иконы существует надпись: "1811 год июня 24 дня коштом графини Анны Ивановны Безбородковой переделана и вызолочена". Прежняя риза была устроена в 1770 году В.Г. Юркевичем, войсковым товарищем.
  "Свод памятников архитектуры и искусства России. Брянская область", 1998 год.


***

  Утвержден в должности церковного старосты к Николаевской церкви села Балыкина, Стародубского уезда, дворянин Василий Диомидов Андреевский, 12 августа 1894 года.
  Черниговские Епархиальные Известия, № 17, 1894 года.


***

  Утверждены членами благочиннического Совета в 5-й Благочиннический Округ, Стародубского уезда, священники: Похвало-Богородичной церкви села Логоватого Михаил Велижев и Димитриевской церкви села Алефина Дионисий Левицкий и кандидатами по ним священники: Успенской церкви села Медведева Симеон Шеблинский и Николаевской церкви села Балыкина Ипполит Тарасевич.
  Черниговские Епархиальные Известия, № 12, 1898 года.


***

  Перемещен штатный псаломщик диакон Николаевской церкви села Балыкина, Стародубского уезда, Михаил Езерский на вакантное псаломщическое место при Покровской церкви села Мишковки, того-же уезда, 2 ноября 1898 года.
  Черниговские Епархиальные Известия, № 22, 1898 года.


***

  Псаломщик Николаевской церкви местечка Ични, Борзенского уезда, Василий Пашинский перемещен на псаломщическое место при Николаевской церкви села Балыкина, Стародубского уезда, 14 ноября 1898 года.
  Черниговские Епархиальные Известия, № 23, 1898 года.


***

  Награжден скуфьею за отлично усердную службу священник села Балыкина, Стародубского уезда, Ипполит Тарасевич.
  Черниговские Епархиальные Известия, № 4, 1900 года.


***

  Выражается искренняя благодарность Его Преосвященства жителю города Санкт-Петербурга, генерал-майору Николаю Михайловичу Беляеву за его пожертвование в Николаевскую церковь села Балыкина, Стародубского уезда, священных книг, именно: Типикона в полулист, в хорошей кожаной оправе Московской печати, апостола в четверть листа в хорошей кожаной оправе и ирмология в одну восьмую листа в кожаной оправе, стоимостью 10 рублей.
  Черниговские Епархиальные Известия, № 17, 1901 года.


***

  Утверждены в должности членов благочиннического совета 5-го благочиннического округа, Стародубского уезда священники: Покровской церкви села Нижнего Иоанн Рублевский и Аннинской церкви села Чубкович Павел Туткевич и кандидатами по ним священники: Николаевской церкви села Балыкина Ипполит Тарасевич и Троицкой церкви села Горчаков Иоанн Балдовский.
  Черниговские Епархиальные Известия, № 20, 1901 года.


***

  Алфавитный список церквей Черниговской епархии.
  Цель составления настоящего списка - дать хотя краткие сведения, в виде настольного справочника, об историческом прошлом всех церквей Черниговской епархии, дать возможность иметь представление о том, насколько та или иная церковь может представлять интерес в архитектурном отношении и можно ли рассчитывать найти в церкви хотя некоторые памятники старины. Материалом для составления настоящего списка послужили официальные документы церквей так называемые клировыя ведомости или ведомости о церкви. В список вносилось название села или города, в честь какого события или святого посвящен престол, каменная церковь или деревянная, год постройки церкви, кем церковь построена, если строитель ее был более или менее известным лицом. Церкви построенные до начала XIX века и затем перестраивавшиеся также отмечались, чтобы знать, что первоначальной конструкции церкви видеть уже нельзя. О тех приходских церквах, которые построены в XIX веке на место существовавших прежде, или обозначены что они "построены когда и кем неизвестно", отмечалось, с каких годов имеются при них документы, именно метрические или исповедные книги. Наконец, делались отметки и о тех церквах, которые построены на место сгоревших и где едва ли уже можно рассчитывать на нахождение памятников церковной старины. Ручаться за полную точность предлагаемых сведений, к сожалению, нельзя, так как материал для них – клировые ведомости составляются очень кратко и неполно; особенно это относится к перестройкам, расширению церквей и пристройкам колоколен.
  Стародубский уезд. Балыкино, Николаевская, деревянной постройки 1802 года. Документы с 1780 года.
  Труды Черниговской губернской архивной комиссии 1906-1908 годы, выпуск 7.


Церковь Николая Чудотворца

Церковь Николая Чудотворца

Церковь Николая Чудотворца