ПОГАРСКИЙ РАЙОН

Экспертное мнение


Историко-статистическое описание Черниговской епархии. Архиепископ Филарет. 1873 год


  Синино.
  В 10 верстах от Погара, в 3 от Бобрика, в 27 от Стародуба, и в 194 от Чернигова.
  Поселение расположено на меловых горах. На одной насыпной вал до 3,5 саженей вышины и до 60 ширины. Это остаток до татарского укрепления. При подошве горы извивается река Вабля, впадающая ниже в Судость. Вабля около Синина весьма глубока. Таким образом понятно, что сининский мост справедливо пользовался известностью в древнее время. Летопись говорит под 1155 году "усрете Святослав Ольгович ... Гюря у Синя моста". Собрание летописей 1,90. По войтовой записи 1670 год. "Евхим Дмитрович, мельник сининский" продал в Стародуб свой дом "за валом на клину к Никольскому колодезю стоячий". Следовательно тогда в Синине была мельница не худо награждавшая труды мельника.
  В староду6ском протокуле 1683 года записано: "февраля 14 дня пред нами урядом местечка войскового войт Петр Волосский, житель села Басихина, 17 жаловался на Демьяна Маслова, жителя села Синина, что жалобщик вместе с почетными людьми, жителями села Синина был у Демьяна, как сват, чтобы высватать за сына Петра. Демьян так сказал: Бог в помочь. Я рад быть приятелем. Сказав это всем и ему Петру прибавил, что готов отдать (дочь) за сына его; дочь его подносила горилку всем сватам. Это было в четверг, а в субботу велел приходить с женихом. По его слову приглашены были священник с дьяком, орендары нашего села и села Синина; но когда прибыли в назначенный Демьяном день, он не захотел принять по приятельски, а выгнал со двора. Посланный служитель местечка Иван Васильевич спрашивал трех человек сининских и они объявили, что точно было заручное, дано слово быть приятелем и по слову прибыл Петр, но был выгнан со двора. Демьян, став на уряд, сам сознался во всем, прибавив: по рукам били, но разговорили люди. Не продолжая дела расправы, сказал он: люди разговорили и от того вышла тревога, но как дано приятельское слово, то в субботу февраля 16 имеет быть венец, а в воскресенье будет брачный пир; сторона, которая хотела изменить слову, имеет заплатить сто золотых заручного. Добровольное это решение и мировую приказали записать в книги местечка." Это образчик обычаев доброго старого времени!
  В 1822 году предводитель уездного дворянства и владелец Синина хотел на месте обветшавшего храма построить каменный; начали рыть рвы, долго искали материка, углубляясь в землю, но не находили; вырывали уголья, битые стекла и т.п. И намерение оставлено без исполнения. Теперь на валу красуется небольшая, но красивая, деревянная церковь святителя. Храм снабжен дорогою утварью.
  Поселяне не бедны от того, что приучены к труду. Этим одолжены они покойному владельцу, доброму Владимиру Петровичу. Он до самой смерти был внимательным хозяином; удобрял поля и заставляя поселян любить труд, никогда не обременял их работами. Под надзором доброго владельца поселяне приучились так вести дела свои, что каждый во время посеет, во время пожнет и во время уберет хлеб; земля хорошо удобрена и от того очень плодородна.
  Число прихожан: в 1790 году 316 мужчин и 320 женщин; в 1810 году 335 мужчин и 343 женщины; в 1830 году 357 мужчин и 339 женщин; в 1850 году 402 мужчины и 381 женщина; в 1860 году 409 мужчин и 402 женщины.