Гринево.
Если дальше мы проследуем по избранному маршруту, то по пути в Погар мы будем проезжать большое село Гринево, в котором также сохранились памятники русского классицизма. Как видим, старых "дворянских гнезд" на Брянщине было немало.
В свое время Гринево поочередно принадлежало ряду казацких старшин, а впоследствии — крупнейшим магнатам России. В списке его владельцев числятся такие фамилии, как Дорошенко, Шираи, Миклашевские, Безбородко, Лобановы-Ростовские, Апраксины, Голицыны. Каждому из них в свое время принадлежали десятки, а то и сотни тысяч крепостных и земли, равные по площади некоторым западноевропейским государствам!
В седьмом томе известного сочинения "Россия. Полное географическое описание нашего отечества", изданном в 1903 году, сказано, что некогда Гринево было собственностью И. Безбородко, который "здесь выстроил прекрасный дом и возле него церковь по плану архитектора Гваренги; четыре иконы в храме принадлежат кисти знаменитого академика Кипренского". Получается, таким образом, что Кваренги причастен к строительству в Ляличах (Ляличи Суражский район Брянская область), Понуровке(Понуровка Стародубский район Брянская область) и Гриневе, а знаменитые живописцы XVIII века Боровиковский и Кипренский писали иконы для церквей в Новой Романовке и Гриневе. Не такая уж это была "глухая провинция"!
Построенные Ильей Безбородко дом и Троицкая церковь сохранились, но находятся в плохом состоянии, особенно первый; он сгорел в Великую Отечественную войну, остались только наружные стены с колоннадой. Здание сейчас перестроено под школу. Если судить по дошедшим до нас частям дома, он был сооружен в строгих формах классицизма. Простой прямоугольный объем украшен по главному фасаду шестью колоннами. Противоположный фасад, выходящий к озеру, имеет по центру полукруглый выступ. Здание двухэтажное, с равномерно расположенными окнами. Облик строгий, даже суровый. Как оно выглядело в первоначальном виде — сказать сейчас трудно.
Церковь Троицы (1802) сохранилась лучше, в ее формах также выражены черты классицизма, но переосмыслены они по-своему. Так же как и в Понуровке, это особый классицизм, украинский. Такой же компактный и по-своему очень красивый центрический план. Здание пятикупольное, главный купол доминирует, четыре добавочных установлены по углам и вплотную подходят к главному. Несмотря на лаконизм форм, что свойственно классицизму, излюбленные на Украине центричность, симметрия и пирамидальность здесь выражены достаточно ясно. Для обозрения таких зданий требуются большие пространства, а поэтому они и ставились на свободных площадях, их нельзя себе представить в тесной городской застройке.
Внутреннее убранство церкви частично сохранилось, но судьба написанных Кипренским икон не выяснена. Возможно, они и сохранились среди запыленных и потускневших от времени других икон, находящихся в этом заброшенном и пустующем здании.
Странная судьба памятников архитектуры Брянской области! За исключением некоторых (в Почепе и Ляличах) они либо пребывают в неизвестности, либо в лучшем случае только упоминаются. Но специальному изучению не подвергались. А заслуживают этого.