Составлено на основании сведений, собранных в 1900 году.
Предуведомление.
Обстоятельства, вызвавшие составление этого обзора современного Черниговского раскола, были следующие. В бытность мою делопроизводителем совета Братства святого Михаила Черниговского, я при многих случаях встречал затруднения в определении хотя-бы приблизительной цифры раскольников как в отдельных местностях, так и во всей Черниговской епархии, потому что в делах Братства сведений об этом не имелось; а между тем иногда в Совет Братства поступали официальные запросы от некоторых учреждений о числе раскольников и даже о состоянии раскола в епархии. Чтобы на будущее время не встречать подобных затруднений, я чрез бывшего председателя Совета Братства, Преосвященного Михаила (ныне Епископа Ковенского) возбудил в Совете вопрос о необходимости собрания более или менее точных сведений о числе раскольников и состоянии раскола и сектантства в епархии, при чем представил и программу собирания этих сведений чрез о.о. благочинных епархии. Совет Братства в одном из своих октябрьских заседаний 1899 года постановил просить Черниговскую духовную Консисторию, чтобы она предписала о.о. благочинным епархии доставить сведения о расколе и сектантстве в их округах, а потом поручить преподавателю истории и обличения русского раскола в Семинарии, на основании имеющих быть доставленными сведений составить обозрение современного Черниговского раскола. Но помимо этого побуждения характера официального и имеющего в своем корне практически-деловые соображения, я, предпринимая означенную работу, руководился и чисто научными мотивами. Статистика раскола и сектантства является в науке о расколе одним из самых важных вопросов, более или менее верное решение которого занимало всех известных расколоведов. Но, к сожалению, существовало, да и теперь существует множество причин, по которым эта статистика, более чем какая-либо другая, страдала и страдает неточностью. О причинах этого явления было-бы очень долго говорить; что же касается неточности, то достаточно сказать, что было время, когда одни насчитывали всех раскольников только до 200 тысяч, а другие – до 13 миллионов, промежуточных стадий между этими крайними цифрами было указываемо еще очень много. Никто, кажется, не должен отрицать того, что более или менее верная статистика раскола в России может быть достигнута только путем разработки местной статистики, преимущественно по отдельным епархиям, что, при содействии местной епархиальной власти, в известной мере достижимо. Эту задачу мы и взяли на себя по отношению к Черниговской епархии, которая, как известно, обильно населена раскольниками. Но задача наша далеко не ограничивается собранием только статистических данных раскола; напротив, мы стремились в своей статье дать по возможности полное обозрение современного Черниговского раскола и осветить его с разных сторон, стараясь при этом оттенить особенности раскола одной местности сравнительно с другой…
***
Раскольническое население Черниговской епархии, на сколько сделалось известным из собранных в 1900 году сведений, исчисляется в 62385 человек, из коих мужского пола 30123 и женского пола 32262. Главнейшим образом поселения раскольников сосредоточиваются в уездах – Новозыбковском (мужского пола 14766 и женского пола 15942, всего 30708 человек), Стародубском (мужского пола 5599 и женского пола 6111, всего 11710), Суражском (мужского пола 4976, женского пола 5202, всего 10178) и Городнянском (мужского пола 4260 и женского пола 4489, всего 8749); в прочих же уездах епархии раскольническое население очень незначительно и исчисляется десятками и редко сотнями (во всех уездах мужского пола 522, женского пола 518, обоего 1040). Издавна посады и слободы Черниговской епархии с раскольническим населением известны под общим именем "Стародубья" или "Стародубского края" не потому только, что Стародубский уезд занимает видное место (второе, - после Новозыбковского) по количеству населяющих его раскольников, но и потому, главным образом, что первому насадителю и организатору раскола в этом крае, известному беглому попу Кузьме, довелось поселиться в Стародубском уезде в местечке Понуровке, под покровительством одного стрелецкого сотника Гавриила Иванова, так что первоначальная история раскола в этом крае, довольно обильная событиями, приурочивается именно к Стародубскому уезду. Так как раскол в Стародубский край был занесен беглым попом, то понятно, что первоначальной формой Стародубского раскола была беглопоповщина, - и действительно, Стародубье в свое время в истории беглопоповщивы сыграло весьма важную роль. Но в настоящее время первое место как по важности и значению, так и по количественному положению принадлежит в Черниговском расколе не беглопоповщине, а новоизобретенной поповщине по австрийскому священству.
Приблизительно, современный раскол Черниговской области распределяется по толкам следующим образом. Первое место занимают поповцы по австрийскому или белокривицкому священству, с подразделением их на окружников и противоокружников (всех их насчитывается 29593, из коих окружников 23176, а противоокружников 6417), за ними следуют беглопоповцы (коих всего 21850) и, наконец, безпоповцы (10942 человек). Из этих исчислений видно, что почти целую половину раскольников Черниговской епархии составляют так называемые австрийцы, а из них громадное большинство падает на долю окружников. Но окружники занимают первое место в мире Черниговского раскола не только по своей численности, но и по тем интеллектуальным и материальным силам и средствам, какими они располагают: почти все более выдающееся по богатству и в отношении умственном в раскольническом Стародубье тяготеет к окружничеству. Поэтому обозрение раскола в Черниговской епархии и нужно начать с окружников.
Окружники.
У окружников Черниговской епархии существует два главных центра, около которых сосредоточивается почти вся жизнедеятельность местного окружничества, и которые имеют большое влияние и вообще на ход событий и дел этого толка: один из этих центров можно назвать по преимуществу духовно-церковным, а другой - умственно-руководительным, дающим, так сказать, тон и направление тем или иным событиям и веяниям в мире окружничества. Первым центром является посад Клинцы (Суражского уезда), а вторым город Новозыбков. В посаде Клинцах раскольническое население составляют почти исключительно одни окружники, коих насчитывается здесь 5647 (мужского пола 2782 и женского пола 2865), и очень незначительную часть его составляют безпоповцы (по местному названию "колики") и беглопоповцы - лужковцы, по своему духу и направлению весьма близкие к безпоповщине; а противоокружники (партия враждебная окружникам) совсем не имеют в Клинцах своих представителей. Окружники посада Клинцов принадлежат преимущественно к мещанскому сословию и занимаются фабричной и заводскою промышленностью, частью кустарным промыслом, торговлею и наемом на стороне фруктовых садов и огородов (баштанов). Но главными заправилами раскольнических дел в Клинцах являются, конечно, не мещане, а купцы, как и в больших других раскольнических центрах: к купеческому сословию из раскольников-окружников здесь принадлежат 142 человека. Из купцов наибольшим влиянием на дела раскола в Клинцах пользуются богачи - Степунины, Сапожковы, Гусевы, Машковские и другие, которых по справедливости можно назвать столпами местного раскола. Значение духовно-церковного центра посадам Клинцам придает то обстоятельство, что вблизи его, именно в раскольническом ските "Полосе", составляющем как бы одно целое с Клинцами, проживает окружнический епископ Сильвестр со своими попами и с приличным архиерейскому положению штатом церковников. Хотя этот Сильвестр (в действительности мещанин посада Митьковки Савва Малыгин) не пользуется у передовых окружников посада Клинцов особым уважением и даже в 1898 году подвергался опасности быть удаленным от епископского управления, однако он доселе остается на своем месте. В самом же посаде Клинцах проживают три окружнических попа из постоянных жителей Клинцов – Иван Юров, Федор Разуваев и Стахий Смирнов и диакон Гавриил Краснобаев, а также уставщики – Ефим Борисов, Олимпий Исаев, Михаил Деревяшка и другие. В Клинцах у окружников имеются две моленных, - по своему внутреннему устройству ничем не отличающиеся от православного храма, - одна в Новой Слободке, в общественном доме, а другая на Нижней улице в деревне Сапожкова, из которых к первой принадлежат до 4000 прихожан, а ко второй до 1700. В этих моленных по временам совершает торжественные богослужения лжеепископ Сильвестр, но постоянными совершителями служб (и даже литургии) в них являются вышепоименованные попы. Около самого посада существует еще скит Никольский, в котором проживает немало братии. Кроме попов, в Клинцах проживают более или менее известные начетчики, как необходимая принадлежность всех более заметных центров раскола, существующее конечно для защиты, оправдания и пропаганды его; таковы мещанин Софрон Суяркин с сыном и Федор Вишняков.
Все вышеизложенные обстоятельства, именно – многочисленность окружнического общества в Клинцах, руководимая главарями-купцами, два окружнических монастыря, в которых проживает довольно многочисленная братия, и, что особенно важно, постоянное пребывание в одном из них окружнического архиерея, две богатые моленныя, в которых совершается торжественно служба тремя попами, иногда во главе со своим архиереем, - все это и придает посаду значение духовно-церковного центра окружничества, тем более, что Клинцовские окружники не встречают себе какого-либо ослабляющего действия со стороны других раскольнических толков, и потому живут сплоченно, правильно-организованною жизнью. В виду сказанного, раскольники посада Клинцов почти совсем не поддаются миссионерскому на них воздействию, как то и отмечено в рапорте благочинного 1-го округа Суражского уезда, в котором, между прочим, говорится, что "хотя из разскольников и присоединяются ежегодно от 5 до 10 человек к православной церкви, но все это – случаи единичные, не имеющие значения к ослаблению раскола". Впрочем в том же рапорте отмечено и отрадное явление в мире Клинцовского раскола. В рапорте сообщается, что с открытием в посаде Отделением Братства книжного склада, в котором членами Отделения ведутся частные беседы с раскольниками, и с распространением из него полемических против раскола книг, пробуждается среди раскольников некоторое оживление, а в некоторых из них более критическое отношение к своему религиозному положению, так что благодаря влиянию частных бесед в книжном складе и чтению из оного книг было даже уже два случая присоединения из раскола к православию.
Не менее, если не более, важным по значению среди окружничества (только с другой стороны) является и другой центр его – город Новозыбков. По численности принадлежащих к окружничеству раскольников, Новозыбков немного уступает Клинцам, именно – в нем насчитывается окружников 5273 человек (мужского пола 2311 иженского пола 2962), но на ряду с окружниками в Новозыбкове имеется порядочное количество противокружников и очень значительное число беглопоповцев. Подобно тому, как и в Клинцах, окружники города Новозыбкова принадлежат в громадном большинстве к мещанскому сословию, и только незначительная часть их - купцы. По роду занятий Новозыбковские раскольники - ремесленники, кузнецы, столяры, прядильщики и сапожники и, частью, огородники и садоводы. Что касается купцов, то более крупные из них в последнее время стали заниматься покупкой имений в черноземной полосе, куда и выезжают иногда на жительство. Окружническому толку в городе Новозыбкове принадлежит самая богатая и многочисленная по количеству прихожан моленная, под названием Шведовская, находящаяся на Тростанской улице, в доме Шведова. Попом в этой моленной давно состоит Городнянский мещанин, известный Ефим Павлов Мельников, отец еще более известных братьев Василия, Федора и Ивана Мельниковых. Попечителями означенной моленной состоят Новозыбковские купцы-миллионеры Павел Абросимов и Ефим Петухов.
Конечно, традиционное богатство раскольников, как везде, так и в Новозыбкове, и богатые моленные придают большое значение тому или другому раскольническому центру, но далеко не это одно сделало город Новозыбков важным центром в мире окружничества: он является, как мы выше выразились, "умственно-руководительным центром окружнического раскола, дающим ему тон и направление". Говоря так, мы разумеем преимущественно деятельность Новозыбковских расколоучителей – братьев Мельниковых - Василия, Федора и Ивана. В сведениях, доставленных отцом благочинным единоверческих церквей о. Фомичевым, братья Мельниковы упоминаются как только "начетчики из раскола" и поставлены на ряду с другими подобными начетчиками города Новозыбкова, каковы, например, мещане Василий Мартиненков, Иван Фаников, Даниил Донцов и Алексей Бозстужев. Но назвать Мельниковых только начетчиками из раскола слишком мало и, вероятно, сами же они самолюбиво оскорбились бы таким заурядным трактованием (или, пожалуй, титулованием) их. Нет, это – не простые начетчики в раскольническом смысле, а литературные и в известном смысле "ученые" пропагандисты и защитники современного раскола в форме окружничества, пролагающие для защиты его новые пути и ставящие это дело на новую возможно - научную почву. В лице известного Онисима Швецова (лжеепископа Арсения) и братьев Мельниковых это новое направление в расколе (его пропаганды и защиты) и находят свое более полное выражение и осуществление. Хотя об этих Новозыбковских особого рода ратоборах раскола уже довольно много известно в печати, однако любопытно-бы было знать об их деяниях за последнее время, и именно за прошлый год. К сожалению, в доставленных о.о. благочинными рапортах мы не находим никаких сведений об этом, но этот пробел отчасти восполняется любопытными известиями о Мельниковых, помещенными в "Миссионерское Обозрение" за 1900 год, куда и отсылаем интересующихся (смотри особенно Миссионерское Обозрение, 1900 год, июль-август, страницы 152-160).
За главнейшими центрами окружничества – Клинцами и Новозыбковом - идут, по численности проживающих в них окружников, посады в следующем порядке: Добрянка Городницкого уезда (мужского пола 1280, женского пола 1400), Святск Суражского уезда (мужского пола 1000 и женского пола 1000), Митьковка Новозыбковского уезда (мужского пола 760, женского пола 800), Климов Новозыбковского уезда (мужского пола 708, женского пола 800), Чуровичи Новозыбковског уезда (приблизительно мужского пола 600, женского пола 655), Елионка (мужского пола 500, женского пола 650), Лужки (мужского пола 434, женского пола 375), Воронок (мужского пола 300, женского пола 500), Стародубский уезд и город Стародуб (мужского пола 44, женского пола 48) и некоторые другие поселения, в которых последователи окружничества исчисляются только единицами и редко десятками. В Добрянке раскольники-окружники почти все (за самым незначительным исключением) принадлежат к мещанскому сословию и по роду занятий преимущественно каменщики, берущие большие подряды по каменным работам на сторонах. Они имеют свою моленную, помещающуюся в общественном доме, лжепопом при которой состоит Василий Мясников (почему и самая моленная называется "мясниковскою"), а попечителем мещанин Иван Синицын. Кстати сказать, Василий Мясников только второй год, как перешел из противоокружничества в окружничество. Более или менее видным начетчиком среди Добрянских окружников является мещанин Евсевий Асачьев. Окружники посада Святского, как и Добрянки, также принадлежит к мещанскому сословию, с присоединением к ним малой части государственных крестьян, и занимаются хлебопашеством и отхожими промыслами (ободники-паренщики). Они также имеют свою моленную, помещающуюся в общественном доме, при которой служит лжепоп Максим Иларионов Волков, а попечителем ее состоит мещанин Иван Шведов. В Святске, кроме того, проживают довольно известные в окружническом мире начетчики, братья - Василий, Иван и Кузьма Григорьевы Усовы, из которых Иван Усов известен и в раскольнической литературе, как составитель "разбора ответов на 105 вопросов", и сын попа Максима – Василий Волков, известный своим фанатизмом и выходками на публичных беседах. Окружники посада Митьковки, Новозыбковского уезда, по сословиям разделяются почти на две равные части, из коих одна часть принадлежит к мещанскому, и другая – к крестьянскому сословию, а по занятиям и промыслам они – каменщики (по постройке каменных зданий на сторонах) и, затем, пасечники и огородники. Они имеют свою моленную в общественном доме, близь базарной площади. Лжепопом состоит у них мещанин посада Климова Мирон Петров Моргунов, а попечителем моленной мещанин посада Митьковки Афанасий Прещепов, - он же и начетчик. В посаде Климове, в котором раскольников-окружников почти такое же количество, как и в Митьковке, и по сословиям они, как и другие раскольники посада, также мещане (с небольшой частью купцов и крестьян), имеется окружническая моленная, находящаяся на Новой улице, в общественном доме. Лжепопом в посаде Климове у окружников состоит крестьянин деревни Таракановки, Медынского уезда Калужской губернии, Николай Смирнов; а попечителями и заведующими хозяйственною частью несколько мещан, - именно: Стефан Тимофеев Ершов, Иван Семенович Аксенов, Василий Иванов, Терентий Аврамов и Никита Акимов. Начетчик посада Климова мещанин Семен Федюшин известен и как раскольнический писатель (например, известны его письма к беглопоповцам). В посаде Чуровичах проживают раскольники разных толков (безпоповцы, беглопоповцы и окружники), но в последнее время здесь началось довольно сильное движение среди беглопоповцев в пользу окружничества. Руководителями этого движения являются Климовский купец - лесопромышленник, живущий в 4 верстах от Чурович, Александр Терентьев Аврамов, которой года 3 тому назад посадил в Чуровичах лжепопа Анатолия Софрониева Суяркина и содержал его на своем иждивении, а также украсил Чуровичскую моленную. В распространении в Чуровичах окружничества на счет беглопоповства принимают также деятельное участие братья Мельниковы и некто Донцов. Они нарочно приезжают в Чуровичи для пропаганды окружничества и с этою целью собирают беглопоповцев по домам для бесед и снабжают их подпольными книгами, составленными в пользу окружничества. Посад Елионка, хотя по количеству проживающих в нем окружников занимает сравнительно не видное место, но благодаря тому обстоятельству, что главарями раскола являются здесь миллионеры Гусевы (братья Исидор и Николай Гусевы и Григорий Гусев), он является весьма важным и влиятельным пунктом в мире Стародубского окружничества. Не смотря на небольшое сравнительно число окружников, в этом посаде находятся две окружнических моленных с двумя лжепопами – Иваном Воскобойниковым и Димитрием Тихановым. Здесь же проживает и известный начетчик мещанин Никита Сырников, нанятый еще покойным Герасимом Гусевым для составления разных пасквильных брошюр по адресу православной церкви. Кром Сырникова, в Елионке имеется и другой начетчик-мещанин Дометиан Дебольский, о деятельности которого, впрочем, нам пока ничего не известно. Вообще, как видно, окружники посада Елионки проживают в весьма благоприятных условиях, покровительствуемые богачами и защищаемые и ограждаемые своими начетчиками. В посаде Лужках окружники, принадлежащие к мещанскому сословию и занимающееся главным образом торговлею, имеют свою моленную в общественном доме, попом который состоит Никон Масляев, а попечителем мещанин Савин Исаков. Более заметным начетчиком является здесь мещанин Никон Шалыгин. В посаде Воронке преимуществуют противоокружники, но есть там значительное количество и окружников, имеющих здесь свою моленную и своего попа Киприана Ломакина. Хотя Воронковские окружники, под руководством более видных вожаков окружничества (например, Перетрухина, который является иногда в качестве миссионера), стремятся занять в посаде Воронке более влиятельное положение, однако они встречают таковому своему стремлению сильный отпор со стороны противоокружников, которые вообще в Воронке сильнее окружников, имея во главе лжеепископа Михаила, а в лице лжеепископа Кирилла Балтского и Одесского – своего энергичного защитника. Что касается, наконец, города Стародуба, то по незначительности проживающих здесь окружников, он не может играть какую-либо видную роль в мире Стародубского окружничества; напротив, сам является в этом отношении зависимым от более видных центров окружничества. Хотя в Стародубе и есть моленная, (находится в доме Кистерова на Мало-черниговской улице, во флигеле), но там нет своего попа, а потому все церковные службы, кроме литургии, отправляет уставщик, каковым состоит мещанин Гавриил Ефимов Мартианов. Но если бывает нужда в попе, то обращаются за ним в ближайший к Стародубу раскольнический посад Елионку, где, как выше упомянуто, проживают два попа, из коих один, приезжая в Стародуб, иногда совершает здесь даже литургию. В городнянском уезде, в слободе Радуль точно также проживает некоторое количество окружников (по нашему предположению мужского пола 110 человек и женского пола 116), но более или менее определенных сведений относительно их мы не находим в доставленных о.о. благочинными рапортах. У отца Фомичева относительно раскола в слободе Радули сказано только следующее: "Особаго помещения для моленной в слободе нет; проживают раскольники преимущественно по белокривицкому священству и безпоповны; наставники часто меняются. Поддерживает здесь раскол купец Константин Землянский". За окружниками по числу последователей следуют беглопоповцы, за ними безпоповцы и наконец противоокружники. Но так как противоокружники представляют собою только партию в одном и том-же австрийском расколе, к которому принадлежат и окружники, т.е. иначе говоря, противоокружники, хотя и враждебны окружникам, однако произошли из одного ее окружниками источника, то естественно после обзора состояния окружничества в Стародубье перейти к обозрению противоокружничества; тем более, что между обеими этими партиями ведутся очень частые сношения в видах соединения (хотя и бесплодно).
Противоокружники.
Противоокружническая партия в Стародубье гораздо менее сильна сравнительно с окружническою, хотя не редко и вступает с последнею в открытую борьбу. Более видными центрами противоокружничества являются посад Добрянка Стародубского уезда (мужского пола 1325, женского пола 1440), Воронок (мужского пола 700, женского пола 800), Лужки (мужского пола 600, женского пола 500), город Новозыбков (мужского пола 400, женского пола 300) и посад Радуль Городнянского уезда (мужского пола 110, женского пола 116 - приблизительно). В посаде Добрянке противоокружники имеют моленную, помещающуюся в общественном доме, при которой попом состоит мещанин Григорий Чикин, а попечителем мещанин Василий Чикин. Противоокружническим начетчиком посад Добрянки является мещанин Семен Тверской. Но если Добрянка занимает первое место в мире Стародубского противоокружничества, по числу последователей, то посад Воронок занимает таковое место по своему, так сказать, церковно-административному значению. В Воронке преимущественно проживает противоокружнический епископ Михаил Кузнецов, именуемый Новозыбковским, который не редко совершает богослужение в двух противоокружнических молельнях, находящихся в общественных домах. Попами в моленных и постоянными сотрудниками Михаила состоят Михаил Масляев и Киприан Ломакин, а более заметным начетчиком является Фома Григорьев Исаев. Из событий последнего времени, волнующих противоокружников посад Воронка, в рапорте причта православной Рождество-Богородицкой церкви отмечаются следующие: "Благодаря частным собеседованиям миссионера отца В. Родионцева и распространении между раскольниками полемических книг (мы приводим здесь слова из указанного рапорта буквально), раскол в посаде Воронке расшатан, а частое присоединение раскольников к св. церкви страшно волнует весь раскольнический Воронковский мир; в особенности это замечается, когда присоединяется к св. церкви кто-либо из более важных раскольников или стариков; как например, не так давно присоединились два старика, живших в ските, которые потом умерли и были погребены единоверческим священником. Не мало были взволнованы раскольники, когда их лжепопы и лжедиаконы, во время крестных ходов, вместе с православными и единоверцами шествовали по улицам, причем публично обличали своих собратий в незаконности своего лжесвященства и всей неправоты своих убеждений. Такое действие раскольнического духовенства вызвало в среде раскольников сильное движение: народ стоял на улицах толпами, одни кричали, другие плакали и не знали что делать, так были расстроены. После такого события некоторые, перестав ходить в свои моленныя, приняли единоверие, большая же часть отстали от своих попов и начали их гнать. Двух из них – Михаила Гуслякова и Антипа Демидова разослали в разные губернии, а третьего – Иоанна Ромадина, не пустив в моленную, отрешили от места; он и теперь живет в посаде Воронке, проживая нажитые от раскольников деньги. На место его лжеепископ Михаил Новозыбковский рукоположил в попы одного мещанина посада Воронка, по ремеслу щетинника, Масляева, но этот Масляев, по своему невежеству, не всем раскольникам нравится; многие из видных домохозяев не пустили его праздниками в свои дома с крестом и не желают иметь его своим духовным отцом». Не смотря на эти возникшие среди раскольнического духовенства непорядки, оно однако в общем всегда пользуется у раскольников уважением и почетом, что и отмечено в вышеназванном рапорте, где, между прочим, говорится: «влияние раскольнических наставников на своих единоверцев настолько сильно, что последние безусловно им повинуются: что сказал поп или уставщик, тому так и быть".
Значение «церковнаго» противоокружнического центра придает посаду Воронку и то обстоятельство, что в близи его (в пяти верстах) находится противоокружнический скит, в котором проживают 5 монахов и 17 бельцов. Скит этот часто посещает Новозыбковский епископ Михаил (Кузнецов) и составляет там какие-то "тайныя" собрания. Впрочем, значение этого скита в глазах раскольников-противоокружников ослабляется тем, что проживающие там "отшельники" часто пьянствуют и допускают "некия" другие отступления от скитской жизни.
Отношение Воронковских раскольников, - и особенно противоокружников, к православной церкви и духовенству довольно фанатично и враждебно. Чуть-ли не главная причина этого заключается в женском элементе, сильно в этом отношении влияющем на мужской. В рапорте православного Воронковского причта отмечаются следующие прискорбные обстоятельства, тормозящие дело обращения раскольников в единоверие. Муж хотя-бы и склонен был оставить раскол, но без согласия жены не решается сделать это, а получить ее согласие на это, а тем более саму ее убедить к обращению, весьма трудно: тут не действуют ни просьбы, ни уговоры, ни даже угрозы; а потому не редко бывает, что муж, при всем своем желании принять единоверие, остается однако в расколе. Если же вопреки желанию жены муж переходит в церковь, то она угрожает ему всем – до пожара включительно. Так, одна женщина заявила своему мужу, что если он пойдет в православие, то она запалит свой дом и имущество, а сама пойдет в работницы. И действительно, бывали случаи, что некоторые женщины, по присоединении мужей к церкви, оставляли свои дома, хозяйство и даже детей и уезжали на сторону и "яко-бы от никонианского гонения".
Что касается, далее, посада Лужков, то в этом посаде количество противоокружников значительно превышает число окружников; но во всяком случае этот посад является более видным центром беглопоповщины (при чем с некоторым оттенком безпоповства), а не австрийской лжеиерархии. Противоокружников насчитывается здесь мужского пола 600 человек, женского пола 500 человек. Во главе их стоит поп Михаил Бондарев – человек отличающейся особенным фанатизмом, благодаря чему и имеет большое влияние в среде раскольников. Противоокружническая моленная, в которой этот поп отправляет богослужение, помещается в общественном доме; попечителями ее состоят мещане Феодор Малков, Иван Кирючкин и Антон Смекалин. Противоокружническим начетчиком в посаде Лужках является мещанин Иван Глибин.
В Новозыбкове, как главном центре окружничества, противоокружники заявляют о себе в слабой степени (их мужского пола 400 человек и женского пола 300), хотя они и имеют свою моленную, находящуюся на Харитоновской улице, в доме Вульбичева, попом при которой состоял мещанин, из города Ржева Тверской губернии, Петр Иванов Немолов, а попечителями ее мещане Василий Иванович Пресекин (почему и самая моленная называется иногда "пресекинскою") и Иван Григорьев Подребинников. Не смотря на то, что Новозыбков является сравнительно слабым пунктом противоокружничества, противоокружнический епископ Михаил называется Новозыбковским, потому что нельзя же ему называться по имени какого-нибудь посада или слободы: это было-бы явно противно каноническим правилам. Называясь по необходимости Новозыбковским, Михаил предпочитает проводить большую часть времени в других более заметных пунктах своей паствы, каков посад Воронок. О противоокружниках в слободе Радуль определенных сведений мы не имеем, а потому должны указать еще раз только на то, что сказано нами немного выше о расколе в этой слободе вообще, на основании рапорта отца Фомичева. Предполагаем число противоокружников в Радули мужского пола 110 человек, женского пола 116 (приблизительно).
После обзора положения австрийского раскола в более видных и заметных его центрах и пунктах, мы для полноты сведений укажем теперь по уездам Черниговской губернии те поселения, в которых австрийцы насчитываются единицами и много десятками. Так, в Борзенском уезде такими поселениями являются села Мартиновка, Плиски и Парафиевка. В этих селах всего раскольников по австрийскому священству насчитывается (мужского пола 15, женского пола 10 человек, при чем они к православной церкви относятся без всякого фанатизма и даже как-бы "с почтением" (по выражению в рапорт отца благочинного 2 округа Борзенского уезда). В Конотопском уезде имеется 11 человек раскольников (мужского пола 5, женского пола 6) австрийского священства в приходе Александро-Невской церкви при станции "Конотоп". Эти раскольники православной церкви не чуждаются, изредка бывают в православном храме. Бывают случаи, что они приглашают православное духовенство погребать умерших и принимают его со св. водою.
В Козелецком уезде раскольники по австрийскому священству проживают в местечке Новой- Басани, Бобровице, Быкове и селе Кулажинцах. Всего их здесь насчитывается до 72 человек. За удовлетворением своих религиозных потребностей они, обыкновенно, или ездят в Киев, к проживающим там попам, или же привозят последних в местечко Новую-Басань к купцу Ефиму Томилину. В Нежинском уезде небольшое число австрийских раскольников (мужского пола 15, женского пола 16) имеется в селах Вересочах, Хибаловке и местечке Носовке (мужского пола 10, женского пола 11). Относительно раскольников местечка Носовки известно, что они в день св. Пасхи собираются в один дом, куда для соворшения службы приезжает уставщик из города Нежина (в Нежине также имеются два семейства, содержащих австрийский раскол). В отношении к православной церкви раскольники означенных местностей не проявляют никакой нетерпимости, а к православному духовенству относятся даже почтительно. В Новгородсеверском уезде раскольники – австрийцы имеются в местечке Орловке (мужского пола 9, женского пола 8); это - мещане, занимающиеся пчеловодством. Они причисляют себя к приходу посада Воронка, куда и отправляются за исправлением духовных треб. Из поселений Новозыбковского уезда, кроме тех крупных раскольнических центров, о которых была подробная речь выше, укажем на село Кирилловку, где проживает одна семья, состоящая из 5 душ, содержащая австрийский раскол. Глава семьи - купец-лесопромышленник Иван Михайлович Суровцов, духовные требы исправляет для него поп из поселка Чурович. Принадлежа к австрийскому расколу семья эта в то-же время с большим уважением относится и к православной церкви и православному духовенству, так что почти каждое трехлетие от купца Суровцова поступает жертва на православный храм в сумме 100 рублей, а на праздники св. Пасхи и Рождества Христова он приглашает к себе на дом священника, с глубокочтимою местною иконою Божией Матери – "Скоропослушница", - для служения пред нею молебна. Сам Суровцов с детьми в 1899 году в первый день Пасхи был у утрени и литургии в православном храме и разговлялся в доме священника, а жена его посылала освящать пасху в Чуровичи к своему попу. Так легко среди некоторых раскольников уживается двоеверие, показывающее в существе дела отсутствие надлежащей веры. В Остерском уезде должны быть отмечены следующие поселения, в которых проживает незначительное количество раскольников, принадлежащих к австрийскому толку: местечко Семиполки, местечко Гоголев, местечко Бровары, и Никольская-Слободка. В этих селеньях всех австрийцев насчитывается 49 человек (мужского пола 27, женского пола 22). В отношениях к православной церкви и духовенству они ничего особенно враждебного, нетерпимого не обнаруживают даже, напротив, выражают к ним некоторое уважение, снимая, например, при встрече с православным священником шапку. Для удовлетворения своих религиозных потребностей они ездят в Киев, а иногда случающаяся на дому требы исправляют Киевские раскольнические попы (так, известно, что по временам приезжает поп Киево-вознесенской раскольнической моленной). В Сосницком уезде также проживает некоторое количество австрийских раскольников, но из имеющихся сведений не видно, в каких именно селениях они проживают. В Стародубском уезде, кроме посада Воронка и города Стародуба, единичные личности австрийского раскола есть в селах Андрейковичах (одно семейство, состоящее из 3 душ) и Курковичах (одно семейство, состоящее из 6 душ). Для исправления своих религиозных треб они ездят, обыкновенно или в посаде Воронок, или в городе Стародуб. Наконец, в Черниговском уезде 36 человек (мужского пола 22, женского пола 14) австрийских раскольников проживают в заштатном городе Березном, в трех его приходах. Но здешние раскольники, как видно, отживают свой век, потому что наблюдается, что только старики молятся в своих домах, а дети их в праздники постоянно бывают в православных храмах.
Беглопоповцы.
Конечно, несомненно то, что преимущественный интерес по вопросу о современном расколе в Черниговской епархии должен сосредоточиваться на австрийском расколе, так что все более выдающиеся события в раскольническом мире падают на долю именно этой ветви раскола. Но и беглопоповщина в большом еще количестве своих последователей населяет разные посады и местности Черниговской области и даже по числу их (но не по значению и силе) мало уступает австрийщине. Всех беглопоповцев в епархии, по собранным сведениям, насчитывается 21850 человек (мужского пола 10705 и женского пола 11145). В виду, вероятно, того, что жизнь беглоповщинских обществ в разных селениях Черниговской области течет вяло и мало заметно, о них в доставленных о.о. благочинными сведениях сообщается весьма не многое. Более видными центрами беглопоповщины в Стародубском крае являются: посад Климов (Новозыбковский уезд), посад Лужки (Стародубский уезд), Злынка (Новозыбковский уезд), город Новозыбков, Тимошкин Перевоз (Новозыбковский уезд ), Святск (Суражский уезд), Добрянка (Городницкий уезд), Воронок (Стародубский уезд), Новомлынка (Стародубский уезд), Елионка (Стародубский уезд), Шеломы (Новозыбковский уезд), Родионовка (Глуховский уезд). В посаде Климове существует беглопоповская моленная, находящаяся на Старой улице, в доме Ивана Шведова, прихожанами к которой состоят мужского пола 1890 человек и женского пола 2000 человек. Наставником Климовских беглопоповцев состоит мещанин Феодор Матвеев Гридин. Более видными руководителями секты и заведующими хозяйственною частью ее являются мещане – Иван Петров Шведов, Иван Андреев Огородников и Григорий Николаев Дебельский. В посаде Лужках беглопоповцев насчитывается мужского пола 2000 человек и женского пола 1822 человек. Они подразделяются здесь на две партии – диаконовскую и ветковскую, которые по числу своих последователей почти совершенно равны. Как та, так и другая партии имеют отдельную моленную. В диаконовской моленной наставником состоит мещанин Иосиф Бобров, а более видным начетчиком и руководителем секты является мещанин Иаков Новиков; в ветковской моленной наставником состоит Власий Богомолов, а начетчиками и главарями состоят мещане Петр Дебельский и Гавриил Лужков. Значительная часть раскольников посада Лужков (по крайней мере третья часть) занимается торговлей и проживает на сторонах по паспортам, как-то: на Кавказе, в Бессарабии, на Дону и других местах. Проживающие же в посаде раскольники занимаются хлебопашеством и плотничеством. Вообще же, раскол в посаде Лужках, как видном центре беглоповщины, очень силен и крепко держит своих последователей. В посаде Злынке всех раскольников насчитывается обоего пола 6240 человек, из коих к беглопоповщине принадлежат 3400 человек (мужского пола 1600 и женского пола 1800 человек), а прочие - безпоповцы.
Указывая таковое число беглопоповцев в Злынке, мы следуем рапорту отца благочинного единоверческих церквей Фомичева; в рапорте же священника посада Злынки отца Бондаревского отмечено совсем другое число их, именно только 950 человек. Мы положительно затрудняемся объяснить такое большое различие в сведениях того и другого лица; но предпочитаем более довериться первому на том основании, что и вообще доставленные им статистические данные отличаются большею точностью и определенностью.
Злынковские беглопоповцы имеют свою моленную, находящуюся на Махаевской улице, в доме, принадлежащем обществу сей секты; она существует с 1854 года. Уставщиком в ней состоит мещанин Иван Николаев Сычев; а более влиятельными и видными представителями беглопоповщины в Злынке являются купцы Никифор и Афанасий Родионовы и мещанин Афанасий Бобылев. Будучи строгими последователями своего толка, они в тоже время довольно общительны с православными и даже часто бывают в единоверческих церквах. Да и вообще, по отзыву местного священника, беглопоповцы посада Злынки отличаются терпимостью и даже близостью к православной церкви, так что некоторые из них, посещая единоверческую церковь, участвуют даже в церковном пении и чтении. Впрочем, только женщины отличаются большим фанатизмом, чем сильно тормозится дело обращения раскольников в единоверие. Что касается, далее, города Новозыбкова, то он по вопросу о местной беглопоповщине заслуживает внимания не столько по численности в нем последователей этого толка, сколько по количеству имеющихся в нем беглопоповских моленных. На 1486 душ беглопоповцев в городе Новозыбкове существует целых четыре моленных, так что при некоторых из них состоит очень незначительное число прихожан. Моленныя эти следующие: 1) моленная Янкина-Изотова, находящаяся на Кладбищенской улице, в доме Изотова, в которой наставником состоит мещанин Павел Степанов Дмитриев, а попечителем Иосиф Иванов Изотов; 2) моленная Быховцова, на Миллионной улице, в деревне Якова Быховцова, в которой и наставником и попечителем является сам Яков Быховцов – мещанин города Новозыбкова; 3) моленная Шишкинская, находящаяся на Тростанской улице, в общественном доме; наставником в ней состоит мещанин Василий Шведов, начетчиком мещанин Роман Белугин, а попечителем купец города Новозыбкова Александр Шишкин. Прихожане Шишкинской моленной принадлежат к дьяконовскому толку, и их очень значительное число, гораздо большее, чем в других беглопоповщинских моленных (мужского пола 600 и женского пола 400 человек). При Шишкинской моленной был некоторое время, в начале 1900 года, поп из Киевской губернии, но потом он почему-то сбежал. 4) Моленная Белугина, находится на Бульварной улице, в доме Белугина; наставником и попечителем ее является сам владелец дома мещанин Роман Максимов Белугин. В слободе Тимошкином-Перевозе раскольническое население составляют исключительно одни беглопоповцы, которых здесь насчитывается мужского пола 600 человек и женского пола 615. Моленная их находится на Набережной улице, в общественном доме, с наставником Филиппом Тимофеевым Мартыненковым. Из беглопоповцев этой слободы выделяются мещане Кузьма Емельянов Шапошников и Егор Честухин, как начетчики, и Евтихий Леонтьев Холин, как попечитель моленной. По сословию и роду занятий здешние беглопоповцы - мещане, каменщики, рыболовы и земледельцы. В поселке Святском к беглопоповщинскому толку принадлежат 775 человек мужского пола и 810 человек женского пола. Моленная их помещается в общественном доме; наставником и попечителем ее состоят мещане Александр Яковлев Кругликов. Беглопоповцы поселка Добрянки составляют сравнительно малую часть всего раскольнического населения этого посада. На 8000 слишком здешних раскольников, - беглопоповцев насчитывается только 500 человек мужского пола и 550 женского пола. В моленной их, находящейся в общественном доме, наставником состоят мещане Петр Образцов. Подобное же положение занимают беглопоповцы и в посаде Воронке. Из общего числа Воронковских раскольников – 3226 человек – на долю беглопоповцев падают 371 человек мужского пола и 555 человек женского пола. Моленная их также находится в общественном доме с наставником при ней Михеем Кодратовым Гребенниковым. Конечно, большим упорством и внутреннею крепостью должны отличаться беглопоповцы той местности, в которой они не встречают ослабляющего воздействия со стороны более сильных раскольников - австрийцев. Таким именно селением является Новомлынка (Стародубский уезд). Здесь раскольническое население составляют исключительно беглопоповцы, коих насчитывается мужского пола 386 человек и женского пола 432. Все они, по отзыву местного благочинного, слишком упорны в своем заблуждении. В Новомлынке есть церковно-приходская школа, но раскольники совсем не отдают в эту школу своих детей, чуждаясь всего православного и опасаясь, чтобы дети их, получив воспитание в школе, не отступили от раскола; а тем из них, которые бы хотели отдавать своих детей в означенную школу, главари раскола грозят полным отлучением от моленной. В существующей в Новомлынке моленной все службы, кроме литургии, отправляет уставщик мещанин Петр Васильев Фролов вместе с пономарем Иосифом Акимовым Фроловым. Впрочем иногда приезжает сюда из посада Лужков беглый поп, который и совершает литургию. Вообще видно, что Новомлынковские беглопоповцы живут между собою сплоченно, к православной церкви относятся нетерпимо и мало доступны какому-либо стороннему воздействию и влиянию. Далее, довольно значительное количество беглопоповцев (мужского пола 259 человек и женского пола 423) проживает в посаде Елионке, где они имеют свою моленную в общественном доме, наставником при котором состоит Дометий Горюнов, а начетчиком мещанин из посада Клинцов Григорий Иванов. Но в виду вышеуказанного значения в Елионке окружничества, беглопоповщина здесь слабо обнаруживает себя. Наконец, как на более или менее заметные пункты беглопоповщины укажем еще на посаде Шеломы (Стародубский уезд), деревню Родионовку (Глуховский yезд), посады Чуровичи, Клинцы и Митьковку. В Шеломах к беглопоповской моленной (там еще есть безпоповская), находящейся на Старой улице, в деревне Елены Кублицкой, принадлежит прихожан мужского пола 377 человек и женского пола 382. Во главе всех их стоит мещанин Сергей Андреев Елисеев, который совмещает в своем лице обязанности и наставника, и начетчика, и попечителя. Что касается деревни Родионовки, то в ней беглопоповцев проживает до 500 человек, из коих меньшинство принадлежит к купеческому сословию, а большинство к мещанскому; причем не излишне отметить, что купцы ведут крупную торговлю с Киевом, а мещане занимаются прасольством и ремеслами. Они имеют моленную (находящуюся в стороне от большой площади); в ней в воскресные и праздничные дни отправляет вечерню, утреню и обедницу уставщик, ничем не выдающийся от своих собратий. Но помимо этого, сюда ежегодно приезжает секретно поп. Родионовские раскольники живут замкнуто, и по возможности сторонятся от общения с православными, считая даже за грех быть с ними откровенными в вопросах веры, хотя особым фанатизмом не отличаются; только женщины сравнительно более фанатичны. Вблизи от Родионовки находится селение - Марчихина-Буда, - в котором также проживают беглопоповцы (мужского пола 22 человека, женского пола 21), имеющие с Родионовскими близкое общение и желающие моленную в Родионовке. Беглопоповцы посада Чурович подпадают сильному влиянию со стороны пропагандистов австрийского священства, которые (разумеются братья Мельниковы и Донцов из Новозыбкова) нарочно приезжают сюда, собирают по домам беглопоповцев для бесед, снабжают их своими подпольными изданиями, направленными к защите и оправданию белокриницкого священства; благодаря этому, число последователей австрийского раскола в Чуровичах увеличивается на счет беглопоповцев. В Чуровичах беглопоповцы имеют свою моленную. Имеют свою моленную и беглопоповцы посада Клинцов; она находится в доме мещанина Михаила Андреева Степунина, который и состоит ее попечителем, а Александр Михайлович Степунин местным наставником беглопоповцев. Их в посаде 43 человека мужского пола и 40 человек женского пола. Для удовлетворения своих религиозных нужд Клинцовские беглопоповцы большею частью обращаются или на Ветку, или в посад Лужки. Число беглопоповцев в посаде Митьковке простирается до 260 человек (мужского пола 100 и женского пола 160). Моленная их находится по Новой улице, в доме Саввы Шмакова; наставником и вообще главарем секты является Андрей Корнеев Чеботарев. Таковы более крупные центры беглопоповщины в Черниговской епархии. Кроме их, могут быть отмечены некоторые селения по разным уездам, в которых проживают единицы или десятки беглопоповцев. Так, в городе Конотопе таковых 8 человек, но не коренных жителей Конотопа, а заезжих мещан из города Новозыбкова. В Козелецком уезде беглопоповцев насчитывается до 35 человек мужского пола и 36 человек женского пола. Преимущественно они имеются в местечке Новой-Басани. Здесь беглопоповцы собираются для молитвы в квартиру начетчика-мещанина поселка Лужков Петра Ефимова Севченкова, живущего в Новой-Басани с давнего времени. В Новгородсеверском уезде беглопоповцы проживают в местечке Серединой Буде; их насчитывается здесь мужского пола 35 человек и женского пола 36 человек. Особой моленной они здесь не имеют, а обыкновенно более бедные из них собираются на молитву к богачу. Ни попа, ни наставника, ни даже уставщика у них нет, а есть только начетчица-девица, которая отчасти руководит ими, но особенного влияния и значения среди них не имеет. В отношениях с православными они большею частью уклончивы и вступать в разговоры о предметах веры совсем отказываются. Из селений Новозыбковского уезда, кроме вышеуказанных более заметных пунктов беглопоповщины, может быть отмечено еще село Старый Кривец, в котором проживает одно семейство беглопоповцев, состоящее из 4 душ, - да и это семейство не из коренных жителей этого села, а из мещан посада Клинцов, занимающееся в Кривце арендою земли. В 4 благочинническом округе Сосницкого уезда есть незначительное число беглопоповцев (человек до 15), которые обыкновенно для исполнения своих треб уезжают в раскольнические слободы.
Из этого краткого обзора беглопоповщины в Черниговской епархии видно, что она еще очень значительна по количеству своих последователей, но очень бедна и малозначительна своим внутренним содержанием, совсем почти не имея в своей среде необходимо – существенного для поддержания и продолжения своего существования, т.е. беглых попов. А потому нет ничего удивительного, что последователи беглопоповщины удобно поддаются воздействию на них пропагандистов австрийского священства, а нередко и безпоповщинских наставников, тем более, что многие из беглопоповцев по своим воззрениям отстоят весьма недалеко от безпоповщинских доктрин, каковы, например, лужковцы.
Безпоповцы.
На ряду с поповцами по австрийскому священству и беглопоповцами в разных посадах, слободах и селениях Черниговской епархии продолжают существовать в значительном количестве и безпоповцы. Как на более населенные безпоновцами местности в епархии, должно указать на следующие: посады Злынка, Шеломы, Митьковка, Чуровичи (Новозыбковского уезда) и Добрянка, Радуль (Городнянского уезда), Ардонь и отчасти Клинцы (Суражского уезда). Самым главным центром безпоповщины, как по числу последователей ей, так и по значимости в духовных делах ее, является посад Злынка. Здесь безпоповцев насчитывается только немного менее, чем беглопоповцев (других толков в Злынке - нет), именно мужского пола 1360 человек и женского пола 1480 человек. Они имеют у себя целых три моленных: первая находится на улице Потеловке, в доме мещанина Гавриила Голявина, существует с 1854 года; вторая - на улице Филатовке в доме наследника Ефима Горбачева, существует с 1880 года, и третья – по улице Нижней Потеловке, в доме мещанина Сергея Лобанова, существует с 1882 года. Все эти три моленные имеют некоторые свои особенности и более или менее определенное количество прихожан. Владельцем первой моленной и ее попечителем является хозяин дома Гавриил Феодоров Голявин; он-же занимает должность наставника. На ряду с ним в роли уставщика выступает мещанин Петр Савинов, который считается местным начетчиком. Но эти передовые лица Злынковских безпоповцев, посещающих первую моленную, будучи самыми рьяными раскольниками, оказываются малограмотными, неразвитыми и необщительными. Как на особенность первой моленной должно указать на то, что к ней прихожанами (коих более 200 человек) состоят и посещают ее люди исключительно несемейные: вдовцы, вдовы, парни и девицы, которые все называют себя рабами; женатые же люди в моленную совсем не допускаются. Поэтому признаку можно заключить, что эти безпоповцы принадлежат къ Федосеевскому толку. Напротив, прихожанами второй моленной состоят большею частью поморцы; всего их насчитывается до 380 человек. Наставником и уставщиком этой моленной является Даниил Яковлев Ефремов, старик 64 лет; а более передовыми и видными лицами в толке выступают купец Яков Мальцев и мещанин Ефрем Никитин Голенков, кои оба пользуются репутацией начетчиков, хотя они – люди неразвитые. Главным лицеем в третьей моленной во всех отношениях является владелец ее – Сергей Лобанов, который состоит и наставником, и уставщиком, и начетчиком. Будучи фанатичным раскольником, он имеет большое влияние на раскольников и пользуется среди них популярностью. Популярность его простирается и за пределы посада Злынки, что видно из того, что его вызывают для требоисправлений в другие посады и даже города. Помимо трех моленных, очень многие безпоповцы посада Злынки, не принадлежа к приходам их и не имея своих особых моленных, собираются для молитвы в частных домах, или же молится каждая семья у себя - дома. Среди этих безпоповцев имеется и "большак", называемый еще "благословенным отцом", каковым состоит фанатичный раскольник из мещан Гавриил Воробьев. Посад Злынка является религиозным центром для безпоповцев еще и в том отношении, что вблизи его (в 3 верстах), на реке Каменке, есть раскольнический женский скит, в котором проживают 31 раскольницы-безпоповки во главе с "матушкой" Минодорой Мельниковой. По словам священника православной церкви посада Злынки, мужская половина раскольников посада гораздо менее фанатична, чем женская: "женщины настолько фанатичны, что совершенно уклоняются от общения с православными, на женщинах именно и держится раскол; оне не редко держат в расколе и мужа и семью". Что касается молодежи, то она, по отзыву того-же священника, держится в расколе отчасти по материальной зависимости от родителей-стариков, которые разными угрозами (лишить наследства, выгнать из дому и подобное) держат своих детей в расколе. После посада Злынки значительным центром безпоповщинского раскола в Стародубе является посад Шеломы. Здесь безпоповцев насчитывается до 1000 человек мужского пола и 1100 человек женского пола. У них имеется моленная, находящаяся в доме мещанина Евстрата Долгова; наставником и попечителем ее состоит мещанин Николай Данилов Жевлаков, а более заметным начетчиком мещанин Герасим Федоров Поляков. Почти такое-же количество раскольников-безпоповцев, как в Шеломах, находится и в посаде Митьковке, именно мужского пола 970 человек и женского пола 1000 человек, имеющих свою моленную в общественном доме (по Новой улице), наставником и попечителем при которой состоит мещанин Аверьян Волков. В Чуровичах (где безпоповцев приблизительно до 800 человек обоего пола) есть безпоповщинская моленная. Руководителем безпоповцев является здесь мещанин Ефим Софронов Тимановский, который, содержа общее безпоповщинское учение о духовном царствовании антихриста, прибавляет к этому, что "присутствие его (антихриста) для него разумно и ощутительно". Он имеет настолько большое влияние на своих единоверцев, что его слово – для них закон. В Добрянке к безпоповщинской моленной, находящейся в общественном помещении, принадлежат более 1500 человек обоего пола (мужского пола 827 человек и женского пола 755 человек); наставником Добрянских безпоповцев состоит мещанин Иван Карасев. Хотя в Добрянке безпоповцев находится и довольно значительное количество, однако подавляющее большинство проживающих здесь раскольников по австрийскому священству делает ее малозаметным центром Стародубского безпоповства. В слободе Радули число безпоповцев можно только определить предположительно, именно - мужского пола около 108 человек и женского пола около 112 человек. Наставники здесь часто меняются, и выдающихся из них указать нельзя. Более определенные сведения можно дать о безпоповцах посада Ардонь; здесь безпоповцев 700 человек (мужского пола 300 человек, женского пола 400 человек); кроме безпоповцев, последователей других толков в Ардони нет. У них имеется своя моленная, при которой наставником состоит мещанин Исидор Герасимов Смирнов, а попечителем Семен Павлов Корявин. Братья наставника Исидора Герасимова – Гавриил и Порфирий известны как начетчики. В посаде Клинцах безпоповцы известны под особым местным названием "коликов" (коих мужского пола 76, женского пола 87). Откуда они получили такое свое название – сказать трудно. Руководителями и наставниками их являются Иосиф Карташев, Иван и Евдоким Немчиновы.
Незначительное число безпоповцев имеется и в некоторых других селениях по разным уездам. Именно: в Глуховском уезде – в селе Тулиголове - мужского пола 5 человек, женского пола 4; в Конотопском уезде – в приходе соборной церкви города Конотопа мужского пола 4, женского пола 3; в Козелецком уезде – в городе Козельце - мужского пола 4, женского пола 6, в местечке Новой-Басани - мужского пола 14, женского пола 16; в Новозыбковском уезде – в селе Малой-Топали - мужского пола 1, женского пола 2, в селе Манюках - мужского пола 3, женского пола 6; в Остерском уезде – в Никольской-Слободке - мужского пола 1, женского пола 3; в Сосницком уезде – в местечке Новых-Млинах - мужского пола 7, женского пола 10, составляющая четыре семейства. Здесь, по слухам, есть особый безпоповщинский наставник. Имеются еще безпоповцы в 4 благочинническом округе Сосницкого уезда – одно семейство. В Стародубском уезде проживает один безпоповец в самом городе Стародубе; несколько безпоповцев имеется в посаде Воронке, во главе с наставницей Пелагеей Павловой. В Воронке еще существует особый вид сектантства, последователи которого носят имя пасхальников и заблуждаются в вопросе о времени празднования Пасхи.
Как видно из прилагаемой к нашей статье статистической таблицы, всех безпоповцев в Черниговской епархии насчитывается - мужского пола 5296 и женского пола 5646; всего 10942. Число это само по себе является довольно внушительным, но мало внушителен по внутреннему значению самый толк безпоповщинский в епархии. Положим, безпоповцы фанатичны, живут довольно сплоченно между собою, трудно поддаются стороннему влиянию, но зато эта замкнутость препятствует им проявлять себя чем-либо в общем течении жизни Черниговского раскола и влиять на кого-либо в свою пользу: увеличения безпоповщины в Черниговской епархии путем-ли совращения в этот толк православных, или путем привлечения в него кого-либо из последователей других раскольнических толков ожидать нельзя. Вообще же, в отношении вредности и опасности для православной церкви все раскольники Черниговской епархии должны быть распределены в следующем порядке (и при этом заметили – не по численности только, но и по внутреннему их характеру, строю и направлению): на первом плане должны быть поставлены австрийцы окружники, последователи которого со всеми их вожаками и руководителями представляют опасную силу для членов православной церкви; за ними следуют австрийцы — противоокружники, среди которых также имеются весьма вредные и довольно опасные расколо-учители, но деятельность их весьма сильно ослабляется внутреннею борьбою с гораздо более сильной партией австрийского раскола – вышеупомянутыми окружниками. Далее следуют - беглопоповцы, которые, по своей численности, как и выше сказано, только немного уступают последователям австрийского раскола, но по своему внутреннему содержанию неимеющими той силы, какую имеют последние: отсутствие в настоящее время у них беглых попов и почти совершенная невозможность добыть их является главною причиною их недостаточной устойчивости. Наконец, идут безпоповцы, о которых только что была речь.
Димитрий Скворцов.
***
Статистическая таблица о старообрядческом расколе в Черниговской епархии за 1900 год.
Всего раскольников по Черниговской Епархии: толк окружников – 10927 человек мужского пола, 12249 человек женского пола, всего 23176 человек, моленных - 14; толк противоокружников - 3195 человек мужского пола, 3222 человека женского пола, всего 6417 человек, моленных - 5; толк беглопоповцев - 10705 человек мужского пола, 11145 человек женского пола, всего 21850 человек, моленных - 19; толк безпоповцев - 5296 человек мужского пола, 5646 человек женского пола, всего 10942 человека, моленных - 10; всего - 30123 человека мужского пола, 32262 человека женского пола, 62385 человек обоего пола, моленных - 48.
Стародубский уезд.
Село Андрейковичи: толк окружников – 1 человек мужского пола, 2 человека женского пола, всего 3 человека, моленных - 0; толк противоокружников - 0 человек мужского пола, 0 человек женского пола, всего 0 человек, моленных - 0; толк беглопоповцев - 0 человек мужского пола, 0 человек женского пола, всего 0 человек, моленных - 0; толк безпоповцев - 0 человек мужского пола, 0 человек женского пола, всего 0 человек, моленных - 0; всего – 1 человек мужского пола, 2 человека женского пола, 3 человека обоего пола, моленных - 0.
Черниговские Епархиальные Известия, №№ 7, 8, 9, 10 1901 года.