ПОГАРСКИЙ РАЙОН

Экспертное мнение


Школа грамоты


  На рубеже XIX-XX веков в России сформировалась сеть церковно-приходских школ и школ грамоты. Дети изучали Закон Божий, церковное пение, занимались чтением и письмом, получали начальные арифметические сведения. В результате выпускники могли правильно и бегло читать, писать без звуковых и этимологических ошибок, грамотно излагать свои мысли устно и письменно, выполнять основные действия с числами и применять их в практических повседневных ситуациях. В двухклассных школах в программу обучения добавлялись начальные сведения из церковной и отечественной истории.
  Обучающая программа выстраивалась так, что параллельно ученики получали первое понятие о семейных и общественных обязанностях: почитании родителей, значении родительского благословения, любви к родным и ближним, милосердном отношении к животным, уважительном отношении к государственной власти, к Отечеству; начинали пони мать язык Церкви и ее священнодействий.
  Особое значение придавалось патриотическому воспитанию учеников. Ребята ездили на экскурсии и в паломничества, знакомились с культурными, гражданскими, военными и религиозными достопримечательностями Отечества, принимали участие в религиозно-нравственных чтениях, проводимых православным духовенством; посещали библиотеки и читальни.
  Популярность таких школ среди рабочих и селян подтверждается тем фактом, что наибольший процент неказенных средств на финансирование поступал от приходских общин, волостных и сельских обществ, частных лиц (меценатов).


***

  Чем отличается церковно-приходская школа от земской.
  Что такое церковная школа? По своему существу (а не по внешним признакам) церковно-приходская школа есть не что иное, как часть того целого, которое называется "попочение церкви о спасении людей", или "церковное водительство людей ко спасению". Школа подготовляет детей к сознательному участию в церковной жизни, стало быть основным элементом церковной школы является церковность, то есть воспитание детей в духе православной церкви. Это главное, а не программа, не учебники, или преподаватели. А в чем заключается церковность? Заключается она во всем том, что приводить и мысли, и чувства, и желания детей к одному идеалу жития православно-христианского, заключается оно в развитии тех добрых навыков благочестивой жизни, которые присущи каждой православной семье и, под воздействием школы, переходят в сознательное участие в церковной жизни.
  Чрезвычайно рельефно выразил это различие профессор Ф.И. Леонович в своем исследовании: "школьный вопрос в древней России" и объяснил, почему церковность составляет существенную черту именно церковно-приходских школ, тогда как в земских школах эта черта является случайною.
  "Школа в древней Руси, говорит он, была, конечно, строго церковною и стремилась к той же цели, как и нынешняя церковно-приходская". Не сочувствуя этой цели и подводя итоги своему исследованию, профессор Леонович говорит: "школа образовала в русском не человека вообще, — задача нашей школы определяется лишь со времени Екатерины II, а специально — "православного". Современная церковно-приходская школа стремится образовать специально "православного", и в этом ее различие от школ иных типов и наименований".
  Не надо забывать, что известный "дух" в школу вносить ее хозяин. В церковно-приходской школе хозяином является приходской пастырь, не потому что школа эта "духовного ведомства", а совершенно естественно потому, что он - пастырь, а церковная школа есть один из способов пастырского попечения о спасении вверенных ему душ. Понятно, что в свою школу он вносит дух церковности и не может не вносить его. Иное дело — школа земская; там хозяином является кто угодно, только не приходской пастырь, которому отведена скромная роль законоучителя. Хозяином земской школы может быть и иноверец, и человек ни во что не верующий. Правда, он не может повлиять на ход преподавания, так как программа исполняется неизменно при всяком хозяине, но... разве мы говорим о преподавании, а не о воспитании, разве формальная программа обусловливает собой или ограничивает тот дух, который вносит в школу ее руководитель? Земская школа 60-70 годов стала притчей во языцех, а между тем на много ли изменилась ее программа теперь? Закон Божий везде и тогда преподавался в ней. Если в настоящее время указывают на некоторые земские школы, что и они проникнуты церковным духом и воспитывают уже не "всечеловека", а православного, то ведь это счастливое исключение. Сегодня воспитывают православного, а завтра при изменившихся условиях будут воспитывать опять "всечеловека".
  На таких частных примерах нельзя строить общего заключения. Надо говорить о принципе: хозяин школы будет всегда вносить в нее тот дух, коим сам живет; поэтому церковно-приходская школа всегда будет церковную, а всякая иная школа только в исключительных случаях может возвыситься до церковной.
  Русское Обозрение, 1985 год.


***

  Ведомость о школах грамоты Черниговской епархии за 1894/1895 учебный год.
  Село Андрейковичи. Рождество-Богородичная школа грамоты основана в 1889 году. Помещение школы – церковный дом для псаломщика. Учитель псаломщик Митрофан Липовский, окончивший приходское училище. Средства содержания школы – получает по 1 рублю от мальчика в год.
  Черниговские Епархиальные Известия, № 20, 1895 года.


***

  Отчет Черниговского Епархиального Училищного Совета о состоянии церковно-приходских школ и школ грамоты Черниговской епархии за 1894/1895 год.
  Черниговская епархия, разделяясь в административном отношении на 15 уездов, занимает площадь в 46047 квадратных верст. Православного населения на всем пространстве Черниговской епархии в отчетном году состояло, по сведениям, доставленным Епархиальному Училищному Совету Уездными Отделениями его, 2031998 человек обоего пола (больше против 1893/1894 года на 37042 человека), из коих — мужеского пола 1011523 и женского пола 1020475 душ.
  Детей православного исповедания, имеющих школьный возраст (от 7 до 14 лет), по сведениям Уездных Отделений Совета, насчитываются в епархии 302366 человек обоего пола (больше против предыдущего отчетного года на 2637 человек), из которых 150498 мальчиков и 151868 девочек. Мглинский уезд: 8125 мальчиков, 8379 девочек, всего – 16504 человека. Новозыбковский уезд: 12484 мальчика, 12657 девочек, всего – 25141 человек. Стародубский уезд: 9405 мальчика, 9213 девочек, всего – 18618 человек. Суражский уезд: 14832 мальчика, 14675 девочек, всего – 29507 человек.
  К началу отчетного года в епархии числилось 109 церковно-приходских школ, 403 школы грамоты и 600 начальных училищ других ведомств. В отчетном году было 114 церковно-приходских школ, 453 школы грамоты, всего 567 церковных школ, и 621 начальное училище других ведомств, преимущественно же земских.
  В отчетном году вновь открыто 13 церковно-приходских школ, в том числе 2 в Мглинском уезде, 2 в Стародубском уезде. Число школ грамоты за отчетный год увеличилось на 50, не смотря на то, что закрылось ряд школ (в том числе, 8 школ в Суражском: в Михайловке за неимением учителя, Дубровке, Кожухах, Селище, Балсунах, Черетовке и Великом-Боре за неимением сколько-нибудь сносного помещения для школы, в селе Старой Гуте за беззаботностью священника (ныне умершего) и прихожан). Вновь открыто 73 школы грамоты, в том числе, 8 в Мглинском уезде, 2 в Новозыбковском уезде, 5 в Стародубском уезде, 12 в Суражском уезде.
  По уездам вышеозначенное число наличных школ распределяется следующим образом: Мглинский уезд, церковно-приходских школ 3, школ грамотности 37, других ведомств 30, всего 70; Новозыбковский уезд, церковно-приходских школ 10, школ грамотности 37, других ведомств 35, всего 82; Стародубский уезд, церковно-приходских школ 6, школ грамотности 44, других ведомств 50, всего 100; Суражский уезд, церковно-приходских школ 9, школ грамотности 46, других ведомств 28, всего 83.
  Учащихся в церковных школах Черниговской епархии было в отчетном году православных детей обоего пола 16405 человек (более прошлого 1893/1894 учебного года на 1832 человека), в том числе 14085 мальчиков и 2320 девочек. Из них обучалось: а) в церковно-приходских школах 3726 мальчиков и 777 девочек, всего 4503 человека обоего пола (более предыдущего года на 283 человека); б) в школах грамоты 10359 мальчиков и 1543 девочки, всего 11902 человека, обоего пола (более 1893/1894 года на 1549 человек). В начальных народных школах других ведомств обучалось православных детей обоего пола 46771 (более 1892/1893 года на 546 человек), в том числе мальчиков 40061 и девочек 6710.
  Дети школьного возраста не посещавшие обучение: Мглинский уезд, 4624 мальчика, 5652 девочки, всего 10276; Новозыбковский уезд, 8347 мальчиков, 11538 девочек, всего 19885; Стародубский уезд, 6153 мальчика, 8733 девочки, всего 14886; Суражский уезд, 11946 мальчиков, 14342 девочки, всего 26288.
  В Стародубском уезде раскол в количестве 18227 человек обоего пола, централизуется в посаде Новомлынке и Елионке 1 округа и в посадах Воронке и Лужках 3 округа; в Суражском уезде в количестве 12527 человек обоего пола, занимают посады Клинцы и Ардонь 1 округа и посада Святскую 3 округа; в Новозыбковском уезде, в количестве 31679 человек обоего пола, раскольники сосредоточиваются в самом городе Новозыбкове (около 10000 человек) и в посадах — Злынке, Климове, Тимошкином Перевозе и Шеломах 1 округа, Митьковке, Манюках и Белом-Колодезе 2 округа и Чуровичах 3 округа.
  Почти во всех местах, где имеют оседлость раскольники, есть или церковно-приходская школа или школа грамоты или училища и школы других ведомств. Особенно противопоставлены расколу школы в упомянутых выше центрах раскола, а именно: 1) в Стародубском уезде школы грамоты а) в посаде Воронке, где обучалось 24 раскольника, в том числе 21 мальчик и 3 девочки, б) в посаде Лужках, где обучалось 43 раскольника, в том числе 32 мальчика и 11 девочек и в) в посаде Новомлынке; 2) в Суражском уезде — а) две школы грамоты в посаде Клинцах, б) весьма благоустроенная церковно-приходская школа в предместье означенного посада — деревне Стодоле, в) школа грамоты в смежном с посадом Ардонь селе Богородицком и г) земская школа в посаде Святской; 3) в Новозыбковском уезде — а) церковно-приходская школа и б) две школы грамоты в посаде Злынке и в) школа грамоты при Михайловской церкви города Новозыбкова.
  Личный состав Уездных Отделений Епархиального Училищного Совета в отчетном году был следующий:
  Мглинского — председатель священник города Мглина И. Андриевский и члены: председатель земской управы Н.Я. Горевой, заведующий 2-х классным городским училищем Н.Г. Захаржовский, благочинные — священник М. Гораин, священник Д. Феодоровский, священник И. Кочановский и священник Н. Крыловский, купец С. Лагутенко, купец Гузико и земские начальники — К.В. Садовский, И.С. Клименко, Н. К. Вериго, А.А. Трубининов и Г. Шендюк, священник А. Померанцев и нотариусы Е. Хамский, Б. Суница.
  Новозыбковского — председатель благочинный 1 округа священник села Ярылович А. Фелицын и члены: благочинные священник А. Васильев и протоиерей М. Диомидов, уездный предводитель дворянства его сиятельство князь Н.Д. Долгоруков, священники: С. Баталин, Н. Батырский, А. Барзылович, И. Доброгаев, С. Тимонович, С. Корейша и земские начальники: И.И. Чарнолуский, Лисовский, Савич, Леонтович и Хитуп.
  Стародубского — Председатель Настоятель Стародубского Собора Протоиерей А. Доброгаев и члены: Смотритель Стародубского духовного училища Статский Советник Н.В. Ефремов, (он же заступающий место Председателя Отделения), помощник Смотрителя духовного училища коллежский Советник И.И. Компан, почетный мировой судья Статский Советник А.И. Харченко, священник города Стародуба М. Доброгаев, заведующий 2-х классным городским училищем Д.В. Озерский, священник С. Сечко-Кушнеровский, священник И. Никольский, священник Н. Золотов, священник А. Доброленский, благочинные — священник П. Виноградский, священник И. Жигунов, священник И. Якубович, священник Н. Цыганков, земские Начальники — Д.А. Чернолусский, Я.Г. Зенькович, И.Я. Быков, М.Л. Васькевич и В.И. Соломка, исправник И.Ф. Сидорский, землевладелец С.А. Ширай, председатель Земской Управы О.О. Рогович и Гласный Земскского Собрания А. М. Поршняков.
  Суражского – Председатель священник города Суража А. Смельницкий и члены: Инспектор Суражской Прогимназии Н.К. Шоластер (он же заступающий место председателя Отделения), председатель Уездной Земской Управы Н.А. Исаев, священник С. Лебедев, Ф. Лапчинский, священник Г. Россинский и священник И. Лукашевич, земские начальники — Н.Я. Дублянский, В.Г. Климов, Н.А. Максимовский, господин Шамраев и Е.Н. Пригоровский, священник П. Барзылович и священник М. Гневушев.
  Наибольшею ревностью, умением и усердием в деле религиозно-нравственного просвещения народа при посредстве церковно-приходской школы заявили себя нижеследующие священники-законоучители: по Мглинскому уезду — священник Соборной церкви города Мглина И. Андреевский, своим усердием к церковно-школьному делу и правильною постановкою его достигший того, что дети, оставив все, бегут в церковную школу. Особенно это выразилось во время бывших в сем году в городе Мглине летних краткосрочных педагогических курсов учителей церковных школ уезда, когда, не смотря на самое дорогое время для детей — лето, по первому объявлению о приходе желающих в церковно-приходскую школу, пришло столько детей, что их буквально негде было досадить, не смотря на довольно поместительное здание школы; со слезами на глазах уводили многие детей домой, но лишь тогда, когда воочию убедились, что нет места: мы непременно желаем, заявляли при этом родители, чтобы наши дети учились в духовной школе; по Новозыбковскому уезду — священник села Вышкова Гр. Титов, на свои средства отапливающий школу, отпускающий от себя учителю провизию для стола и дающий учителю ежегодное пособие рублей в 25-30; священник села Внукович И. Никитский, тоже отапливающий на свои средства школу и выдающий от себя учительнице рублей 30-40 пособия и священник села Курознова Н. Бутырский, много прилагающий забот к внешнему благоустройству школы; по Суражскому уезду — священник села Петровой-Буды П. Барзылович, успехи учеников которого по Закону Божию оказались блестящими, и священники села Козарич М. Гневушев и села Неглюбки В. Корейша, лично преподававшие в школе все предметы.
  Наибольшее усердие, умение вести с успехом дело обучения оказали, по представлению Уездных Отделений Совета, нижеследующие учители и учительницы церковно-приходских школ: по Мглинскому уезду — учительница Мглинской Соборной школы А. Крещановская, подготовившая к выпуску 7 мальчиков с очень основательным знанием предметов школы, ведущая в школе послеобеденные занятия, всегда аккуратная в школе, она никогда не опустила ни одного богослужения и всегда, от школы до Собора проводив детей в парах, строго наблюдала за их поведением в церкви; по Новозыбковскому уезду — учитель Курозновской школы А. Атвиновский, ученики которого очень хорошо выдержали выпускной экзамен.
  Новых школьных домов в отчетном году построено 3, в том числе в селе Березовке Стародубского уезда на средства полковника Аршукова (300 рублей).
  Черниговские Епархиальные Известия, № 8, 1896 года.


***

  Отчет Черниговского Епархиального Училищного Совета о состоянии церковно-приходских школ и школ грамоты Черниговской епархии за 1895/96 учебный год.
  Черниговская епархия, состоящая из 15 уездов, занимает площадь в 46047 квадратных верст. Православного населения на всем пространстве Черниговской епархии в отчетном году состояло, по сведениям, доставленным Епархиальному Училищному Совету Уездными Отделениями его, 2051103 человека обоего пола (больше против 1894/95 учебного года на 19105 человек) из коих – мужеского пола 1019983 и женского пола 1031120 душ.
  По уездам, входящим в состав епархии, означенное пространство и количество православного населения распределяется таким образом: … Мглинский уезд – пространство в квадратных верстах – 3320; количество православного населения – мужского пола 67702, женского пола 68277, всего 135979; Новозыбковский уезд – пространство в квадратных верстах – 3356; количество православного населения – мужского пола 67486, женского пола 69212, всего 136698; Стародубский уезд – пространство в квадратных верстах – 2892; количество православного населения – мужского пола 63080, женского пола 64973, всего 127523; Суражский уезд – пространство в квадратных верстах – 3639; количество православного населения – мужского пола 81691, женского пола 82943, всего 164634.
  Детей православного исповедания, имеющих школьный возраст (от 7 до 14 лет), по сведениям Уездных Отделений Совета, насчитывается в епархии 307088 человек обоего пола (больше против предыдущего отчетного года на 4722 человека), из которых 153075 мальчиков и 154013 девочек.
  По уездам, входящим в состав епархии, означенное число детей распределяется таким образом: … Мглинский уезд – мальчиков 8473, девочек 8572, всего 17052; Новозыбковский уезд – мальчиков 12789, девочек 13049, всего 25288; Стародубский уезд – мальчиков 9828, девочек 9288, всего 19116; Суражский уезд – мальчиков 14894, девочек 14824, всего 29718.
  К началу отчетного года в епархии числилось 114 церковно-приходских школ, 453 школы грамоты и 621 начальное училище других ведомств. В отчетном году, по донесениям Уездных Отделений Совета, было 155 церковно-приходских школ, в том числе 2 двухклассных, 510 школ грамоты, всего 665 церковных школ и 627 начальных училищ других ведомств, преимущественно же земских. Следовательно сравнительно с предшествующим годом число церковных школ вообще за отчетный год увеличилось на 98. В частности же, число церковно-приходских школ увеличилось на 41. Хотя в одной из вошедших в вышепоказанное число одноклассных школ (село Выползова Остерского уезда) не было занятий за неимением помещения, постройка которого, впрочем, производится; причем одна школа (села Внукович Новозыбковского уезда) временно закрылась по ветхости школьного здания, впрочем, школа эта в общее число наличных школ не вошла. Число школ грамоты за отчетный год увеличилось на 57.
  По уездам вышеозначенное число наличных школ распределяется следующим образом: … Мглинский уезд – церковно-приходских 3, школ грамоты 44, число школ других ведомств 31, всего 78; Новозыбковский уезд – церковно-приходских 13, школ грамоты 32, число школ других ведомств 39, всего 84; Стародубский уезд – церковно-приходских 11, школ грамоты 44, число школ других ведомств 50, всего 105; Суражский уезд – церковно-приходских 14, школ грамоты 54, число школ других ведомств 24, всего 92.
  Учащихся в церковных школах Черниговской епархии было в отчетном году православных детей обоего пола 19958 человек (более прошлого 1893/94 учебного года на 3553 человека), в том числе 17046 мальчиков и 2912 девочек. Из них обучалось: а) в церковно-приходских школах 5229 мальчиков и 1117 девочек, всего 6346 человек обоего пола (более предыдущего года на 1843 человека); б) в школах грамоты 11817 мальчиков и 1795 девочек, всего 13612 человек обоего пола (более предыдущего 1893/94 года на 1716 человек). В начальных народных школах других ведомств, по добытым Уездными Отделениями Совета сведениям, обучалось православных детей обоего пола 51092 (более 1894/93 года на 4321 человек), в том числе мальчиков 43940 и девочек 7152.
  Какое количество детей остается вне народной и церковной школы, без учения, - с точностью определить довольно трудно, так как в числе детей школьного возраста много числится таких, которые ранее отчетного года посещали ту или другую школу (народную или церковную) и вышли из нее грамотными. Вследствие этого, правильнее было бы разделить детей школьного возраста на грамотных и неграмотных. Общее же число детей, не посещавших в отчетном году школ, по показаниям Отделений, простирается до 228060 обоего пола (менее 1892/93 года на 6701) из коих 88941 мальчик и 139113 девочек.
  По уездам епархии означенное число детей распределяется следующим образом: … Мглинский уезд – мальчиков 4369, девочек 8134, всего 12503; Новозыбковский уезд – мальчиков 8933, девочек 12371, всего 21304; Стародубский уезд – мальчиков 6197, девочек 8764, всего 14961; Суражский уезд – мальчиков 10000, девочек 14000, всего 24000.
  Заслуживающими особенного внимания за ревность и усердие к своему делу оказались по представлению Уездных Отделений Совета, следующие лица из числа учащих в церковно-приходских школах: … 4) Мглинского уезда – учительница Мглинской Соборной школы А. Крещановская; 5) Стародубского уезда – учитель Алейняковской школы М. Кореняко; 6) Суражского уезда – учители Стодольской школы Барышников и Дорогунцов, учители Суражской школы Г. Хреновский, учитель Козаричской школы Н. Кошнарев, учитель Перетинской школы М. Евсеенко, учитель Кожановской школы С. Голик и учители Яловской школы П. Нехаевский и С. Пинька.
  Новых школьных домов в отчетном году построено 18, в том числе: в деревне Леоновке Мглинского уезда на средства общественные; при Вознесенской церкви города Стародуба на церковные средства; в деревне Перетине, в селе Яловке и в селе Неглюбке Суражского уезда, на средства обществ, при пособии от Епархиального Училищного Совета. Кроме того 2 школьных здания заново перестроены (деревня Погореловка Кролевецкого уезда и деревня Гнилуша Суражского уезда), на одно из коих помещик Иваненко пожертвовал 75 рублей.
  Постоянные средства содержания в виде запасного или основного капитала имеют только шесть школ, в том числе Туросненская Новозыбковского уезда — 1000 рублей, завещанных помещицей госпожою Борозною. Многие интеллигентные лица охотно принимают на себя обязанности попечителей церковных школ и стараются быть полезными им в этом звании. Некоторые же из них приносят на эти школы денежные пожертвования. Так, например, купец А. И. Шведов пожертвовал в отчетном году 700 рублей на нужды Злынской церковно-приходской школы, 500 на нужды Семеновской школы и деревянный сруб стоимостью около 300 рублей для устройства школы в посаде Шеломах, купец Д.В. Барышников по прежнему отпустил 400 рублей на содержание Стодольской школы Суражского уезда, Г. Бурылко пожертвовал 25 рублей на Мглинскую Соборную школу, дворянин Г.Я. Дунин-Борковский пожертвовал 50 рублей на школу села Вормина Мглинского уезда, помещик Дашкевич пожертвовал 70 рублей на школу села Остроглядова Стародубского уезда, помещица Нехаевская пожертвовала 40 рублей на школу села Яловки Суражского уезда.
  В учебно-воспитательном отношении обращают на себя внимание следующие школы: … Соборная города Мглина и Вышковская Новозыбковского уезда; юбилейная города Стародуба, Алейниковская и Остроглядовская Стародубского уезда; Перетинская, Суражская, Овчинская, Козаричская, Кожановская, Яловская и Стодольская Суражского уезда. Библиотеки при церковно-приходских школах по большой части состоят только из учебных книг; библиотек же с книгами, предназначенными для внеклассного чтения, пока еще мало, по недостатку средств, которыми располагают школы. Более или менее значительные библиотеки имелись при следующих школах: … Графовской, Суражской, Козаричской, Перетинской и Стодольской Суражского уезда; Кистерской, Мериновской и Алейниковой Стародубского уезда.
  Особенно усердною деятельностью на пользу школ грамоты заявили себя в отчетном году, по отзывам Отделений Совета, следующие приходские священники: … по Мглинскому уезду – священник села Васькович Н. Андреевский, священнинк села Симонтовки В. Коренев, священник села Рубчич В. Киселевич, священник села Луговца И. Солунский, священник села Белькова Н. Германов, священник села Шаулина Д. Феодоровский, священник села Лапина X. Кутепов, священник села Шуморова С. Илленко, священник села Молодькова А. Коровкевич. Почти все учителя, не смотря на слабую подготовку многих из них, трудились с усердием и успехом, а некоторые из них могут быть отмечены даже с похвалой. В Мглинском уезде, по отзыву Отделения, лучшими учителями были села Васькович псаломщик Г. Андреевский, деревни Кокотов В. Соханская, деревни Косаров А. Бирюлин, села Велюхан И. Щелковский, села Симонтовки С. Швеев, села Высокого А. Шамотко, села Шуморова Н. Славский, села Лапина X. Сапаненко, села Шаулина И. Швеев, село Печни И. Клещов, села Белькова П. Филипченко, села Рубчи В. Маслев, села Сокольей Слободы Д. Киселевич, села Буды А. Титов, села Дивовки Н. Костюков, села Калачева Ф. Исаенко, села Чопова М. Трощановский и села Молодькова А. Будько. Из учащих в школах грамоты Суражского уезда похвалы заслуживают учителя школ: 1-й Клинцовской Подласов, 2-й Клинцовской псаломщик Калиновский, Больше-Ловчанской Г. Брашнин, Любовешской Л. Беляй, Полужско-Руднянской К. Соломенный, Батуровской С. Липик, Антоновской Толстенок и Медведевской И. Дикий. Кроме прямых своих обязанностей по обучению детей грамоте, учитель Косаровской школы грамоты Мглинского уезда Бирюлин обучал мальчиков плетению из лозы корзин и стульев, а из соломы шляп.
  Черниговские Епархиальные Известия, № 9, 1897 года.


***

  Ведомость о церковно-приходских школах Черниговской епархии за 1896 год.
  Село Андрейковичи. Школа грамоты при Рождество-Богородичной церкви. Школа грамоты основана 1 ноября 1889 году. Помещение школы – дом псаломщика. Учитель псаломщик Митрофан Лисовский, домашнего образования. Содержится от учащихся.
  Черниговские Епархиальные Известия, № 17, 1897 года.


***

  В примечании к § 2 вопросных листков, высланных при указе Св. Синода, от 14 сентября 1885 года за № 9, сказано: школами грамотности именовать домашние крестьянские школы, в коих лица обоего пола, под наблюдением священника, обучают чтению и письму, то школы, в коих преподается закон Божий, чтение церковной и гражданской печати, письмо и начальные арифметические сведения, должны именоваться церковно-приходскими школами, хотя в них священник совмещал в одном лице должности и законоучителя и учителя, и хотя бы в таких школах обучением занимались лица и не имеющие свидетельств на право учителя народных школ, но состоящие под наблюдением священника-законоучителя, его же и учителя.


***

  Ведомость о школах грамоты Черниговской епархии за 1897 год.
  Николаевская школа грамоты села Андрейковичи. Школа основана в 1896 году. Помещение школы – общественное. Учитель Кодрат Зайцев, окончивший народное училище. На содержание школы собрано денег от Св. Синода 27 рублей и от учащегося по 50 копеек.
  Рождество-Богородичная школа грамоты села Андрейковичи. Школа основана в 1889 году. Помещение школы – дом псаломщика. Учитель псаломщик Митрофан Лисовский, домашнего образования. На содержание школы собрано денег от казны 24 рубля и от общества 10 рублей.
  Черниговские Епархиальные Известия, № 18, 1898 года.


***

  Отчет Черниговского Епархиального Училищного Совета о состоянии церковных школ Черниговской епархии за 1898 гражданский год.
  К началу отчетного года в Черниговской епархии числилось 786 церковных школ с общим числом учащихся в них мальчиков и девочек в 26155 человек, к концу же отчетного 1898 года в ведении Черниговского Епархиального Училищного Совета, кроме образцовых школ при духовной семинарии и женском епархиальном училище, состояло всего 814 церковных школ, в том числе 5 школ второклассных, 2 двухклассных, 214 одноклассных церковно-приходских и 593 школы грамоты с общим количеством учащихся в них 29353 человек, в том числе 23434 мальчика и 5919 девочек. Таким образом, по сравнении с предыдущим годом, общее число церковных школ в епархии в 1898 году увеличилось на 30, а именно: вновь открылось две второклассных школы, 12 одноклассных церковно-приходских и 16 школ грамоты, а общее число учащихся в этих школах мальчиков и девочек, включая сюда и учащихся в образцовых школах, увеличилось на 3275 человек.
  Школ других ведомств в Черниговской епархии в отчетном году числилось всего 684, в том числе два трехклассных городских училища, 13 двухклассных городских училищ, одно одноклассное городское училище, одно двухклассное городское приходское женское училище, 20 одноклассных городских приходских училищ, 15 городских начальных народных училищ, 3 ремесленных училища, 20 двухклассных и 10 одноклассных сельских народных училищ Министерства Народного Просвещения и 599 сельских начальных народных училищ, основанных по положению 25 мая 1874 года. По уездам губернии все вышеозначенные училища распределялись следующим образом: в Борзенском уезде — 57 училищ, в Глуховском — 53, в Городнянском — 43, в Козелецком — 40, в Конотопском — 89, в Кролевецком — 44, в Мглинском — 33, в Новгородсеверском — 50, в Новозфбковском — 48, в Нежинском — 57, в Остерском — 38, в Сосницком — 46, в Стародубском — 42, в Суражском — 29 и в Черниговском — 65 училищ. Из общего числа школ 26 было мужских, 12 женских и 646 смешанных. Учащихся во всех 684-х школах в 1898 году состояло всего 61005 человек, в том числе 50933 мальчика и 10072 девочки. Из них окончило курс — мальчиков и девочек 5993 человека. Кроме того при 3 школах Борзенского, 12 Козелецкого, 12 Нежинского и 4-х Стародубского уездов существовали классы для взрослых, по положению 25 мая 1874 года, в которых обучалось 951 человек мужского пола и 446 женского пола.
  Суражское Отделение: Председатель, он же и уездный наблюдатель церковных школ, священник города Суража А. Смельницкий и члены: священники - И. Лукашевич, И. Миронович, П. Барзылович, Ф. Лапчинский, Г. Россинский, С. Лебедев и М. Гневушев, почетный мировой судья Н.А. Исаев, член от министерства народного просвещения — заведывающий городским училищем Л.А. Манжос-Белый, благочинные: протоиерей Е. Лебедев и священники — И. Тарасович и В. Корейша и земские начальники: В.Г. Климов, Н.Я. Дублянский, Н.А. Максимовский, Е.И. Стош и В.А. Шамраев. Обязанности казначея Отделения нес священник И. Лукашевич, а делопроизводителем состоял священник М. Гневушев.
  Обучение не велось вследствие того, что школьное здание сгорело, а новое еще не окончено постройкой.
  Черниговские епархиальные известия, № 23, 1899 год.


***

  Список школ духовного ведомства, состоящий к 1-му января 1899 года в Черниговской епархии.
  Село Андрейковичи. Школа грамоты при Николаевской церкви. Школа грамоты основана в 1896 году. Число учащихся к 1 января 1899 года: мальчиков - 74, девочек - нет, всего - 74. Общая сумма местных средств изысканных школою в 1898 году – 0 рублей. Законоучитель и учитель, крестьянин Кондрат Мартынов Зайцев, свидетельства на звание учителя не имеет, вознаграждение 36 рублей.
  Село Андрейковичи. Школа грамоты при Рождество-Богородичной церкви. Школа грамоты основана в 1889 году. Число учащихся к 1 января 1899 года: мальчиков - 14, девочек - 2, всего - 16. Общая сумма местных средств изысканных школою в 1898 году – 17 рублей. Школа находится в церковном доме, используется бесплатно. Законоучитель и учитель, псаломщик Митрофан Лисовский, свидетельства на звание учителя не имеет, вознаграждение 24 рубля.
  Черниговские Епархиальные Известия, № 4, 1900 года.