Андрейковичи в 30 верстах от Стародуба, в соседстве с Гудовкою, Сухосеевкою и Субочами.
Та часть поселения, где храм рождества Богородицы, называется: стародубские Андрейковичи, село Андрейковичи и старые Андрейковичи. А поселение с храмом святого Николая называется – слободою Андрейковичами. Отсель понятно, что старые Андрейковичи поселение очень древнее, принадлежащее давним временам Стародуба; а во время гетманщины присоединилась к нему слобода Андрейковичи.
На юго-восточной стороне села Андрейкович есть полукруглый большой курган. Всход на него с запада. Старожилы называют его "городком" и говорят, что с этого кургана казаки села Андрейковичи бились с шведами. На двух концах городка видны небольшие насыпи; их называют могилами своих и шведов. Без сомнения во время нашествия шведов козаки воспользовались древним городком для своей защиты; но огромный курган вовсе несходен с охранительными окопами времен Петра Великого. Это - остаток до татарского укрепления.
В Богородичном храме Андрейковичей евангелие львовского переплета 1670 года, служебник чернового письма 1747 года. Всего замечательнее: "метрика албо каталог иереом мирским, вписания ради в коейждо парохти обретающихся духовных чад, от ясне в Богу преосвященнаго его милостивого господина отца Иоанна Максимовича, милостию Божиею православнаго архиепископа Черниговскаго в свою его диоцезию поданная в листах 1698, в типографии Троицкой Черниговской". Здесь в предисловии доказывается необходимость метрик, причем объясняются слова евангелия: глашает овцы по имени; показывает повод к установлению церковнаго письмоводства; затем форма метрики.
В николаевском храме цветная триод чернового письма 1685 и постная триодь - той же печати.
Универсалом 1719 года утвержден за отцом Петром Тимоееевичем, пресвитером церкви Андрейковичской Николаевской "млин ветряк на реке Кистре", подаренный ему братом покойным отцом Иоанном Андрейковским. Эта мельница была потом предметом долгой переписки. Шептаковский "дозорца" Василий Мовчан отнял эту и другую бучковскую мельницы. Преосвященный Иродион послал ему увещание - возвратить церкви церковное, угрожая за непослушание запрещением. Мовчан жаловался генеральной канцелярии. Отвечая последней, преосвященный писал: "гниву жадного против его милости неимию, тылкоза обыду явственную церквам Божиим и служителем тех учиненную по должности моей буду стояти и о церковных добрах старатися". Указав потом на указ государя, требовавший, чтобы при каждой церкви была земля или руга и чтобы для священника и причта был построен дом, пишет, что Скоропадский дал в Андрейковичах священнику "не до часу, а последовательно и сукцессорам его" две войсковые части мельницы. Канцелярия принуждена была возвратить церковное церкви.
При Богородичном храме, по переписи 767 года, ружная земля; пахать на 1/2 четверти, сенокос на 50 возов, роща осиновая на 60 саженей длиною и на 30 шириною. "Року 1721, так записано там же, я Тимош Горбаченок, житель Андрейковский, поступилем его чесности отцу Захарию Федоровичу священнику Рожественскому Андрейковскому у вечную поссесию загон полевый за душу покойнаго отца своего".
По исповедной книге Богородичной церкви 1732 года показаны прихожанами козаки стародубской сотни и козацкие бобыли, подданные Стародубской ратуши и их бобыли, всего 292 мужчины и 306 женщин.
За тем число прихожан: Богородичной церкви в 1750 году 332 мужчины и 327 женщин, в 1770 году 360 мужчин и 350 женщин, в 1790 году 382 мужчины и 370 женщин, в 1810 году 399 мужчин и 390 женщин, в 1830 году 426 мужчин и 426 женщин, в 1850 году 458 мужчин и 460 женщин, в 1860 году 447 мужчин и 446 женщин. Николаевской - в 1750 году 460 мужчин и 453 женщины, в 1770 году 485 мужчин и 476 женщин, в 1790 году 516 мужчин и 501 женщин, в 1810 году 535 мужчин и 524 женщины, в 1830 году 578 мужчин и 563 женщины, в 1850 году 702 мужчины и 710 женщин, в 1860 году 739 мужчин и 742 женщины.
В Богородицком приходе ныне козаков до 260 мужчин, в Николаевском - 54 мужчины.
Из старинного времени можем привести акт, указывающий на суд купы. В 1667 году апреля 3 на войтовом стародубском сую Корнилий Зыка "з села Субочович" объявил, что житель того ж села Яков Андреевич украл у него два пуда меда, пять колодок пчелы и полотна на 30 коп грошей. Мая 6 "Корней чинил обвещене, а печатку взял у его младшего князя Игнатия Григоревича Волконскаго, воеводы стародубовскаго, и пан воевода велел собрать мужов и купу учинить; а он Яков на купе сам признался доброволне перед мужами, перед Борысом Ивановичом, войтом кожчыным и перед Иваном Тихоновичем и перед Андреем Оедоровичом и иными: я, мовит, взял его Карнеев мед, и Корней взявши с оного злочинца с купы з лицом и привели его до пана воеводы и его младший пан воевода одослал лицом до уряду нашего". На уряде оказалось, что Яков был уже под судом за кражу платья и "его младший пан Тимох Алексеевич атаман декретовал и лист дал, где бы от сего часу Якова злочинцу в чим довели, без жадного отволоку горлом каран мает быти" (повешен). Оказалось еще, что Яков украл у Остапа Можея два пуда меда. "Дня 3 мая з уряду стородавнего наказалисмо з декрету Якова Андреевича горлом карать. Теды инные суседи горлом его Якова даровали (освободили), от сего часу абы з волости сишол и з грунту своего; а где бы от сего часу Якова злочинцу если бы отец его Андрей ховал у своем дворе, теды его самаго Андрея также з волости и з грунту согнать вечными часы".
В акте 1670 года Иван Захариенко житель андрейковской жалуется на то, что Хома Колесников, житель сухосеевский,завладел было "пожнею дедичною" его Захариенка; "Семен Василевич атаман андрейковский, Ивашко Истоменок, Остап Андреевич и инные многие" объявили, что та пожня его Ивана Захариенка власная дедичная. Суд запретил Колесникову тревожить Захариенка.