ПОГАРСКИЙ РАЙОН

Экспертное мнение


Церковь Троицы Живоначальной


Церковь Троицы Живоначальной   Престолы: Троицы Живоначальной
  Год постройки: между 1717 и 1783.

  Деревянный храм во Имя Святой Троицы со школой при нем известен с 1690 года. В 1717 году, вместо прежнего, он был заново построен обзорным Стародубского полка Захаром Юрьевичем Искрой. В 1783 году в Погаре был построен новый каменный храм. Когда завершилось его строительство, деревянный храм был продан и перевезен в село Городище (ныне Погарского района) и там освящен в честь Воздвижения Креста Господня. Храм однокупольный, имеет форму креста. В высоту достигает 22-х метров. Известно, что когда в XIX веке в Погаре проводились Крестные ходы, то они начинались от храма во Имя Святой Троицы, впереди всегда несли местночтимую икону Божией Матери, именуемую Троицкой (в настоящее время утрачена, в храме сохранился список с иконы). Историческую память о храме во имя Святой Троицы оставил Архиепископ Черниговский Филарет (Гумилевский) в седьмой книге "Историко-статистическое описание Черниговской Епархии". Приезд Владыки Филарета в Погар состоялся 21 сентября 1859 года. Посетив Успенский собор (в настоящее время разрушенный), он направился в храм Святой Троицы, где похвалил убранство храма и его настоятеля. В ограде храма находятся надгробия благотворителей, сестер Анны Шепелевой и Елизаветы Лятковской, и священнослужителей храма. Здесь также погребены в братской могиле воины, погибшие 26 сентября 1941 года в боях под Погаром. Храм закрыт приблизительно в 1929 году, в нем был устроен склад. Богослужения в храме возобновились с 1946 года. По благословению Епископа Брянского и Севского Феофилакта в 2002 году при храме открыта Воскресная школа.


***

  Своеобразный ярусный храм типа восьмерик на четверике с четырехлепестковым планом, выполненный в стиле раннего классицизма. Сооружен из кирпича и оштукатурен. Вертикальное объемно-пространственное построение здания, лишенное строгой центричности из-за акцентирования продольной оси, явно восходит к композициям церквей украинского барокко конца 17 – начала 18 века. К основному кубическому объему примыкают пониженные закругленные "лепестки" с низким, также закругленным притвором при западном входе. На кубе поставлен большой световой восьмерик с граненой купольной кровлей, увенчанный цилиндрическим барабаном с миниатюрной главкой на тонкой шейке. Оригинальный, сильно уплощенный декор фасадов придает храму нарядность. Стены здания, завершенные антаблементами с сухариками в карнизах, украшены плоскими пилястрами на постаментах по углам объемов и между окнами. Края лепестков обозначены широкими, рустованными в виде квадров раскреповками. Необычные наличники нижних проемов с лучковыми перемычками состоят из узкой прямоугольной рамки с подоконными выступами, "ушами" и двумя триглифами над верхними выступающими углами, между которыми помещена доска с полкой, украшенной зубчиками. Над порталами входов и средним алтарным окном расположены круглые проемы второго света. Рамочные наличники арочных окон восьмерика - с подоконными нишами и замковыми камнями. Три круглых выступа-розетки помещены под карнизом восьмерика на гранях и в завершении пилястр. Интерьер храма отличается цельностью внутреннего пространства, развитого в высоту. Боковые, а также алтарное и трапезное полукружия с конхами открыты широкими арками в центральное помещение. Оно имеет двухступенчатые тромпы при переходе к восьмерику и восьмигранный, со световым кольцом, сомкнутый свод в завершении. Отделка стен простая, до недавнего ремонта со штукатурными тягами и карнизами. Трехъярусный сборный иконостас в русском стиле и иконы выполнены в конце 19 - начале 20 века. Иконы верхнего яруса имеют обрамления в виде трехлопастных арок с треугольными фронтонами и крестами над ними. Межъярусные узкие фризы и короткие колонки простого грубоватого рисунка.
  "Свод памятников архитектуры и искусства России. Брянская область", 1998 год.


***

  Учреждены попечительства при церквах Стародубского уезда в заштатном городе Погаре: Успенской, Троицкой, Николаевской и Афанасиевской.
  Черниговские епархиальные известия, № 24, 1865 год.


***

  При Троицкой церкви заштатного города Погара, Стародубского уезда, избраны на пять лет председателем генерал от инфантерии Александр Иванович Шепелев и членами: губернский секретарь Николай Машковский, купец Григорий Силич, мещане: Моисей Манжа, Павел Боровский, Роман Боровский, Иов Круглик, козаки: Евмен Готовцов, Игнатий Засульский и крестьяне собственники Иосиф Илленко и Петр Снигирев.
  Черниговские епархиальные известия, № 14, 1870 год.


***

  Утвержден в должности церковного старосты к Троицкой церкви заштатного города Погара Стародубского уезда мещанин Иоанн Моисеев Мапола, 27 ноября 1984 года.
  Черниговские епархиальные известия, № 24, 1894 год.


***

  Просвещена св. крещением священником Троицкой церкви города Погара, Стародубского уезда, Николаем Богославским, 25 декабря 1894 года девица иудейского вероисповедания мещанка города Климович, Сора Фрейда Ицкова Авербухова 17 лет, с наречением ей имени Мария.
  Черниговские епархиальные известия, № 5, 1895 год.


***

  Утвержден в должности благочинного 2 округа Стародубского уезда священник Троицкой церкви заштатного города Погара Николай Богословский, 4 августа 1895 года.
  Черниговские епархиальные известия, № 16, 1895 год.


***

  Просвещена св. крещением священником Троицкой церкви заштатного города Погара, Стародубского уезда, Николаем Богословским 8 октября сего 1895 года еврейка мещанка города Погара Иениса Давидова Сиротникова, девица 27 лет, с наречением ей имени София.
  Черниговские епархиальные известия, № 21, 1895 год.


***

  Уволен от должности священник заштатного города Погара, Стародубского уезда, Николай Богословский, согласно его прошению, от должности благочинного 2 округа Стародубского уезда, а на его место временно исполняющим обязанность благочинного определен священник села Юдинова, того же уезда, Всеволод Корицкий.
  Черниговские епархиальные известия, № 23, 1895 год.


***

  Уволен священник Троицкой церкви заштатного города Погара, Стародубского уезда, Николай Богословский уволен от должности священника при означенной церкви и определен в число братии Архиерейского Дома, 18 декабря 1895 года.
  Черниговские епархиальные известия, № 1, 1896 год.


***

  Вакантное священническое место при Троицкой церкви заштатного города Погара, Стародубского уезда, с 18 декабря 1895 года.
  Черниговские епархиальные известия, №№ 1-2, 1896 год.


***

  Перемещен священник Николаевской церкви села Васькович Мглинского уезда Николай Андриевский на праздное священническое место к Троицкой церкви заштатного города Погара, Стародубского уезда, 19 января 1896 года.
  Черниговские епархиальные известия, № 3, 1896 год.


***

  Определен законоучителем в Погарское городское приходское училище священник Троицкой церкви заштатного города Погара, Стародубского уезда, Николай Андреевский, 8 августа 1896 года.
  Черниговские епархиальные известия, № 17, 1896 год.


***

  Объявляется от Епархиального Начальства благодарность председателю приходского попечительства Троицкой церкви заштатного города Погара, Стародубского уезда, земскому врачу Петру Александровичу Апошнянскому, за усердную и плодотворную деятельность, выразившуюся в личных пожертвованиях, в заботах об открытии школы грамоты в деревне Модеевка, в устройстве хора певчих при своей приходской церкви и в усилении средств; члену попечительства дворянину Александру Борисовичу, за его аккуратное и добросовестное ведение делопроизводства попечительства, а купцу Ивану Васильевичу Леванде, за его пожертвование 72 рублей 50 копеек в пользу школы грамоты в деревне Модеевке.
  Черниговские епархиальные известия, № 22, 1896 год.


***

  Награжден скуфьею за отлично-усердную службу священник Троицкой церкви заштатного города Погара, Стародубского уезда, Николай Андреевский.
  Черниговские епархиальные известия, № 3, 1897 год.


***

  Просвещен св. крещением священником Троицкой церкви города Погара, Стародубского уезда, Николаем Андреевским 12 января сего 1897 года еврей мещанин хутора Щербановки названного уезда, Израиль Зусев Белодубровский 15 от роду лет, с наречением ему имени Савва.
  Черниговские епархиальные известия, № 6, 1897 год.


***

  Маршрут для обозрения Его Преосвященством церквей Черниговской епархии в июне и июле месяцах 1897 года.
  Стародубский уезд. Город Погар. Церквей – 4. 17 июня (вторник). Ночлег.
  Черниговские епархиальные известия, № 11, 1897 год.


***

  Вакантное псаломщическое место при Троицкой церкви заштатного города Погара, Стародубского уезда, с 6 сентября 1897 года.
  Черниговские Епархиальные Известия, №№ 19-20, 1897 года.


***

  Определен на праздное псаломщическое место при Троицкой церкви города Погара, Стародубского уезда, студент Черниговской духовной семинарии Гавриил Туткевич, 31 октября 1897 года.
  Черниговские епархиальные известия, № 21, 1897 год.


***

  Умер заштатный псаломщик Троицкой церкви города Погара, Стародубского уезда, Павел Ермолаев Гуля-Яновский, 3 февраля 1898 года.
  Черниговские епархиальные известия, № 6, 1898 год.


***

  Псаломщик Троицкой церкви заштатного города Погара, Стародубского уезда, Гавриил Туткевич с 9 января текущего года поступил помощником учителя Красно-Колядинского народного училища Конотопского уезда. Определен псаломщиком к Троицкой церкви заштатного города Погара, Стародубского уезда, окончивший курс Черниговской духовной Семинарии Александр Лосицкий, 16 февраля 1899 года.
  Черниговские епархиальные известия, № 5, 1899 год.


***

  Вакантное псаломщическое место при Троицкой церкви заштатного города Погара, Стародубского уезда, с 9 февраля 1899 года.
  Черниговские епархиальные известия, № 5, 1899 год.


***

  Черниговский Отдел Императорского Православного Палестинского Общества организовал чтения и собеседования о Святой Земле в 1899-1900 годы, которые способствовали распространению среди православных жителей епархии верных сведений о Святой Земле, целях и деятельности Палестинского Общества.
  В заштатном городе Погаре, Стародубского уезда, участвовали: заведывающий чтениями священник Н. Андриевский, псаломщик, окончивший курс семинарии, А. Лосицкий и заведывающий Погарским городским двухклассным училищем В. Левицкий. Всех чтений было 12, начались они 30 января и продолжались по 2 апреля; ведены в Троицкой церкви города Погара.
  Черниговские епархиальные известия, № 13, 1900 год.


***

  Перемещен псаломщик церкви села Лучкович, Стародубского уезда, Алексей Дубинский на псаломщическое место к Троицкой церкви заштатного города Погара, того же уезда, а на псаломщическое место к церкви села Лучкович определен низведенный в причетники бывший штат, диакон церкви села Ивота, Новгородсеверского уезда, Иоанн Музалевский, 11 октября 1900 года.
  Черниговские епархиальные известия, № 21, 1900 год.


***

  Утверждены в должности депутатов по училищным делам от духовенства Стародубского уезда священники – Михайловской церкви города Стародуба Феодор Козминский и Троицкой церкви города Погара Николай Андреевский и кандидатами по ним священники: Димитриевской церкви села Алефина Дионисий Левицкий и Похвало-Богородичной церкви села Логоватого Михаил Велижев, 1 июня 1901 года.
  Черниговские епархиальные известия, № 13, 1901 год.


***

  Черниговский Отдел Императорского Православного Палестинского Общества организовал чтения и собеседования о Святой Земле в 1900-1901 годы, которые способствовали распространению среди православных жителей епархии верных сведений о Святой Земле, целях и деятельности Палестинского Общества. Преосвященным Председателем Отдела, Преосвященнейшим Антонием, Епископом Черниговским и Нежинским, было предложено благочинным и священникам образовать особые комитеты для ведения чтений из духовенства и светских лиц, сочувствующих целям и задачам Палестинского Общества. Между всеми местами были распределены высланные советом Общества в распоряжение Отдела брошюры для ведения чтений и виды Палестины и листки для бесплатной раздачи. Кроме того Советом Общества были высланы в распоряжение Отдела туманные картины: серия в 100 картин на стекловидной бумаге и на стекле в количестве 36 комплектов. В выборе помещений для чтений комитеты не были стеснены. В большинстве местностей чтения велись в храмах и приурочивались к утренним или вечерним богослужениям, в некоторых селениях эти чтения предварялись или заканчивались чтением акафистов. Конечно, в большинстве случаев велись они по воскресным дням, но в великом посту некоторые отцы заведующие устраивали их на вечерних субботних богослужениях, когда по принятии св. тайн православные охотно и с любовью собираются послушать повествования о местах и событиях жизни и страданий Спасителя нашего. Чтения велись и в помещениях министерских и земских народных училищ, волостных правлений, сельских сборень. Чтения были организованы в 94 местах Черниговской губернии.
  В городе Погаре участвовали: заведывающий священник Николай Андриевский и священник Георгий Матусевич; чтения велись с 14 января по 25 марта 1901 года в Зачатие-Аннинской теплой церкви при Св. Троицком храме; чтения заканчивались совершением акафистов; посетителей было от 50 до 80 душ.
  Черниговские епархиальные известия, № 15, 1901 год.


***

  Преподается Архипастырское благословение Его Преосвященства: попечителю Афанасиевской Погарской школы грамоты, Стародубского уезда, мещанину Ивану Гаврилову Хотченко за его пожертвование 210 рублей на ремонт и благоустройство здания названной школы грамоты, 24 июня.
  Черниговские епархиальные известия, № 15, 1904 год.


***

  Псаломщики Рождество-Богородичной церкви села Суворова, Стародубского уезда, Лев Тополя и Троицкой церкви заштатный города Погара, того же уезда, Алексей Дубинский, согласно их прошению, перемещены один на место другого, 18 сентября.
  Черниговские епархиальные известия, № 19, 1904 год.


***

  Принят в духовное звание псаломщик Троицкой церкви заштатный города Погара, Стародубского уезда, Лев Тополя, происходящей из податного сословия, 20-28 сентября.
  Черниговские епархиальные известия, № 20, 1904 год.


***

  Алфавитный список церквей Черниговской епархии.
  Цель составления настоящего списка - дать хотя краткие сведения, в виде настольного справочника, об историческом прошлом всех церквей Черниговской епархии, дать возможность иметь представление о том, насколько та или иная церковь может представлять интерес в архитектурном отношении и можно ли рассчитывать найти в церкви хотя некоторые памятники старины. Материалом для составления настоящего списка послужили официальные документы церквей так называемые клировыя ведомости или ведомости о церкви. В список вносилось название села или города, в честь какого события или святого посвящен престол, каменная церковь или деревянная, год постройки церкви, кем церковь построена, если строитель ее был более или менее известным лицом. Церкви построенные до начала XIX века и затем перестраивавшиеся также отмечались, чтобы знать, что первоначальной конструкции церкви видеть уже нельзя. О тех приходских церквах, которые построены в XIX веке на место существовавших прежде, или обозначены что они "построены когда и кем неизвестно", отмечалось, с каких годов имеются при них документы, именно метрические или исповедные книги. Наконец, делались отметки и о тех церквах, которые построены на место сгоревших и где едва ли уже можно рассчитывать на нахождение памятников церковной старины. Ручаться за полную точность предлагаемых сведений, к сожалению, нельзя, так как материал для них – клировые ведомости составляются очень кратко и неполно; особенно это относится к перестройкам, расширению церквей и пристройкам колоколен.
  Стародубский уезд. Погар, Троицкая, каменной постройки 1690 года. Перестроена в 1783 году.
  Труды Черниговской губернской архивной комиссии 1906-1908 годы, выпуск 7.


Церковь Троицы Живоначальной

Церковь Троицы Живоначальной

Церковь Троицы Живоначальной

Церковь Троицы Живоначальной

Церковь Троицы Живоначальной

Церковь Троицы Живоначальной

Церковь Троицы Живоначальной