ПОГАРСКИЙ РАЙОН

Экспертное мнение


ПОГАР, ЕГО ПРОШЛОЕ И ПАМЯТНИКИ


  Существует мнение, что Погар — это древний славянский Радогощь на реке Судости, впервые он упоминается в летописи 1155 года ("устрете Святослав Ольгович Гюрия у Синина моста у Радогоща"). Как и многие другие упомянутые нами места Брянщины, Радогощь — Погар был дотатарским поселением. Из этого следует, что уже в древние времена эти, по нашим понятиям, дикие и непроходимые места были густо заселены. Почему наши далекие предки жили и вели тяжелую борьбу за свое существование в брянских дебрях, в то время как огромные пространства на юге не заселялись, а по природным условиям жизнь там могла бы быть значительно легче? Почему благодатные южные земли издревле заселялись греческими колонистами и генуэзцами, прибывшими из-за моря, а древние славяне, основав там кратковременное Тмутараканское княжество, все же не прижились там? Трудно понять все это, в истории много странного и непонятного!
  Как утверждают историки, древний Радогощь стал называться Погаром по той причине, что он часто горел; жгли его литовцы, поляки, татары, горел он нередко и сам по себе, ибо был выстроен из дерева. Утверждают также, что князь Пожарский взял это имя потому, что ему достался городок Погар, так часто опустошавшийся пожарами.
  Как и почти все без исключения населенные места этого края, Погар столетиями служил городом-крепостью, он был окружен крепостными валами и стенами с боевыми башнями на них. Сохранилась подробная опись крепости за 1733 год, из которой явствует, что в ту пору она уже сильно обветшала и от нее "брали сколько дерева осталось и оным огорожено ратушу Погарскую…".
  Согласно этой описи, в крепости было четверо въездных ворот — Стародубские, Московские, Меские и Заровские, а также восемь боевых башен.
  Погар был торговым и ремесленным городом. С 1666 года он пользовался Магдебургским правом и управлялся магистратом, в ведении которого находились ремесленные цехи — портных, кожевников, кузнецов, ткачей и других. Эти цехи имели собственные общественные дома и составляли церковные братства. При церкви св. Афанасия была школа и "шпиталь", то есть дом для престарелых. Такие церковные школы и "шпитали" были при многих церквах Украины той поры.
  От былых укреплений Погара кое-где остались следы рвов и валов. Древних строений не сохранилось, кроме двух церквей: св. Анны и Троицкой. Первая из них датируется XVII, а вторая — XVIII столетием.
  Церкви стоят очень близко одна от другой, и это странно. С какой целью так сделано? Вопрос этот проясняется, когда мы узнаем, что церковь Анны — это бывший костел, построенный при польском владычестве в начале XVII века. Для использования в качестве православной церкви здание костела перестроили, но необычные для православного храма формы заметны и сейчас. План церкви компактный, бесстолпный; алтарная часть не выражена, обычного вида церковных куполов нет. Окна расположены высоко и имеют непривычный для церкви вид. В церкви сохранилась старинная культовая утварь, иконы, по-видимому, католического письма.
  Подобного рода пример — православный храм, перестроенный из костела,— мы еще встретим в Трубчевске. Зигзаги истории оставили свои меты и в архитектуре.
  Погарский костел с изгнанием польских панов не стали разбирать, но для утверждения православия рядом построили Троицкий православный храм. Он принадлежит к довольно распространенному типу однокупольных бесстолпных церквей четырехлепесткового плана. Это была архитектура переходного периода, когда вычурное барокко постепенно уступало место спокойным формам классицизма. Такие уравновешенные центрические композиции особенно пришлись по душе украинским строителям, которые всегда любили в зданиях симметрию и порядок. Характерно, что во имя этой симметрии довольно часто обходились без строительства колокольни, ибо ее вертикаль неизбежно нарушала бы столь полюбившееся украинской душе равновесие архитектурных форм. В таких случаях рядом ставили самые примитивные деревянные звонницы — пару столбов с перекладиной для подвешивания колоколов. Псковичи и новгородцы в свое время изобрели типы звонниц куда более высокого класса!
  Каждый стиль в архитектуре по-своему хорош, рискованно говорить о предпочтении одного стиля другому. Были великие мастера барокко, были столь же великие зодчие классицизма. Но подобная скромная, непритязательная архитектура, воспринимаемая с больших свободных пространств, в сельской тиши, в окружении вековых деревьев, кажется нам поистине прекрасной.
  Если от Погара проехать всего несколько километров на юг, то в селе Суворово (Суворово Погарский район Брянская область) можно осмотреть храм, выполненный в формах классицизма, по уже известному нам компактному крестовому плану.

"Земля Брянская (Дороги к прекрасному)"
М.П. Цапенко, 1972 г.