Заштатный город при реке Судости, в 35 верстах от Стародуба, в 40 от Почепа, в 30 от Трубчевска Орловской губернии и в 7 от села Посудичей.
В древнее время Погар назывался Радогостом. Не от того ли это, что здесь большинство местных чтили Редегаста, божество славян западных. С именем Радоща является он по летописи в 1155 году "устрете Святослав Ольгович ... Гюрия (князя суздальского) у Синина моста, у Радоща и снястася". Тогда же "усрете и Всеволодич у Стародуба". С именем Радогоща известен Погар в литовское владение. Тем же именем называется он в московское правление (1498-1618 годов), когда видим здесь кроме посада "острог" - крепость огражденную валом и деревянными стенами. Остатки валов на правом берегу реки Судости поныне еще видны; один вал, вышиною до 10 сажен, называется замком. От Литвы Радогостъ страдал два раза, - в 1534 и 1563 годах; самое печальное бедствие испытал он в 1534 году: тогда "литовские воеводы, от Стародуба идучи Радогоща посад пожгли и от того и город сгорел, а в городе сгорел наместник Матфей Лыков. Конечно это печальное событие, сожжение всего населения, соединившееся с печальною смертью начальника крепости, оставило за Радогостом название Погара, которое с 17 столетия оказывается постоянным именем его. Во время гетманщины Погар был местом сотенного правления.
По переписки 767 года в крепости соборная церковь успения Богоматери с приделами Иоанна богослова и печерских угодников Антония и Феодосия, и еще с теплою церковью Покрова Богородицы; другая церковь во имя св. Николая с приделами Благовещения и трех святителей и с теплою отдельною церковью рожд. Предтечи. За валом две церкви - одна в честь св. Троицы с отдельною теплою в честь Анны; другая - во имя св. Афанасия с приделами Покрова и безсребренников Космы и Дамиана.
Ныны существующий каменный храм Успения Пресвятой освящен в 1819 году и строился на место сгоревшего в 1801 году. В книге прихода 1804 года замечено: "приход успенской церкви погарской, сгоревшей, что было 1801 года августа с 27 против 28 число ночью в первом часу, с которого и все записки ктиторские прежние истребились, - по определение же Предтечевой церкви теплой (приходскою успенскою) - начались таковые". В просительной книге, выданной в 1802 году для сбора подаяний на построение каменного успенского храма записано: "от его императорского величества, государя императора Александра Павловича всемилостивейше пожаловано 2000 рублей денег на построение храма". Помещик Иван Иванович Песоцкий пожертвовал в разное время до 5000 рублей ассигнациями. Успенский храм - величественный и не малых размеров: длина его от горнего места до западных дверей 13 саженей, ширина 9 саженей, вышина до креста - 14 саженей, - обширный купол расписан святыми изображениями. В храме 4 престола: главный Успения Богородицы, - южный в честь Антония и Феодосия печерских, cеверный во имя Иоанна Богослова, - в притворе - в честь покрова Богородицы. Как очевидно, усердные прихожане сохранили в новом храме все престолы сгоревшего храма своего. Колокольня каменная довольно величественна.
Замечательна в храме казанская икона Божией Матери, старинного письма. Евангелие мягкого переплета 1614 года с заметкой: "купил я раб Божий Семен Васальевич Восяженок, обыватель з села Дараевска, у честнаго отца Данилы Демеровскаго, священника короповскаго и подав до храму успения пресвят. Богородицы, стоячой в Погаре, Року 1660 м. ианну. 14 дня". Другое львовского переплета 1690 года, с надписью: "куплено коштом братства старецкаго шпиталя успенской погарской церкви, - а теперь 1734 года уже повторне имиже старцами за старецкия деньги оправою обновлено". Общая минея книжного переплета 1680 года.
По переписи 1767 года при соборе успенского храма школа для дьячка с псаломщиком и богадельня для нищих, поля пахатного "издревле на священников для прокормления определенного 2 чвертки, сенокосу с рощею на дрова годною на 60 возов". В подтверждение права на земли в переписи 767 года помещена копия универсала преосвященного Никодима от 20 июня 1740 года. Здесь между прочим читаем: июня 4 1740 года соборной погарской церкви священники Григорий Белкевич, Иоанн Плосконний и Стефан Гиль доношением объявили: ныне они пришли к миротворению за ведомом и согласием панов парохиан своих соизволением на таком основании, чтоб им всем троим быть в равномерном определении в церкви помененной и як доходами всякими, малими и великими, на трое делиться, как грунтами церковными, полевыми и сенокосными, на трое ж равномерно делитися и впредь бы довольствовался каждый своею третею частию". Преосвященный утверждает это добровольное согласие священников; но с следующим исключением: "для утверждения выдать им вновь концесс, токмо вдового Стефана Гиля исключить, понеже он вдов и в монастырь постригаться желает; а на место его брату его, когда за аппробациею достоин явится во священство и рукоположен будет - на третью часть пароxии и грунтов церковных, дать концесс". О том же вдовом Стефане Гиле прописано здесь же замечательное определение 1739 года. "Он вдовый священник Стефан Гиль, - имея на ставилной грамоте запрещение, чтоб ему до тридесяти лет возраста своего никого из парохиан не исповедывать, дерзал на другой год без благословены арxиерейскаго исповедывать; потому его от настоятельства соборныя погарския церкви властию нашею архиерейскою отрешили".
По переписи 1767 года в пользу соборного храма поступают доходы с 4 амбаров и с 12 лавочек. Относительно сего есть копия с определения погарского сотенного правления от 28 ноября 1760 года. Здесь сказано: "в ордер полковника стародубовскаго Лукьяна Журавки к сотнику погарскому и войту предложено (1715 год), что Чирыкович цилком не слушне учинил, же на власном церковном плацу построить свои коморы, - за якие именем его полковника велено ему Чириковцу от ктиторей за кошт грошы приняты, тылко же бы не с кривдою был грошевий даток, а если не сточет грошей приняты, то на ратуши погарской оше положить, а ему до комор приказать дела не иметь ... Второе письмо от уряду погарскаго 1699 года ноября 1 к соборной церкви дано на комору, проданною от Люби Войтеховни; а третее письмо писано к протопопу от бунчуковаго товарища Григория Гамалея прямо о возбрании священникам николаевским, дерзнувшим раскидать соборной церкви подташия, чтоб того неважились чинить, с засвидетельствованием в том своем письме, что как место, на котором стоит соборная церковь коштом от предков его построена, так и те места, на которой ныне подташе крамние построени, наданы до той церкви от баби его Гамалеи, покойной полковниковой стародубовской Семеновой (т.е. Семена Ивановича Самуиловича). Сверх того на уряд сотенном, во время сотничества покойнаго Семена Соболевскаго, чему будет лет близ тридцати, приносили свое словесное прошение урядовие церквей пресв. Троицы и св. Николая и Афанасия старшие брати, то оное было не в таком содержании чтоб все онте десять подташей от соборной церкви отнять и отдать прочим церквам, но чтоб оставя при соборной церкви четыре, прочие отданы бы были к тем трем церквам, по двое подташе каждой, - и в том их прошении отказано от сотника з урядом по вышепрописанным крепостям и ради того, яко те тры церквы имеют свои собственние братски: дворы и от тех прибылей церковными надобностями снабдеваются безнужно, а соборная церковь таковаго двора не имеет, второе яко в соборной церкви в высокоторжественные дни и экстрально приходящия торжества всегда бывают отправляеми соборно - всенощное бдение, литургия и молебни, з большим против приходских церквей иждивением". На основании всего того сотенная канцелярия утверждает за соборною церковью право собственности на лавочки.
При избрании архимандрита елецкого Иоанна Максимовича в архиепископы черниговские в ноябрь 1696 года был погарский протопоп Степан Осипович; он же в 1695 году записал род свой в кафедральном синодике и "дал архипастыреви за сии души талярей 60". Преемник его отец Игнатий скончался в 1717 году. По дневнику Н.Д. Ханенка известен в 1732-1754 годах протопоп погарский Петр Кибальчич; здесь под 9 мая 1742 года записано: "сотник погарский Соболевский взят под арест в министерскую канцелярию, а протопоп погарский випущен на квартеру под караулом". Что это за дело? не видно.
В храме святого Николая храмовая икона святителя с его чудесами старинной иконописи; евангелие львовского переплета 1644 года, другое мягкого перепдета 1677 года, поучение Каллиста книжного переплета 1637 года. Евангелие мягкого периплета 1759 года в аршин длиною с окладом в 2 пуда. На нем написаны стихи:
"Погар рожденье мне, Петрополь воспитатель,
Пел Вечному хвалы, служил семи царям
И что чрез них мне дал Господь, всех благ податель,
С усердьем приношу в Его священный храм,
При коем в мире спит любезный мой родитель.
Всели же с ним и меня в покой Твой Вседержитель".
Василий Сорока февраля 20 1808 года.
По местному преданию Николаевский храм при польском правительстве был латинским костелом и под полом храма похоронен пан Галецкий.
Мы уже видели, что при Николаевском храме было братство. Вот древний акт о том, где видна и богадельня.
"Року 1675 предо мною сотником погарским ставши очевисто Константин Иванович, мещанин и обыватель погарский вчинил оповедание, иж продалем дом свой з пляцем в месте Погаре об межу от шпиталя старецкаго Никольского паном ктитором никольским и инним братщикам, о реэстре; братерском церковном, записанным за суму коп сто на дом брацкий николский на разныя потребы церковныя".
По описи 1767 году церкви никольской принадлежит пахатное поде, "издревле поданное от прихожан на священников, во всех трех зменах две чверки, в урочищи лежачое под рухлядкиным хутором, под Белевицею, посевом ржи на 8 четвертей".
Резная надпись на дверях храма перевезенного из Погара в Городище говорит: "устроен сей храм живон. Троицы рабом Божим Захарием Искрою, обозным полку стародубовского, а старанием отца Филиппа Тарасевича, в рок 1717". Между тем по протокулу 1690 года известна в Погаре церковь св. Троицы со школою. В нынешнем храме евангелие 1697 года, другое 1714 года.
В Афанасиевской церкви, которой дьячек известен по протокулу 1690 года, икона Божией Матери - старинного письма. Евангелие львовского переплета 1670 года. Триод цветная мягкого переплета 1670 года. Трифолог львовского переплета 1690 года.
Число прихожан, по церковным записям:
Припомним здесь милость Богоматери к одному жителю Погара. "В Малой России на севере, пишет отец Иоанникий Голятовский, eстъ местечко Погарь. Тамошний житель Демьян Афанасьевич страдал болезнью внутренности. Он молил небесную врачебницу Богородицу елецкую - исцелить страждущую внутренность и обещался поработать в Ее монастыре, и не естъ ни мяса, ни молочного ни рыбы, равно не касаться ни до какого опьяняющего напитка. Это обещание выполнил он в сентябрь 1684 года, пред покровом пресвятой Богородицы. Из Погара пришел Демьян Афанасьевич и здесь работал, что приказывали ему, трудился на кухне, ловил рыбу с рыбаками и не ел ни мяса, ни рыбы, довольствуясь только постною пищею, равно не пил ни горилки, ни пива и ничего опьяняющего. За то кончилось страдание внутренности его. Освободясь от болезни Демьян уже по своей воле еще долго работал в монастыре пресвят. Богородицы елецкой и не взял ни какой платы, а благодарил Бога и пресв. Богородицу за возвращение ему здоровья".
Мужество погарского писаря Бурлуя страдавшего за пользы других, достойно памяти. Погар пользовался магдебургским правом, которое утверждено за ним царскими грамотами. Граф Разумовский, выпросив себе в число поместий город Погар, прислал своих агентов в Погар для введения порядков помещичьих. Бурлуй указал на привилегии Погара, пожалованные царем Алексеем. Потребована была грамота. Бурлуй зашил ее в свою рубаху и никакие угрозы не могли принудить его выдать важный документ. Его заключили в Ропске в тюрьму, в соседство с медведями. В тюрьме Бурлую удалось написать просьбу к императрице с объяснением поступков Розумовского. Просьба отправлена была тайно через Трубчевск и дошла по назначению. Добрая государыня повелела возвратить Бурлую свободу и Погару права его.
Погар в старые времена был местом огромной торговли.
Ярмарки его известны уже в 1664 году. Ныне бывает в году 4 ярмарки: 9 мая, на одиннадцатой неделе после пасхи, 15 августа и 6 декабря. На последнюю и ныне привозится товаров на 75000 и продается на 46000. На ярмарке 9 мая продается на 10000.
Большинство жителей Погара и ныне купцы и мещане, но не очень сильные. Годовой оборот их простирается до 200000. Торговля производится преимущественно пенькою (до 150000 пудов), конопляным маслом (на 20000 рублей), частью рогатым скотом и салом. Здешние купцы скупают коноплю и пеньку у крестьян; для этого дают они крестьянам деньги вперед, то на уплату податей, то на посев, то на другие нужды. Здесь два кожевенные завода (на 1000 рублей) и салотопный (на 10000 рублей).
Трудно найти другое местечко, где было бы столько грязи, как в Погаре, но самая страшная, самая вредная, грязь Погара - жиды. По разновременному числу прихожан церквей погарских можно подумать, что число жителей Погара очень уменьшилось в новое время. Но дело в том, что ныне в Погаре жидов до 800 душ обоего пола. Они захватывают в свои руки торговлю, промышленность, ремесла, пуская в быстрый оборот все виды мошенничества. В Погаре до 120 шинков и все они в руках жидов. Они заманивают к себе крестьянина, дают ему в долг водку и потом сдирают в десятеро. К сожалению, жители Погара отличаются страстью к горячим напиткам.
Погарцы составляют особый тип людей, образовавшийся из смеси малоруссов, белоруссов и великоруссов. Язык их - смесь трех наречий. "Куды ион пошов? А хто яго зная?".
Историко-статистическое описание Черниговской епархии. 1873 г.