ПОЧЕПСКИЙ РАЙОН

Экспертное мнение


Церковно-приходская школа


  Значение церковно-приходской школы в деле распространения грамотности среди крестьянских девочек.
  "Воспитывая мальчика, вы просвещаете человека, воспитывая девочку, вы просвещаете целое семейство". Ж. Симон.
  Прошло уже 10 лет со времени открытия церковно-приходских школ, но противники этих школ никак не могут примириться с возрождением их. Никак не угомонятся в своей враждебности к этим школам и в своих разного рода нареканиях на них.
  Но каково бы отношение противников ни было, история церковно-приходской школы доказывает ту великую пользу, какую она принесла в свое время отечеству. Много интересного и поучительного в судьбе этой школы, школы скромной, многострадальной.
  Получив свое бытие в самую раннюю пору христианской жизни русского народа, церковная школа перенесла много всевозможных испытаний и, не смотря на все невзгоды, гонения и притеснения, сохранилась до наших дней. И даст Бог в недалеком будущем настанет время, когда церковно-приходская школа достигнет своего действительного назначения и станет руководительницей и наставницей Русского народа по пути святой веры и нравственности. Пусть только труженики церковно-школьного дела не останавливаются ни пред какими препятствиями и дружно, энергично продолжают свою работу. Тогда все нарекания рушатся сами собою и после вековых страданий церковно-приходская школа выйдет победительницей и станет живым источником для оздоровления нашего общества, предохранением его от вредных брожений, обеспечением и укреплением всего русско-государственного строя.
  В настоящее время, как правительство, так и общество и частные лица принимают живое участие в распространении грамотности среди нашего народа. Много уже сделано, но много еще предстоит сделать, особенно в отношении поднятия религиозно-нравственного уровня в народе, который скорее угадывает, чем знает нравственную сторону своей религии.
  В жизни своей он, наряду с христианскими нравственными началами, по прежнему руководствуется предрассудками и грубыми суевериями; а между тем он искренно набожен. Не зная формулированных молитв и не всегда понимая читаемые в храме чтецом молитвы, он произносит свою, немногосложную, но горячую молитву и в ней изливает свои чувства, облегчает свое порой наболевшее сердце. Евангелие, писания отцов церкви, молитвы с их чудным содержанием, облегчающим мучительные минуты жизни — для него недоступны, с ними он почти незнаком. А какое успокоение, какую отраду нашел бы он в них!
  Вот почему необходимо, не теряя времени, дать нашему народу путь к этому нравственному успокоению, — путь же к нему один: распространение грамотности и главным образом среди крестьянских девочек, чтобы впоследствии, становясь матерью они могли быть действительно нравственными руководительницами будущего поколения.
  Но что может внести в семью мать, вырастая при настоящих условиях деревенской жизни, женщина темная, едва умеющая осенить себя крестным знамением, научившаяся молитве от такой же темной женщины, как и сама и непонимающая порой даже произносимых ею слов молитвы? Чему может она научать своих детей, кроме тех грубых предрассудков и суеверий, которыми наполнена вся ее жизнь? И пока мать в семье не будет грамотна, до тех пор влияние наших школ в деле просвещения народа не будет иметь полного значения.
  Женщина — основа семейных начал; в духовной ее природе преобладает жизнь сердца, и потому по природе своей женщина религиознее мужчины и отзывчивее ко всему действительно хорошему. Вот почему и необходимо особенно обратить внимание на нравственно-религиозное развитие крестьянских девочек. Воспитывая и облагораживая сердце будущей матери, мы, обеспечиваем мир и счастье ее будущей семьи. Долг матери воспитывает детей своих в вере и добре и потому школа должна подготовить ее к великому и трудному назначению быть руководительницей будущего поколения. Наставления ее детям должны быть проникнуты нежным, кротким чувством, чтобы они могли на всю жизнь остаться в их впечатлительных душах и быть залогом доброй, благочестивой жизни.
  Сколько утешения и спокойствия внесет в семью нравственно-образованная мать! Сколько суеверий и вредных предрассудков рассеет она в ней! А детям своим она сумеет внушить ту великую заповедь Христа, "Возлюби Господа Бога Твоего и ближнего Твоего, как самого себя"; научит их находить отраду в Слове Божием, обращаться к Своему Создателю с горячею молитвою; уважать старость, облегчать немощь и с христианским чувством относиться к людям, — словом, научит их жить по христиански.
  Наглядный пример благотворного воздействия на целый народ женщины-матери представляет нам английская нация. 50 лет назад англичане между европейскими народами отличались грубостью и безнравственностью. Но в настоящее время, благодаря грамотности женщины, английский народ считается одним из нравственных и религиозных народов в Европе.
  Вот почему необходимо более всего обратить внимание на просвещение крестьянской девочки. До настоящего времени воспитание крестьянской девушки было совершенно заброшено; если и попадались в школах девочки, то только весьма в незначительном количестве. Статистические сведения доказывают, что число девочек, обучающихся в народных школах, не превышают 5%.
  Вот здесь-то, на этом поприще, по нашему мнению, церковно-приходская школа должна сослужить службу своему отечеству и заняться по преимуществу образованием крестьянских девочек, давая им кроме религиозно-нравственной подготовки знания рукоделий, применимых в их быту.
  Чувствуя настоящую потребность в женской школе, я решился сделать первый опыт в селении, где мне Господь судил иметь паству. В первых числах октября 1894 года мною была открыта церковно-приходская школа исключительно для девочек. Помещения для нее не было, и пришлось ограничиться простою хатой, служившей церковной сторожкой. На зов мой отдавать в обучение девочек прихожане откликнулись с поразительным единодушием, и в несколько дней записалось около 100 девочек. Помещение не позволяло принять более 60-ти, да и то с большим трудом; вследствие чего остальным пришлось отказать. К счастью нашлась опытная с любовью относящаяся к своему делу учительница, которая, кроме обучения грамоты, стала заниматься с ними и рукодельем.
  С Божией помощью дело пошло так успешно, что все посещающие школу выносили из нее самое отрадное чувство. Недавно, при посещении земской школы, инспектор народных училищ посетил и церковно-приходскую школу, где положительно был удивлен теми быстрыми успехами, какие оказали девочки при проверке их.
  В свою очередь и рукоделие, не смотря на сравнительно короткое время, идет довольно успешно и девочки научились недурно вязать и вышивать. Оказалось несколько из них более способных, которые занялись даже вышиванием ковра для храма Божия, и для первого раза выполнили свою работу очень удовлетворительно. Словом, в короткое время своего существования церковно-приходская школа наглядно доказала всю полезность своего возникновения.
  В настоящее время, с приближением следующего учебного года, невольно приходится призадуматься над вопросом, — как вести это дело дальше при такой массе желающих учиться и полном отсутствии помещения. Буду надеяться, что с Божией помощью доброе дело не заглохнет; найдутся добрые отзывчивые люди, которые откликнутся на зов и придут на помощь своим меньшим братьям. Стоит только пастырю послужить добрым примером для пасомых и он вправе будет надеяться, что его паства будет отзывчива по всему хорошему.
  На пастырях прежде всего лежит забота о развитии нравственных сил народа, развитии великодушных стремлений его!
  Пусть же послужат по мере своих сил этому делу и обратят внимание на крестьянских девочек, чтобы дать им просвещение в духе православия и христианской нравственности.
  И если современники не успеют оценить их труда, то потомки наши скажут этим скромным труженикам свое сердечное, великое спасибо.
  Священник А. Величковский.
  Черниговские Епархиальные Известия, № 12, 1895 года.


***

  Царская милость церковным школам.
  13 июня 1884 года Державною волею духовенство было призвано к образованию юношества в церковно-приходских школах. Призывая к этому делу приходское духовенство, покойный Государь Император Александр Александрович выразил надежду, что оно "окажется достойным своего высшего призвания в этом важном деле". И действительно, протекшие с того времени годы показали, что духовенство оправдало надежды своего Государя. К 1892/93 учебному году оно уже успело открыть 30000 церковных школ, в которых получало образование свыше 900000 детей обоего пола. Кто не знает, с какими ничтожными средствами приступило духовенство к этому трудному делу?! Из Государственного Казначейства в первые два года отпускалось в пособие церковным школам всего 55000 рублей. Хотя с течением времени эта сумма постепенно увеличивалась, но до 1894 года она не превышала 175000 рублей в год. Поэтому необходимо было изыскивать местные средства для открытия и содержания церковных школ, а каких трудов и хлопот это стоило духовенству! Убедить всех прихожан, имеющих и не имеющих детей, делать взносы на церковную школу было невозможно; привлечь к этому делу церковно-приходские попечительства было трудно; если иные из них и оказывали пособие школе, то незначительное и, в большинстве случаев, неохотно. Земства смотрели на церковные школы с недоверием; если некоторые из них помогали церковным школам, то другие относились прямо враждебно и не хотели давать на них ни копейки. Церковные суммы, которые могли быть обращаемы на церковные школы, были незначительны. Приходилось назначать хоть небольшую плату с учеников за их обучение, но и эта мера не всегда достигала цели: обыкновенно деньги вносились неисправно. Вследствие всего этого священникам приходилось не только заботиться об открытии школ, их отоплении, а иногда и доплачивать за нанятое для них помещение своими деньгами. Еще более хлопот и забот доставляло священникам самое дело обучения. Заниматься в школе по всем предметам самому священнику было не только тяжело, но часто невозможно; послать туда для занятий псаломщика, иногда не получившего школьного образования, было нежелательно: какой успех в занятиях мог быть у такого учителя? Каковы педагогические приемы?! А ведь двери церковных школ были открыты и для посторонних посетителей; туда мог заехать человек, принципиально к ним не расположенный, увидеть непорядки в одной школе и потом произносить хулу на все церковные школы. Необходимо было священникам подыскивать для занятий в школе лиц, подготовленных к ним. Чтобы привлечь таковых в школу, при весьма ограниченном вознаграждении, нередко приходилось давать им от себя помещение и стол. А всякий знает, что значит это делать для человека, при недостаточном иногда для себя помещении и скудных средствах. Да и при этих условиях трудно было удержать способных учителей в церковных школах. Ничтожное вознаграждение, получаемое за обучение, заставляло их смотреть на церковно-приходскую школу только как на переходную ступень к школе земской или министерской, где была для учителя отдельная квартира и лучшее вознаграждение за труд. Эта частая смена учителей, без сомнения, вредила школьному делу и огорчала священников, ему преданных. Нечего говорить уже о безвозмездном личном труде пастырей в школе по обучению детей Закону Божию и трудах наблюдателей за школами, соединенных нередко с лишением доходов по приходу во время разъездов. Но, - благодарение Богу! — тяжелая пора церковными школами пережита. Государю Императору 5 июня сего года благоугодно было утвердить ходатайство Его Высокопревосходительства господина Обер-Прокурора Св. Синода К.П. Победоносцева пред Государственным Советом об ежегодном отпуске из сумм Государственного казначейства 3.279.145 рублей в пособие церковным школам, кроме тех 175500 рублей, которые за последнее время отпускались ежегодно на них. Теперь положение дела значительно изменяется. Благодаря этой новой ассигновке, духовенству предоставляется больше возможности и удобств трудиться на поприще обучения русского юношества. Можно будет открыть церковные школы и в таких захолустных уголках, куда до сих пор не проникали лучи просвещения, да, по всей вероятности, без этой ассигновки не скоро и проникли-бы. Для подготовки учителей в школы грамоты, которые могли-бы, не отрываясь в летнюю пору от своих полевых работ, за небольшую плату вести дело обучения по современным способам, предположено в каждом уезде устроить двухклассные школы; ученики этих школ будут получать в них необходимую теоретическую и практическую подготовку для рационального ведения дела обучения. Каждая церковная школа будет получать от правительства материальную поддержку, благодаря которой легче будет устроить школьное здание, с квартирой для учителя; тогда не будет нужды духовенству стеснять себя помещением в своем доме учителя или учительницы; скорее представится возможность назначить учителю приличное вознаграждение и тем избежать почти постоянной смены учителей, так вредно отзывающейся на школьном деле. Школьная инспекция получит также лучшую организацию. До сих пор, по выражению господина Обер-Прокурора Св. Синода, "наздор за школами был как-бы даровою повинностью духовенства" и потому "невозможно было предъявлять добровольным труженикам церковных школ строгие педагогические требования". Со времени же новой ассигновки в каждом уезде будет назначен наблюдатель над школами, получающий определенное вознаграждение и потому более ответственный, а во главе всей школьной уездной инспекции будет стоять епархиальный наблюдатель; задача инспекции будет заключаться не только в наблюдении за церковными школами, но и в руководстве ими. Можно надеяться, что приходское духовенство, высоко ценя доверие к нему своего Государя, ныне благополучно царствующего Императора Николая Александровича, оказавшего такую милость церковным школам, с усиленною энергиею будет продолжать свою деятельность на поприще народного просвещения, не щадя своих физических и нравственных сил, и дело народного образования пойдет вперед быстрыми шагами в том направлении, какое указано нам нашею историей, — в духе Православия, самодержавия и русской народности.
  Черниговские Епархиальные Известия, № 17, 1895 года.


***

  Чем отличается церковно-приходская школа от земской.
  Что такое церковная школа? По своему существу (а не по внешним признакам) церковно-приходская школа есть не что иное, как часть того целого, которое называется "попочение церкви о спасении людей", или "церковное водительство людей ко спасению". Школа подготовляет детей к сознательному участию в церковной жизни, стало быть основным элементом церковной школы является церковность, то есть воспитание детей в духе православной церкви. Это главное, а не программа, не учебники, или преподаватели. А в чем заключается церковность? Заключается она во всем том, что приводить и мысли, и чувства, и желания детей к одному идеалу жития православно-христианского, заключается оно в развитии тех добрых навыков благочестивой жизни, которые присущи каждой православной семье и, под воздействием школы, переходят в сознательное участие в церковной жизни.
  Чрезвычайно рельефно выразил это различие профессор Ф.И. Леонович в своем исследовании: "школьный вопрос в древней России" и объяснил, почему церковность составляет существенную черту именно церковно-приходских школ, тогда как в земских школах эта черта является случайною.
  "Школа в древней Руси, говорит он, была, конечно, строго церковною и стремилась к той же цели, как и нынешняя церковно-приходская". Не сочувствуя этой цели и подводя итоги своему исследованию, профессор Леонович говорит: "школа образовала в русском не человека вообще, — задача нашей школы определяется лишь со времени Екатерины II, а специально — "православного". Современная церковно-приходская школа стремится образовать специально "православного", и в этом ее различие от школ иных типов и наименований".
  Не надо забывать, что известный "дух" в школу вносить ее хозяин. В церковно-приходской школе хозяином является приходской пастырь, не потому что школа эта "духовного ведомства", а совершенно естественно потому, что он - пастырь, а церковная школа есть один из способов пастырского попечения о спасении вверенных ему душ. Понятно, что в свою школу он вносит дух церковности и не может не вносить его. Иное дело — школа земская; там хозяином является кто угодно, только не приходской пастырь, которому отведена скромная роль законоучителя. Хозяином земской школы может быть и иноверец, и человек ни во что не верующий. Правда, он не может повлиять на ход преподавания, так как программа исполняется неизменно при всяком хозяине, но... разве мы говорим о преподавании, а не о воспитании, разве формальная программа обусловливает собой или ограничивает тот дух, который вносит в школу ее руководитель? Земская школа 60-70 годов стала притчей во языцех, а между тем на много ли изменилась ее программа теперь? Закон Божий везде и тогда преподавался в ней. Если в настоящее время указывают на некоторые земские школы, что и они проникнуты церковным духом и воспитывают уже не "всечеловека", а православного, то ведь это счастливое исключение. Сегодня воспитывают православного, а завтра при изменившихся условиях будут воспитывать опять "всечеловека".
  На таких частных примерах нельзя строить общего заключения. Надо говорить о принципе: хозяин школы будет всегда вносить в нее тот дух, коим сам живет; поэтому церковно-приходская школа всегда будет церковную, а всякая иная школа только в исключительных случаях может возвыситься до церковной.
  Русское Обозрение, 1985 год.


***

  Отчет Черниговского Епархиального Училищного Совета о состоянии церковно-приходских школ и школ грамоты Черниговской епархии за 1895/96 учебный год.
  Черниговская епархия, состоящая из 15 уездов, занимает площадь в 46047 квадратных верст. Православного населения на всем пространстве Черниговской епархии в отчетном году состояло, по сведениям, доставленным Епархиальному Училищному Совету Уездными Отделениями его, 2051103 человека обоего пола (больше против 1894/95 учебного года на 19105 человек) из коих – мужеского пола 1019983 и женского пола 1031120 душ.
  По уездам, входящим в состав епархии, означенное пространство и количество православного населения распределяется таким образом: … Мглинский уезд – пространство в квадратных верстах – 3320; количество православного населения – мужского пола 67702, женского пола 68277, всего 135979; Новозыбковский уезд – пространство в квадратных верстах – 3356; количество православного населения – мужского пола 67486, женского пола 69212, всего 136698; Стародубский уезд – пространство в квадратных верстах – 2892; количество православного населения – мужского пола 63080, женского пола 64973, всего 127523; Суражский уезд – пространство в квадратных верстах – 3639; количество православного населения – мужского пола 81691, женского пола 82943, всего 164634.
  Детей православного исповедания, имеющих школьный возраст (от 7 до 14 лет), по сведениям Уездных Отделений Совета, насчитывается в епархии 307088 человек обоего пола (больше против предыдущего отчетного года на 4722 человека), из которых 153075 мальчиков и 154013 девочек.
  По уездам, входящим в состав епархии, означенное число детей распределяется таким образом: … Мглинский уезд – мальчиков 8473, девочек 8572, всего 17052; Новозыбковский уезд – мальчиков 12789, девочек 13049, всего 25288; Стародубский уезд – мальчиков 9828, девочек 9288, всего 19116; Суражский уезд – мальчиков 14894, девочек 14824, всего 29718.
  К началу отчетного года в епархии числилось 114 церковно-приходских школ, 453 школы грамоты и 621 начальное училище других ведомств. В отчетном году, по донесениям Уездных Отделений Совета, было 155 церковно-приходских школ, в том числе 2 двухклассных, 510 школ грамоты, всего 665 церковных школ и 627 начальных училищ других ведомств, преимущественно же земских. Следовательно сравнительно с предшествующим годом число церковных школ вообще за отчетный год увеличилось на 98. В частности же, число церковно-приходских школ увеличилось на 41. Хотя в одной из вошедших в вышепоказанное число одноклассных школ (село Выползова Остерского уезда) не было занятий за неимением помещения, постройка которого, впрочем, производится; причем одна школа (села Внукович Новозыбковского уезда) временно закрылась по ветхости школьного здания, впрочем, школа эта в общее число наличных школ не вошла. Число школ грамоты за отчетный год увеличилось на 57.
  По уездам вышеозначенное число наличных школ распределяется следующим образом: … Мглинский уезд – церковно-приходских 3, школ грамоты 44, число школ других ведомств 31, всего 78; Новозыбковский уезд – церковно-приходских 13, школ грамоты 32, число школ других ведомств 39, всего 84; Стародубский уезд – церковно-приходских 11, школ грамоты 44, число школ других ведомств 50, всего 105; Суражский уезд – церковно-приходских 14, школ грамоты 54, число школ других ведомств 24, всего 92.
  Учащихся в церковных школах Черниговской епархии было в отчетном году православных детей обоего пола 19958 человек (более прошлого 1893/94 учебного года на 3553 человека), в том числе 17046 мальчиков и 2912 девочек. Из них обучалось: а) в церковно-приходских школах 5229 мальчиков и 1117 девочек, всего 6346 человек обоего пола (более предыдущего года на 1843 человека); б) в школах грамоты 11817 мальчиков и 1795 девочек, всего 13612 человек обоего пола (более предыдущего 1893/94 года на 1716 человек). В начальных народных школах других ведомств, по добытым Уездными Отделениями Совета сведениям, обучалось православных детей обоего пола 51092 (более 1894/93 года на 4321 человек), в том числе мальчиков 43940 и девочек 7152.
  Какое количество детей остается вне народной и церковной школы, без учения, - с точностью определить довольно трудно, так как в числе детей школьного возраста много числится таких, которые ранее отчетного года посещали ту или другую школу (народную или церковную) и вышли из нее грамотными. Вследствие этого, правильнее было бы разделить детей школьного возраста на грамотных и неграмотных. Общее же число детей, не посещавших в отчетном году школ, по показаниям Отделений, простирается до 228060 обоего пола (менее 1892/93 года на 6701) из коих 88941 мальчик и 139113 девочек.
  По уездам епархии означенное число детей распределяется следующим образом: … Мглинский уезд – мальчиков 4369, девочек 8134, всего 12503; Новозыбковский уезд – мальчиков 8933, девочек 12371, всего 21304; Стародубский уезд – мальчиков 6197, девочек 8764, всего 14961; Суражский уезд – мальчиков 10000, девочек 14000, всего 24000.
  Заслуживающими особенного внимания за ревность и усердие к своему делу оказались по представлению Уездных Отделений Совета, следующие лица из числа учащих в церковно-приходских школах: … 4) Мглинского уезда – учительница Мглинской Соборной школы А. Крещановская; 5) Стародубского уезда – учитель Алейняковской школы М. Кореняко; 6) Суражского уезда – учители Стодольской школы Барышников и Дорогунцов, учители Суражской школы Г. Хреновский, учитель Козаричской школы Н. Кошнарев, учитель Перетинской школы М. Евсеенко, учитель Кожановской школы С. Голик и учители Яловской школы П. Нехаевский и С. Пинька.
  Новых школьных домов в отчетном году построено 18, в том числе: в деревне Леоновке Мглинского уезда на средства общественные; при Вознесенской церкви города Стародуба на церковные средства; в деревне Перетине, в селе Яловке и в селе Неглюбке Суражского уезда, на средства обществ, при пособии от Епархиального Училищного Совета. Кроме того 2 школьных здания заново перестроены (деревня Погореловка Кролевецкого уезда и деревня Гнилуша Суражского уезда), на одно из коих помещик Иваненко пожертвовал 75 рублей.
  Постоянные средства содержания в виде запасного или основного капитала имеют только шесть школ, в том числе Туросненская Новозыбковского уезда — 1000 рублей, завещанных помещицей госпожою Борозною. Многие интеллигентные лица охотно принимают на себя обязанности попечителей церковных школ и стараются быть полезными им в этом звании. Некоторые же из них приносят на эти школы денежные пожертвования. Так, например, купец А. И. Шведов пожертвовал в отчетном году 700 рублей на нужды Злынской церковно-приходской школы, 500 на нужды Семеновской школы и деревянный сруб стоимостью около 300 рублей для устройства школы в посаде Шеломах, купец Д.В. Барышников по прежнему отпустил 400 рублей на содержание Стодольской школы Суражского уезда, Г. Бурылко пожертвовал 25 рублей на Мглинскую Соборную школу, дворянин Г.Я. Дунин-Борковский пожертвовал 50 рублей на школу села Вормина Мглинского уезда, помещик Дашкевич пожертвовал 70 рублей на школу села Остроглядова Стародубского уезда, помещица Нехаевская пожертвовала 40 рублей на школу села Яловки Суражского уезда.
  В учебно-воспитательном отношении обращают на себя внимание следующие школы: … Соборная города Мглина и Вышковская Новозыбковского уезда; юбилейная города Стародуба, Алейниковская и Остроглядовская Стародубского уезда; Перетинская, Суражская, Овчинская, Козаричская, Кожановская, Яловская и Стодольская Суражского уезда. Библиотеки при церковно-приходских школах по большой части состоят только из учебных книг; библиотек же с книгами, предназначенными для внеклассного чтения, пока еще мало, по недостатку средств, которыми располагают школы. Более или менее значительные библиотеки имелись при следующих школах: … Графовской, Суражской, Козаричской, Перетинской и Стодольской Суражского уезда; Кистерской, Мериновской и Алейниковой Стародубского уезда.
  Особенно усердною деятельностью на пользу школ грамоты заявили себя в отчетном году, по отзывам Отделений Совета, следующие приходские священники: … по Мглинскому уезду – священник села Васькович Н. Андреевский, священнинк села Симонтовки В. Коренев, священник села Рубчич В. Киселевич, священник села Луговца И. Солунский, священник села Белькова Н. Германов, священник села Шаулина Д. Феодоровский, священник села Лапина X. Кутепов, священник села Шуморова С. Илленко, священник села Молодькова А. Коровкевич. Почти все учителя, не смотря на слабую подготовку многих из них, трудились с усердием и успехом, а некоторые из них могут быть отмечены даже с похвалой. В Мглинском уезде, по отзыву Отделения, лучшими учителями были села Васькович псаломщик Г. Андреевский, деревни Кокотов В. Соханская, деревни Косаров А. Бирюлин, села Велюхан И. Щелковский, села Симонтовки С. Швеев, села Высокого А. Шамотко, села Шуморова Н. Славский, села Лапина X. Сапаненко, села Шаулина И. Швеев, село Печни И. Клещов, села Белькова П. Филипченко, села Рубчи В. Маслев, села Сокольей Слободы Д. Киселевич, села Буды А. Титов, села Дивовки Н. Костюков, села Калачева Ф. Исаенко, села Чопова М. Трощановский и села Молодькова А. Будько. Из учащих в школах грамоты Суражского уезда похвалы заслуживают учителя школ: 1-й Клинцовской Подласов, 2-й Клинцовской псаломщик Калиновский, Больше-Ловчанской Г. Брашнин, Любовешской Л. Беляй, Полужско-Руднянской К. Соломенный, Батуровской С. Липик, Антоновской Толстенок и Медведевской И. Дикий. Кроме прямых своих обязанностей по обучению детей грамоте, учитель Косаровской школы грамоты Мглинского уезда Бирюлин обучал мальчиков плетению из лозы корзин и стульев, а из соломы шляп.
  Черниговские Епархиальные Известия, № 9, 1897 года.


***

  В примечании к § 2 вопросных листков, высланных при указе Св. Синода, от 14 сентября 1885 года за № 9, сказано: школами грамотности именовать домашние крестьянские школы, в коих лица обоего пола, под наблюдением священника, обучают чтению и письму, то школы, в коих преподается закон Божий, чтение церковной и гражданской печати, письмо и начальные арифметические сведения, должны именоваться церковно-приходскими школами, хотя в них священник совмещал в одном лице должности и законоучителя и учителя, и хотя бы в таких школах обучением занимались лица и не имеющие свидетельств на право учителя народных школ, но состоящие под наблюдением священника-законоучителя, его же и учителя.


***

  Ведомость о церковно-приходских школах Черниговской епархии за 1896 год.
  Село Шуморова. Церковно-приходская школа, основана в 1894 году. Помещение церковно-приходской школы – собственное. Средства содержания церковно-приходской школы – синодальных 16 рублей, от общества 59 рубля и от земства 85 рублей.
  Черниговские Епархиальные Известия, № 17, 1897 года.


***

  Ведомость о школах грамоты Черниговской епархии за 1897 год.
  Село Шуморова. Церковно-приходская школа, основана в 1894 году. Помещение церковно-приходской школы – собственное. Учитель Иван Аршаница, окончивший 2-классное городское училище. Средства содержания церковно-приходской школы – синодальных 31 рубль, от общества 54 рубля и от земства 50 рублей.
  Черниговские Епархиальные Известия, № 18, 1898 года.


***

  Список школ духовного ведомства, состоящий к 1-му января 1899 года в Черниговской епархии.
  Село Шумарово. Церковно-приходская школа, основана в 1894 году. Число учащихся к 1 января 1899 года: мальчиков - 53, девочек - 13, всего - 66. Общая сумма местных средств изысканных школою в 1898 году – 105 рублей 36 копеек. Законоучитель священник Стефан Васильев Ильенко, бесплатно. Учитель, крестьянин Иван Михайлов Аршаница, окончил 2-х классное городское училище, вознаграждение 158 рублей.
  Черниговские Епархиальные Известия, № 4, 1900 года.