ПОЧЕПСКИЙ РАЙОН

Экспертное мнение


Школа грамоты


  Значение церковно-приходской школы в деле распространения грамотности среди крестьянских девочек.
  "Воспитывая мальчика, вы просвещаете человека, воспитывая девочку, вы просвещаете целое семейство". Ж. Симон.
  Прошло уже 10 лет со времени открытия церковно-приходских школ, но противники этих школ никак не могут примириться с возрождением их. Никак не угомонятся в своей враждебности к этим школам и в своих разного рода нареканиях на них.
  Но каково бы отношение противников ни было, история церковно-приходской школы доказывает ту великую пользу, какую она принесла в свое время отечеству. Много интересного и поучительного в судьбе этой школы, школы скромной, многострадальной.
  Получив свое бытие в самую раннюю пору христианской жизни русского народа, церковная школа перенесла много всевозможных испытаний и, не смотря на все невзгоды, гонения и притеснения, сохранилась до наших дней. И даст Бог в недалеком будущем настанет время, когда церковно-приходская школа достигнет своего действительного назначения и станет руководительницей и наставницей Русского народа по пути святой веры и нравственности. Пусть только труженики церковно-школьного дела не останавливаются ни пред какими препятствиями и дружно, энергично продолжают свою работу. Тогда все нарекания рушатся сами собою и после вековых страданий церковно-приходская школа выйдет победительницей и станет живым источником для оздоровления нашего общества, предохранением его от вредных брожений, обеспечением и укреплением всего русско-государственного строя.
  В настоящее время, как правительство, так и общество и частные лица принимают живое участие в распространении грамотности среди нашего народа. Много уже сделано, но много еще предстоит сделать, особенно в отношении поднятия религиозно-нравственного уровня в народе, который скорее угадывает, чем знает нравственную сторону своей религии.
  В жизни своей он, наряду с христианскими нравственными началами, по прежнему руководствуется предрассудками и грубыми суевериями; а между тем он искренно набожен. Не зная формулированных молитв и не всегда понимая читаемые в храме чтецом молитвы, он произносит свою, немногосложную, но горячую молитву и в ней изливает свои чувства, облегчает свое порой наболевшее сердце. Евангелие, писания отцов церкви, молитвы с их чудным содержанием, облегчающим мучительные минуты жизни — для него недоступны, с ними он почти незнаком. А какое успокоение, какую отраду нашел бы он в них!
  Вот почему необходимо, не теряя времени, дать нашему народу путь к этому нравственному успокоению, — путь же к нему один: распространение грамотности и главным образом среди крестьянских девочек, чтобы впоследствии, становясь матерью они могли быть действительно нравственными руководительницами будущего поколения.
  Но что может внести в семью мать, вырастая при настоящих условиях деревенской жизни, женщина темная, едва умеющая осенить себя крестным знамением, научившаяся молитве от такой же темной женщины, как и сама и непонимающая порой даже произносимых ею слов молитвы? Чему может она научать своих детей, кроме тех грубых предрассудков и суеверий, которыми наполнена вся ее жизнь? И пока мать в семье не будет грамотна, до тех пор влияние наших школ в деле просвещения народа не будет иметь полного значения.
  Женщина — основа семейных начал; в духовной ее природе преобладает жизнь сердца, и потому по природе своей женщина религиознее мужчины и отзывчивее ко всему действительно хорошему. Вот почему и необходимо особенно обратить внимание на нравственно-религиозное развитие крестьянских девочек. Воспитывая и облагораживая сердце будущей матери, мы, обеспечиваем мир и счастье ее будущей семьи. Долг матери воспитывает детей своих в вере и добре и потому школа должна подготовить ее к великому и трудному назначению быть руководительницей будущего поколения. Наставления ее детям должны быть проникнуты нежным, кротким чувством, чтобы они могли на всю жизнь остаться в их впечатлительных душах и быть залогом доброй, благочестивой жизни.
  Сколько утешения и спокойствия внесет в семью нравственно-образованная мать! Сколько суеверий и вредных предрассудков рассеет она в ней! А детям своим она сумеет внушить ту великую заповедь Христа, "Возлюби Господа Бога Твоего и ближнего Твоего, как самого себя"; научит их находить отраду в Слове Божием, обращаться к Своему Создателю с горячею молитвою; уважать старость, облегчать немощь и с христианским чувством относиться к людям, — словом, научит их жить по христиански.
  Наглядный пример благотворного воздействия на целый народ женщины-матери представляет нам английская нация. 50 лет назад англичане между европейскими народами отличались грубостью и безнравственностью. Но в настоящее время, благодаря грамотности женщины, английский народ считается одним из нравственных и религиозных народов в Европе.
  Вот почему необходимо более всего обратить внимание на просвещение крестьянской девочки. До настоящего времени воспитание крестьянской девушки было совершенно заброшено; если и попадались в школах девочки, то только весьма в незначительном количестве. Статистические сведения доказывают, что число девочек, обучающихся в народных школах, не превышают 5%.
  Вот здесь-то, на этом поприще, по нашему мнению, церковно-приходская школа должна сослужить службу своему отечеству и заняться по преимуществу образованием крестьянских девочек, давая им кроме религиозно-нравственной подготовки знания рукоделий, применимых в их быту.
  Чувствуя настоящую потребность в женской школе, я решился сделать первый опыт в селении, где мне Господь судил иметь паству. В первых числах октября 1894 года мною была открыта церковно-приходская школа исключительно для девочек. Помещения для нее не было, и пришлось ограничиться простою хатой, служившей церковной сторожкой. На зов мой отдавать в обучение девочек прихожане откликнулись с поразительным единодушием, и в несколько дней записалось около 100 девочек. Помещение не позволяло принять более 60-ти, да и то с большим трудом; вследствие чего остальным пришлось отказать. К счастью нашлась опытная с любовью относящаяся к своему делу учительница, которая, кроме обучения грамоты, стала заниматься с ними и рукодельем.
  С Божией помощью дело пошло так успешно, что все посещающие школу выносили из нее самое отрадное чувство. Недавно, при посещении земской школы, инспектор народных училищ посетил и церковно-приходскую школу, где положительно был удивлен теми быстрыми успехами, какие оказали девочки при проверке их.
  В свою очередь и рукоделие, не смотря на сравнительно короткое время, идет довольно успешно и девочки научились недурно вязать и вышивать. Оказалось несколько из них более способных, которые занялись даже вышиванием ковра для храма Божия, и для первого раза выполнили свою работу очень удовлетворительно. Словом, в короткое время своего существования церковно-приходская школа наглядно доказала всю полезность своего возникновения.
  В настоящее время, с приближением следующего учебного года, невольно приходится призадуматься над вопросом, — как вести это дело дальше при такой массе желающих учиться и полном отсутствии помещения. Буду надеяться, что с Божией помощью доброе дело не заглохнет; найдутся добрые отзывчивые люди, которые откликнутся на зов и придут на помощь своим меньшим братьям. Стоит только пастырю послужить добрым примером для пасомых и он вправе будет надеяться, что его паства будет отзывчива по всему хорошему.
  На пастырях прежде всего лежит забота о развитии нравственных сил народа, развитии великодушных стремлений его!
  Пусть же послужат по мере своих сил этому делу и обратят внимание на крестьянских девочек, чтобы дать им просвещение в духе православия и христианской нравственности.
  И если современники не успеют оценить их труда, то потомки наши скажут этим скромным труженикам свое сердечное, великое спасибо.
  Священник А. Величковский.
  Черниговские Епархиальные Известия, № 12, 1895 года.


***

  Отчет Черниговского Епархиального Училищного Совета о состоянии церковно-приходских школ и школ грамоты Черниговской епархии за 1893/1894 учебный год.
  Детей православного исповедания, имеющих школьный возраст (от 7 до 14 лет), по сведениям Уездных Отделений Совета, насчитывается в епархии 299729 человек обоего пола (меньше против предыдущего отчетного года на 3560 человек), из которых 148128 мальчиков и 151601 девочка. По уездам означенное число детей распределяется так: … Мглинский уезд, мальчиков 7533, девочек 8465, всего 15998; Новозыбковский уезд, мальчиков 10760, девочек 11094, всего 21854; Стародубский уезд, мальчиков 9778, девочек 9333, всего 19111; Суражский уезд, мальчиков 12937, девочек 13000, всего 25937.
  К началу отчетного года в епархии числилось 114 церковно-приходских школ, 357 школ грамоты и 586 начальных училищ других ведомств. В отчетном году, по донесениям Уездных Отделений Совета, было 109 церковно-приходских школ, 403 школы грамоты, всего 512 церковных школ, и 600 начальных училищ других ведомств, преимущественно же земских. Следовательно, сравнительно с предшествующим годом число церковных школ вообще за отчетный год увеличилось на 41; в частности же число церковно-приходских школ уменьшилось на 5, но смотря на то, что 6 церковно-приходских школ открыты в этом году вновь (2 в Борзенском уезде, 1 в Кролевецком, 1 в Новгородсеверском — от Братства Св. Димитрия, Митрополита Ростовского, 1 в Нежинском и 1 в Стародубском уезде — в память 900-летия Черниговской Епископской Кафедры. По уездам вышеозначенные школы распределяются следующим образом: … Мглинский уезд, церковно-приходских 1, школ грамоты 29, число школ других ведомств 29; Новозыбковский уезд, церковно-приходских 10, школ грамоты 35, число школ других ведомств 34; Стародубский уезд, церковно-приходских 4, школ грамоты 39, число школ других ведомств 47; Суражский уезд, церковно-приходских 9, школ грамоты 42, число школ других ведомств 25.
  В церковных школах Черниговской епархии обучалось в отчетном году православных детей обоего пола 14573 человек (более 1892/3 учебного года на 707 человек), из них 12655 мальчиков и 1918 девочек. Из общего числа учащихся в церковных школах в церковно-приходских школах состояло 3575 мальчиков и 645 девочек, всего 4220 человек обоего пола; в школах грамоты было 9080 мальчиков и 1273 девочки, всего 10353 человека обоего пола. В училищах других ведомств обучалось, но добытым Уездными Отделениями Совета сведениям, детей православных обоего пола 46225 человек (больше предыдущего года на 1046) из которых мальчиков было 39732 и девочек 6493. Число детей школьного возраста, остававшихся вне народной и церковной школы, в отчетном году было 232395 человек обоего пола (меньше предыдущего года на 2006), при 60798, изучавших грамоту, т.е. почти в четыре раза более сих последних. По уездам епархии означенное число детей школьного возраста, не посещавших школы, распределяются следующим образом: … Мглинский уезд, мальчиков 3974, девочек 8087, всего 12061; Новозыбковский уезд, мальчиков 7135, девочек 10365, всего 17520; Стародубский уезд, мальчиков 6633, девочек 8765, всего 15398; Суражский уезд, мальчиков 10031, девочек 12763, всего 22794.
  Наибольшее усердие и ревность в деле религиозно-нравственного просвещения народа при посредстве церковной школы в отчетном году, по отзывам Отделений Совета, сказали нижеследующие священники-законоучители и руководители церковных школ: … по Новозыбковскому уезду: священник села Внукович Г. Никитский, дававший от себя отопление школе и выдавший в пособие учительнице до 40 рублей из своих средств; по Суражскому уезду: священник села Петровской-Буды П. Барзылович, деятельности коего по должности законоучителя церковно-приходской школы может быть названа образцового и весьма плодотворною, а успехи учеников его по закону Божию отнесены к блестящим и священник города Суража А. Смельницкий, который, состоя 23 года законоучителем Суражской прогимназии, приложил свою любовь, усердие и умение и к церковно-приходской школе, добившись таким образом отличных результатов в знании учениками закона Божия.
  По представлению Уездных Отделений Совета, наиболее ревностное отношение к своему делу из учащих в церковно-приходских школах в отчетном году оказали нижеследующие лица: … по Новозыбковскому уезду: и.д. учителя церковно-приходской школы села Вышкова Иван Деружинский, относящейся весьма усердно к делу обучения, что видно из того, что в последние два года им были приготовлены более или менее значительные выпуски учеников с правом льготы по воинской повинности и поддерживающий при школе очень стройный хор; по Суражскому уезду: учитель Перетинской церковно-приходской школы М. Евсеенко, обучавший девочек вышиванию по канве и за свое усердное отношение к делу заслуживший похвалу и поощрение.
  Учителями церковно-приходских школ в отчетном году состояли священники в нижеследующих приходах: … села Рогова и села Туросны Новозыбковского уезда, села Березовки и села Чубкович Стародубского уезда и села Неглюбки Суражского уезда. Псаломщики занимались обучением детей в церковно-приходских школах следующих приходов: … села Новых-Бобович и посада Злынки Новозыбковского уезда, села Березовки и села Чубкович Стародубского уезда, села Летяхов и села Кузнецов Суражского уезда. Из учителей членов причта заслуживают особенного одобрения … псаломщик села Новых-Бобович Новозыбковского уезда П. Рудницкий, организовавший из школьников стройный церковный хор, пение которого умилительно и располагает молящихся к сердечной молитве.
  Церковно-приходские школы епархии помещались частью в собственных зданиях, частью в домах церковно-общественных, частью в церковных сторожках, частью в наемных домах и частью в частных квартирах. Из числа 109 церковно-приходских школ в собственных зданиях помещалось 42 школы, в церковно-общественных домах 21 школа, в церковных сторожках 5 школ, в наемных домах 23 школы и в частных квартирах 17 школ, а одна школа (Выползовская Остерского уезда) не имела вовсе помещения. Помещения 66 школ более или менее удобны, а помещения 42 школ удобствами в педагогическом и гигиеническом отношении не отличаются. Новых школьных домов в отчетном году построено 5, в том числе 1 в Старых Бобовичах Новозыбковского уезда и 1 в селе Березовке Стародубского уезда, при чем, по донесению Новозыбковского Отделения Совета, при постройке школы в селе Старых-Бобовичах сердечное участие принимал местный диакон А. Пикулев: усиленно побуждал прихожан строить здание скорее, распоряжался строительною частью и заботился, чтобы школа была просторна, светла и красива, каковою на самом деле она и вышла из постройки, обошедшейся прихожанам в 450 рублей.
  Постоянные средства содержания в виде запасного или основного капитала, имеют только шесть школ, именно: Воскресенская города Чернигова — 1000 рублей, завещанных бывшим церковным старостой господином Филоновичем, Буровская Городнянского уезда — 1000 рублей, завещанных помещиком господином Коссовичем, Петровская того-же уезда — 2600 рублей, пожертвованных в обеспечение школы бывшей попечительницей ее А.В. Оболонской, Ивашковская того-же уезда - 100 рублей, завещанных господином Железняковым, Успенская города Копотопа — 600 рублей и Туросненская Новозыбковского уезда — 1000 рублей, завещанных помещицей госпожой Борозной; всего — 6300 рублей.
  Из церковно-приходских школ в учебно-воспитательном отношении наиболее обращают на себя внимание своим благоустройством следующие школы: … юбилейная города Стародуба и Остроглядовская Стародубского уезда, Суражская, Стодольская и Перетинская Суражского уезда. В этих школах не только результаты успехов по предметам, но и воспитательная часть и умственное развитие питомцев поставлены так хорошо, что не оставляют желать ничего лучшего.
  Всех школ грамоты в Черниговской епархии в отчетном году было 403, более сравнительно с прошедшим годом на 46 школ. По уездам и приходам показанное число школ распределялось следующим образом: … в Мглинском уезде — 29 школ в 29 приходах; в Новозыбковском уезде — 35 школ в 27 приходах и двух женских монастырях; в Стародубском уезде — 39 школ в 38 приходах; в Суражском уезде — 42 школы в 24 приходах.
  Что касается настоятелей приходов, в пределах которых в отчетном году находились школы грамоты, то деятельность их по отношению к последним выражалась в том, что они или сами занимались в них в качестве законоучителей и даже учителей, если школы находятся вблизи или в недалеком расстоянии от церкви, при том, как в том, так и другом случае - безвозмездно, или же посещая их на сколько возможно чаще старались руководить учителей, особенно малоопытных, в деле обучения, заботились о материальном обеспечении школ - помещением, отоплением и освещением, а также изыскивали средства на вознаграждение учащих, покупку книг, классных принадлежностей и прочее. Вообще, все заботы и труды как по устройству школ, так и содержанию их главным образом лежали и лежат на священнике, так как само население даже в лице лучших своих представителей — волостных старшин и сельских старост еще недостаточно сознает свои обязанности в этом отношении и со стороны священников требуется не мало энергии и настойчивости, чтобы поддерживать существование большинства школ. Кроме того священники сел Печеник, Новомлынки, Старых-Холеевич, Павлич, Алефина и Логоватого Стародубского уезда вели в школах воскресные и праздничные чтения.
  Особенно усердною деятельностью на пользу школ грамоты заявили себя в отчетном году по отзывам Отделений Совета, следующие приходские священники: …по Мглинскому уезду — священник села Васькович Николай Андреевский, преподававший в школе, кроме закона Божия, церковное пение и вообще много трудов несший по внешнему и внутреннему благоустройству школы с 60 учащимися; по Стародубскому уезду — священник А. Лапчинский, с успехом занимавшийся в двух школах, из которых выпущено со льготными свидетельствами 9 учеников, и священник Николай Преображенский, подготовивший к выпуску 4 ученика.
  По заявлению Уездных Отделений, большинство учащих в школах грамоты, не смотря на слабую подготовку многих из них, трудилось с усердием и успехом, а некоторые из них могут быть отмечены с особой похвалой. Сюда относятся: …по Мглинскому уезду — учительница Соборной города Мглина школы Анна Крещановская, учитель школы села Осколкова Андрей Коваленко, учитель школы села Печни Лаврентий Резунов, учитель школы села Колачева Феодор Исаенко, учительница школы села Витовки Евдокия Лебедухо, учитель школы села Нетяговки Томас Короткий, учитель школы села Белькова Семен Швеев, учитель школы деревни Буды Афанасий Титов и учитель школы села Молодькова Аверкий Мицкевич; по Стародубскому уезду — учитель Доброленский, Кореняко, Пиневич (села Курова), Кольницкий (села Стечни) и Калиновский (местечка Погара); по Суражскому уезду — учитель 2-ой школы посада Клинцов псаломщик Иван Калиновский и учитель Яловской школы дворянин П.И. Нехаевский. Кроме прямых своих обязанностей по обучению детей грамоте, некоторые из учащих вели с детьми во внеклассное время занятия ручным трудом, именно: … учительница Погарской школы Стародубского уезда обучала девочек рукоделью — шитью белья и вышиванию, а учитель села Найтапович Стародубского уезда обучал мальчиков столярству и пчеловодству. Инспектор о учителе Яловской школы Нехаевском Суражского Отделения пишет, что он "не только безвозмездно занимается, но не мало и своих собственных средств употребляет на школу, благодаря чему привлек в школу много учащихся, так что школа его по численности учеников и постановке учебно-воспитательного дела не уступает школам церковно-приходским".
  Черниговские Епархиальные Известия, № 10, 1895 года.


***

  Ведомость о школах грамоты Черниговской епархии за 1894/1895 учебный год.
  Село Тубольцы. Школа грамоты основана в 1894 году. Помещение школы – кухня священника. Учитель священник Николай Архангельский. На содержание школы денег не собрано.
  Черниговские Епархиальные Известия, № 20, 1895 года.


***

  Царская милость церковным школам.
  13 июня 1884 года Державною волею духовенство было призвано к образованию юношества в церковно-приходских школах. Призывая к этому делу приходское духовенство, покойный Государь Император Александр Александрович выразил надежду, что оно "окажется достойным своего высшего призвания в этом важном деле". И действительно, протекшие с того времени годы показали, что духовенство оправдало надежды своего Государя. К 1892/93 учебному году оно уже успело открыть 30000 церковных школ, в которых получало образование свыше 900000 детей обоего пола. Кто не знает, с какими ничтожными средствами приступило духовенство к этому трудному делу?! Из Государственного Казначейства в первые два года отпускалось в пособие церковным школам всего 55000 рублей. Хотя с течением времени эта сумма постепенно увеличивалась, но до 1894 года она не превышала 175000 рублей в год. Поэтому необходимо было изыскивать местные средства для открытия и содержания церковных школ, а каких трудов и хлопот это стоило духовенству! Убедить всех прихожан, имеющих и не имеющих детей, делать взносы на церковную школу было невозможно; привлечь к этому делу церковно-приходские попечительства было трудно; если иные из них и оказывали пособие школе, то незначительное и, в большинстве случаев, неохотно. Земства смотрели на церковные школы с недоверием; если некоторые из них помогали церковным школам, то другие относились прямо враждебно и не хотели давать на них ни копейки. Церковные суммы, которые могли быть обращаемы на церковные школы, были незначительны. Приходилось назначать хоть небольшую плату с учеников за их обучение, но и эта мера не всегда достигала цели: обыкновенно деньги вносились неисправно. Вследствие всего этого священникам приходилось не только заботиться об открытии школ, их отоплении, а иногда и доплачивать за нанятое для них помещение своими деньгами. Еще более хлопот и забот доставляло священникам самое дело обучения. Заниматься в школе по всем предметам самому священнику было не только тяжело, но часто невозможно; послать туда для занятий псаломщика, иногда не получившего школьного образования, было нежелательно: какой успех в занятиях мог быть у такого учителя? Каковы педагогические приемы?! А ведь двери церковных школ были открыты и для посторонних посетителей; туда мог заехать человек, принципиально к ним не расположенный, увидеть непорядки в одной школе и потом произносить хулу на все церковные школы. Необходимо было священникам подыскивать для занятий в школе лиц, подготовленных к ним. Чтобы привлечь таковых в школу, при весьма ограниченном вознаграждении, нередко приходилось давать им от себя помещение и стол. А всякий знает, что значит это делать для человека, при недостаточном иногда для себя помещении и скудных средствах. Да и при этих условиях трудно было удержать способных учителей в церковных школах. Ничтожное вознаграждение, получаемое за обучение, заставляло их смотреть на церковно-приходскую школу только как на переходную ступень к школе земской или министерской, где была для учителя отдельная квартира и лучшее вознаграждение за труд. Эта частая смена учителей, без сомнения, вредила школьному делу и огорчала священников, ему преданных. Нечего говорить уже о безвозмездном личном труде пастырей в школе по обучению детей Закону Божию и трудах наблюдателей за школами, соединенных нередко с лишением доходов по приходу во время разъездов. Но, - благодарение Богу! — тяжелая пора церковными школами пережита. Государю Императору 5 июня сего года благоугодно было утвердить ходатайство Его Высокопревосходительства господина Обер-Прокурора Св. Синода К.П. Победоносцева пред Государственным Советом об ежегодном отпуске из сумм Государственного казначейства 3.279.145 рублей в пособие церковным школам, кроме тех 175500 рублей, которые за последнее время отпускались ежегодно на них. Теперь положение дела значительно изменяется. Благодаря этой новой ассигновке, духовенству предоставляется больше возможности и удобств трудиться на поприще обучения русского юношества. Можно будет открыть церковные школы и в таких захолустных уголках, куда до сих пор не проникали лучи просвещения, да, по всей вероятности, без этой ассигновки не скоро и проникли-бы. Для подготовки учителей в школы грамоты, которые могли-бы, не отрываясь в летнюю пору от своих полевых работ, за небольшую плату вести дело обучения по современным способам, предположено в каждом уезде устроить двухклассные школы; ученики этих школ будут получать в них необходимую теоретическую и практическую подготовку для рационального ведения дела обучения. Каждая церковная школа будет получать от правительства материальную поддержку, благодаря которой легче будет устроить школьное здание, с квартирой для учителя; тогда не будет нужды духовенству стеснять себя помещением в своем доме учителя или учительницы; скорее представится возможность назначить учителю приличное вознаграждение и тем избежать почти постоянной смены учителей, так вредно отзывающейся на школьном деле. Школьная инспекция получит также лучшую организацию. До сих пор, по выражению господина Обер-Прокурора Св. Синода, "наздор за школами был как-бы даровою повинностью духовенства" и потому "невозможно было предъявлять добровольным труженикам церковных школ строгие педагогические требования". Со времени же новой ассигновки в каждом уезде будет назначен наблюдатель над школами, получающий определенное вознаграждение и потому более ответственный, а во главе всей школьной уездной инспекции будет стоять епархиальный наблюдатель; задача инспекции будет заключаться не только в наблюдении за церковными школами, но и в руководстве ими. Можно надеяться, что приходское духовенство, высоко ценя доверие к нему своего Государя, ныне благополучно царствующего Императора Николая Александровича, оказавшего такую милость церковным школам, с усиленною энергиею будет продолжать свою деятельность на поприще народного просвещения, не щадя своих физических и нравственных сил, и дело народного образования пойдет вперед быстрыми шагами в том направлении, какое указано нам нашею историей, — в духе Православия, самодержавия и русской народности.
  Черниговские Епархиальные Известия, № 17, 1895 года.


***

  Чем отличается церковно-приходская школа от земской.
  Что такое церковная школа? По своему существу (а не по внешним признакам) церковно-приходская школа есть не что иное, как часть того целого, которое называется "попочение церкви о спасении людей", или "церковное водительство людей ко спасению". Школа подготовляет детей к сознательному участию в церковной жизни, стало быть основным элементом церковной школы является церковность, то есть воспитание детей в духе православной церкви. Это главное, а не программа, не учебники, или преподаватели. А в чем заключается церковность? Заключается она во всем том, что приводить и мысли, и чувства, и желания детей к одному идеалу жития православно-христианского, заключается оно в развитии тех добрых навыков благочестивой жизни, которые присущи каждой православной семье и, под воздействием школы, переходят в сознательное участие в церковной жизни.
  Чрезвычайно рельефно выразил это различие профессор Ф.И. Леонович в своем исследовании: "школьный вопрос в древней России" и объяснил, почему церковность составляет существенную черту именно церковно-приходских школ, тогда как в земских школах эта черта является случайною.
  "Школа в древней Руси, говорит он, была, конечно, строго церковною и стремилась к той же цели, как и нынешняя церковно-приходская". Не сочувствуя этой цели и подводя итоги своему исследованию, профессор Леонович говорит: "школа образовала в русском не человека вообще, — задача нашей школы определяется лишь со времени Екатерины II, а специально — "православного". Современная церковно-приходская школа стремится образовать специально "православного", и в этом ее различие от школ иных типов и наименований".
  Не надо забывать, что известный "дух" в школу вносить ее хозяин. В церковно-приходской школе хозяином является приходской пастырь, не потому что школа эта "духовного ведомства", а совершенно естественно потому, что он - пастырь, а церковная школа есть один из способов пастырского попечения о спасении вверенных ему душ. Понятно, что в свою школу он вносит дух церковности и не может не вносить его. Иное дело — школа земская; там хозяином является кто угодно, только не приходской пастырь, которому отведена скромная роль законоучителя. Хозяином земской школы может быть и иноверец, и человек ни во что не верующий. Правда, он не может повлиять на ход преподавания, так как программа исполняется неизменно при всяком хозяине, но... разве мы говорим о преподавании, а не о воспитании, разве формальная программа обусловливает собой или ограничивает тот дух, который вносит в школу ее руководитель? Земская школа 60-70 годов стала притчей во языцех, а между тем на много ли изменилась ее программа теперь? Закон Божий везде и тогда преподавался в ней. Если в настоящее время указывают на некоторые земские школы, что и они проникнуты церковным духом и воспитывают уже не "всечеловека", а православного, то ведь это счастливое исключение. Сегодня воспитывают православного, а завтра при изменившихся условиях будут воспитывать опять "всечеловека".
  На таких частных примерах нельзя строить общего заключения. Надо говорить о принципе: хозяин школы будет всегда вносить в нее тот дух, коим сам живет; поэтому церковно-приходская школа всегда будет церковную, а всякая иная школа только в исключительных случаях может возвыситься до церковной.
  Русское Обозрение, 1985 год.


***

  В примечании к § 2 вопросных листков, высланных при указе Св. Синода, от 14 сентября 1885 года за № 9, сказано: школами грамотности именовать домашние крестьянские школы, в коих лица обоего пола, под наблюдением священника, обучают чтению и письму, то школы, в коих преподается закон Божий, чтение церковной и гражданской печати, письмо и начальные арифметические сведения, должны именоваться церковно-приходскими школами, хотя в них священник совмещал в одном лице должности и законоучителя и учителя, и хотя бы в таких школах обучением занимались лица и не имеющие свидетельств на право учителя народных школ, но состоящие под наблюдением священника-законоучителя, его же и учителя.