ПОЧЕПСКИЙ РАЙОН

Экспертное мнение


Школа грамоты


  Значение церковно-приходской школы в деле распространения грамотности среди крестьянских девочек.
  "Воспитывая мальчика, вы просвещаете человека, воспитывая девочку, вы просвещаете целое семейство". Ж. Симон.
  Прошло уже 10 лет со времени открытия церковно-приходских школ, но противники этих школ никак не могут примириться с возрождением их. Никак не угомонятся в своей враждебности к этим школам и в своих разного рода нареканиях на них.
  Но каково бы отношение противников ни было, история церковно-приходской школы доказывает ту великую пользу, какую она принесла в свое время отечеству. Много интересного и поучительного в судьбе этой школы, школы скромной, многострадальной.
  Получив свое бытие в самую раннюю пору христианской жизни русского народа, церковная школа перенесла много всевозможных испытаний и, не смотря на все невзгоды, гонения и притеснения, сохранилась до наших дней. И даст Бог в недалеком будущем настанет время, когда церковно-приходская школа достигнет своего действительного назначения и станет руководительницей и наставницей Русского народа по пути святой веры и нравственности. Пусть только труженики церковно-школьного дела не останавливаются ни пред какими препятствиями и дружно, энергично продолжают свою работу. Тогда все нарекания рушатся сами собою и после вековых страданий церковно-приходская школа выйдет победительницей и станет живым источником для оздоровления нашего общества, предохранением его от вредных брожений, обеспечением и укреплением всего русско-государственного строя.
  В настоящее время, как правительство, так и общество и частные лица принимают живое участие в распространении грамотности среди нашего народа. Много уже сделано, но много еще предстоит сделать, особенно в отношении поднятия религиозно-нравственного уровня в народе, который скорее угадывает, чем знает нравственную сторону своей религии.
  В жизни своей он, наряду с христианскими нравственными началами, по прежнему руководствуется предрассудками и грубыми суевериями; а между тем он искренно набожен. Не зная формулированных молитв и не всегда понимая читаемые в храме чтецом молитвы, он произносит свою, немногосложную, но горячую молитву и в ней изливает свои чувства, облегчает свое порой наболевшее сердце. Евангелие, писания отцов церкви, молитвы с их чудным содержанием, облегчающим мучительные минуты жизни — для него недоступны, с ними он почти незнаком. А какое успокоение, какую отраду нашел бы он в них!
  Вот почему необходимо, не теряя времени, дать нашему народу путь к этому нравственному успокоению, — путь же к нему один: распространение грамотности и главным образом среди крестьянских девочек, чтобы впоследствии, становясь матерью они могли быть действительно нравственными руководительницами будущего поколения.
  Но что может внести в семью мать, вырастая при настоящих условиях деревенской жизни, женщина темная, едва умеющая осенить себя крестным знамением, научившаяся молитве от такой же темной женщины, как и сама и непонимающая порой даже произносимых ею слов молитвы? Чему может она научать своих детей, кроме тех грубых предрассудков и суеверий, которыми наполнена вся ее жизнь? И пока мать в семье не будет грамотна, до тех пор влияние наших школ в деле просвещения народа не будет иметь полного значения.
  Женщина — основа семейных начал; в духовной ее природе преобладает жизнь сердца, и потому по природе своей женщина религиознее мужчины и отзывчивее ко всему действительно хорошему. Вот почему и необходимо особенно обратить внимание на нравственно-религиозное развитие крестьянских девочек. Воспитывая и облагораживая сердце будущей матери, мы, обеспечиваем мир и счастье ее будущей семьи. Долг матери воспитывает детей своих в вере и добре и потому школа должна подготовить ее к великому и трудному назначению быть руководительницей будущего поколения. Наставления ее детям должны быть проникнуты нежным, кротким чувством, чтобы они могли на всю жизнь остаться в их впечатлительных душах и быть залогом доброй, благочестивой жизни.
  Сколько утешения и спокойствия внесет в семью нравственно-образованная мать! Сколько суеверий и вредных предрассудков рассеет она в ней! А детям своим она сумеет внушить ту великую заповедь Христа, "Возлюби Господа Бога Твоего и ближнего Твоего, как самого себя"; научит их находить отраду в Слове Божием, обращаться к Своему Создателю с горячею молитвою; уважать старость, облегчать немощь и с христианским чувством относиться к людям, — словом, научит их жить по христиански.
  Наглядный пример благотворного воздействия на целый народ женщины-матери представляет нам английская нация. 50 лет назад англичане между европейскими народами отличались грубостью и безнравственностью. Но в настоящее время, благодаря грамотности женщины, английский народ считается одним из нравственных и религиозных народов в Европе.
  Вот почему необходимо более всего обратить внимание на просвещение крестьянской девочки. До настоящего времени воспитание крестьянской девушки было совершенно заброшено; если и попадались в школах девочки, то только весьма в незначительном количестве. Статистические сведения доказывают, что число девочек, обучающихся в народных школах, не превышают 5%.
  Вот здесь-то, на этом поприще, по нашему мнению, церковно-приходская школа должна сослужить службу своему отечеству и заняться по преимуществу образованием крестьянских девочек, давая им кроме религиозно-нравственной подготовки знания рукоделий, применимых в их быту.
  Чувствуя настоящую потребность в женской школе, я решился сделать первый опыт в селении, где мне Господь судил иметь паству. В первых числах октября 1894 года мною была открыта церковно-приходская школа исключительно для девочек. Помещения для нее не было, и пришлось ограничиться простою хатой, служившей церковной сторожкой. На зов мой отдавать в обучение девочек прихожане откликнулись с поразительным единодушием, и в несколько дней записалось около 100 девочек. Помещение не позволяло принять более 60-ти, да и то с большим трудом; вследствие чего остальным пришлось отказать. К счастью нашлась опытная с любовью относящаяся к своему делу учительница, которая, кроме обучения грамоты, стала заниматься с ними и рукодельем.
  С Божией помощью дело пошло так успешно, что все посещающие школу выносили из нее самое отрадное чувство. Недавно, при посещении земской школы, инспектор народных училищ посетил и церковно-приходскую школу, где положительно был удивлен теми быстрыми успехами, какие оказали девочки при проверке их.
  В свою очередь и рукоделие, не смотря на сравнительно короткое время, идет довольно успешно и девочки научились недурно вязать и вышивать. Оказалось несколько из них более способных, которые занялись даже вышиванием ковра для храма Божия, и для первого раза выполнили свою работу очень удовлетворительно. Словом, в короткое время своего существования церковно-приходская школа наглядно доказала всю полезность своего возникновения.
  В настоящее время, с приближением следующего учебного года, невольно приходится призадуматься над вопросом, — как вести это дело дальше при такой массе желающих учиться и полном отсутствии помещения. Буду надеяться, что с Божией помощью доброе дело не заглохнет; найдутся добрые отзывчивые люди, которые откликнутся на зов и придут на помощь своим меньшим братьям. Стоит только пастырю послужить добрым примером для пасомых и он вправе будет надеяться, что его паства будет отзывчива по всему хорошему.
  На пастырях прежде всего лежит забота о развитии нравственных сил народа, развитии великодушных стремлений его!
  Пусть же послужат по мере своих сил этому делу и обратят внимание на крестьянских девочек, чтобы дать им просвещение в духе православия и христианской нравственности.
  И если современники не успеют оценить их труда, то потомки наши скажут этим скромным труженикам свое сердечное, великое спасибо.
  Священник А. Величковский.
  Черниговские Епархиальные Известия, № 12, 1895 года.


***

  Чем отличается церковно-приходская школа от земской.
  Что такое церковная школа? По своему существу (а не по внешним признакам) церковно-приходская школа есть не что иное, как часть того целого, которое называется "попочение церкви о спасении людей", или "церковное водительство людей ко спасению". Школа подготовляет детей к сознательному участию в церковной жизни, стало быть основным элементом церковной школы является церковность, то есть воспитание детей в духе православной церкви. Это главное, а не программа, не учебники, или преподаватели. А в чем заключается церковность? Заключается она во всем том, что приводить и мысли, и чувства, и желания детей к одному идеалу жития православно-христианского, заключается оно в развитии тех добрых навыков благочестивой жизни, которые присущи каждой православной семье и, под воздействием школы, переходят в сознательное участие в церковной жизни.
  Чрезвычайно рельефно выразил это различие профессор Ф.И. Леонович в своем исследовании: "школьный вопрос в древней России" и объяснил, почему церковность составляет существенную черту именно церковно-приходских школ, тогда как в земских школах эта черта является случайною.
  "Школа в древней Руси, говорит он, была, конечно, строго церковною и стремилась к той же цели, как и нынешняя церковно-приходская". Не сочувствуя этой цели и подводя итоги своему исследованию, профессор Леонович говорит: "школа образовала в русском не человека вообще, — задача нашей школы определяется лишь со времени Екатерины II, а специально — "православного". Современная церковно-приходская школа стремится образовать специально "православного", и в этом ее различие от школ иных типов и наименований".
  Не надо забывать, что известный "дух" в школу вносить ее хозяин. В церковно-приходской школе хозяином является приходской пастырь, не потому что школа эта "духовного ведомства", а совершенно естественно потому, что он - пастырь, а церковная школа есть один из способов пастырского попечения о спасении вверенных ему душ. Понятно, что в свою школу он вносит дух церковности и не может не вносить его. Иное дело — школа земская; там хозяином является кто угодно, только не приходской пастырь, которому отведена скромная роль законоучителя. Хозяином земской школы может быть и иноверец, и человек ни во что не верующий. Правда, он не может повлиять на ход преподавания, так как программа исполняется неизменно при всяком хозяине, но... разве мы говорим о преподавании, а не о воспитании, разве формальная программа обусловливает собой или ограничивает тот дух, который вносит в школу ее руководитель? Земская школа 60-70 годов стала притчей во языцех, а между тем на много ли изменилась ее программа теперь? Закон Божий везде и тогда преподавался в ней. Если в настоящее время указывают на некоторые земские школы, что и они проникнуты церковным духом и воспитывают уже не "всечеловека", а православного, то ведь это счастливое исключение. Сегодня воспитывают православного, а завтра при изменившихся условиях будут воспитывать опять "всечеловека".
  На таких частных примерах нельзя строить общего заключения. Надо говорить о принципе: хозяин школы будет всегда вносить в нее тот дух, коим сам живет; поэтому церковно-приходская школа всегда будет церковную, а всякая иная школа только в исключительных случаях может возвыситься до церковной.
  Русское Обозрение, 1985 год.


***

  В примечании к § 2 вопросных листков, высланных при указе Св. Синода, от 14 сентября 1885 года за № 9, сказано: школами грамотности именовать домашние крестьянские школы, в коих лица обоего пола, под наблюдением священника, обучают чтению и письму, то школы, в коих преподается закон Божий, чтение церковной и гражданской печати, письмо и начальные арифметические сведения, должны именоваться церковно-приходскими школами, хотя в них священник совмещал в одном лице должности и законоучителя и учителя, и хотя бы в таких школах обучением занимались лица и не имеющие свидетельств на право учителя народных школ, но состоящие под наблюдением священника-законоучителя, его же и учителя.


***

  Список школ духовного ведомства, состоящий к 1-му января 1899 года в Черниговской епархии.
  Село Третьяки. Школа основана в 1898 году. Число учащихся к 1 января 1899 года: мальчиков - 19, девочек – нет, всего - 19. Общая сумма местных средств изысканных школою в 1898 году – 0 рублей. Здание школы принадлежит обществу, используется бесплатно. Законоучитель священник Тихон Говорев, окончил духовную семинарию. Учитель псаломщик Феодор Коровкевич, окончил народную школу.
  Черниговские Епархиальные Известия, № 4, 1900 года.