ПОЧЕПСКИЙ РАЙОН

Экспертное мнение


Школа грамоты


  Царская милость церковным школам.
  13 июня 1884 года Державною волею духовенство было призвано к образованию юношества в церковно-приходских школах. Призывая к этому делу приходское духовенство, покойный Государь Император Александр Александрович выразил надежду, что оно "окажется достойным своего высшего призвания в этом важном деле". И действительно, протекшие с того времени годы показали, что духовенство оправдало надежды своего Государя. К 1892/93 учебному году оно уже успело открыть 30000 церковных школ, в которых получало образование свыше 900000 детей обоего пола. Кто не знает, с какими ничтожными средствами приступило духовенство к этому трудному делу?! Из Государственного Казначейства в первые два года отпускалось в пособие церковным школам всего 55000 рублей. Хотя с течением времени эта сумма постепенно увеличивалась, но до 1894 года она не превышала 175000 рублей в год. Поэтому необходимо было изыскивать местные средства для открытия и содержания церковных школ, а каких трудов и хлопот это стоило духовенству! Убедить всех прихожан, имеющих и не имеющих детей, делать взносы на церковную школу было невозможно; привлечь к этому делу церковно-приходские попечительства было трудно; если иные из них и оказывали пособие школе, то незначительное и, в большинстве случаев, неохотно. Земства смотрели на церковные школы с недоверием; если некоторые из них помогали церковным школам, то другие относились прямо враждебно и не хотели давать на них ни копейки. Церковные суммы, которые могли быть обращаемы на церковные школы, были незначительны. Приходилось назначать хоть небольшую плату с учеников за их обучение, но и эта мера не всегда достигала цели: обыкновенно деньги вносились неисправно. Вследствие всего этого священникам приходилось не только заботиться об открытии школ, их отоплении, а иногда и доплачивать за нанятое для них помещение своими деньгами. Еще более хлопот и забот доставляло священникам самое дело обучения. Заниматься в школе по всем предметам самому священнику было не только тяжело, но часто невозможно; послать туда для занятий псаломщика, иногда не получившего школьного образования, было нежелательно: какой успех в занятиях мог быть у такого учителя? Каковы педагогические приемы?! А ведь двери церковных школ были открыты и для посторонних посетителей; туда мог заехать человек, принципиально к ним не расположенный, увидеть непорядки в одной школе и потом произносить хулу на все церковные школы. Необходимо было священникам подыскивать для занятий в школе лиц, подготовленных к ним. Чтобы привлечь таковых в школу, при весьма ограниченном вознаграждении, нередко приходилось давать им от себя помещение и стол. А всякий знает, что значит это делать для человека, при недостаточном иногда для себя помещении и скудных средствах. Да и при этих условиях трудно было удержать способных учителей в церковных школах. Ничтожное вознаграждение, получаемое за обучение, заставляло их смотреть на церковно-приходскую школу только как на переходную ступень к школе земской или министерской, где была для учителя отдельная квартира и лучшее вознаграждение за труд. Эта частая смена учителей, без сомнения, вредила школьному делу и огорчала священников, ему преданных. Нечего говорить уже о безвозмездном личном труде пастырей в школе по обучению детей Закону Божию и трудах наблюдателей за школами, соединенных нередко с лишением доходов по приходу во время разъездов. Но, - благодарение Богу! — тяжелая пора церковными школами пережита. Государю Императору 5 июня сего года благоугодно было утвердить ходатайство Его Высокопревосходительства господина Обер-Прокурора Св. Синода К.П. Победоносцева пред Государственным Советом об ежегодном отпуске из сумм Государственного казначейства 3.279.145 рублей в пособие церковным школам, кроме тех 175500 рублей, которые за последнее время отпускались ежегодно на них. Теперь положение дела значительно изменяется. Благодаря этой новой ассигновке, духовенству предоставляется больше возможности и удобств трудиться на поприще обучения русского юношества. Можно будет открыть церковные школы и в таких захолустных уголках, куда до сих пор не проникали лучи просвещения, да, по всей вероятности, без этой ассигновки не скоро и проникли-бы. Для подготовки учителей в школы грамоты, которые могли-бы, не отрываясь в летнюю пору от своих полевых работ, за небольшую плату вести дело обучения по современным способам, предположено в каждом уезде устроить двухклассные школы; ученики этих школ будут получать в них необходимую теоретическую и практическую подготовку для рационального ведения дела обучения. Каждая церковная школа будет получать от правительства материальную поддержку, благодаря которой легче будет устроить школьное здание, с квартирой для учителя; тогда не будет нужды духовенству стеснять себя помещением в своем доме учителя или учительницы; скорее представится возможность назначить учителю приличное вознаграждение и тем избежать почти постоянной смены учителей, так вредно отзывающейся на школьном деле. Школьная инспекция получит также лучшую организацию. До сих пор, по выражению господина Обер-Прокурора Св. Синода, "наздор за школами был как-бы даровою повинностью духовенства" и потому "невозможно было предъявлять добровольным труженикам церковных школ строгие педагогические требования". Со времени же новой ассигновки в каждом уезде будет назначен наблюдатель над школами, получающий определенное вознаграждение и потому более ответственный, а во главе всей школьной уездной инспекции будет стоять епархиальный наблюдатель; задача инспекции будет заключаться не только в наблюдении за церковными школами, но и в руководстве ими. Можно надеяться, что приходское духовенство, высоко ценя доверие к нему своего Государя, ныне благополучно царствующего Императора Николая Александровича, оказавшего такую милость церковным школам, с усиленною энергиею будет продолжать свою деятельность на поприще народного просвещения, не щадя своих физических и нравственных сил, и дело народного образования пойдет вперед быстрыми шагами в том направлении, какое указано нам нашею историей, — в духе Православия, самодержавия и русской народности.
  Черниговские Епархиальные Известия, № 17, 1895 года.


***

  Чем отличается церковно-приходская школа от земской.
  Что такое церковная школа? По своему существу (а не по внешним признакам) церковно-приходская школа есть не что иное, как часть того целого, которое называется "попочение церкви о спасении людей", или "церковное водительство людей ко спасению". Школа подготовляет детей к сознательному участию в церковной жизни, стало быть основным элементом церковной школы является церковность, то есть воспитание детей в духе православной церкви. Это главное, а не программа, не учебники, или преподаватели. А в чем заключается церковность? Заключается она во всем том, что приводить и мысли, и чувства, и желания детей к одному идеалу жития православно-христианского, заключается оно в развитии тех добрых навыков благочестивой жизни, которые присущи каждой православной семье и, под воздействием школы, переходят в сознательное участие в церковной жизни.
  Чрезвычайно рельефно выразил это различие профессор Ф.И. Леонович в своем исследовании: "школьный вопрос в древней России" и объяснил, почему церковность составляет существенную черту именно церковно-приходских школ, тогда как в земских школах эта черта является случайною.
  "Школа в древней Руси, говорит он, была, конечно, строго церковною и стремилась к той же цели, как и нынешняя церковно-приходская". Не сочувствуя этой цели и подводя итоги своему исследованию, профессор Леонович говорит: "школа образовала в русском не человека вообще, — задача нашей школы определяется лишь со времени Екатерины II, а специально — "православного". Современная церковно-приходская школа стремится образовать специально "православного", и в этом ее различие от школ иных типов и наименований".
  Не надо забывать, что известный "дух" в школу вносить ее хозяин. В церковно-приходской школе хозяином является приходской пастырь, не потому что школа эта "духовного ведомства", а совершенно естественно потому, что он - пастырь, а церковная школа есть один из способов пастырского попечения о спасении вверенных ему душ. Понятно, что в свою школу он вносит дух церковности и не может не вносить его. Иное дело — школа земская; там хозяином является кто угодно, только не приходской пастырь, которому отведена скромная роль законоучителя. Хозяином земской школы может быть и иноверец, и человек ни во что не верующий. Правда, он не может повлиять на ход преподавания, так как программа исполняется неизменно при всяком хозяине, но... разве мы говорим о преподавании, а не о воспитании, разве формальная программа обусловливает собой или ограничивает тот дух, который вносит в школу ее руководитель? Земская школа 60-70 годов стала притчей во языцех, а между тем на много ли изменилась ее программа теперь? Закон Божий везде и тогда преподавался в ней. Если в настоящее время указывают на некоторые земские школы, что и они проникнуты церковным духом и воспитывают уже не "всечеловека", а православного, то ведь это счастливое исключение. Сегодня воспитывают православного, а завтра при изменившихся условиях будут воспитывать опять "всечеловека".
  На таких частных примерах нельзя строить общего заключения. Надо говорить о принципе: хозяин школы будет всегда вносить в нее тот дух, коим сам живет; поэтому церковно-приходская школа всегда будет церковную, а всякая иная школа только в исключительных случаях может возвыситься до церковной.
  Русское Обозрение, 1985 год.


***

  В примечании к § 2 вопросных листков, высланных при указе Св. Синода, от 14 сентября 1885 года за № 9, сказано: школами грамотности именовать домашние крестьянские школы, в коих лица обоего пола, под наблюдением священника, обучают чтению и письму, то школы, в коих преподается закон Божий, чтение церковной и гражданской печати, письмо и начальные арифметические сведения, должны именоваться церковно-приходскими школами, хотя в них священник совмещал в одном лице должности и законоучителя и учителя, и хотя бы в таких школах обучением занимались лица и не имеющие свидетельств на право учителя народных школ, но состоящие под наблюдением священника-законоучителя, его же и учителя.


***

  Список школ духовного ведомства, состоящий к 1-му января 1899 года в Черниговской епархии.
  Село Рогово. Школа основана в 1898 году. Число учащихся к 1 января 1899 года: мальчиков - 37, девочек – нет, всего - 37. Общая сумма местных средств изысканных школою в 1898 году – 0 рублей. Здание школы наемное. Законоучитель священник Иоанн Митропольский. Учительница Анна Кедрова, из 3-его класса епархиального женского училища.
  Черниговские Епархиальные Известия, № 4, 1900 года.