ПОЧЕПСКИЙ РАЙОН

Экспертное мнение


Церковь Рождества Христова


  Трубчевской десятины жилыя данныя церкви 1647-1710, 1721-1746 годов.
  1722-1746 годы церковь Рождества Христова во селя Семце дани 93 копеек.
  1712 года марта в день дворцовой волости деревни Семца крестьяне Константин Щеметна, Спиридон Васильев, Захар Глазунов и все тое деревни крестьяне в Патриарший Казенный Приказ писали: деревня Семца крестьяне живут от приходской своей церкви от села Семячкова в дальном расстоянии верст в 25 и больше за лесами и заводами и в той нашей деревне жители помирают за дальним расстоянием без покаяния, и роженицы лежат без молитвы многое время и младенцы помирают без крещения, а ныне по совету меж себя той деревни Семца все крестьяне пожелали построить в той своей деревне церковь божию вновь во имя Рождества Христова, чтоб нам жителем без покаяния не умирать, такожде и рожденным нашим младенцам без молитвы и без крещения не помереть.
  Помета: "взять сказку о приходских дворах и о церковной земли и дань росписать".
  В Патриарший Казенный Приказ крестьянин 3ахар Глазунов сказал: у ново построенной де церкви Рождества Христова будет двор попов, дьячков, просвирничий, 10 дворов крестьян средних, церковной земли попу с причетники на пропитание дадут они из своих дач той же деревни Семца земли против указа пашни 10 чети в поле, а в дву потому ж, сена 10 копен. И на тое церковь доведется положить дани с дворов и с церковной земли 14 алтын 2 деньги, да сверх того заезда гривна, казенных пошлин 5 алтын 4 деньги, десятильничих дохода 10 алтын, всего 1 рубль. Подписано "дать указ".
  1712 года июня в день из города Трубческа за подписью благочиния Спаскаго попа Ивана Ефимова прислана и подана церковных дел судии иеродиакону Трифилию Поморцову отписка, а в ней писано: 1712 года июня 23 числа били челом великому государю а мне богомольцу подали за руками челобитную села Семца крестьяне Константин Григорьев Щемелинин, 3ахар Глазунов с товарищи: приговорили де они к вновь строющейся церкви Рождества Христого Погорскаго уезда села Волуйца дьячка Даниила Евсеева в попы, а он Данила человек доброй и постоянной и не пьяница и по тому де их челобитью он Даниила смотрен и в патриарших церковных дел на Москвн допрашиван, и для освящения ново построенной церкви просили дать антиминс.
  Подписано на отписке: выдать антиминс и указ о посвящении, а ему ждать покамест освятится церковь. Отмечено: указ дан.
  1712 года августа 13 выдан антиминс по благословенной грамоте в село Семец в ново построенную церковь во имя Рождества Христова тоя ж церкви поп Данил взял антиминс и росписался.
  1718 года марта 15 дана новоявленная память Ефиму Данилову попову сыну во дьячки.
  1719 года генваря дня дана новоявленная память Леонтию Константинову во дьячки к той же Рождественской церкви и церковном доходом и пашнею и сенными покосы владеть ему Леонтью третью, и попову сыну Ефиму буде у него новоявленной памяти нет церковным доходом не входить и ни до чего дела нет, пошлин 2 гривны взято.
  Материалы для истории церквей Курской, Харьковской, Орловской, Черниговской и Воронежской губернии, городов и станиц Донской области по приходным окладным книгам жилых данных церквей патриаршего Казенного приказа 7136 (1628) - 1746 годов.


***

  В 18 день апреля 1881 года Высочайшей награды, за отлично-усердную службу, удостоен по Орловской епархии, скуфьею от Святейшего Синода выдаваемой, трубчевского уезда церкви села Семца священник Павел Рождественский.
  Орловские епархиальные ведомости, № 14, 1881 год.


***

  Исполняющий дела псаломщика села Семца Трубчевского уезда Иван Карпов, согласно его прошению, по болезни уволен за штат, а на его место исполняющим дела псаломщика, в том же селе, определен сын его Матвей Карпов.
  Орловские епархиальные ведомости, № 2, 1884 год.


***

  Псаломщики: села Семца, Трубчевского уезда, Матвей Карпов и села Алешей, Брянского уезда, Иоанн Введенский посвящены в стихарь.
  Орловские епархиальные ведомости, № 22, 1888 год.


***

  Учитель народной школы села Семца, Трубчевского уезда, Георгий Трисвятский определен диаконом в тоже село.
  Орловские епархиальные ведомости, № 15, 1890 год.


***

  Село Семцы (в старину обычно называлось Семец) располагается в 37 км от Трубчевска по шоссейной дороге, ведущей в Почеп. В XIX веке эта дорога считалась "почтовой". Сразу за селом начиналась Черниговская губерния. От Семцев до Почепа - всего 10 км.
  К началу ХХ века село входило в состав Семячковской волости, а ныне является центром Семецкого сельского поселения. По переписи 1897 года население села составляло около 2,3 тысячи жителей - это было самое крупное село Трубчевского уезда.
  Когда-то все село было окружено лесом, большей частью - "красным" (сосновым). Первыми поселенцами в этих краях, как предполагается, были украинцы и белорусы: на такое происхождение населения указывали особенности языка, покроя одежды, обычаев, песен и т.д., сохранявшиеся до середины ХХ века.
  В документах Семец впервые упоминается в 1645 году при описании границ Трубчевского уезда, передаваемого в состав Русского Царства. Уже в этом документе Семец назван селом, что можно считать свидетельством существования здесь православного храма до времен польского владычества. Однако во второй половине ХVII века храма в Семце не было.
  В марте 1712 года семецкие крестьяне, вынужденные ходить за 25 верст в храм села Семячки, подали в Синодальный казенный приказ прошение о строительстве собственного храма во имя Рождества Христова. Дело решилось на удивление быстро: в июне того же года был дан указ о строении храма, а в августе - выдан антиминс для освящения новопостроенной церкви.
  Был ли этот храм единственным деревянным храмом в Семце - сказать сложно. К началу XIX века в нем имелся придел во имя великомученика Димитрия Солунского.
  В июле 1819 года от удара молнии в церкви возник пожар, уничтоживший деревянное строение, хотя основную часть святынь из него удалось вынести. Вскоре на средства прихожан была начата постройка нового, каменного храма, которая продолжалась до 1830 года. Этот храм также предполагалось сделать двухпрестольным, однако придельный Димитриевский престол в нем так и не был освящен. Изнутри храм был оштукатурен и окрашен масляной краской, в нем насчитывалось 14 больших и 10 малых окон. Двухъярусная колокольня с пятью колоколами, достроенная только к 1843 году, возвышалась на 18 метров. Длина всего строения составляла 29, а ширина - 13,5 метров.
  Без каких-либо перестроек храм Рождества Христова просуществовал более столетия. Приход его включал только само село, а причт состоял из священника, дьякона и псаломщика. Церковь владела 39 десятинами земли. В селе действовали земская школа и школа грамоты. В 1892 году при храме была построена кирпичная сторожка и кирпичная же ограда длиной 146 метров.
  Житель Семцев, дом которого стоит недалеко от места Христорождественского храма, со слов своих предков поведал, что перед церковью некогда располагался небольшой сельский рынок, а напротив, через дорогу, было кладбище, на котором стояла часовня. Церковь стояла близ крутого поворота Трубчевской улицы, возле нынешнего дома № 160. Она была одноглавой, с колокольней и коваными крестами. В сведениях о религиозных объединениях Почепского района церковь Семцев по состоянию на 1 января 1934 года значилась действующей, "служителем культа" указывался Исаак Захарович Валянский, который 20 ноября 1937 года был арестован и на следующий год расстрелян. Однако данных о закрытии храма в довоенные годы нами не найдено.
  В 1946 году на священника Ф.П. Покровского поступила жалоба от жителей села. В жалобе сообщалось, что он не хочет регистрироваться в должности председателя церковного совета и занимается "мородерством", взимая с верующих высокую оплату за совершение треб. Часто подобные клеветнические послания инициировались местной властью с целью ускорить процесс закрытия храма "под культурные нужды". Больше этот священник в Семцах не служил.
  В 1948 году государством проводилась очередная перерегистрация церковных общин. Из-за несоблюдения формальностей семецкая церковь оказалась незарегистрированной, в результате чего проводить в ней богослужения не позволялось. В одном из документов 1948 года указано, что храм в Семцах используется под зерносклад. Тем не менее, в 1949 году службы были возобновлены, но священники в селе не уживались - возможно, из-за конфликтов с прихожанами, подобных вышеописанному. В 1950 году верующие вновь ходатайствовали об открытии храма, но уже, видимо, безрезультатно.
  Церковь была закрыта, а ее колокол перенесли на ферму и использовали его в качестве пожарного. Один из крестов установили на братской могиле погибших воинов, но после переноса мемориала к новому зданию сельского клуба он был утрачен. Разбирать храм начали в 1959 году, и спустя несколько лет о нем стали напоминать лишь три сохранившиеся старые липы.
  В 2011 году по инициативе бывшей главы сельской администрации Зои Ивановны Осиповой на месте церкви Рождества Христова установлен деревянный памятный крест и разбиты цветочные клумбы.
  Семцы доныне остаются одним из самых крупных сел бывшего Трубчевского уезда: здесь проживает почти тысяча человек. Удачное расположение села на развилке оживленных трасс из Почепа на Трубчевск и Погар оберегает его от медленного ухода в небытие.
  Храмы Трубчевского уезда, Вязьмитин О.Р., Шатохин А.В., 2013 год.