ПОЧЕПСКИЙ РАЙОН

Экспертное мнение


Шереметьев Устин Трофимович


Шереметьев Устин Трофимович   Устин Трофимович Шереметьев родился 1 июня 1913 года в селе Милечь Почепского района. Окончил Кокинский сельскохозяйственный техникум, до призыва в армию работал агрономом в совхозах. В 1942 году вступил в ряды КПСС. В послевоенные годы был главным агрономом Почепского района, а затем его избрали секретарем райкома партии. Долгое время он возглавлял Жуковский райком КПСС, а с 1958 года и до ухода на пенсию редактировал Жуковскую районную газету "Ленинец". Умер в 2003 году.


***

  О добрых людях Задубравья.
  Славлю красоту морей и суши,
  Славлю ласку щедрую светил,
  Улыбаюсь яблоням и грушам,
  Кланяюсь тому, кто их садил.
  Этим четверостишием открывается первая книжка стихотворений поэта и прозаика Устина Шереметьева, вышедшая в свет в издательстве «Брянский рабочий» в 1957 году. "Разговор по душам" - так автор назвал свой сборник, и этот разговор действительно состоялся. Стихи его привлекли упругим ритмом, задушевностью интонации, образностью.
  Обратите внимание на эти строки:
  Я задал всей родне заботу,
  Явившись поздно вечерком
  Седьмым наследником по счету
  Или девятым едоком.
  Под потолком - дощатым небом -
  Скрипела зыбка в вышине.
  Кусочек марли с кислым хлебом
  Мешали высказаться мне ...
  С какой милой лукавинкой, с улыбкой написано это. Какое бы стихотворение мы ни взяли, в каждом есть строки-искры, строки-блестки, создающие настроение доброты и раскованности. "Сеет месяц звезды из лукошка способом забытым - разбросным"; "выполняя строго правила, жаворонков шлет апрель, вое сугробы пробуравила говорливая капель", "не растратил я картечи, но охотился не зря: мне под вечер сел на плечи сизый селезень - заря"; "аплодирует по-своему аист людям из гнезда", "в лозах над водой хрустальной соловьи - покоя нет! - карп зеркальный музыкальный слух имеет, - скажет дед".
  Конечно, далеко не все стихи этого сборника равноценны. В книге чувствуется пока только радостное восприятие мира, улыбка "яблоням и грушам". Но это уже не так мало для первой книги. На сборник появились положительные рецензии, о нем тепло отозвалась "Литературная газета". Все творчество У. Шереметьева, как и его жизнь, связано с землей и работой на ней. Только служба в рядах Красной Армии с 1938 по 1945 годы оторвала его от отчего края. Но потом он снова вернулся на Брянщину и уже больше никогда не расставался с нею.
  Устин Трофимович Шереметьев родился 1 июня 1913 года в селе Милечь Почепского района. Окончил Кокинский сельскохозяйственный техникум, до призыва в армию работал агрономом в совхозах. В 1942 году вступил в ряды КПСС. В послевоенные годы был главным агрономом Почепского района, а затем его избрали секретарем райкома партии. Долгое время он возглавлял Жуковский райком КПСС, а с 1958 года и до ухода на пенсию редактировал Жуковскую районную газету "Ленинец".
  Его беззаветное служение Родине отмечено высокими правительственными наградами.
  В 1960 году издательство «Брянский рабочий» выпустило второй сборник его стихотворений "У истоков радости". Настрой книге дает короткое стихотворение, открывающее ее:
  Иду к тому,
  Кто сердцем чист,
  Кто пулями прошит:
  - Скажи, товарищ коммунист,
  Как жизнь свою прожить?..
  Раздумье о жизни, пожалуй, основной мотив сборника. С годами У. Шереметьев накапливал не только жизненный опыт партийного работника. Стихи его становятся более социальными. В стихотворении "Моя провинция" есть такие строки:
  Не я ли мерил расстояния
  Пешком и в непогодь, и в зной,
  Неся партийные задания
  От посевной до посевной?
  Я знал презренье и прозренье.
  По бездорожью колеся,
  Глядел я ненависти,
  Жалости,
  Усталости в глаза.
  Порой, бросая слово резкое,
  Сам накалялся добела,
  Чтоб никакой иной - советскою -
  Моя провинция была.
  Что ж, такова партийная работа, что можно встретиться и с "ненавистью", и "жалостью", и через "презрение" прийти к "прозрению". Мне кажется, что стихотворение "Хорошая погода" этого же сборника очень личное. В нем столкновение разных взглядов и позиций. Вот картина, рисуемая поэтом: "У каждого стакан граненый. Они - до дна. А ты не пьешь. Тогда улыбке подхалима и лести сказано: "Вперед". А ты? А ты проходишь мимо, подумав: "Это не народ". И поэт обращается к парторгу, лирическому герою стихотворения: "А ты смеялся: "Надо выжить, не лыком шиты, черт возьми!" И в завершение дается анализ духовной стойкости и партийной принципиальности.
  Ты устоял. А где истоки
  Завидной стойкости твоей?
  Они рождаются на стройке,
  В просторе ласковом полей,
  И там, где долго и недолго -
  В дороге, в клубе, у крыльца -
  Твои слова - слова парторга
  Стучались в добрые сердца.
  И вот награда - год от года
  Глаза приветливей горят,
  И люди гордо говорят:
  - У нас хорошая погода!
  Да, в новом сборнике больше раздумий, полемической заостренности, публицистичности. Немало в нем и доброго юмора, но отличить хотелось бы поворот поэта к новой теме, обращение к нелегким делам людей села. Это новое настроение наиболее точно выражено в завершающих строчках стихотворения "Моя провинция":
  И счастлив я сравнить несмело
  Ее удел и мой удел:
  Она не зря помолодела,
  Я не напрасно постарел.
  Наиболее полно раскрылось дарование У. Шереметьева в поэмах "Берег ясных зорь", "Новоселье" и в своего рода итоговом сборнике "Апрельский ветер". Мне хотелось бы обратить внимание на стихотворение "На родной земле".
  "Доты порушив, у яри и озими мы урожайную страсть разожгли. Мы не из тех, что порхают стрекозами в поисках легкого счастья вдали. Нет, мы суглинки свои небогатые не оставляли ни в зной, ни в пургу. Тракторов не было - рыли лопатою, низко сгибаясь, ходили в плугу. Вот и улыбчивей поле суровое, все отдает, доброты не тая. Счастлив я тем, что земли полнокровие выстрадал вместе со всеми и я..."
  Кланяюсь клену, березе и ландышу.
  Край придеснянский - желанный удел!
  Сколько всего положил ты мне на душу,
  Сколько наметил заманчивых дел.
  Как уже заметил, наверное, читатель, фраза "улыбаюсь яблоням и грушам" заменена словами "кланяюсь клену, березе и ландышу". Это сыновний поклон красоте родного края, результатам труда людей.
  Весенний ветер барабанит в крышу.
  В саду деревья ходят ходуном.
  Я ветра озорную песню слышу,
  Хватаю плащ и покидаю дом.
  Что вижу я вокруг?
  Зимы крушение! Снег отступил.
  Бурлит вода в логу.
  Я, как боец, прорвавший окружение,
  Навстречу ветру радостный бегу ...
  Блажен, кто до седин обильных сохраняет в душе юношеский задор. К сожалению, в творчестве Шереметьева есть и стихи, которые скорее напоминают рифмованный рассказ.
  Слитность чувств и рационалистического начала в «Апрельском ветре» и в поэмах говорит о том, что поэт с годами сделал шаг вперед. В поэме "Берег ясных зорь" главный герой - секретарь райкома партии, в народе его зовут просто Петрович. Надо сказать, что образ этот - удача автора. Он жаждет дела. Смотрит секретарь на районную карту - "Флажки-дружки спешат на пойму, на поле, в разворот работ. Пусть, как патрон войдет в обойму, гектар в хозяйский оборот ..." "Иван Лукич, на Березань я: поторопить хочу "Зарю". А тут из "Зари" Сергей Перепелкин рвется на прием: "Скажите, по какому праву на паспорт справок не дают?.." Парень рвется в город, в горы, в тайгу, в Антарктиду, куда угодно, только из родного села. И вот завязка поэмы.
  Как ты решишь такой вопрос?
  Кто виноват, что парень к делу
  В родном колхозе не прирос?
  Быть может, виновата школа,
  Актив, правление, семья?
  И есть вина тут комсомола?
  Не меньше всех вина твоя!..
  И проступают черты характера секретаря РК КПСС - самокритичность, умение агитировать, находить ключ к человеческому сердцу. Послушаем диалог двух разных людей, Сергея Перепелкина и Петровича:
  - Немало дел красивых, друже,
  Для молодых в родном селе.
  - Петрович! Рыба - где поглубже,
  А я туда, где веселей.
  - Ты, вижу Я, колючий окунь.
  - Пока не окунь - малый ерш.
  - Невеста есть? Как мимо окон
  Ее в последний раз пройдешь?
  Заговорило сердце часто,
  В лицо ударил алый зной:
  - Уеду. Обживусь. И Насте
  Сигнализирую: "За мной!"
  Секретарь райкома решает "ехать" в "Зарю" на моторной лодке, чтобы показать парию красоту родной земли в надежде, что тронет она сердце юноши:
  Но плесы нашей Березани
  Ты не забудешь никогда.
  Секретарь интересуется родными Сергея. Тот рассказывает об убитом отце под Шверином, о матери, о деде... Завозит Петрович Сергея в колхоз "Победа". Здесь и порядок во всем и ежегодно миллионная прибыль, Глава "Боги урожая" - рассказ о тружениках колхоза "Победа", разговор о красоте крестьянского труда, о формировании сельского рабочего класса.
  Интересны образы председателя колхоза "Победа" Клима Бугрова и его друга, партийного секретаря колхоза, Авдеича, с которым они были "вместе и в метель, и в град и стылые и потные. И пополам выговора, простые и учетные..."
  Провел автор поэмы своих героев по родному краю, показал добрых трудолюбивых людей, заставил подумать о жизни настоящей и будущей, вспомнить о прошлом. А вместе с ними и мы посмотрели красоты Березани, побывали в колхозах "Победа" и "3аря", и в душе родилась уверенность, что выйдет из Перепелкина добрый хлебороб.
  Тебе отстукает под сорок.
  И будешь ты не так ретив,
  Зато трудолюбив и зорок,
  И крепко впаян в коллектив.
  О поэме доброе слово было сказано в областных газетах, о ней были напечатаны отзывы Николая Рлдичева и Константина Лапина в центральных изданиях. Например, в рецензии "Песня о Березани" ("3намя", № 8, 1965) сказано: «Процесс преодоления Сергеем внутренних противоречий, приближение к естественному выводу о том, что родное село - такое же место для подвига, для жизни большой и красивой, как Братская ГЭС и ракетодром, - отражен автором в достоверных психологических деталях и выглядит с точки зрения развития характера Сергея вполне убедительным. И это, пожалуй, основное достоинство поэмы "Берег ясных зорь".
  В статье "О чем шумит Брянский лес" ("Литературная Россия") немало добрых слов посвящено поэме: "Воспитание у сельской молодежи любви к земле, к работе в колхозе - тема немаловажная. Наиболее полнокровно она разрешается в поэме Устина Шереметьева "Берег ясных зорь" ... Темперамент партийного работника, знание села, помноженные на поэтическую зрелость, дают добрый урожай".
  Поэт в 1966 году был принят в Союз писателей. Окрыленный успехом и добрыми словами критиков, он берется за создание новой поэмы "Новоселье", которая скоро и вышла отдельной книгой. Это большое поэтическое повествование, полное дрaматизма, о людях, возвратившихся с войны на родную землю, на которой:
  Селенья разоренные,
  Землянки там и тут.
  В землянки похоронные
  Последние идут.
  В поэме много интересных колоритных образов: Марины Елагиной, Вадима Трофимова, секретаря райкома Николая Петровича Казакова и других. Поэма полна деталей жизни тех суровых лет, она проста по языку - в нем много народности, чистоты, искренности.
  Последние годы Устин Трофимович все больше занимался прозой. Книга повестей и рассказов "У нас в Задубравье" явилась результатом многолетних раздумий писателя над судьбами людей современного села и проблемами, которые их волнуют. Эти раздумья как бы предваряли постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О мерах по дальнейшему развитию сельского хозяйства нечерноземной зоны РСФСР", вытекающие из глубокого анализа народной жизни, тех социальных проблем, которые затрагивают психологию людей, влияют на условия их труда и быта, производственные отношения.
  В книгу включена шесть рассказов и две повести - "Изба в разрезе" и "Мурашкины в отпуске". Многие герои (агроном Герасин, парторг Крышев, председатель Гвоздев) проходят через всю книгу, что создает композиционное единство книги и дает возможность всесторонне обрисовать характеры персонажей. Примером может служить образ Гвоздева.
  На страницах рассказа "Первый шаг", открывающем книгу, читаем: "За широким двухтумбовым столом сидел плотный, лет пятидесяти человек – председатель колхоза Алексей Иванович Гвоздев. Добродушное лица его в лучиках морщинок, большие карие усталые глаза ..." Во втором - "Паук, река и браконьер" - перед нами предстает умный руководитель-воспитатель, не дающий спуску нарушителю и в то же время не позорящий его всенародно. Он даже решает не отдавать Касьяна Прикиньку под суд за отстрел чужих домашних гусей. Алексей Иванович, глядя на Касьяна, занятого фотографиями, на которых шофер председателя запечатлел его на месте преступления, размышляет так: "Вправе ли он освободить себя и своих товарищей от забот за судьбу Касьяна, отдав его под суд?" - И он говорит Касьяну: "Возьми карточки, Семеныч ... Они тебе пригодятся". И верится, что Касьян переборет себя, бросит браконьерство.
  В повести "Изба в разрезе" Гвоздев показан как вдумчивый и рачительный хозяин, знающий свое дела. А в целом создается интересный образ руководителя большого современного колхоза.
  В рассказах и повестях У. Шереметьева нет ни замысловатых сюжетов, ни драматических ситуаций. Во всех случаях повествование ведется просто и о самых простых житейских делах. И стиль повествования традиционный. Все в повести неприхотливо и обыденно. Читатель знакомится с очень хорошими, трудолюбивыми людьми, знающими себе цену. Разговор ведется неторопливый, обстоятельный, со множеством характерных подробностей деревенского быта. Нет в повести острых столкновений отношения между героями вежливые, уважительные, с обращением друг к другу по имени и отчеству.
  Конечно, проблем в жизни современной деревни немало, и в повести они находят соответствующее отражение. Это и вопросы взаимоотношений руководящих кадров с людьми, механизации, трудоемких процессов, уход молодых хлеборобов в город, отдых сельских жителей. Читая повесть, чувствуешь, что жизнь в деревне идет к лучшему, изменяются люди, становятся грамотнее, культурнее, благороднее душой. Об этом хорошо говорит герой повести Алексей Иванович Гвоздев: "Подобрел народ, совсем незлобивым стал ... Не к мести, а к шутке люди тянутся. Отчего бы это? Не иначе как от улучшения жизни, от стремительного душевного обогащения ..."
  Есть в прозе Устина Шереметьева и слабые стороны. Обстоятельность в описании событий оборачивается порой медлительностью в развитии действия. Есть просчеты и в композиции - особняком в книге стоит рассказ "Мальчик и змея", о детстве парторга Еремея Денисовича. Это, видимо, оттого, что о детских годах героя мы узнали после того, как уже познакомились с трудностями военного и послевоенного времени, которые пережили герои книги и сам Еремей Денисович.
  Но, думается, недостатки эти не столь значительны, чтобы за ними не увидеть новое и светлое, что несет проза Устина Шереметьева читателям, людям сегодняшнего села.
  "Брянщина литературная", Парыгин В.П., 1985 год.