ПОЧЕПСКИЙ РАЙОН

Экспертное мнение


Церковь Покрова Пресвятой Богородицы


  1729 года мая 21 по указу и по благословению Святейшего Правительственного Синода по помете на учиненной выписе Сунодального Дома казначея иеромонаха Филагрия, а по челобитью брянских помещиков капитана Ивана, да порутчика Семена Петровых детей Похвисневых велено им в обретающейся их вотчине в Брянском уезде в Подгородном стану в деревне Милечи (в других местах Меличи) построить вновь церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы и о том строении отправить им его императорскому Величеству указ, который и отправлен и на оную новопостроенную церковь по сказке их помещиков Похвисневых дани положено с дворов с попова 4 деньги, с дьяконова 2 деньги, с дьячкова, с пономарева, с просвирницына по 1 деньги, с приходских с помещикова 6 денег, с крестьянских средних с 50 по 3 деньги, с меньших с 51 по 2 деньги с двора, с пашни с 20 четвертей в поле а в дву по томуж, по 3 деньги с четверти, сена с 10 копен по 2 деньги с копны, заезда гривна, десятильнича дохода 10 алтын, итого 2 рубля 4 алтына 3 деньги, казенных пошлин 5 алтын 4 деньги, полоняничных с 5 дворов по 8 денег с двора, 6 алтын 4 деньги, всего 2 рубля 16 алтын 5 денег.
  Данныя деньги платил сей церкви поп Василий Осипов.
  1746 года Покрова Пресвятой Богородицы в Подгородном стану в деревне Милечи в вотчине помещиков Похвисневых 2 рубля 50,5 копеек.
  1726 года октября 18 Брянские помещики капитан Иван да подпоручик Семен Петровы дети Похвисневы, в поданном в Синодальный Казенный Приказ прошении писали: "в прошлых 201 и 202 годы бил челом дядя наш Михайло Елизарьев сын Похвиснев в Поместной Приказ, чтоб построить в общей нашей вотчине в Брянском уезде в Подгородном стану в деревне Мелечи вновь церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы и по оному челобитью из Поместного приказу о допросе дяди нашего в Брянске послана грамота, по которой он дядя наш и допрашиван и в Вотчинной конторе под оную церковь земле дача учинена, а в нынешнем 1726 году били челом мы, чтоб из Вотчинной конторы о вышеобъявленном для ведома в Сунодальный Казенный Приказ послать промеморию что и учинено, а о рубке леса и о строении церкви благословенной грамоты во Брянске дать нам благословенную грамоту и просим о сем нашем челобитьи решение учинить".
  Из приложенной при сем промемории из государственной Вотчинной коллегии видно, что отказныя книги на уступленную к новостроющейся церкви Покрова Пресвятой Богородицы составлены Брянския Приказныя избы подъячим Игнатием Надеиным 202 года марта 30 дня, а именно: "отказано Михайлово недвижимое имение Елизарьева сына Похвиснева в Брянском уезде в Подгородном стану, в деревни Милечи 20 чети в поле, а в дву по томуж, со всеми угодьи".
  Подписано: "у просителей о двором числе приходских людей взять сказка и предложить".
  И против сей челобитной в Синодальном Казенном Приказе господа Похвисневы сказали: "у вышеозначенной церкви будет поп, дьякон, дьячек, пономарь, просвирница, да к той же их церкви приходских дворов будет в той деревне Миличе крестьянских 45, вотчины их же в деревне Тшане 17, вотчины Вознесенского девича монастыря в деревне Усошок 40, итого 102 двора, а под церковь и попу с причетники на прокормление поступились из своих дач пашни 20 чети в поле, а в дву по томуж, сена 10 копен, которая в Вотчинной коллегии справлена и в Казенной Приказ о справке вынесена промемория, и в оную церковь для службы вино церковное, ладан и свечи и протчее принадлежности отправляться будут от них и от приходских людей без всякая остановки и церковно-служители иметь будут пропитание от оной земли и от них просителей, также и от приходских людей с удовольствованием, а от других церквей оная деревня Мелича имеется на все четыре стороны от Брянских разных помещиков сел верст по 30 и больше, а от Черкасских городов верстах в 10 и больше".
  1726 года ноября 14 Синодальный Казенный Приказ определил: послать указ города Брянска Петропавловскому архимандриту Питириму и произвести следствие о числе дворов в деревни Меличе и о разстоянии той деревни от других сел.
  По силе онаго определения указ послан не к архимандриту, а к Управлению Духовных Дел города Брянска Николаевскому попу Петру Макарьеву, который при доношении прислал в Синодальный Казенный Приказ ноября 17 дня, 1727 года следствие и сказки за рукоприкладством сторонних людей: Подгородном стану, вотчины генерала Василья Дмитриевича Корчмина села Мирковых Ут сергиевскаго попа Андрея Семенова с выборным крестьянином Игнатием Антиповым и старостою Никитою Григорьевым, Брянских помещиков Кирилла, Ильи да Сергея Федоровых детей Соврасовых; Трубчевского уезда, села Плюснова петропавловскаго попа Михаила да Семена Петровых детей, да дьякона Ивана, Почепского уезда, села Пьянаго Рогу, воздвиженскаго попа Саввы Макарьева, да выборнаго того села атамана Андрея Кириллова Бороновскаго, да казацкаго атамана Ивана Федорова Дорошенок, сказавших во евангельской заповеди ей же, ей, ей в правду, что в деревне Меличе и в деревнях Тшане, Усошках хотящих быти в приходе к строящейся вновь церкви имеется крестьянских 102 двора, а разстоянием те деревни от села Мирковых Ут в 20, от села Краснаго в 25, от малороссийскаго Почепскаго уезда села Пьянаго Рогу в 10 верстах, а кроме тех сел в близости к тем деревням других сел нет и в оную деревню Меличу суще к строению новой церкви ведет необходимая нужда.
  В дополнение к оному делу означенный порутчик Семен Похвиснев сказкою показал: что де в деревне Милечи имеется ныне приходских дворов помещиков 1, крестьянских 101, из которого числа обретается средних 50, молотчих 51, а лучших людей дворов нет, понеже де ничем те его крестьяне не торгуют.
  Синодальным Казенным Приказом положено дани по указной статье с дворов с попова 4 деньги, дьяконова 2 деньги, дьячкова, пономарева, просвирницына по 1 деньги, с помещикова 6 денег, с крестьянских средних с 50 по 3 деньги, меньших с 51 по 2 деньги, овна с 10 копен по 2 деньги, заеада 3 алтына 2 деньги, десятильничих дохода 10 алтын, казенных пошлин 5 алтын 4 деньги, полоняничных с 5 дворов 6 алтын 4 деньги, итого 2 рубля 16 алтын 5 денег.
  Подписано: "1729 года мая 23 дня дать указ о строении церкви и данныя деньги брать с нынешняго 1729 года и тое церковь вписать в окладныя книги". Отмечено: "указ выдан".
  1736 года мая 31 дня подпорутчик Семен Петров и Григорий Иванов Похвисневы в Синодальный Казенный Приказ писали: "что церковь Покрова Пресвятой Богородицы, в вотчине их в сельце Меличах, построена деревянная и к освящению изготовлена и просили об освящении оной церкви послать указ города Брянска протопопу Алексею Дементьеву".
  Подписание преосвятейшего Вениамина епископа Коломенского: "дать о посвящении указ и антиминс. 1736 иуния 9 дня". Указ выданный и антиминс означенной Покровской церкви поп Василий Осипов взял и росписался.
  "Брянской десятины жилые данные церкви 7136 (1628) – 1746 годы". Сборник Орловского Церковно-Археологического Комитета. 1905 год.


***

  Определен в училище по ведомству государственных имуществ помощником села Милечи диакон Стефан Косьмодамианский в Усошкинское трубчевского уезда.
  "Орловские епархиальные ведомости", № 1, 1866 год.


***

  Прихожане села Журавки, трубчевского уезда, просили Его Преосвященство, о произведении пономаря приходской их церкви Александра Троицкого, выбывшего из духовного уездного училища и прослужившего на месте только три года, во диакона, с оставлением его на причетнической вакансии. Его Преосвященством, по рассмотрении означенного прошения и наведенной по оному в консистории справки, резолюция дана такого содержания: "Подтвердить прежние епархиальные распоряжения (следует отказать) и о подобных искателях диаконских мест, чтобы домогающийся незаконного не смел подавать новых прошений до истечения назначенного таковым срока и до надлежащего приготовления себя к принятию диаконского сана".
  Орловские епархиальные ведомости, № 2, 1867 год.


***

  Присоединена к Православной Церкви из Лютеранского вероисповедания государственная крестьянка трубчевского уезда села Милечи Мария Кириллова.
  Орловские епархиальные ведомости, № 5, 1867 год.


***

  Трубчевского уезда села Милечи священник Петр Покровский перемещен в село Красную-Слободу, тогож уезда, на праздное священническое место.
  Орловские епархиальные ведомости, № 15, 1868 год.


***

  Произведен во священника окончивший курс богословских наук Егор Переверзев в село Милечи трубчевского уезда.
  Орловские епархиальные ведомости, № 19, 1868 год.


***

  Трубчевского уезда, села Милечи священник Георгий Переверзев, согласно его желанию, перемещен в село Лукинку Севского уезда.
  Орловские епархиальные ведомости, № 7, 1873 год.


***

  Умер заштатный диакон Трубчевского уезда села Милечи Иоанн Александрийский.
  Орловские епархиальные ведомости, № 9, 1874 год.


***

  Воспитанник Семинарии Яков Даншин рукоположен во священника к церкви села Милечи Трубчевского уезда.
  Орловские епархиальные ведомости, № 17, 1883 год.


***

  Село Милечь находится примерно в 40 км к северу от Трубчевска и в 25 км к востоку от Почепа. В старое время через Милечь проходила большая дорога, соединявшая эти два города. Граница Орловской и Черниговской губерний подступала к самому селу, проходя по протекающей здесь речке Милечи.
  К началу ХХ века Милечь входила в состав Уручьенской волости; ныне село относится к Краснорогскому сельскому поселению. Максимальное население Милечи, по переписи 1926 года, составляло 652 жителя, но и сегодня село остается довольно крупным: здесь проживает около 500 человек.
  Как и вышеописанная Котовка, Милечь возникла в XVII веке как слобода, с той лишь разницей, что Котовка в те далекие времена уже входила в Трубчевский уезд и ее крестьяне были удельными, а Милечь первоначально относилась к помещичьим владениям в составе Брянского уезда.
  Еще в 1693-1694 годы тогдашний владелец деревни Милечи Михаил Елизарьев сын Похвиснев направлял в Поместный приказ челобитную о выделении из его угодий земли для нужд будущего храма во имя Покрова Пресвятой Богородицы и его причта, и земля была выделена. Однако по какой-то причине храм тогда не был построен, хотя крестьян в его предполагаемом приходе набиралось более 100 дворов. В 1726 году племянники М.Е. Похвиснева, братья-офицеры Иван и Семен Петровы дети Похвисневы (они же в 1720 году построили церковь в Палужье), вновь вернулись к этому вопросу. Несколько лет тянулось следствие о необходимости строительства в Милечи храма, и только в мае 1729 года был дан указ о строении церкви. Освящение новопостроенного храма состоялось лишь в 1736 году.
  Существовавший к началу ХХ века деревянный, обшитый тесом храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы был построен в 1767 году на средства прихожан. Престол в церкви имелся только один. Вероятно, был сделан и ремонт самого здания, ибо еще двадцатью годами раньше отмечалось, что церковь "приходит к ветхости". В 1889 году на средства прихожан храм был капитально отремонтирован; его стены изнутри и снаружи были заново окрашены масляной краской. Над ним возвышалась одна большая главка и одна малая (над алтарем): всех окон насчитывалось 17. На двухъярусной колокольне, устроенной в одной связи с церковью, висело 4 колокола. В 1893 году вокруг храма поставили глухую ограду, часть которой (101 метр) была каменной, а другая часть (47 метров) - деревянной. В 1901 году были переделаны боковые крытые крыльца храма. Храм не отапливался.
  Состав прихода неоднократно подвергался переменам. Первоначально он состоял из села Милечь, слободы Усошки и трех деревень: Александровка (Журавка тож), Тщань и Богдановка. В 1865 году в Усошках был построен свой храм и открыт самостоятельный приход. В 1873 году приход села Милечь был упразднен, а храм его был приписан к церкви села Усошек. В 1877 году деревня Богдановка была передана в приход села Уручья. В 1883 году приход села Милечь был восстановлен и к началу ХХ века состоял, кроме села, из деревень Александровки (Журавки) и Тщани. Общее количество прихожан в это время приближалось к тысяче душ. Помимо крестьян, в приходе проживали дворяне, как коренные, так и купившие себе здесь имения.
  Причт по штату в 1903 году состоял из двух человек, пользовался церковными домами и с 1893 года получал 400 рублей казенного жалованья. Церковь владела 36 десятинами земли. В селе находилась церковно-приходская школа.
  По свидетельству уроженки Милечи Антонины Ивановны, перед Великой Отечественной войной в селе было около 250 дворов. В сведениях о религиозных объединениях Почепского района церковь Милечи по состоянию на 1 января 1934 года значилась действующей, "служителем культа" указывался И.А. Добросердов. В начале лета 1936 года местные власти обязали верующих в двухмесячный срок храм отремонтировать и при этом не разрешили без ведома милиции ходить по домам для сбора пожертвований на ремонт. Уже на следующий год Покровская церковь была закрыта, разграблена, а ее последний настоятель Павел Васильевич Зверев - репрессирован. Находившийся вместе с ним в ссылке настоятель Успенской церкви села Красный Рог Почепского района позднее рассказывал, что отец Павел категорически отказывался выполнять указания лагерного начальства, несовместимые с православными традициями, за что поплатился жизнью.
  В 1939 году здание Покровского храма было разрешено переоборудовать под школу, однако в 1943 году оно, как и большая часть села, было сожжено оккупантами "в ответ" на помощь селян партизанам, действовавшим в окрестных лесах.
  Церковь стояла на Центральной (бывшей Церковной) улице, у дороги, возле нынешнего дома № 29. После войны на месте храма был выстроен магазин. Около 2008 года по инициативе одного из уроженцев Милечи, живущего ныне в Москве, здание магазина было разобрано, перенесено в другое место, а на небольшой возвышенности, где стоял храм, установлен деревянный памятный крест. Появившиеся тогда же планы восстановления храма развития пока не получили: его место пустует. Рядом стоят несколько старых лип.
  "Храмы Трубчевского уезда", Вязьмитин О.Р., Шатохин А.В., 2013 год.