Престолы: Илии Пророка
Год постройки: между 1810 и 1823.
Церковь Ильи Пророка, 1-я четверть 19 века, улица Красноармейская, 36. Расположена вблизи центра города на высоком берегу реки Судость, откуда открывается прекрасный вид на ее широкую пойму. С начала 17 века здесь известна деревянная церковь - так называемый Костный храм, поставленный на месте захоронения 4 тысяч жителей Почепа, погибших в 1610 году во время обороны от польско-литовских захватчиков. Вместо него в 1810-23 годы построена на средства священника Симеона Тимкова и прихожан нынешняя каменная церковь; в 1861 году на средства купца С. Неменки сооружена колокольня; северное закрытое крыльцо и лестница перед южным входом возведены позднее. Кирпичное, оштукатуренное снаружи и внутри здание представляет собой необычный для брянской архитектуры купольный храм в стиле позднего классицизма, с оригинальной крестообразной композицией объемов. Поставленный на полуэтаж типа подклета, храм состоит из одинаковых по высоте основного четверика со скругленными углами и примыкающих с трех сторон (кроме восточной) прямоугольных пристроек. Мощное полукружие алтаря фланкируют с боков две меньшие аспиды приделов, устроенные в рукавах креста, что сближает восточный фасад храма с памятниками древнерусского зодчества. Водруженный на четверик цилиндрический барабан с выступами-ризалитами над рукавами и апсидой завершен полусферическим куполом с небольшой световой главкой и крестом. Короткий переход соединяет служивший трапезной западный рукав с невысокой тяжеловесной колокольней. Два ее массивных четырехгранных яруса с полуярусом между ними увенчаны фигурной кровлей и тонким шпилем. В скупом позднеклассицистическом декоре выделяются расположенные на торцах боковых рукавов креста входные портики в антах с двумя парами тосканских полуколонн по сторонам проемов и фронтонами; северный портик застроен поздним крыльцом. Выразительны ризалиты барабана с тройными итальянскими окнами, разделенными пилястрами, и с пологими фронтонами. Остальное убранство включает упрощенные антаблементы с мелко профилированным карнизом на барабане; двухъярусные прямоугольные ниши между его ризалитами и выступы подоконников арочных окон без наличников. Центральная часть храма с нишами в скругленных углах перекрыта сферическим куполом; в подклетном этаже под ней находилась теплая церковь Варвары, имеющая сомкнутый свод. Боковые рукава, а также трапезная нижнего этажа имеют плоские потолки; в верхнем, где расположены приделы Казанский (северный) и Покрова (южный), - коробовые своды; все апсиды - с конхами. Церковь расписана масляными красками в конце 19 века; поновлена в 1955-57 годы 80-летним мастером Лысенко из села Котляково. Роспись выполнена в позднеакадемической манере, в темных, глухих тонах. На своде изображена Новозаветная Троица, между оконными проемами барабана написаны сюжеты "Благовещение", "Крещение", "Преображение" и "Вознесение", на парусах - евангелисты, на стенах и сводах приделов - отдельные изображения святых, сцены на евангельские и библейские темы, а также из жития Ильи Пророка. Орнамент выполнен в виде плетенки и растительных мотивов. Главный трехъярусный иконостас с несколько заглубленной центральной частью конца 19 - начала 20 века традиционен для русского стиля; иконы 19 - 1-й половины 20 века. Накладная декоративная резьба, особенно обильная в нижнем ярусе, выполнена в тяжеловесной дробной манере. Килевидные обрамления верхнего яруса заканчиваются крестами. Иконы, помещенные в центре, над царскими вратами, более крупных размеров. Придельные двухъярусные сборные иконостасы конца 19 - начала 20 века повторяют в отдельных деталях декор главного.
"Свод памятников архитектуры и искусства России. Брянская область", 1998 год.
Универсал Стародубовского полковника Ивана Плотника священникам Почепским Лукьяну Иосифовичу и Василию Кузьмичу на доходы с млина в селе Шуморове. 21 августа 1663 года.
Иван Плотник, полковник верного в... его пресветлого царского величества за...ского Стародубовский.
Ознаймуем сим писанием вшелякого стану л..., кому того ведати будет належало, иж... поглядаючи на честных господинов отцов священ... Почеповских отца Лукьяна Иосифовича, служител... храму Господня Всемилостивого Спаса, отца Василия Кузминича, служителя храму святаго Илии пророку, иж, будучи в благочестии, за его пресветлое царское величество и за все войско Запорожское и мир християнский Господа Бога молитвами своими благалочих, просящи за доброе здорове и отпущении грехов, з ласки войсковой позволилем им з млина Шуморовскаго, стоячей (sic) на речце Вусе в уезде Почеповском, камень один розмеру уживать, мерочок двох, а третяя мелницкая звичайная, того варуючи, приказуем, абы выш преречоным честным господином ни от кого жадной, найменшой кривди и перешкоди не было в держаню... млина и в заживаню того розмеру, иначей не чинячи, под неласкою нашею и войсковою. Да... в Почепе, 21 августа 1663.
В подлинном подпис: Иван Плотник, полковник звыш менованный.
Труды Черниговской Архивной Комиссии, выпуск 10, 1913 год.
***
Пожертвования, поступившие в 1862 году в церкви и монастыри Черниговской епархии, мглинского уезда на Ильинскую местечка Почепа от купца Стефана Бобковского вещами на 200 рублей.
Черниговские епархиальные известия, № 3, 1863 год.
***
Священник Ильинской церкви местечка Почепа, Мглинского уезда, Феодор Самойлович, рапортом от 21 апреля с.г. донес Преосвященнейшему Антонию, Епископу Черниговскому и Нежинскому, что им, Самойловичем, получены пожертвования на обновление приходской его церкви: от молитвенника земли русский протоиерея отца Иоанна Сергиева (Кронштадтского) 100 рублей и от Его Превосходительства Николы Артемьевича Терещенко 100 рублей. На сем рапорте резолюция Его Преосвященства 25-го минувшего апреля последовала такая: Выражаю искреннюю благодарность и признательность высокочтимым: протоиерею отцу Иоанну Кронштадтскому и Николаю Артемовичу Терещенко за их значительные пожертвования в пользу храма Ильинского местечка Почепа.
Черниговские епархиальные известия, № 11, 1896 год.
***
Награжден скуфьею за отлично усердную службу священник Ильинской церкви местечка Почепа Феодор Самойлович, 7 января 1899 года.
Черниговские епархиальные известия, № 2, 1899 год.
***
Преподается Архипастырское благословение церковному старосте Ильинской церкви местечка Почепа, Мглинского уезда, купцу Сергию Стефанову Неменон-Бобковскому, за пожертвование из своих средств около 120 рублей в пользу своей приходской церкви и причтового дома для псаломщика.
Черниговские епархиальные известия, № 6, 1899 год.
***
Награжден скуфьею по представлению Черниговского Епархиального Училищного Совета за заслуги по церковно-школьному делу священник Ильинской церкви местечка Почепа, Мглинского уезда, Феодор Самойлович.
Черниговские епархиальные известия, № 10, 1899 год.
***
Благодатная помощь по молитвам к Святителю Феодосию, Архиепископу Черниговскому, Чудотворцу.
У мещанина местечка Почепа Ивана Яковлева Цыбульского 1898 года 30 января сын Прокофий, 1 года, заболел бронхитом. Не смотря на лечение 2 местных врачей и 2 фельдшеров облегчения больному не было. Так бедное дитя страдало бронхитом до 14 сентября. С этого дня у больного появились тиф и воспаление легких. Местные доктора отказались от лечения и признали состояние больного безнадежным. С каждым днем становилось больному хуже и хуже, отнялись у него правая ручка и ножка, неслышно было его голоса, сон совершенно оставил, пища, насильно положенная в ротик, не проходила внутрь. Мать больного ребенка находилась в страшном горе и отчаянии, — у нее раньше умерло трое детей от такой же болезни. Но частое горе укрепляет и слабую веру в человеке. 10 октября она идет к соседке своей крестьянке Александре Кумковой, недалеко пред тем воротившейся из Чернигова, и просит у нее елея от лампады святителя Феодосия, смазывает этой оливкой крестообразно все тело больного ребенка, плачет и горячо молится. И что же? Больной ребенок, с 14 сентября не издававший никакого звука, в первый раз в 10 часов вечера 10 октября закричал, начал владеть ручкой и ножкой, стал принимать грудь матери, а утром на другой день принял немного пищи.
Как бы в доказательство того, что милость Божия оказана больному по молитвам святителя Феодосия мать больного видит в ту же ночь сон. Едет много карет по улице. Говорят ей: архиерея встречают. Соседка ее Александра Кумкова говорит, что не архиерея встречают, а икону свят. Феодосия; и действительно показался лик Угодника Божия Феодосия на иконе. Мать больного с радостью побежала в свой дом привести в порядок комнату и пожелала встретить св. икону. Вдруг неожиданно и незаметно для домашних больного явился в комнате сам святитель Феодосий с наперстным крестом на груди и с крестом в руках, которым благословил хозяйку дома и невидимо скрылся. После этого больное дитя быстро стало поправляться. В этот день мать больного отслужила в приходском храме молебен свят. Феодосию Углицкому и акафист Божией Матери пред местночтимой иконой Казанской. В настоящее время мальчик совершенно здоров. Истину всего вышепрописанного свидетельствуем своим подписом и готовы подтвердить присягой: отец и мать исцеленного, мещане Иван Яковлевич Цибульский, Мария Димитриева Цибульская.
Местечка Почепа Ильинской церкви священник Феодор Самойлович, 1899 года 21 июля.
Черниговские епархиальные известия, № 16, 1899 год.
***
Перемещен на праздное священническое место при Георгиевской церкви села Бобровицы, Черниговского уезда, священник Ильинской церкви местечка Почепа, Мглинского уезда, Феодор Самойлович, 10 мая 1900 года.
Черниговские епархиальные известия, № 11, 1900 год.
***
Вакантное священническое место при Ильинской церкви местечка Почепа, Мглинского уезда, с 10 мая 1900 года.
Черниговские Епархиальные Известия, №№ 10-13, 1900 года.
***
Перемещен на праздное священническое место при Ильинской церкви местечка Почепа, Мглинского уезда, священник Николаевской церкви села Деремны, того-же уезда, Георгий Ливанов, 5 июля 1900 года.
Черниговские епархиальные известия, № 14, 1900 год.
***
Умер псаломщик Ильинской церкви местечка Почепа, Мглинского уезда, Иаким Мармазинский, 24 июня 1901 года.
Черниговские епархиальные известия, № 15, 1901 год.
***
Перемещен священник Ильинской церкви местечка Почепа Мглинского уезда Георгий Ливанов, согласно его прошению, 20 минувшего января на службу в Орловскую епархию. Вакантное место священническое: Мглинского уезда в местечке Почепе при Ильинской церкви, дворов 63, душ обоего пола 515, руленой земли 71 десятина, дом есть, жалованья 294 рубля, с 20 января 1904 года. Просвещена священным крещением священником Рождество-Богородичной церкви местечка Почепа Мглинского уезда Иоанном Козминским, 18 января сего 1904 года, еврейка, мещанка местечка Почепа Блюма Велькина Либерова, девица 20 лет, с наречением ей имени Нина.
Черниговские епархиальные известия, № 4, 1904 год.
***
Перемещен священник Георгиевской церкви села Шумарова Мглинского уезда Иоанн Никольский к Ильинской церкви местечка Почепа, того-же уезда, 6 марта.
Черниговские епархиальные известия, № 7,8 1904 год.
***
Перемещен диакон, состоящий на псаломщической вакансии при Ильинской церкви местечка Почепа Мглинского уезда Георгий Неаронов на псаломщическое место при Воскресенской церкви, того же местечка, 4 июня.
Черниговские епархиальные известия, № 12, 1904 год.
***
Перемещен псаломщик Благовещенской церкви села Рогова, Мглинского уезда, Иван Покровский к Ильинской церкви местечка Почепа, того же уезда, 10 июня.
Черниговские епархиальные известия, № 13, 1904 год.
***
Алфавитный список церквей Черниговской епархии. Цель составления настоящего списка — дать хотя бы краткие сведения, в виде настольного справочника, об историческом прошлом всех церквей Черниговской епархии, дать возможность иметь представление о том, насколько та или иная церковь может представлять интерес в архитектурном отношении и можно ли рассчитывать найти в церкви хотя бы некоторые памятники старины. Материалом для составления настоящего списка послужили официальные документы церквей, так называемые клировыя ведомости или ведомости о церкви. В список вносилось название села или города, в честь какого события или святого посвящен престол, каменная церковь или деревянная, год постройки церкви, кем церковь построена, если строитель ее был более или менее известным лицом. Церкви, построенные до начала XIX века и затем перестраивавшиеся, также отмечались, чтобы знать, что первоначальной конструкции церкви видеть уже нельзя. О тех приходских церквах, которые построены в XIX веке на место существовавших прежде, или обозначены что они "построены, когда и кем неизвестно", отмечалось, с каких годов имеются при них документы, именно метрические или исповедные книги. Наконец, делались отметки и о тех церквах, которые построены на место сгоревших и где едва ли уже можно рассчитывать на нахождение памятников церковной старины.Ручаться за полную точность предлагаемых сведений, к сожалению, нельзя, так как материал для них – клировые ведомости составляются очень кратко и неполно; особенно это относится к перестройкам, расширению церквей и пристройкам колоколен.
Мглинский уезд. Почеп, Ильинская, деревянной постройки 1823 года. Документы с 1780 года.
"Алфавитный список церквей Черниговской епархии", Е. Корноухов, 1908 год.