Город Почеп при реке Судости. Наряду с теперешним местечком Почепом существует село Старый Почеп, или Старопочепье (при речке Косте). Это село указывает, что теперешний Почеп при реке Судости - есть новый Почеп. Когда возник последний - достоверных сведений не имеется; можно догадываться, что это случилось раньше ХVI века, так как с ХVI века имеется уже непрерывная нить сведений о Почепе, которые не дают никаких указаний на перенесение его с берегов Косты на берега Судости. Почеп принадлежит к числу старых северских городков. Возник он не позже XV века, а может, и раньше. В начале ХVI века "город" Почеп был отнят у Литвы войсками московского князя и затем упоминается как город, имевший свои особые волости. В 1535 году Почеп был разорен поляками под предводительством Яна Тарновского, но тогда же был и возобновлен: "повелением великого князя сделан град Почеп земляной на старом же месте". В другой раз потерпел Почеп разорение в начале XVII века, когда в 1610 году был сожжен запорожскими казаками. Сожжен был уже новый Почеп, так как «град Почеп на реке Судости - значится уже и в книге Большего Чертежа. Затем мы видим Почеп в руках поляков, которым он отдан был, конечно, на основании Деулинского перемирия. После истечения срока для последнего, "почепские сидельцы государю добили челом и город сдали" русскому войску. В силу Поляновского договора Почеп снова перешел к полякам, и владельцем его явился стародубский маршалок Киерло. Прежний почепский "острог" преобразовался в "замок", который оберегался "казацкой корогвой". От Киерла в Почепе сидел староста его Дубровский. Кажется, что и сам Киерло живал в Почепе; по крайней мере, здесь жила мать его в первой половине 1648 года, при начале казацкого восстания. В это время "писал из Польши в Почеп пан Керлич к матери своей паньи Керхиной, что короля Владислава не стало... чтобы она, мать его, ехала в Польшу к нему тотчас; и та де панья Керлина поехала к нему в Польшу, а без себя приказала делать город Почеп. Ипосле ее, прислано в Почеп наряду пять пушек и зелья; а за нарядом в Почеп идут казаков пеших 200 человек...". Так писал трубчевский воевода Нащокин в Москву в начале июня 1648 года. А месяца через два после этого, вслед за Стародубом, взят был казаками и Почеп. В марте 1649 года высланный в Почеп Мартыном Небабой сотник Криско Прокопович пишет брянскому воеводе князю Мещерскому: "Абы ты, князь, пожаловал нас, миру хрещеного, и ляхов через Брянщину не перепущал, бо пришли нам вести таковые, што з Рославля мают до нас, по наши головы до Почепова, тые поганци ляхи через Брянщину быти ...". Но "ляхи" прорвались в северские "замки", так как в апреле того же года в Почепе уже сидел "сотник" дозорца почепский войска его королевской милости запорозского, Николай Туаановский. Это значит, что в это время поляки снова вернулись в Северскую землю и стали распоряжаться здесь по-прежнему. Киерло опять стал писаться почепским державцей, а в Почепе опять видим его подстаросту - Александра Есимонта. Об окончательном изгнании поляков из Северской земли, а следовательно, и из Почепа, было говорено раньше. По описанию 1654 года - "Город Почеп стоит на реке Судости, в том городе на посаде поставлены две церкви древеные: церковь во имя Спаса, а другая церковь во имя святого пророка Илии, да в том же Почепе над рекою Судостью, на горе, поставлен городок, огорожен стоячим острогом. В том остроге сделаны ворота проезжие; на воротех башня; глухих и науголних пять башен. Около того города ров и в том рву стоит вода летнею порою". В 1666 году Почепу дана была царская грамота на магдебургское право: "Били челом нам, великому государю, города Почепа войтМихайло Павлов и все мещане, чтоб пожаловать их, велеть им на магдебургское право и волность дать нашу жалованную грамоту, против нежинских и черниговских и переясловских мещан ... и мы, великий государь, почепских мещан пожаловали на стародавное их право, сию нашу жалованную грамоту дать им повелели и по нашей царской милости почепским мещанам в правах своих и волностях быть по сей нашей грамоте ...". Через год после выдачи этой грамоты стольник Хлопов выдал почепским мещанам "память", которою были определены как имения на содержание ратуши и её урядников, так и количество тех сборов, которые мещане должны были платить в царскую казну. Войт с мещанами просили дать им на ратушу "деревню Злобинку да зменничу деревню Хурманского (?) Николщину, да два млинка, Писаревский да Кореневский". Аано же было: "на почепское войтовство - деревня Злобинская, девять паев земли; на бурмистерство и гражданство и на лавников и которые заседают в магистрате - девять же паев земли; на писарей меских - два пая земли; на фольварок ратушныйи до скринки меской - десять паев земли". Затем в "памяти Хлопова" говорится: "В деревне Злобинке крестьянских и бобилских 20 дворов людей, а в них 23 человека с 5-ти плугов из 2-х волов, хлеба 42 осмачки, денежных платежей положено на 6 рублей 25 алтин ...", "А болше того дать вам в принадлежность нельзя, - говорит далее "память", - по незначителности окладов", положенных на Почеп, который вместе с Погаром платил в год "ранды" - по 100 рублей. В той же "памяти" Хлопова приведен и подробный перечень сборов, составлявших "ранду": "А на ранду быть сбору как преж сего збирано, с вари пива кто сварит, по три мерки, по две гривни; а с осмачки солоду с мелницы, с той же вари, по две осмачки солоду, а кто сварит менше или болше против того, проценту с меду ведр по четире деньги, да с тих же людей кто сварит пиво и меду нудже земская питья держит (sic) и с солодовень и с пивоварень пивных на год по полтине имать. А пошлину збирать в казну великого государя и на ратушу по прежнему повседневную, с приезжих, с воза по 10-ти денег, а на ратушу по 4 деньги; з вечшего (sic) товару по 4 деньги с пуда; а на ратушу по 4 денги с пуда; кто мимо ехать будет с товаром с тех по 10 денег, а на ратушу по 2 деньги; мостового по 10 денег, а на ратушу по 2 денги; а с чужеземцев с продажи по 8-ми денег с рубля; а товаров чужеземских в городах не разбирать и всего на хицоне осматривать, а записовать те товары по их сказкам по вери имать, а росписки за руками ...". "Память" Хлопова мы имели в неисправном списке конца XVIII века. "Память" Хлопова относительно "рандовых" сборов оставалась действительной лишь до смерти Брюховецкого, после котороговсе эти сборы уничтожихись сами собой. Вместе с тем, почепская ратуша стала распоряжаться почти половиной крестьянского населения Почепской сотни. Но затем на ратушные села наложил сильную руку полковник Миклашевский, который стал щедро раздавать их как полковой, так и сотенной старшине. Об этой раздаче говорит Мазепа в универсале 6 ноября 1706 года, что "город Почеп терпит большие трудности от переезда разных воинских людей, причем ратуша совсем обеднела, ибо якие до ратуша належали села, тие все за власти славной памяти небожчика пана Миклашевского, полковника стародубовского, одошли за державцов ...". После измены Мазепы, почепцы выпросили у Скоропадского универсал, по которому почепской ратуше дано было несколько деревень: "Войт города Почепа со всеми тамошними мещаны, жалостне прекладали нам - городов и своему несносные долегливости и утеменженя не толко от преходящих войск великороссийских, малороссийских и наездов многих, але и от державцов в сотне их же свои маетности меючих, и инших людей чрез скуплене земель и людей меских и до места належачих деючиесь, чрез что город их в неменшую сумму задолжился и немал в остатнее пришел разорение; и просили нас, абисмо им в зуполное владение и заживание до ратуша их меского утвердили и умоцнили бы. нашим универсалом села: Садовичи, Короткое, Будище, Рубче, Гнездиличи, Женское, Подузово, Зикеево, Гвоздово и привернули село Рябец, маетность небожчика Трайковского; так же и о надане скупленных меских и до места належачих посполитых людей, державцами и иншими людьми, по универсалу антецессора нашего прошлого гетмана, от чвертки в год по талеру винничного и бобилского. Мы теды, гетман, рейментарскую горливостю не тилко единому городови Почепове, але и всей малороссийской отчизни нашой нынешними внутренными военными замешанинами и незносними трапленми знищоной и немало до конца разоренной, желаючи тихомирного помешканья, помножения и размноженя, яко помененому городови Почепови, многими войск великороссийских и малороссийских переходами, посланников наездами и переездами вданному и в неменшие долги втягненному, до ратуша тамошнего вышеспицефиксванные все сели для отбуваня всяких меских тягостей и повинностей и для випхачования всяких стацейных и инших подачок, позволяем им с откупленных меских чверток в каждый год выбирать по талеру винничное и бобилское, так абы в заживаню и в спокойном владению тех сел ратушови мескому почеповскому никто з старшины и черни того Стародубовского полку, особливе дозорца наш почеповский не смел и не важился жадной и нанменшей чиниги пере шкоды, кривды и препятия ...". Названные в универсале деревни были прибавлены "во владение" ратуши, за которой хотя и считалось более 70-ти деревень, как это видно из ведомости почепских сел и деревень, составленной в декабре 1727 года, но более богатые из этих деревень были розданы в частное владение и затем у ратуши оставались лишь незначительные поселения ... "Ведомость из почеповской сотенной канцелярии присланная в Почеп по указу его императорского величества для описи города Почепа и почепского уезду, пану Григорию Скорупе, сколко до отдачи города Почепа князю Меншикову, сел и деревень належало до двора рейментарского почепского и скол ко до ратуши почепской и сколко владелческих в почепском уезде". Но очень скоро после этого универсала Почеп с волостью отдан был во владение Меншикову. Ратуша была уничтожена, и вместо войта в Почепе явился бурмистр. Первым из них был Иван Губчиц, произведенный в это звание из сотников. При Меншикове, на противоположном от Почепа берегу Судости был устроен "земляной город прозываемый Александрополь", в котором построено было более 20-ти "каменных палат". В этом Александрополе находилось центральное управление Почепской волости и здесь же были сосредоточены все экономические заведения. В Почепе Меншиков устроил парусную фабрику; последняя помещалась в каменном здании, построенном по берегу Судости, и в ней работало "мастеровых и работных людей мужеска и женска полу великороссийских и малороссийских 221 человек". Рабочие жили в построенных для них вокруг фабрики "светлицах". В 1723 году в Почепе было 759 дворов; из них казачьих - 117 и посполитских - 642. Между последними 37 дворов принадлежали почепским "купцам". После падения Меншикова Почеп отобран был в казну и долгое время находился, как мы видели, в управлении "подьячих". Ратушное управление восстановлено было в Почепе только в 1741 году; в этом году "по указу сенатскому велено было учредить в городе Почепе ратушу по примеру других малороссийских городов". При Разумовском "управителем почеповским" был Павел Лобысевич, назначенный потом вторым полковым есаулом. В 1760 году Почепская волость отдана была Разумовскому "в вечное и потомственное владение". Значение Почепа как торгового центра северо-восточного угла Стародубского полка видно из его описания 1781 года: "Город Почеп положение имеет на излоговатом месте, по небольшим косогорам, в чистых полях, на проезжих из Москвы, Калуги, Брянска и Смоленска на Стародуб и Киев дорогах, при реке Судости, которая протекает под городом от востка, склоняется на юг, касаясь городу правым своим берегом. В сем городе имеется крепость, обнесенная земляным валом, который от ветхости так осыпался, что едва оного знаки видны. Лесу к сему городу при надлежащего строевого и дровяного не достаточно и жители довольствуются своим весьма мало, а покупают на строение и дрова в сем же городе привозимой на торги и ярмонки из Трубчевского и Брянского уездов, возами. Земли пашенной и сенокосной посредственно довольно. В сем городе церквей 8, в том числе каменная одна. Сотенных правлений - 2, в деревянных казенных совсем обветшалых домах. Дом его сиятельства графа Г.К. Разумовского, с разным деревяным экономическим строением; сотника второпочепского Аршука о 5-ти покоях; сотника Булашевича о 4-х покоях и т.д. Казаков подпомощиков: дворов - 103, хат - 106; козачковых подсоседков 3 хаты. Подданных его сиятельства, дворов - 568, хат - 597; подданических подсоседков - двора 4, хаты 4. Подсоседков полковника Губчица - дворов 6, хат 6. Подсоседков разных владельцев 23 хаты. В городе Почепе ярмонков в году бывает четыре: 1) на второй неделе великого поста; 2) в день Вознесения; 3) в одиннадцатую пятницу после воскресения и 4) июля 20-го. На ярмонки приезжают купцы с красными товарами, из Москвы, Калуги, раскольничьих слобод, Стародуба и Чернигова. Промышленники с солью и рыбою из Черкаска, також из Гадяцкого и Лубенского полков и из донских станиц. А с красной рыбою, с осетрами, белужиною и икрою из Москвы и Орла; а из Стародуба, Мглина, Баклани, Семионовки и других Стародубского полку местечек с пенькою, деревяным маслом и хрящем; и из селений особливо сотни Мглинской, поселяне с разною деревяною посудою, рогожами и вериовками; а некоторые привозят диоготь и смолу; и со всей окрестности - с горячим вином. Торги еженедельно собираются в пяток и среду; и на оные привозят из окрестных селений разные съестные припасы, а из Трубчевского и Брянского уездов, строевой и дровяной лес. Жители сего города, как казаки, так и посполитые, в хлебопашестве упражняются мало, а все они заняты другими разными промыслами, как-то: 1) покупают на бывающих здесь ярмонках на небольшую сумму красные товары и торгуют оными во всякие дни, а особливо в торговые, в лавках, коих находится до 30-ти. 2) Все обще, в том числе и торгующие красными товарами, кроме ремесленников, пашут во многом количестве пеньку и некоторые из них продают один другому небольшим количеством семья, деревяное масло и пеньку на малый барыш; а другие искупая у тех, продают немалым количеством приезжающим из Смоленска, Калуги и Ржева купцам, торгующим пенькою отсюда в порты санкт-петербургский и рижский, чрез пристани ржатскую и порецкую; имеют капиталы от 5-ти до 10-ти тысяч рублей денег. И таковых промышленников начисляется до 10 человек, а иногда и более. 3) Из конопляного семья делают масло сами и покупают на торгах привозимое из окрестных здешних, та кож Мглинской и Погарской сотен селений, и продают оное в сем же городе приезжающим из Смоленска, Калуги, Вереи и Ржева купцам. 4) Делают сами и покупают привозимой сюда из окрестных селений во многом количестве хрящ и продают приезжающим из Орла, Калуги и раскольничьих слобод купцам. 5) Находится в сем городе пять человек, кои во многом количестве вырабатывают белые и черные кожи и продают здесь же во время торгов и ярмонков; а сырые кожи покупают в сем же городе на торгах и ярмонках, кои привозят сюда поселяне окрестных селений. 6) От 40 до 50 человек выезжают каждого года в Переясловский, Гадяцкий и другие полки, а иногда и в Елисаветградскую провинцию, для покупки лошадей, рогатого скота и продают в Стародубе, Погаре и в сем городе. 7) Ходят на Дон и в Харьков для покупки рыбы от 15 до 20 человек и продают оную также в Стародубе, Погаре, Мглине и в сем городе, на торгах и ярмонках. 8) Сверх того почти все обще упражняются в плантации простого табаку и продают оный приезжающим из Смоленска, Аорогобужья и Рославля купцам, а некоторые и, самы искупая оный, отвозят в Осколков (?), Могилев и прочие Смоленской губернии города. Все же оные промышленники выделывают пеньку, масло, хрящ, кожи, табак большею частью каждый своим семейством; а торгующие оными в большом количестве нанимают на то здешних и Брянского и Трубчевского уездов людей. Кроме вышеписанных промыслов, имеются в сем городе цехи: кравецкий, ткацкий, сапожницкий, пекарский и ковальский и начисляется состоящих в оных мастеровых людей до 200 человек, кои единственно своим ремеслом и питаются. И как их мастерства простые, то они каждой свою работу продают в сем же городе, на торгах и ярмонках, також подобные материалы покупают здесь же. Что же до промышляющих пенькою, маслом, хрящем и табаком, то числа оным определить не можно, потому что всяк по своей воле, смотря по времени избирает и оставляет иногда один, а иногда многие вдруг промыслы; и затем и капиталы их не могут быть известны". К этому описанию прибавим еще выписку из книги Гуна: "Несмотря на то, что Почеп не уездный город, можно однако ж дать ему преимущество пред многими городами и по многим причинам. В нем считается около 2500 жителей, 600 дворов и 9 церквей. Здесь бывают четыре раза в году ярмарки, на кои собирается тысяч до десяти человек. В числе графских поманных находятся и торгующие, кои имеют капитала тысяч по сту и более. Одна серебреная посуда в их шкафах, доказывает уже их благосостояние. Почеп преимущественно торгует льном, пенькою, маслом конопляным, медом, хлебом, а наиболее простым вином, которое сказывают здесь чрезвычайно дешево и крепко, почему и продают его на всех улицах и почти во всех домах. Пьяных всегда множество. Каждую пятницу бывает здесь торг, на который иногда при возят крестьяне находимые ими верст за десять от Почепа, а именно при реке Пьяном Роге, слоновые кости и разные древние римские монеты ... В Почепе заслуживает также примечании каменной столб, складенный внутри земляной крепости и отчасти уже развалившийся. Он сделан был в царствование императрицы Анны Иоанновны, именно для того, чтоб выставлена была на нем во всенародное зрелище присланная из Петербурга голова казненного там некоего бунтовщика, выдававшего себя за наследника государя императора Петра Первого" (I, 37-38). В книге Гуна находится, между прочим, интересное описание почепского дома, построенного графом К.Г. Разумовским около 1780 года.