ПОЧЕПСКИЙ РАЙОН

Экспертное мнение


ДВОРЕЦ В ПОЧЕПЕ


Почеп

  Графу Кириллу Григорьевичу Разумовскому, единогласно избранному гетманом Малороссии 22 февраля 1749 года, высочайше были пожалованы во владение многие города и местечки.
  Вот перечень пожалованного: города Ямполь (Янполь) и Батурин с уездами, замок Гадячский с волостями Чеповскою и Быковскою, Почеп с уездом, волость Шептаковская, Баклань, село Литвиновичи, хутор Будийский, мельница Глуховская о трех камнях, перевоз Переволочинский, село Кучеровка с приселками Сопичем и Потаповского, села Поповки, Машев и Жадов.
  В числе их находился и город Почеп с уездом (ныне местечко Мглинского уезда Черниговской губернии), благоустроенный бывшим его владельцем, князем А.Д. Меншиковым. Богатое поместье, находившееся в лесистой северной местности Черниговского края, привлекло внимание и гетмана, живавшего здесь и построившего каменный дворец и храм.
  Дворец и храм существуют и доныне. Они построены архитектором Яновским по проекту Деламота, о чем сказано в надписи на генеральном плане дворца и в подписи чертежа поперечного разреза храма, хранящихся при дворце.
  (Как этот план, так и другие чертежи находятся при доме и принадлежат нынешнему владельцу Почепского дворца графу К.П. Клейнмихель. Надпись на генеральном плане гласит: "План дома в местечке Почеп прожектерованной Архитектором де ла Моттом а строенной Архитектором Яновским". Под масштабом той же рукой подписано: "находился точно в сем положении в 796 году". Подпись на разрезе храма такова: "Архитектор Лёмот".)
  Фон Гун, проезжавший в 1805 году через Почеп, подробно описывает дворец. Это описание тем интересно, что многое из того, что было построено графом Разумовским, уже исчезло. Фон Гун в своем описании говорит: ";Он есть великолепное каменное здание, необъятного пространства. Главною фасадою стоит к саду. С другой стороны, то есть, со стороны двора, флигели его составляют превеликой овал, за коими построены еще хозяйственные строения. Во всем вообще здании семеро ворот. Средняя часть дома или главной корпус, который занимается самим Графом, состоит из двух этажей на погребах, и имеет со стороны Двора портику. Во всей фасаде двадцать пять окон, и я должен был пройти сто тридцать шагов, когда хотел смерить весь ряд комнат нижнего этажа главного корпуса. Особливо хорош там зал для балов и концертов; также и библиотека, из пяти тысяч книг состоящая. Сад перед домом велик, расположен в Голландском вкусе и отделяется от противоположного луга, который нечувствительно возвышаясь, простирается до горизонта, рекою Судостью. Здешний дом построен двадцать пять лет тому назад, покойным фельдмаршалом графом Разумовским. План прожектирован Де ла Моттом, а произведен здешним архитектором господином Яновским".
  Из сравнения существующего дворца с сохранившимися его чертежами видно, что наиболее пострадал он со стороны двора: исчезли надворные сооружения, бывшие в одной связи с главным корпусом. Этот обширнейший, художественно скомпанованный двор составлял одно целое с дворцовым корпусом и в архитектурной обработке. Это, быть может, один из первых, по времени, художественно скомпанованных усадебных дворов в России. Частично видоизменен и дворовый фасад главного корпуса дворца, гдe добавлена с правой стороны небольшая, выдвинутая вперед пристройка, заслонившая правое крыло корпуса. Левое крыло сохранилось в прежнем виде. Видоизменен несколько и фронтиспис портика фасада, получивший герб нового владельца. Фасад со стороны сада усложнен пристройкой террасы с балконом наверху, нарушившей всю выразительность центральной части. Изменено новым владельцем и расположение комнат, и их убранство, не представляющее ныне интереса. Исчез тот обширный зал для балов и концертов, которому так удивлялся фон Гун. Исчезли картины и обстановка, вывезенные в Петербург; немногое оставшееся сложено по углам опустевшего обширного дворца.

Почеп

  Главнейший интерес Почепского дворца заключается в том, что это единственная сохранившаяся частная постройка архитектора Валлена Деламота (1729—1800 годов), талантливого художника и большого строителя, воспитавшего целое поколение молодых художников, открывших впоследствии самую блестящую эпоху в русской архитектуре. Самый даровитый из его учеников В.И. Баженов является ярким представителем того направления в архитектуре, которое внес его учитель.
  Валлен Деламот прибыл из Франции в Россию в 1759 году, приглашенный гр. И.И. Шуваловым занять место преподавателя архитектуры в только что учрежденной Академии Художеств. Воспитанный на традициях Блонделя, он внес в Россию французское понимание возраждавшегося классицизма, но не был ярким представителем последнего. Чтобы не отстать от своих парижских сверстников и, главное, чтобы идти в ногу со своими петербургскими конкурентами, и чувствуя вместе с тем склонность новой императрицы к благородной простоте классицизма, он два раза ездил на родину, пробыв там первый раз восемь месяцев, а во второй — почти год (с августа 1766 года по апрель 1767 года и с декабря 1775 года по сентябрь 1774 года).
  Но эти поездки, по его словам, "предпринятая для пользы и усовершенствования в своем искусстве", мало пособили ему, и хотя тяготение к барокко у него несколько и ослабевает, все же детали его произведений остались пропитанными насквозь прежним духом, от которого ему трудно было отстать. Чувствуя себя мало пригодным для нового направления и не рассчитывая более на значительные работы при дворе, он уже через год после своей последней поездки за границу подал в отставку и уехал на родину.
  Почепский дворец, сооруженный в 60-х годах 18 века, в своей архитектуре все еще носит французский облик. В нем еще целы традиционные приемы фасадных расчленений. Портик еще по-прежнему увенчан аттиком, вместо входящих в моду обширных центральных классических фронтонов. Но нет уже барочных раскреповок колонн и пилястр по всему антаблементу. Отсутствует типичная криволинейность, и более чувствуется чистота палладиевских приемов в двух арочных окнах и в фронтонах главного фасада, и в двух арочных окнах со стороны двора.

Почеп

  Напрасно будем искать здесь ту тонкость детальной обработки, которая так характеризуем Деламота, этого большого мастера, в других его постройках. Прошедший через вторые руки и много потерпевший от времени дворец более интересен в рисунках. Обезличенный уничтожением великолепно и художественно скомпанованного обширнейшего двора, почепский дворец получил много последующих наслоений и потерпел много утерь, благодаря непрерывающимся ремонтам, "смазавшим" и исказившим все его профиля. Особенно неприятна крупная добавка арочной террасы над входом, со стороны сада. Помещенная в центре фасада, эта неуклюжая пристройка с громоздким сходом в сад, положительно, погубила весь архитектурный смысл, уничтожив монументальную строгость величавого фасада.
  Исчезла прошлая красота, вытесненная жизненными требованиями нашего практического века. И если бы не существовал старинный план усадьбы, так ясно рисующий ее грандиозный замысел, ее былую обстановку, то вся значительность ее художественной архитектуры, еще близкой по времени к эпохе Елисаветы, пропала бы для зрителя бесследно.
  Значительно больший художественный интерес возбуждает дворцовый храм, ныне приходской во имя Воскресения Христова, сооруженный в 1765—1771 годах, тоже по плану Деламота.
  Неожиданное радостное пятно среди унылой скуки домов заглохшего местечка, храм царит над ним и виден издалека.
  Его особая художественная значительность требует подробного описания снаружи и внутри. По плану храм представляет латинский крест с закругленными концами. По принципу этот плановой прием близок к Трехсвятительской церкви в Лемешах, но со значительной разницей в трак¬товке подпружных арок. В Лемешковской церкви на этих арках основан квадратный массив, служащий подножием круглой трибуне купола. Здесь же этот массив не квадратной, а крестообразной формы. Прямо на нем поставлен купол с едва заметной низенькой декоративной трибуной; окна в виде овальных "люкарн" прорезаны в самом куполе. Этот последний несет вторую "свитовую" трибуну, увенчанную куполком, в свою очередь несущим чисто декоративную трибунку, - подножие креста.
  Предпринятая концепция форм оригинальна и изящна, но совершенно пропадает в ней выразительность купола, исполняющего значение лишь простого перехода от крестообразного массива к верхней «свитовой» трибуне, кажущейся по своему малому размеру бельведером, что и придает Почепскому храму оригинальный, своеобразно-гражданский оттенок.
  Западная часть Почепского храма усложнена устройством колокольни и оригинального круглого крыльца с лестницей в верхний храм и ходом в нижний (верхняя площадка лестницы посредством крытого коридора сообщалась с дворцом).
  Указанное сходство с храмом Лемешей, благодаря описанным особенностям концепции форм, не вызывает того простора, которым так отличается уютный храм Лемешей. Особенно наглядно это показывает разрез Почепского храма, где чувствуется преувеличенность ширины нависших подпружных арок, благодаря чему, сравнительно, не громоздкий иконостас, весь выдержанный в традициях Растрелли, кажется втиснутым в храм.
  Тонко прорисованный и необыкновенно уютный он, положительно, задавлен, гнетущими его, страшно тяжелыми арками купола, значительно также нарушающими художественный ансамбль внутри. Уступая в величине и грандиозности величественному Козелецкому иконостасу, Почепский иконостас ничуть не уступает ему в художественности замысла, изяществе рисунка и тонкости выполнения резьбы. Во многом сходный с Козелецким, Почепский иконостас строже в архитектурных формах; в нем заметно отсутствует плановая кривизна форм, введенная в Козелецком иконостасе для избежания монотонности вертикальных расчленений. Здесь все спокойно и величаво; допущена лишь "перспектива" верха центральной части. Очень оживляет общую композицию иконостаса замена боковых колонн второго яруса и верха пилястрами, увенчанными оригинальными капителями из изображений серафимов. Большое оживление вносят также декоративные вазы и великолепные резные стильные скульптуры ангелов.
  Прекрасная живопись икон по стилю и характеру письма близка к иконам церкви Лемешей.

Почеп

  В общем Почепский иконостас представляет выдающийся памятник эпохи императрицы Елисаветы не менее даже важный, чем Козелецкий иконостас.
  Стройный, изящный, тонко прорисованный, он отличается от Козелецкого иконостаса обилием и качеством скульптур. Особенно изящны из них фигуры ангелов, помещенные на фронтоне портика, над царскими вратами. Великолепно раскинутая на обрезках фронтона, эти барочные, полулежащие с распростертыми крыльями фигуры во весь рост исполнены резцом первоклассного мастера. Не менее красивы фигурки обнаженных ангелов-амуров, прилепившихся ярусом выше, на волютах разрывного фронтона. Резная группа Распятия с предстоящими Богоматерью и св. Иоанном, на самом верху иконостаса, и группа ангелов внизу, прямо над царскими вратами, обилие прекрасно вылепленных барочных ваз выгодно украшают Почепский иконостас и делают его еще более ценным, как обладающим сокровищами скульптурного резного дела, более ценными, чем простой орнамент.
  Сравнительно не большой размер и пышно богатая уютность делают Почепский иконостас поразительно похожим на принадлежность императорских дворцов Елисаветы и, думается, не этот ли иконостас пожертвован императрицей для графа Разумовскаго? (На хранящемся в делах графа К.П. Клейнмихеля чертеже разреза Почепского храма, за подписью Деламота, иконостас изображен очень точно, почти вполне отвечая натуре. Композиция его едва ли принадлежать Деламоту и, думается, безошибочно будет приписать ее Растрелли.)
  Внутренняя обработка Почепского храма сохранилась почти без изменений; она тождественна показанной на сохранившемся разрезе.
  На западной стене, над входом в храм сохранилась надпись о времени сооружения храма, гласящая: "при державе благочестивейшая великия государыни Императрицы Екатерины Алексеевны вторыя самодержицы всеа России и при наследнике ея благоверном государе Цесаревиче и Великом Князе Павле Петровиче основася храм сей Воскресения Господня 1765 года июня 4 дня а за совершением и освятися 1771 апреля 17 собственным коштом господина генерал фельдмаршала сенатора и разных орденов кавалера сиятельнейшего графа Кирилла Григорьевича Разумовского".
  В храме доныне существует утварь с вензелевыми клеймами и гербами гр. Алексея Григорьевича Разумовского.
  Проект Почепского храма составлен Деламотом еще до его заграничных поездок. Он весь дышит тяготением к барокко и, может быть, как нигде в других его произведениях, оно так сильно здесь выражается в многочисленных раскреповках ионических пилястр, обильно рассыпанных по всем фасадам храма.
  Огромный постамент купола с его барочными закруглениями углов красиво нарисован и очень много дает для общей стройности оригинально задуманного верха храма. Этот центральный массив, по своему приему, очень близок к купольному массиву Академии Художеств, строившейся в одно время с Почепским храмом; как известно, фасадная обработка Академии Художеств тоже принадлежит Деламоту.
  Почепский храм, к счастью, мало искажен поправками и ремонтом, и его детали довольно чисты от штукатурных загрязнений, что прибавляет много прелести оригинальному, изящно нарисованному памятнику, близкому предвестнику наступающей поры расцвета классицизма.
  Фельдмаршал Разумовский, наезжавший изредка в богатую Почепскую экономию, предпочел поселиться в Батурине, так свежо напоминавшем о былой широкой и независимой жизни, полной почета, которым когда-то пользовался там всесильный управитель края.
  С 1818 года в Почепе жил сын фельдмаршала, граф Алексей Кириллович Разумовский, умерший здесь в 1822 году. Покойный граф сначала был погребен в Почепе, но потом, по желанию родственников, в 1838 году прах его, с высочайшего разрешения, был перенесен в соборную Спасскую церковь Новгород-Северского монастыря. Этим последним действием Почепская экономия как бы вычеркивается из списков былых владений гр. Разумовских; дворец переходит в другие руки и живет отдельной жизнью от храма.
  Над могилой графа, в Новгород-Северском монастыре находится памятник, сделанный из яшмы, с следующей надписью: "Граф Разумовский, сын последнего гетмана Малороссии, генерал фельдмаршала графа Кирилла Григорьевича и графини Екатерины Иоанновны урожденной Нарышкиной, родился 12 сентября 1748 года, служил отечеству действительным тайным советником, членом государственного совета, сенатором и министром народного просвещения. Умер в 1822 году апреля 5 дня в светлую седмицу". В монастыре находится богатая утварь и облачение, внесенные родственниками графа Разумовского на память об усопшем.

"Дворцы и церкви Юга"
(Культурные сокровища России. Выпуск 8),
Горностаев Ф.Ф., 1914 г.