ПОЧЕПСКИЙ РАЙОН

Экспертное мнение


ИЗ ИСТОРИИ ПОЧЕПА


Почеп   Екатерина II поначалу недоверчиво относилась к ставленникам своей предшественницы Елизаветы. Но всесильные Разумовские, в том числе и гетман Кирилл, были людьми ловкими и сумели сохранить свое особое положение при дворе. В 1764 году Кирилл Разумовский, как он писал в прошении на имя Екатерины, "утрудившись в рассуждении пространства многотрудных дел малороссийских, равно как и других великороссийских не менее важных упражнений", лишился титула гетмана Украины. Взамен же он получил звание генерал-фельдмаршала (он не был военным и никогда никем не командовал), а заодно и новые огромные поместья. Надо отдать ему справедливость: он любил строить и понимал архитектуру. Будучи гетманом, он пригласил крупнейших архитекторов для строительства в Батурине, а теперь начал устраивать другие пожалованные ему имения, главным образом Почеп, необъятные земли вокруг которого также принадлежали ему (в том числе и Красный Рог (Красный рог Почепский район Брянская область), Баклань (Баклань Почепский район Брянская область) и многие другие).
  Привыкший жить в роскоши, Разумовский построил в своих владениях дворцы и церкви по проектам знаменитых архитекторов, устроил отличные парки. Время и многолетние войны многое уничтожили из этого былого великолепия, но кое-что сохранилось до наших дней, главным образом в Почепе, который в свое время был собственностью Скоропадского, а затем Меншикова.
  То, что крупнейшие магнаты и царские сподвижники так старались завладеть Почепом, не было случайностью. История города мало изучена, существуют разные мнения о времени его основания. Некоторые историки утверждают, что Почеп известен еще с домонгольских времен и во время нашествия монголов в XIII веке он был разрушен. Существует также мнение, что новый, послетатарский Почеп был возрожден несколько в стороне от прежнего древнего Почепа.
  С XVI века Почеп становится городом-крепостью, прикрывавшим южные окраины Русского государства. Крепость была сооружена из двух дубовых срубов, засыпанных землей. Протяженность крепости по периметру достигала семисот сорока саженей.
  В описи за 1654 год о Почепе сказано так: "Город Почеп стоит на реке Судости: в том городе на посаде поставлены две церкви деревянные: церковь во имя Спаса, а другая церковь во имя святого пророка Ильи. Да в том же Почепе над рекою Судостью, на горе, поставлен городок, огорожен стоячим острогом. В том остроге сделаны ворота проезжие; на воротах башня; глухих и наугольных пять башен. Около того городка ров, и в том рву стоит вода летнею порою".
  Однако время шло и делало свое дело: военные укрепления теряли свое прежнее значение и постепенно разрушались. Через сто с лишним лет в описи 1781 года о Почепе записано: "В сем городе имеется крепость, обнесенная земляным валом, который от ветхости так осыпался, что едва оного знаки видно".
Почеп   Во время польско-литовской интервенции в 1610 году у стен этой тогда еще грозной крепости пало смертью храбрых около четырех тысяч ее защитников. Во время войны со шведами русские войска под командованием Шереметева и Меншикова значительно укрепили существующую крепость, и, кроме того, на левом берегу реки Судости был возведен новый земляной редут. Мощные очертания его видны и сейчас с возвышенности, на которой стоит Ильинская церковь.
  Укрепления Почепа были рассчитаны на то, чтобы преградить шведам путь на Москву, и оказались столь внушительными, что войска Карла XII не решились на них напасть, отказались от похода на Москву и повернули на юг, к Полтаве, где и нашли свою бесславную гибель.
  От древнейших периодов в Почепе памятников не сохранилось. До нас дошли только памятники XVIII века. Наиболее значительными сооружениями Почепа были дворец и Воскресенская церковь. Оба эти здания построены местным архитектором Яновским по проектам известного петербургского архитектора Деламота в 1765— 1775 годах. Дворец в перестроенном виде существовал до Великой Отечественной войны и был разрушен фашистами. Воскресенская церковь пережила все невзгоды двух столетий и в хорошем состоянии дошла до наших дней.
  Изысканные, гармоничные формы этой церкви с тонко прорисованными деталями кажутся особенно необычными и выразительными в условиях скромного, по существу, сельского окружения. Какая простота и скромность памятников Красного Рога, и какая пышная, изысканная архитектура памятников в Почепе! (К сожалению, любоваться этим первоклассным памятником мешают выросшие вокруг него огромные деревья.)
  Деламот в Почепе.
  По плану Воскресенская церковь представляет собой так называемый латинский крест с закругленными концами. Основной массив здания не квадратный, как обычно, а крестообразной формы. На этом массиве водружен купол, кажущийся незначительным по сравнению с объемом всего здания. В куполе устроены световые окна — люкарны, а венчает его высокий стройный барабан, также имеющий световые проемы.
  Храм двухэтажный. Пол первого этажа выстлан чугунными плитами художественной работы. Основным помещением храма является второй этаж, поражающий простором и обилием света, проникающего не только через световые проемы купола и барабана, но и через большие продолговатые окна второго этажа, которые придают зданию гражданский вид.
  С запада к церкви вплотную примыкает четырехъярусная колокольня с высоким шпилем, покоящимся на характерном кубовидном основании.
  Обходя церковь вокруг, испытываешь высокое наслаждение от гармоничности его форм. С каким артистизмом убраны точно найденными деталями стены, выступающие полукружия, венчающие части! Характерно, например, что снаружи основные объемы здания не имеют прямых углов, все они сглажены полукруглыми кривыми, которые к тому же подчеркнуты ограничивающими их пилястрами. Все эти детали особенно очаровательно выглядят при ярком солнечном освещении, когда они подчеркиваются светотенью. Сочетание приемов барокко и классицизма осуществлено здесь поистине мастерски.
  Пожалуй, фон Гун был прав, когда в своих записках писал, что это церковь, "отличающаяся как своей архитектурой, так и совершенною соразмерностью и, может быть, не много имеет себе подобных даже в Москве".
Почеп   Если же мы поднимемся на второй этаж, то наш взор привлечет иконостас в восточной стороне, а на противоположной, западной стороне — надпись, гласящая, что "основан храм сей Воскресения Господня 1765 года июня 4 дня, а за совершением освятися 1771 апреля 17 собственным коштом господина генерал-фельдмаршала сенатора и разных орденов кавалера сиятельнейшего графа Кирилла Григорьевича Разумовского".
  Иконостас в основном сохранился; правда, есть утраты и повреждения отдельных частей.
  Иконостас почепского памятника выдержан в барочном стиле, в нем много объемной скульптуры. Между витых золоченых колонн вставлены иконы, также выдержанные в стиле барокко. Вероятно, они принадлежат кисти художника Григория Стеценко, который своей живописью украшал церкви, построенные Разумовским.
  Другие памятники и парки города.
  В Почепе сохранилось два архитектурных памятника в стиле классицизма. Объемно-плановое построение их довольно своеобразно и интересно.
  Один из них — расположенная на возвышенной части города Ильинская церковь, она относится к началу XIX века и представляет собой бесстолпную центрическую композицию (колокольня на западном приделе возведена позже) с тремя выступающими ветвями креста. С восточной же стороны выступают полукружия трех апсид, очень красиво и логично скомпонованных с основным массивом. Возвышающийся восьмерик с четырех сторон усложнен слегка выступающими своеобразными портиками и завершен куполом и небольшим фонарем на нем. Памятник в отличном состоянии, и при ярком солнечном освещении его сверкающие белизной формы особенно выразительны.
  Отсюда открывается красивый вид на Почеп и его окрестности. За рекой Судостью хорошо видны мощные рвы и валы укреплений, возведенных русскими войсками для отражения войск Карла XII.
  К этому же примерно времени относится второй памятник — Антониевская церковь, по существу, часовня, расположенная на территории городского кладбища (используется под архив). Она небольшая, да к тому же ее формы закрываются ветвями растущих вокруг больших деревьев. План здания церкви оригинален: круглая в плане центральная часть представляет собой цилиндр, увенчанный куполом с люкарнами. К этому круглому объему крестообразно примыкают четыре пониженные пристройки, заканчивающиеся фронтонами с парными пилястрами и колоннами утяжеленных пропорций. Хотя церковка незначительна по размерам, но благодаря своим грузным формам она кажется внушительной и хорошо вписывается в окружение. Ее авторы умело использовали приемы ампирной архитектуры.
  Примечательными местами современного Почепа являются два парка. Один из них называется нижним и расположен по соседству с Воскресенской церковью. Здесь же видны остатки фундаментов и подвальных помещений разрушенного дворца Разумовских. Фон Гун писал, что "сад перед домом велик, расположен в голландском вкусе".

Почеп

  Второй парк — верхний, он занимает довольно большую площадь в возвышенной части города, где преобладает сильный рельеф. Оба эти парка существуют давно, они сильно разрослись и похожи на участки леса. От первоначального их вида, вероятно, ничего не осталось. Видимо, нижний парк был регулярный, а верхний в английском стиле; живописно разбросанные группы могучих лип, кленов и ясеней соседствуют с участками регулярного сада, изрядно поредевшего и местами высохшего и одичавшего. Впрочем, в подобных запущенных парках есть своя прелесть.
  Не дошедший до нас дворец Разумовского подробно описан Гуном, который писал, что он представлял собой "великолепное каменное здание необъятных пространств... Во всем фасаде двадцать пять окон, и я должен был пройти сто тридцать шагов, когда хотел смерить весь ряд комнат нижнего этажа главного корпуса... План прожектирован в Петербурге архитектором Де ла Моттом, а произведен здешним архитектором г. Яновским".
  Дотошный фон Гун описал не только памятники Почепа, но также и усадьбы в селах Новые Ивантенки и Баклани, расположенные в двадцати-тридцати километрах западнее Почепа. Новые Ивантенки (Новые Ивайтенки Почепский район Брянская область) в то время принадлежали генералу Гудовичу, а Баклань — Разумовским. Эти усадьбы были очень живописны, архитектура зданий умело сочеталась с искусно устроенными парками, о чем можно судить по гравюрам в книге Гуна. Сейчас мимо этих сел проходит автомагистраль Брянск — Новозыбков. Проезжая по ней, в Новых Ивантенках можно заметить остатки старого парка.

Цапенко М.П.
"Земля Брянская (Дороги к прекрасному)", 1972 г.