ПОЧЕПСКИЙ РАЙОН

Экспертное мнение


ОЧЕРКИ АРХИТЕКТУРЫ БРЯНСКОГО КРАЯ, В.Н. ГОРОДКОВ, 2006 ГОД


Баклань. Утраченная красота

  Утраченная красота.
  Парк в Баклани, бывшей в то время Почепской экономией графа А.К. Разумовского. Местечко Баклана на реке Судости в первой половине XVII века было незначительным поселением. В 1654 году это уже село с церковью Николы. С 1760 года бакланские крестьяне поступили "в вечное и потомственное владение" по именному указу Кириллу Разумовскому, гетману Украины. В период его владения в Баклани устроена усадьба с красивейшим ландшафтным парком.
  Сын гетмана сенатор Алексей Разумовский увлекался ботаникой и, видимо, был незаурядным знатоком ее. Его ботанический сад с 9 тысячами деревьев в Горенках под Москвой был одним из чудес своего времени. В оранжереях, достигавших общей длины 1,5 км, собранные богатства природы приводили в восхищение современников. Там посетители гуляли в тени пальм, кипарисов, бамбука, ямайского кедра и других редких деревьев. Растения Горенок впоследствии составили основу Московского ботанического сада. Не исключено, что и в своей Почепской экономии прогрессивные идеи паркостроительства были воплощены Разумовским в немалой степени.
  Пристально наблюдательный Гун свидетельствует: "Думать надобно, что при строении сего дома главною целью было то, чтоб из каждой его комнаты можно было видеть натуру в разных ее изменениях. Истинно рассматривающий взор наблюдателя не знает, на котором предмете ему остановиться. Повсюду видна чрезвычайно обильная многообразность в обширном пространстве природы; и если бы сюда привести хотя самого Клавдия Лорреня (французского художника-пейзажиста Клода Лоррена) или какого-нибудь Вернета (художника Жозефа Верне), то и тот не вдруг бы решил, какой из предметов почесть самым лучшим. Самый дом имеет положение свое на краю одной, высокими деревьями обросшей, горы, и из второго его этажа сделан выход на арках, по коему можно из комнат выходить в отверстую природу, и именно прямо на высокую гору, обделанную так, что представляет собой натуральный английский сад.
  Отсюда так, как почти и со всех пунктов, видна внизу страшно глубокая и. широкая долина, по которой течет от Почепа река Судость, извиваясь разными кривизнами".
  От Судости местность живописно поднимается вверх. На ее вершине был расположен барский дом (не сохранился). Величественный, палладианской архитектуры, с портиками и венчающим куполом, дом господствовал над парком и рекой. В его облике было много романтического. Не его ли описал А. К. Толстой в своей первой повести "Упырь" и в стихотворениях "Ты помнишь ли, Мария" и "Пустой дом"? В этих произведениях мерцают и образы парка ...
  Дом являлся композиционным центром всей усадьбы и парка как парадной части ее. Рядом с ним холм, на который выходили из комнат второго этажа по арочному переходу. Крупные деревья стояли на холме и в окружении дома. Планировка парка была ярко выраженной ландшафтной, со свободно разбросанными группами и отдельными деревьями среди зеленых лужаек. Криволинейные дорожки подчеркивали "натуральный" характер парка. Стайка пирамидальных тополей побережья пруда прибавляла немало прелести пейзажу.
  Лужайки различной величины и формы открывали вид на здание с разных мест от реки и с прибрежной дорожки, показывая богатую архитектуру в сменяющихся ракурсах, и создавали красивые и многообразные виды от здания и особенно из его помещений, представляя чарующие перспективы окружающей пересеченной местности.
  Основные черты озеленения парка в Баклани сохранились до наших дней.
  Он еще может послужить основой для создания современного парка на берегах Судости и служить хорошим местом отдыха жителей села.