Будучи в селе Баклань Почепского района, поинтересовался, почему так оно называется?
В далекие времена здесь были охотничьи места. Охотилась знать на ланей. И после удачной охоты зажаривали на костре бок лани. Отсюда место стали называть бок лани, а затем Баклань. Легенда? Да.
История этого старинного села богата и интересна. Раскинулось оно действительно в живописной местности над речкой Судостью.
А когда поселена? Точных данных не обнаружено. По описи 1654 года Баклань показана селом с церковью святителя Николая. Во время существования Стародубского полка село стало называться местечком – центр Бакланской сотни. В это же время в Баклани была учреждена и ратуша, которой "прислуживало" несколько сел и деревень. Но ратуша была зависимой от сотника. "Грунтовые" бакланские крестьяне принадлежали к гетманскому "дворцу", а бобыли отбывали общественные повинности. В 1718 году крестьяне были отданы Антипу Соколовскому.
На владение Бакланью претендовал и князь А. Меньшиков, получивший от Петра Почеп. Он писал к гетману: "ваша ясновельможность извольте, по своей к вам приязни, дать универсал на бакланскую сотню, которая издревле поселена на почепской земле".
С 1760 года бакланские крестьяне поступили в "потомственное" владение Разумовского. При нем в Баклане была устроена замечательная усадьба с "величественным зданием, построенным в подражание итальянским сельским около Рима домам". Над родовым дворцом возвышались портики и купол. Сад разбит на английский манер.
В книге А.А. Васильчакова "Семейство Разумовских", выпущенной в Санкт-Петербурге в 1880 году, сообщается, что "весною граф из Почепа вдруг всем домом поднимался в Баклань, чтобы там слушать соловьев. Это было время разлива рек ...".
Писатель Г.С. Винский родился в середине XVII века в Почепе. В своих записках "Мое время" он, вспоминая о 1758 годе, пишет: "На пятом или шестом году моего века едучи осенью из Почепа в Баклань при захождении солнца, спускалась наша повозка с небольшого бугорка к реке Судость. От солнечных лучей, скользящих по гладкой поверхности воды, казалась она огненною ...".
В давние старые времена в Баклане было две приходские церкви - Преображения Господня и святого Николая.
По переписи 1767 года при них были школы. В одной дьячок, который "питается з доходов церковных, в другой – псаломщик". Число прихожан в 1770 году было 1690 человек, а в 1860 году перевалило за 2 тысячи.
В 1915 году в центре села была сооружена деревянная церковь. Стены здания рубленые из бревен "в лапу" и обшиты тесом снаружи и внутри, основание кирпичное, кровля железная.
В начале ХХ века в Баклани в помещичьем хозяйстве действовал спиртзавод, инкубаторная станция, разводили скот, птицу ...
После Октябрьской революции в 18 году здесь организовали бедняцкую коммуну. Затем возник совхоз "Баклань".
По переписи 1926 года в местечке Баклань Старосельской волости Почепского уезда проживало более 2000 человек, было 392 единоличных хозяйства. В совхозе трудилось 27 мужчин и 25 женщин из 19 семей.
Совхоз рос. В свое время к небольшому птицесовхозу "Баклань" присоединили несколько отстающих колхозов. Он стал многоотраслевым. Возглавить это хозяйство В 1958 году было поручено И.А. Шемелину. Он многое сделал по развитию экономики, механизации, благоустройству, быту людей. В середине 60-х годов Ивану Акимовичу было присвоено звание Героя Социалистического Труда.
В 1968 году на базе 4 отделения птицеводческого совхоза «Баклань» был создан другой птицесовхоз – "Октябрьский".
"Сразу за рекой начиналась тайга - молчаливая, грязно-серая, хранившая какую-то вечную свою тайну ... А дальше к югу, верст за сорок, зазубренной голубой стеной вздыбились горы. Оттуда, с гор, брала начало бешеная Баклань, оттуда пошла теперь ворочать и крушить синий лед.
Безлюдье кругом великое. И кажется, что там, за горами, совсем кончается мир. У бакланских бытовало понятие – "горы", "с гор", "в горы", но никто никогда не сказал бы "за горами". Никто не знал, что там. Может Монголия, может, Китай - что-то чужое, свое было к северу. Туда и тайга пореже и роднее, и пашни случались, и деревни, - редко правда, там, где милостью божьей тайга уступала людям землю. Уступила она землицы и бакланским – пашня начиналась за деревней большой черной плешиной в таежном море ...".
Река Баклань, деревня Баклань. Это уже на Алтае. А приведен отрывок из романа "Любавины" Василия Шукшина.
О поселении, носящем имя Бакланиха, говорится и в романе "Хлеб" Д.Н. Мамина-Сибиряка. "За Суслоном рассажались по Ключевой такие села, как Роньжа, Заево, Бакланиха ...". И это не вымысел автора, а действительность. В записной книжке писателя, датированной 1 февраля 1891 года под общим заглавием "Хлеб", намечены разделы, действующие лица, сюжетные линии, а в конце записей дан чертеж реки Исети с указанием расположенных на ней деревень и некоторых мельниц: Чураково, мельница Ермилыча, Жулановский плес, Бакланова, Роньжа, Заево, Сулон ...
И еще, "Вверх от Царева городища началась Оренбургская Уйская линия, которая по Таболу имеет две крепости, а именно: Куртамышскую и Бакланскую. А потом Усть-Уйская, коя однако построена близ устья Уйского, где неподалеку река Уй в Табол впадает", - пишет В.Н. Татищев в книге "Избранные труды по географии России".
А теперь взглянем на карту. Бакланиха - с таким именем существует населенный пункт в Красноярском крае, Бакланка - в Вологодской области, Бакланники, Баклановское - в Ростовской, Баклановка - в Оренбургской, Бакланово - в Орловской и Смоленской, Баклановское - в Курганской. В Черниговской на Украине есть Бакланово и Бакланова Муравейка. А теперь сравните фамилию Бакланов. Она распространена повсеместно, в том числе встречается и на Брянщине ...