Престолы: Спаса Преображения
Год постройки: 1905 год. Деревянная церковь. Действует.
Адрес: Брянская область, Почепский район, село Баклань.
Расположена посреди села на высоком берегу реки Судость. Сооружена в 1905 году; стены рублены из бревен без остатка и обшиты снаружи и внутри тесом, основание кирпичное. Принадлежит к характерным для Брянщины начала XX века деревянным храмам, выполненным в русском стиле. Первое упоминание о селе Баклань относится к 1457 году. В летописи 1654 года сказано о селе Баклань и расположенном в нем храме во имя Святителя Николая. Позднее был построен второй храм в честь Преображения Господня, его существование подтверждает документ о продаже земли: "... 1710 року Сотником Бакланским Андрием Гудовичем продан грунт отцу Василию Гуловчичу священнику Преображения Господня Бакланскому". С годами храм обветшал. Новый смогли построить только в 1905 году. В 2005 году торжественно праздновалось 100-летие храма. В настоящее время храм находится в хорошем состоянии, совершаются Богослужения.
***
Сложная крестообразная объемнопланировочная композиция явно подражает традиционным формам деревянного зодчества 17-18 веков. Основу ее составляет крупный средний четверик с примыкающими тремя прямоугольными и пятигранным (алтарь) прирубами, между которыми в углы встроены равновысокие с ними малые четверики. Выразительность зданию придают ярусные завершения в виде восьмериков, водруженных на невысокие глухие четверики с низкими шатрами и гранеными луковичными главками на восьмигранных шеях. Большой световой восьмерик возвышается над центром храма, а меньшие глухие располагаются над угловыми четвериками. Богатый силуэт пятиглавия храма дополняет шатровое венчание колокольни. Ее прямоугольный в плане нижний ярус с более высокой средней частью, ориентированный по поперечной оси здания, несет поставленные друг на друга четверик и вытянутый вверх восьмерик звона с шатром. С запада перед нижним ярусом и угловыми прирубами по традиции устроены входные крыльца с резными столбиками и фронтонами.
Стилизованный в духе русского стиля фасадный декор особенно заметен в щипцовом фризе основного объема, в карнизах с подзорами из пропильной резьбы, наличниках прямоугольных окон с выступами-досками и килевидными фронтонами, а также в остроугольных щипцах карнизов у оснований шатров. Нарядность внешнего убранства усиливает чередование горизонтальной и вертикальной обшивки стен.
В интерьере выделяется высотой центральное помещение храма с плоскими ложными парусами при переходе к восьмерику, имеющему восьмигранное перекрытие. Интересны боковые прирубы, открытые проемами в рукава креста. Простая внутренняя отделка здания, его скромный иконостас и утварь относятся к 20 веку. Снаружи на главных, западных дверях написаны маслом фигуры апостолов Петра и Павла.
"Свод памятников архитектуры и искусства России. Брянская область", 1998 год.
***
За усердное служение и обучение детей в сельских школах священник местечка Баклани Гавриил Григоровский награжден набедренником.
"Черниговские епархиальные известия", № 21, 1863 год.
***
Награжден скуфьею священник Николаевской церкви села Баклани, Мглинского уезда, Алексей Яновский за ревностные труды по службе.
"Черниговские епархиальные известия", № 4, 1894 год.
***
Определен на должность законоучителя в Бакланское народное училище священник Николаевской церкви местечка Баклани, Мглинского уезда, Алексей Яновский, 28 марта 1895 года.
"Черниговские епархиальные известия", № 9, 1895 год.
***
Утверждены членами благочиннического совета в 5-й Благочивнический Округ, Мглинского уезда, священники: села Туболец — Николай Архангельский и местечка Баклани — Алексей Яновский и кандидатами по них священники: села Лизогубовки — Николай Крыловский и села Демьянова — Василий Попов 18 октября 1896 года.
"Черниговские епархиальные известия", № 21, 1896 год.
***
Присоединена к православию священником Николаевской церкви местечка Баклани, Мглинского уезда, Алексеем Яновским дочь поселянина селения Вейнау, Мелитопольского уезда, Таврической губернии, лютеранского вероисповедания, девица Фридерика Михайлова Руфь, 23 лет, с наречением ей имени София, 13 октября 1896 года.
"Черниговские епархиальные известия", № 24, 1896 год.
***
Черниговский Отдел Императорского Православного Палестинского Общества организовал чтения и собеседования о Святой Земле в 1900-1901 годы, которые способствовали распространению среди православных жителей епархии верных сведений о Святой Земле, целях и деятельности Палестинского Общества. Преосвященным Председателем Отдела, Преосвященнейшим Антонием, Епископом Черниговским и Нежинским, было предложено благочинным и священникам образовать особые комитеты для ведения чтений из духовенства и светских лиц, сочувствующих целям и задачам Палестинского Общества. Между всеми местами были распределены высланные советом Общества в распоряжение Отдела брошюры для ведения чтений и виды Палестины и листки для бесплатной раздачи. Кроме того Советом Общества были высланы в распоряжение Отдела туманные картины: серия в 100 картин на стекловидной бумаге и на стекле в количестве 36 комплектов. В выборе помещений для чтений комитеты не были стеснены. В большинстве местностей чтения велись в храмах и приурочивались к утренним или вечерним богослужениям, в некоторых селениях эти чтения предварялись или заканчивались чтением акафистов. Конечно, в большинстве случаев велись они по воскресным дням, но в великом посту некоторые отцы заведующие устраивали их на вечерних субботних богослужениях, когда по принятии св. тайн православные охотно и с любовью собираются послушать повествования о местах и событиях жизни и страданий Спасителя нашего. Чтения велись и в помещениях министерских и земских народных училищ, волостных правлений, сельских сборень. Чтения были организованы в 94 местах Черниговской губернии.
В местечке Баклани чтения вел благочинный священник Алексей Яновский в народной читальне при участии учителя А. Вертеленко, который заведывал волшебным фонарем; всех чтений было 6.
"Черниговские епархиальные известия", № 15, 1901 год.
***
Алфавитный список церквей Черниговской епархии. Цель составления настоящего списка — дать хотя бы краткие сведения, в виде настольного справочника, об историческом прошлом всех церквей Черниговской епархии, дать возможность иметь представление о том, насколько та или иная церковь может представлять интерес в архитектурном отношении и можно ли рассчитывать найти в церкви хотя бы некоторые памятники старины. Материалом для составления настоящего списка послужили официальные документы церквей, так называемые клировыя ведомости или ведомости о церкви. В список вносилось название села или города, в честь какого события или святого посвящен престол, каменная церковь или деревянная, год постройки церкви, кем церковь построена, если строитель ее был более или менее известным лицом. Церкви, построенные до начала XIX века и затем перестраивавшиеся, также отмечались, чтобы знать, что первоначальной конструкции церкви видеть уже нельзя. О тех приходских церквах, которые построены в XIX веке на место существовавших прежде, или обозначены что они "построены, когда и кем неизвестно", отмечалось, с каких годов имеются при них документы, именно метрические или исповедные книги. Наконец, делались отметки и о тех церквах, которые построены на место сгоревших и где едва ли уже можно рассчитывать на нахождение памятников церковной старины.Ручаться за полную точность предлагаемых сведений, к сожалению, нельзя, так как материал для них – клировые ведомости составляются очень кратко и неполно; особенно это относится к перестройкам, расширению церквей и пристройкам колоколен.
Мглинский уезд. Баклань, Николаевская, деревянной постройки 1776 года. Перестроена в 1866 году.
"Алфавитный список церквей Черниговской епархии", Е. Корноухов, 1908 год.