Событие, воспоминаемое в день праздника Воздвижения Креста Господня, произошло много позже описанных в Евангелии священных деяний и связано с теми промыслительными действиями, которые Господь благословил осуществить ради нашего спасения. Причиной установления праздника явилось обретение царицей Еленой того самого Креста, на котором был распят Христос. После того как свершились величайшие события в истории человечества - Распятие, Воскресение и Вознесение Христовы, святой Крест, послуживший орудием казни Спасителя, был утерян. Обретение его случилось в царствование императора Константина Великого в 326 году.
Когда в Риме царствовал Максенций, то он причинял народу много зла, преследуя и мучая не только христиан, но убивая и язычников, разграблял их имущества и жил порочно, оскорбляя благородные семьи. Он был тягостен и гнусен всему Риму по причине своих жестокостей и развращенной жизни. Поэтому римляне тайно послали царю Константину, находившемуся тогда с матерью своей в Британии, прошение, умоляя его прийти и избавить их от этого мучителя. Константин сначала написал к Максенцию, дружески увещевая его прекратить свои мучительства. Но Максенций не только не послушал его и не исправился, но стал еще хуже и поднял оружие против самого Константина, не желая, чтобы он был соравным ему царем. Тогда как Константина избрало на царский престол все войско, Максенций взошел на престол самовластно. Народ не любил его, и только некоторые вельможи, которым он обещал большие дары и многие почести, изъявили желание на его избрание; Константин же был провозглашен царем по всеобщему согласию.
Услышав, что Максенций не исправляется, но усиливается в своей злобе, Константин собрал войско и пошел на него войной. Видя, что сила войска его не велика, принимая при этом в соображение и злые козни Максенция, он начал сомневаться в своем успехе. Он знал, что Максенций много проливал человеческой крови для совершения волхвований и заклал в жертву бесам много отроков, девиц и жен, зачавших во чреве своем, чтобы умилостивить тем ложных богов своих, на которых надеялся. Зная, что Максенцию помогает и сила бесовская, Константин начал молиться Единому, владычествующему над небом и землею Богу, Которого почитает весь род христианский, и умолял даровать ему знамение победы над мучителем. И когда он таким образом усердно молился, в полдень явилось ему на небе звездное изображение Креста Господня, сиявшее сильнее солнечного света; на нем была надпись: этим побеждай. Это чудесное явление видели все воины, среди которых был и полководец Артемий (который после был замучен за Христа при Юлиане), и пришли в удивление. Большинство же из них устрашились: у язычников изображение креста было знаком злополучия и смерти, так как на кресте умирали присужденные к смертной казни разбойники и злодеи; поэтому воины боялись, что война их будет несчастна. Сам царь Константин находился в великом смущении. Но ему ночью явился во сне Сам Христос Господь, и снова показал явившееся днем знамение Честнаго Креста, сказав ему:
— Сделай подобие знамения этого, и повели носить перед полками, — и тогда победишь не только Максенция, но и всех врагов твоих.
Царь поведал приближенным видение свое и, призвав искусных мастеров золотых дел, повелел им сделать честный крест Господень, по подобию явившегося знамения, из золота, бисера и драгоценных камней. При этом и всем воинам своим он повелел изображать знамение креста на всем оружии, на шлемах и щитах.
Злочестивый Максенций, прослышав о походе Константина в Италию на Рим, смело выступил с римскими войсками против великого Константина. Константин приказал носить перед полками своих воинов честный Крест. Когда они сошлись с Максенцием и вступили в битву, то Максенций силой Честнаго Креста был побежден, и множество воинов его было умерщвлено, сам же он обратился в бегство. Гонимый царем Константином, он переправлялся через реку Тибр мостом, который сам построил; но в это время мост, силой Божией, разрушился, и жалкий мучитель потонул в реке со своими войсками, подобно древнему фараону, и наполнилась река всадниками, конями и оружием. Константин Великий победоносно вошел в Рим, и весь народ радостно встретил его с великими почестями. Царь же воссылал величайшую благодарность Богу, даровавшему ему победу над мучителем силою Честнаго и Животворящего Креста, а в память той преславней победы поставил среди Рима на высоком каменном столбе Крест, на котором написал: "этим спасительным знамением град этот освобожден от ига мучителя".
В другой раз Константин пошел войной на византийцев, небольшой город которых — Византию — основал, назвав своим именем, некий грек Визас во времена Манассии, царя иудейского. Дважды побежденный ими, Константин находился в великой печали. По наступлении вечера, возведши очи свои на небо, он увидел сложенное письмо, на котором было написано: "Призови Меня в день скорби, я избавлю тебя, и ты прославишь Меня" (Пс. 49,15). Устрашенный, он снова возвел очи на небо и увидел, как прежде, Крест на небе, изображенный звездами, и вокруг его написание: "в этом знамении победишь". После этого, когда в битве был предносим Крест, Константин победил врагов своих и взял город Византию.
В третий раз, когда Константин сражался со скифами на реке Дунае, опять явилось на небе это спасительное оружие, и снова, как и прежде, Константин одержал победу.
Уразумев из этого силу Распятого на кресте Христа и уверовав, что Он есть Единый и Истинный Бог, Константин крестился во имя Его вместе с достохвальной материю своею Еленой, которую, по ее великому благочестию, послал в Иерусалим с большим богатством для обретения Честнаго Креста Господня. Царица Елена, отправившись в Иерусалим, обошла святые места, очистила их от идольского осквернения и взнесла на свет многие мощи святых. Патриархом в Иерусалиме был тогда Макарий, который встретил царицу с подобающими почестями. Блаженная царица Елена, желая найти скрытый иудеями Животворящий Крест Господень, призвала всех иудеев и просила их, чтобы они показали ей место, где скрыт честный Крест Господень. Когда же они стали отрекаться, что не знают, царица Елена угрожала им мучениями и смертью. Тогда они показали ей некоего старца по имени Иуда, говоря, что он может показать царице то, чего она ищет, потому что он — сын уважаемого пророка.
Путешествие Святой Елены в Иерусалим. Альтобелло Мелоне. XVI век.
Несмотря на продолжительные истязания Иуда отказывался поведать о месте, где скрыт Крест Господень. Тогда царица Елена приказала ввергнуть его в глубоки ров. Пробыв в нем некоторое время, Иуда, наконец, обещал сказать о том, что знает о зарытом в землю Кресте Христовом. Тогда вывели его из рва и, по его указанию, пришли на место, где был большой холм из земли и камней, на котором царь римский Адриан уже построил храм в честь языческой богини Венеры и поставил в нем идола. Иуда показал, что здесь именно скрыт Крест Христов.
Царица Елена повелела разрушить идольский храм, землю же и камни рассыпать и раскопать. По совершении патриархом Макарием на месте том молитвы, разлилось в воздухе благоухание, и тотчас, по направлению к востоку, были обретены Гроб Христов и лобное место, и близ его нашли зарытыми три креста, а потом и гвозди, которыми был пригвожден ко Кресту Господь. Когда же не могли определить, какой из найденных крестов — Крест Христов, случилось, что в то время вынесли некоторого мертвеца для погребения. Тогда патриарх Макарий приказал носильщикам остановиться, и кресты были возлагаемы по очереди на мертвеца. Когда был возложен на него Крест Христов, мертвец тотчас воскрес и, силой Божественного Креста Господня, встал живым. Царица, с радостью приняв честный Крест, поклонилась ему и облобызала его, — также и все бывшие с нею начальники и вельможи воинские и гражданские. Некоторые в то время, по причине тесноты, не имели возможности увидеть и облобызать святой Крест и просили, чтобы по крайней мере издали показали бы его им. Тогда Макарий, патриарх Иерусалимский, став на возвышенном месте, воздвигая Крест, показывал его народу.
А народ восклицал:
— Господи, помилуй!
Отсюда и получил свое начало праздник Воздвижения Честнаго Креста Господня.
Царица сохранила у себя часть Честнаго древа Креста Господня, также и гвозди, а Крест, вложив в серебряный ковчег, отдала патриарху Макарию на сохранение для будущих поколений. Иуда, со множеством евреев, уверовал во Христа и крестился и был во святом крещении наречен Кириаком: впоследствии он был патриархом Иерусалимским и скончался, пострадав за Христа при Юлиане Отступнике. А святая царица Елена повелела сооружать в Иерусалиме по святым местам церкви, и прежде всего повелела построить церковь Воскресения Господа нашего Иисуса Христа, где были обретены гроб Христов и честный Крест. Потом она приказала соорудить храм в Гефсимании, где находился гроб Пречистой Богородицы во имя честного ее успения. После того благочестивая царица создала еще восемнадцать церквей и, украсив их различными драгоценностями и одарив всем потребным, возвратилась в Византию, взяв с собою часть животворящего древа Креста Господня и гвозди, которыми было пригвождено некогда тело Христово.
Блаженный царь Константин положил животворящее древо в золотом ковчеге, а из гвоздей Господних один был брошен святой Еленой в Адриатическое море, когда она возвращалась в Царьград, для утешения поднявшейся сильной бури и морского волнения, другой — царь вковал в шлем свой, третий приковал к удилам в уздечке своего коня, во исполнение прореченного пророком Захарией: В то время даже на конских уборах будет начертано "Святыня Господу" (Зах. 14, 20), а четвертый гвоздь царица Елена отдала на сохранение ближайшим царским советникам.
По возвращении святой Елены из Иерусалима в Византию, христолюбивый царь Константин соорудил три больших креста по числу явленных ему в войнах: одного в Риме, когда потопил Максенция, другого в Византии, когда взял ее, третьего — когда победил на реке Дунае скифов. Соответственно этим трем победам, он соорудил из драгоценных веществ три честных креста и написал на них золотыми письменами следующие слова: Иисус Христос победил. Свидетельствуя перед всеми свою ревность по благочестии и показывая, что он победил врагов силою Креста, царь поставил один Крест на возвышенном месте на восточной торговой площади, другой Крест наверху пурпурной колонны римской на главной городской площади, третий — на прекрасном мраморном помосте на хлебном рынке, где совершалось ради святого Креста Христова много чудес и знамений. Многие свидетельствуют, что ангел Господень сходил с небес на то место ночью в светозарном сиянии, и, обходя, кадил честный Крест, воспевая сладкогласно трисвятую песнь, после чего снова восходил на небо. Это бывало трижды в год: в сентябре месяце, в ночь на Воздвижение Честнаго Креста Христова, второй раз 7 мая, в ночь на воспоминание явления Креста Господня на небесах, и третий раз — в Великий пост святой Четыредесятницы, в Крестопоклонную неделю. И многие из благоговейных людей, живущих праведно и свято, видели это схождение ангела и слышали его пение и потом об этом поведали и другим.
Святая Елена. Чима да Конельяно. 1495 г.
Следует теперь вспомнить и о том, как честное и животворящее древо Креста Господня некогда было похищено персами и потом снова возвращено в Иерусалим к радости верующих.
В царствование византийского царя Фоки, Хозрой, царь персидский, покорив Египет, Африку и Палестину, взял Иерусалим, причем убил много христиан. Похитив при этом и различные сокровища церковные и утварь, он в числе других взял и это многоценное сокровище — древо животворящего Креста Господня и унес его в Персию. По прошествии некоторого времени, по смерти царя Фоки, на престол его вступил Ираклий, который, хотя и пытался победить Хозроя, однако сам много раз был побежден им, и потому просил мира, но не получал его от надменного врага. Тогда, находясь в великой печали, император стал искать помощи от Бога: он повелел всем верующим совершать молитвы, бдения и посты, дабы Господь избавил их от врага, который в своей гордости похвалялся истребить всех христиан и хулил имя Господне, и чтобы враги не могли сказать: "рука (т.е. сила) наша крепка и боги наши сильны", но чтобы познали язычники, что един есть истинный Бог, крепости и силе Которого никто не может противостоять.
И сам царь молился со слезами и усердно постился. Потом, собрав всех воинов и вооружившись силою Креста, в надежде на помощь Божию, Ираклий пошел на персов войною и в сражении с Хозроем победил его и обратил в бегство, после чего в продолжение семи лет опустошал Персидское царство, завоевывая города и селения и одерживая победы над многочисленными полками Хозроя. Наконец, Хозрой, не имея более возможности сопротивляться греческим войскам, бежал из своей земли и, при переправе через реку Тигр, сделал младшего своего сына Медарса своим соправителем. Возбужденный этим, старший сын его Сироес замыслил убить вместе и отца и брата, что вскоре и исполнил. После этого Сироес, оставшись наследником и владетелем Персидского царства, отправил посольство к греческому царю Ираклию с прошениями и многочисленными дарами, изъявляя пред ним покорность и прося его прекратить свою опустошительную войну. Тогда царь Ираклий, заключив с царем персидским мир, взял с собой и животворящее древо Креста Господня, похищенное Хозроем из Иерусалима и находившееся в пленении у персов в продолжение четырнадцати лет. И возвратился царь греческий со многими приобретениями, радуясь и прославляя Бога за Его великую помощь.
Сон Святой Елены. Паоло Веронезе. 1580 г.
Достигнув Иерусалима, царь вложил честное древо на рамена свои для того, чтобы отнести на прежнее место, и нес его, будучи облечен в царскую порфиру, украшенную золотом и драгоценными камнями, с царским венцом на голове. Тогда совершилось великое чудо: царь внезапно остановился во вратах, которыми входили на лобное место, и к удивлению всех не мог ступить с честным древом Креста Христова ни шагу. Захария же, патриарх Константинопольский, вместе со всеми жителями Иерусалима, вышел навстречу царю с ветвями и финиками до самой Елеонской горы, и шел вместе с царем. И вот он видит светоносного ангела Божьего, стоящего в тех вратах и возбраняющего вход.
И сказал ему ангел:
— Не таковым образом нес сюда древо крестное Творец наш, каким вы несете его.
Видя и слыша то, патриарх вострепетал, и обратившись к царю, сказал:
— Знай, царь, что невозможно одетому в богатые одежды и украшенному царскими украшениями нести древо это святое, которое нес обнищавший ради нас Христос в состоянии уничижения; если хочешь внести его, подражай Его нищете.
Тогда благочестивый царь Ираклий снял с себя пурпуровую порфиру и облекся в простую и бедную одежду и понес честное древо святого Креста уже без всякого препятствия, идя босыми ногами, — внес его в церковь на то самое место, откуда оно взято было Хозроем, царем персидским, и снова поставил там крестное древо.
И была великая радость и веселье у верующих по причине возвращения Креста Господня, и они ликовали (подобно тому, как некогда израильтяне радовались возвращению от филистимлян Ковчега Завета) (1 Цар 7), воздавая хвалу Распятому на кресте Христу, Царю славы, и поклоняясь подножию Его святого Креста. Да будет и от нас Ему честь, слава и поклонение, ныне и во веки веков, аминь.
В начале своего установления праздник Крестовоздвижения был непосредственно связан с праздниками в честь освящения базилики Мартириума и ротонды Воскресения, основанным на месте Распятия и погребения Господа, по отношению к которым он имел первоначально второстепенное значение. Согласно "Пасхальной хронике" VII в., первое общецерковное празднование Воздвижения было совершено 17 сент. 334 г. в ходе торжеств при освящении иерусалимских церквей. В конце IV в. праздник Обновления базилики Мартириума и ротонды Воскресения был в Иерусалимской Церкви одним из трех главных праздников наряду с Пасхой и Богоявлением. По свидетельству паломницы Эгерии этого времени Обновление праздновалось в продолжение восьми дней. Каждый день совершалась Божественная литургия; храмы украшались так же, как и на Богоявление и Пасху. На праздник в Иерусалим приходило множество людей, в том числе и из отдаленных областей - Месопотамии, Египта, Сирии. Таким образом, первоначально Воздвижение было установлено как дополнительный праздник, сопровождающий основное торжество в честь Обновления иерусалимского храма Воскресения. К концу VII в. тесная связь праздников Обновления и Воздвижения перестала ощущаться. Впоследствии именно Крестовоздвижение стало основным праздником по отношению к Обновлению, которое сделалось предпраздничным ему днем. Особенностью богослужения Воздвижения Честнаго Креста является вынос Креста на утрени после Великого славословия. Священник кладет Крест на аналое на середине храма, а затем совершается троекратное поклонение Кресту с пением тропаря "Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим". Это песнопение поется также и на Литургии вместо обычного Трисвятого. Крест находится на середине храма до отдания праздника, чтобы все желающие могли в любое время приложиться к нему. В честь Распятого Спасителя праздник Воздвижения соединен со строгим постом. Эта особенность получила свое начало от императора Ираклия, который, возвратив из Персии Святой Крест, нес его в храм в простой одежде и с необувенными ногами и заповедал потому проводить этот праздник в посте.Священные песнопения Воздвижению были составлены святыми отцами V-VIII вв. - Андреем Критским (часть стихир на литии), Феофаном Исповедником, императором Львом Мудрым и др. Канон Воздвижению написан прп. Косьмой, епископом Маюмским.
"Крест - хранитель Вселенной", "Крест - красота Церкви", "Крест Ангелов слава и демонов язва" - в таких дивных словах Святая Церковь прославляет Честной Крест в торжественный день праздника его Всемирного Воздвижения. Авторы песнопений, посвященных этому событию, не много останавливаются на самом факте обретения Креста, а более обращают свой мысленный взор на Пасху - крестные страдания, смерть и тридневное воскресение Спасителя. Не случайно некоторые тексты очень напоминают песнопения служб Великого Пятка. Святой Крест, благоговейно чествуемый Церковью, является указанием для личной жизни каждого из нас. Он напоминает христианину об обязанности самоотвержения по евангельскому слову: "если кто хочет идти по Мне, да отвергнется себе, и возьмет крест свой и по Мне грядет" (Лк. 9, 23; Мк. 8, 34).
Праздник Воздвижения имеет и прямое отношение ко второму пришествию Господню, так как, по слову Спасителя, страшный суд будет предварен явлением знамения Креста: "Тогда явится знамение Сына человеческаго на небе; и тогда восплачутся все племена земная, и увидят Сына человеческаго, грядущаго на облаках небесных с силою и славою великою" (Матф. 24, 30). Этот эсхатологический аспект праздника призывает нас к ответственности, к глубоким, покаянным размышлениям.