НОВОЗЫБКОВСКИЙ РАЙОН

Экспертное мнение


Описание старой Малороссии. А.М. Лазаревский, 1888 год


  Раскольничья слобода.
  Слобода Тимошкин Перевоз при реке Ипути, поселена по разрешению полковника Миклашевского, в 1703 году - "3 певных респектов заховуючи при ласце нашой Тимофея Максимовича, бывшого осадшого деменского, взглядом футорца его от лядчини по том боку Ипути реки у перевозу, урочищем над Кремном, для випуску статку (скота) за позволеньем нашим построенном, межи острова Голови прозываемого, и Глебки, и 3абочи урочищ; там же позволяем ему земли на пять дворов над озером Шурою, заграничними осадить людми, до ласки далшой рейментарской ... ку помочи месту. И пором зовомый Деменский, респектом того, поневаж его, Тимошки, старанем власным и неменшою працею, шлях чрез Ипуть, на его там дворок есть проложен, промыслом его устроенный, ему ж заведовати и владети позволяем. Жити теж свободно оседши дворами, меют люди три годи без дабели. А на сем боку Ипути реки, з приезду, у того ж перевозу Деменского, як сягают ограниченьем его, Тимошки, купленное пожни, то есть на липках коло Шуры озера и Байдака урочищ и коло гумна его ж Тимошкового, по Селицкое болото, на тие пять дворов огороди заводити и дуброву на поле розробляти волно ...". Тимошкин Перевоз поселен на тростанских землях; жалуясь в 1732 году на захват соседями своих земель, тростанцы писали: "Да в прошлых годех, за полковницства Михаила Миклашевского, расколник именем Тимошка на реце Ипуте построил перевоз и двор свой поселил на нашом тростанском кгрунте; а потом сам собою при том перевозе, к тому своему двору собрал и населил слободу. И тоей расколничой слободы Тимошковой жителе от рибной ловле на реце Ипуте, нас отдалили и сеножатей около ста воз, старинных наших при той же реце Ипуте, отняли от нас самовластно, тому лет с пятнадцать, и поля в наших же межах старинных розробили ...". Последующая судьба раскольников Тимошкина перевоза была одинакова с раскольниками Ардони и Святска. Лаврский архимандрит Иоанникий Сенютович, отличавшийся особой энергией, сделал попытку возвратить земли, которые были заняты слобожанами. Попытка эта выразилась в прошении, поданном царю в 1721 году. Эта попытка успеха не имела. Не знаем, вследствие каких поводов, но около этого же времени, лаврские монахи обратились в сенат с повторением ходатайства, когда-то заявленного архимандритом Сенютовичем, о возвращении лавре земель, занятых слободами Ардонью, Свяцкой и Тимошкиным Перевозом – или о подчинении лавре живущих на них раскольников. Против всяких ожиданий, просьба лавры была удовлетворена; в сенатском решении 1741 года говорилось: "поселившимся на жалованных Киевопечерской лавре землях расколщикам, по силе уневерсалов прежнего архимандрита Миславского, быть в повданстве той Киевопечерской лавре для того ... хотя де оние именным 1715 году указом по переписе в оклад и положены на тех землях, толко оных земель из владения той лавры виключать не велено и они, раскохщики, как из объявленных от них уневерсалов, данных от архимандрита Миславского, видно сами в поманство той лавре пришли ...". Решено было возвратить в "подданство" лавре раскольников всех трех слобод, причем для отдачи их назначена была особая комиссия, в которую из Глухова членами были назначены полковник Тютчев и майор Львов. Монахи принимали особые предосторожности, чтобы при приведении в исполнение сенатского указа, получить от раскольников все что можно... Монаху, которому поручен был прием слобод, дана была из Киева особая инструкция, в которой говорилось: "Особливо же крепко того оберегаться, чтоб как в Глухове, так и в комиссии, в противность грамоты, данной нашей обители и указам, не про говориться; но токмо того берегти, дабы были нам в подданстве расколники по силе грамоты жалованной, да того просить не оставить - которие расколники снаших слобод высланы будут, чтобы от тех награждено. С нашими же, оставшимися за силу грамоты, расколниками, повремени, яко с подданными, мощно будет не вдруг, потихенку справиться ...". В то же время монах, посланный в Глухов для знакомства с членами комиссии, писал оттуда лаврскому архимандриту: "не безпотребно б Тютчеву и Львову, из денег по сту рублев и по куфе горилки дать, для того что первый енеравной войсковой канцелярии член и в прочем годится, а другой - в особливой у Леонтьева (тогдашний правитель Малороссии) милости находится ...". После принятых таким образом со стороны монахов мер, передача слобод произведена была во всем согласно с желанием монахов. Раскольники, почувствовав неволю, уже в конце 1741 года обратились в лавру с просьбой заменить для них "подданнические работы" денежным оброком. Вопрос этот монахи, однако ж, решили не сразу; только летом 1743 года был подписан архимандритом договор, которым установлялись отношения новых "подданных" к лавре. В договоре этом читаем: "В прошлом 1741 году, ноября 9 дня, присланные от общества из раскольничьих слобод Ардионы, Свяцкой и Тимошкина Перевоза, на землях Киевопечерския лавры поселившихся... подавали нам доношение, в котором про писали, что им тех слобод жителем... за купеческим промислом, обикновенной подданнической должности работою про изводимой, отправлять всячески невозможно и просили, чтоб их, расколников тех слобод всех обивателей ... обложить вместо той работи, годовым оброком. И мы рассуждая, что и в протчиих наших монастирских маетностях повданние, которие за купеческим промислом, с какого токмо себе препитание имеют, обикновенной поманнической должности отправлять не могут, годовим обаожени оброком, тем подобием по вишеозначенному помянутих раскозников ... просителному доношению и по доброволному их же договору, в священнодуховном нашем соборе приговорили... он их наших слобод всех обивателей подданных монастырских годовым обложить оброком, за обикновенную подданническую работою производимую должность, чтоб им тоей не отправлять, в сумму имянную 500 рублиов, кроме заводов внутр тех слобод и вне имеющихся, которие особливому оброку подлежат. Особливо же, когда в гаченю гребель крайняя воспоследует нужда, должни они, слобожане, яко поманние монастирские, в Лищицкой ардионцы, а в Бобовницкой свяцковцы и тимошкинцы, волостях, обществом вспомоществование чинити ... Вышепоказанную же сумму денег должны они, расколники, поманные наши с тех слобод в два срока: едну половину денег в летных месяцех экономии лищицкой управителю, а другую при окончании года, в Киевопечерской лавре, чрез нарочно присланных, в декабре месяце, отдавать ... При том же упомянуто, чтоб они, подданные наши монастырские показанных слобод жители, пахатною землею, сенокосами и лесом ведали точию по отводу монастырскому; а за какие земли и угодия многолетний был спор и за то немалие обители святой ... произошли убитки, и те места они отнюдь не интересовалися б и не въезжали под взисканием с упрямого немалого штрафа. Аще же, кои с них расколников подданных наших монастирских, богопротивное свое раскольническое заблуждение оставя, православного греческого исповедания веру, утвержденно восприимут, таковим от святой обители особливая милость и в платеже полегчение обещается ...". 14 июня, 1743 года. По первой переписи Малороссии 1723 года – казаков нет; грунтовых 7 дворов, бобылей 4 хаты и пустых 2 хаты. В 1781 году по распоряжению графа Румянцова, перед открытием наместничеств, было сделано статистическое описание Малороссии, по которой числилось казаков нет; купцов 12 дворов и 23 хаты, мещан 14 дворов и 23 хаты, крестьян принадлежащих Киевской лавре - 7 дворов и 10 хат. "Обыватели сей слободы, поелику осажена она на землях, принадлежащих монастырю Киевопечерскому, платят в год чиншу по 15 рублей. Упражнение сих обывателей в хлебопашестве и в извозе от разных раскольничьих слобод обывателей в Варшаву мыла, а сверх того покупая около села Смялчи и в других местах лес, сплавливают реками Сожью и Днепром в Кременчуг и в губернию Азовскую. При сей слободе чрез реку Ипуть паром общественной на камьях (?) сосновых, без всякой заплаты переезжающим" (1781 год).
  О первом появлении раскольников в Стародубщине рассказывает Алексеев в своей "Истории о бегствующем священстве": "Некто бывый в Москве поп именем Козма службу имеяй в церкви Всех Святых на Кулишках, видя належания (притеснения), совет положи с духовными детьми отъити в стародубские пределы: бяше бо ему на той час стародубский полковник зело знаем и друг - Гавриил Иванов, его же внекоих напастех укрьiваше... И угодно бысть всем совещание то, оставльше жительства своя, поидоша в Стародуб. Полковник же видев Козму попа, любовное приятство всем сущим с ним показа и на прошение их, написа лист, посла их к атаману курковскому Ломаке, повелевая листом оным отвести им на жительство место нарицаемое Понуровку и тамо вси пришедшие з Козмою, числом 20, поселишася в лето 7177 ...". За Козмой и другие раскольники "течаху в Стародубскую волость и тамо пустыни населяюще: откуду населися Белый Колодезь и Синей (Колодезь), Замишево, Шеломы". Таким образом, по этому сказанию, первое появление раскольников в Стародубском полку относится к 1669 году, причем в полковнике Гавриле Иванове следует видеть тогдашнего стародубского обозного Гаврила Дащенка, который в это время был и наказным полковником; в это же время Дащенко "взял в свое владение" село Солову, очень близкое к Понуровке, где, по его позволению, поселились раскольники. Кроме Понуровки, раскольники частью разместились и в соседнем селе Демьянках. В это же время раскольники селились и в других местах. Едва ли не ими Дащенко населил первоначально и свою слободу Белый Колодезь, которую Алексеев называет одной из слобод раскольничьих; раскольниками тогда же поселен был и Синий Колодезь. Но ни там, ни там раскольники не прижились; не прижились раскольники и в Понуровке; все они из этих слобод поуходили, причем причину ухода их Алексеев объясняет так: "Умершу царю Алексею Михайловичю, на место его дщерь его Софья Алексиевна приимши скипетр царства великороссийского и сия убо слышавши таковых слобод стародубских население, повеле послати к черниговскому архиерею и стародубскому полковнику указ (на кой час уже не оный Гавриил, но Симеон полковником в Стародубе бяше), в коем указе повелевая, дабы такие забегвыя народы или ласкою или прещением градским к новым догматам приводили: такову же указу разгласившуся, ревнителе древних преданий бегуяшася, по разным местам рассеяшася: славнейшие же не хотящее стяжания и домов лишитися, к новодогматствованию приступиша. Времени убо некоему в том пребывающу, утишися таковая зельность гонения и бысть тишина, паки собрашася гонимии; но паки от тогоже Симеона гонение наста. Видевше же людие толику бурю гонения на них востающу, обще вси совет положиша отъити в Польшу, и тако усоветовавше, пойдоша и поселишася в области пана Лецкого, при реце Ветке...". Но "в Польшу" ушли не все раскольники; часть их в Стародубском полку осталась, передвинувшись на новые места. В 1682 году около села Соловы возникает раскольничья слобода Еленка, поселившаяся на землях Рубцов, по разрешению владельцев. Вслед за Еленкой тут же, поблизу, на тех же рубцовских землях, поселились еще две слободы - Воронок и Лужок. Очень может быть, что здесь нашли себе приют раскольники, вытесненные из соседней Понуровки и не хотевшие "лишитися стяжания и домов". Затем, к концу ХVII века, замечается новый прилив раскольников в Стародубский полк и расселение их слободами по западной окраине полка, почти исключительно на землях села Старой Тростани. В это время здесь поселились, преимущественно по позволению полковника Миклашевского, слободы: Деменка, Митьковка, Зыбкая, Злынка, Тимошкин Перевоз и Шеломы. Поселившие эти слободы раскольники пришли, по-видимому, назад из Ветки, с которой они и потом не прерывали связей. Позже, в начале ХVIII века, появляется в Стародубском полку еще несколько слобод, поселенных, по-видимому, уже местными раскольниками, искавшими большего земельного простора. При этом поселены были слободы: в 1708 году, Климова - Скоропадским, в 1709 году, Чуровичи - Чарнолузским, в 1711 году, Ардон - киевопечерскими монахами, в 1712 году, Млынка - каким-то значковым товарищем Яковлевым и в 1714 году, Святская - теми же киевопечерскими монахами. Клинцы поселены Борозднами, не позже 1709 года, и тогда же поселена слобода Городище, земли около которой впоследствии перешли во владение Лукьяна Жоравки. Из сохранившихся "осадных писем" видно, что раскольники селились слободами на тех же самых условиях, как селились тогда в Малороссии вообще все крестьяне. Слободе назначались льготные годы, по прошествии которых слобожане обещались быть "верными и вечными подданными". Поселившимся в Малороссии раскольникам в дальнейшей их судьбе предстояло, наряду с остальным крестьянством, то же "державское послушенство", а затем то же закрепощение ... Но случайное, по-видимому, обстоятельство изменило тот путь, по которому хотели вести эти слободы их владельцы. Предание говорит, что во время нашествия шведов на Стародубский полк в 1708 году раскольники всячески вредили им: истребляли небольшие шведские отряды и обозы, брали пленных и представляли их царю. Петр Великий, впервые узнав при этом о поселившихся в Малороссии раскольниках, приказал их "записать в оклад" и тем изъять из владения тех державцев, на землях которых они поселились. Но, кажется, записка в оклад произошла при других обстоятельствах. Когда во время нашествия шведов Петр Великий узнал о множестве поселившихся в пределах Стародубского полка великорусских беглецов, преимущественно солдат, то "для сыску и выводу" этих беглецов назначил полковника Ергольского. Последний, найдя в стародубских лесах целые слободы, поселенные великорусскими раскольниками, "взяв с них великие взятки и укрывая их от выводу, написал их только расколщиками и яко бы оные жилищы имеют в пустых местах и диких лесах, утая, что они живут на владельческих землях". По этому донесению будто бы и последовал царский указ о записке раскольников в оклад. Так рассказывали печерские монахи. Ергольский действительно, кажется, защитил раскольников от "выводу": резолюция Петра Великого о записке их в оклад была сделана на представлении киевского губернатора князя Голицына о том, что "в Стародубском уезде поселены слободы великороссийского народа - раскольники и комиссар (Ергольский) пишет, что в оные слободы ехать опасен, дабы не разбежались за границу". Как бы то ни было, но на основании приведенной резолюции, князем Голицыным было сделано в феврале 1716 года распоряжение, по которому - "где явятся великороссийского народу раскольники (в малороссийских городах) и оных велено переписать всех налицо подворно и кто на каких грунтах и за кем живут в поманстве, велено им жить на тех же грунтах, на которых они поселились, а владельцам ими, раскольниками, отнюдь не владеть и податей с них не имать и никакими делами не ведать и обид им не чинить ... И дабы оным раскольникам... во владении грунтов, которыми они владели, никто не интересовался под опасением штрафа и жить им, раскольникам, на тех грунтах, на которых они жили и землями всякими угоди и владеть теми, которыми владели...". Для описи раскольничьих слобод назначен был тот же Ергольский с "нарочными комиссарами", как от князя Голицына, так и от Скоропадского. Сильно сочли себя обиженными малороссийские державцы, на землях которых сидели раскольники; жалко было так неожиданно потерянных "повданных", но еще больнее была потеря тех земель, которые были заняты раскольничьими слободами. Кроме того, пользуясь поддержкой князя Голицына, раскольники не стеснялись захватывать еще новые у соседей земли, не обходя при этом владений и самого полковника; Лукьян Жоравка в 1717 году жаловался гетману: "и если расколщикам, яко теперь расширятися в полку нашем допущено будет, много з полчан от утиску их, чуратися жилищ своих мусят, поневаж они самоволне що хотят, чинят, а справедливости нихто на них поискати не может, чого сам дознавалем и дознаю ...". Вообще местной казацкой старшине трудно было мириться с фактом появления на территории "полка" значительного населения, свободного от всякого ее влияния. Не хотела мириться и Печерская лавра с тем фактом, чтобы отведенные под раскольничьи слободы ее земли утрачены были навсегда. Уже в 1721 году печерский архимандрит Иоанникий Сенютович обращался к царю с просьбой - "свесть расколщиков с монастырских грунтов", указывая, как на причину этого ходатайства, что будто бы раскольники "своими волностями и свободным житием малороссийский народ прелстив, к своим богопротивным раскольническим ересям обратили и по своему крестили ...". Об удалении раскольников из слобод, ради освобождения занятых ими земель, хлопотала и казацкая старшина Стародубского полка, почему Скоропадский и включил ходатайство о выводе раскольников из Малороссии в "пункты", поданные им Петру Великому в 1722 году, в Москве. Но все эти ходатайства при Петре Великом не могли иметь никакого успеха, так как появление в Малороссии великорусских слобод царь находил, после измены Мазепы, полезным в политическом отношении. Затем, на все время существования Малороссийской коллегии, хлопоты о раскольниках и занятых ими землях умолкают. Возобновляются они вслед за поставлением Апостола гетманом. Бывшие владельцы земель, занятых слободами Лужком, Воронком и Еленкой, в 1729 году подали Апостолу прошение, в котором просят - "этими слободами приказать владеть им по прежнему, или их грунта очистить". Затем после Апостола, в междугетманство, возобновила свое ходатайство лавра - об удалении раскольников с лаврских земель или о подчинении их началу лавры. По решению сената 1741 года, ходатайство лавры было удовлетворено: раскольники трех слобод: Ардони, Святской и Тимошкина Перевоза отданы были "в поманство лавре". Сенатское решение об отдаче Киевской лавре поселенных на ее земле раскольников в "подданство" возбудило надежды и у других бывших владельцев земель, на которых посадились раскольничьи слободы, на возможность возвратить не только занятые под слободы земли, но и самих слобожан. Некоторые из этих владельцев поспешили подать челобитные в сенат, прося той же милости, какая была оказана и лавре. Так, бунчуковый товарищ Степан Иванович Лашкевич в своем прошении 1763 года писал: "раскольники живя в слободах Вороньку и Елионки, на собственных моих землях, корыстуются оными в крайную обиду и разорение, а я нижайший вашему императорскому величеству всегда так как и предки мои, з тех земель службу отправляю. И дабы высочайшим вашего императорского величества указом повелено было... в оних слободах Вороньку и Елионки живущих на собственных моих землях раскольников куди надлежит на жилио повелеть перевесть, а пока переведены будут, то по примеру отданных под Киевопечерскую лавру таковых расколников на грунтах оной лавры живущих, отдать мне во владение ...". В то же время гетман Разумовский сделал какое-то представление о раскольниках в сенат, вероятно, померживая притязания прежних владельцев занятых раскольничьими слободами земель. На это представление гетмана указывает сенатская "резолюция" 1764 года, которой "велено об оних расколниках по представлениям гетмана, дела из сената все отдать для рассмотрения советнику Яковлеву, а им, Яковлевым, сочиненния пункты по определению сенатскому, велено рассмотреть в коммиссии новаго уложения ...". Но комиссия нового уложения кончилась ничем; куда затем переданы были прошения о возвращении раскольничьих слобод - мы не знаем; кажется, прошения эти так и остались неразрешенными, так как в одном частном письме 1781 года к С.И. Лашкевичу, из Петербурга, читаем: "Докладывал я Осипу Артемьевичу о вашей челобитной о слободе Лужку и Воронке, по которой мнение свое держит, что без представления графа Петра Александровича (Румянцова) приступу к начинанию дела другим образом взять будет трудно, разумея сколь ныне утвердилось уважение к таковым деревням и селам, кои ни с какого старателства никому отданы быть не могут ...". И так все ходатайства о возвращении раскольников в "подданство" или об освобождении занятых ими земель, заявленные в ХVIII веке, кроме ходатайства Киевской лавры, не имели успеха. Слыхали мы, что ходатайства о возвращении занятых раскольниками земель, потомками бывших владельцев последних, были возобновлены в первой половине настоящего (XIX) столетия и будто бы ходатайства эти были удовлетворены признанием за просителями права собственности на занятые раскольниками земли. Рассказывали нам, что один из этих просителей, за которым было признано право собственности на земли слободы Д., желая скорее заставить раскольников или оставить эти земли, или войти с ним в соглашение относительно их пользования, вспахал раскольничье кладбище и засеял его табаком... Рассказывали нам также, что большинство лиц, за которыми признано было право собственности на слободские земли, отдали последние раскольникам в "чиншевое пользование". Но все эти сведения относятся уже к новой истории черниговских раскольничьих слобод, главные материалы для которой заключаются в устных рассказах местных людей сороковых годов ...