НОВОЗЫБКОВСКИЙ РАЙОН

Экспертное мнение


Черниговская Епархиальная противораскольническая миссия в 1895 году (извлечение из годичного отчета Епархиального миссионера)


  Черниговский Епархиальный противораскольнический миссионер, священник Христорождественской единоверческой церкви города Новозыбкова Иоанн Рябухин произвел в 1895 году тридцать (30) публичных собеседований с раскольниками. Из этого числа (7) бесед произведено им в городе Новозыбкове, четыре (4) в посаде Митьковке, Новозыбковского уезда, три (3) в посаде Шеломах того же уезда, две (2) в слободе Тимошкином Перевозе того же уезда, две (2) в посаде Климовой того же уезда, пять (5) в посаде Добрянке, Городнянского уезда, (2) в посаде Лужках, Стародубского уезда, одна (1) в посаде Клинцах, Суражского уезда и четыре (4) в посаде Свяцкой того же уезда.
  Предметом бесед, происходивших в городе Новозыбкове был вопрос о православии грекороссийской церкви: непогрешимость верования ее в единого триипостасного Бога, в Евангельское и Апостольское учение, согласие верования ее с учением семи вселенских и девяти поместных соборов, история книжного исправления в России с начала XVI века и до патриарха Никона включительно, перстосложение для крестного знамения. На беседах в остальных из выше прописанных пунктов решались вопросы: о вечности Христовой церкви и трехчинной иерархии, о семи церковных таинствах, о белокриницкой лжеиерархии, а также о книжном исправлении, перстосложении и православии грекороссийской церкви.
  Возражателями миссионеру на беседах, как в городе Новозыбкове, так и в посадах и слободах, являлись местные раскольнические начетчики разных согласий. В возражениях их обращает на себя внимание то обстоятельство, что возражения велись в мирном духе, без замечавшегося прежде грубого фанатизма. Исключение в этом отношении составляли лишь посады Клинцы и Добрянка, густо населенные последователями австрийского лжесвященства.
  Замечательно, что вследствие этих обстоятельств даже единоверцы означенных двух посадов пропитаны духом раскола и обнаруживают склонность противоборствовать сближению единоверия с православием. Исключением в этом отношении служила и одна беседа, происходившая в городе Новозыбкове, возражателем на которой в первый раз выступил третий сын Новозыбковского лжепопа раскольничьего Иван Мельников, обнаруживший во время беседы все дерзкие приемы старших братьев своих Василия и Феодора Мельниковых, которые между прочим, являясь главными пропагандистами раскола не только в Стародубьи, но и во многих других местах России, в отчетном году не вступали с миссионером в словопрения, хотя посещали в городе Новозыбкове каждую беседу его, скрываясь за прочими слушателями и стараясь быть незамеченными миссионером. Впрочем, эти два пропагандиста раскола, для возбуждения фанатизма слушателей-раскольников, не преминули выступить со своими обычными дерзостями и кощунственными приемами на трех беседах, данных в посаде Митьковке, посаде Климовой и посаде Добрянке отцом синодальным миссионером протоиереем Е. Крючковым, за что одному из них (Феодору) раскольники-фанатики поднесли благодарственный адрес.
  Кроме публичных бесед с раскольниками разных толков миссионер производил частные увещательные беседы с обнаружившейся в пределах Черниговской епархии новой раскольничьей сектой, последователи которой именуются пасхальниками, о каковой секте помещены были краткие сведения в отчете о состоянии и деятельности Братства Св. Михаила, Князя Черниговского, за шестой год существования его, напечатанном в №№ 11 и 12 Черниговских епархиальных Известий 1895-го года. Беседы эти привели миссионера к тому убеждению, что особого вреда для окрестных православных жителей пасхальники, проживая в посаде Воронке и посаде Новомлынке, Стародубского уезда и в слободе Радуле, Городнянского уезда, принести не могут и что это в высшей степени жалкие невежды — фанатики, даже в сравнении с безпоповскими сектами.
  В течении отчетного года присоединено миссионером из раскола к православию на правах единоверия девятнадцать (19) человек обоего пола. Всего же присоединенных за это время из раскола к единоверию считается во всей епархии сто двадцать восемь (128) человек, в том числе 65 мужеского пола и 63 женского пола.
  Посещая с миссионерскою целью разные пункты Стародубья, миссионер следил в тоже время за состоянием раскола и пропагандой среди него главарей его— Новозыбковского лжепопа Евфимия Мельникова и двух старших вышеупомянутых сыновей его Василия и Феодора. Главари эти, расположив, посредством разного года проделок, в каждом почти посаде Черниговской губернии по несколько человек раскольников беглопоповского согласия к принятию белокриницкого лжесвященства, убедили их, чтобы они, не переходя формально в австрийское согласие, содействовали им сделать массовый переворот целых общин беглопоповских. И вот, некоторые из беглопоповцев превратившись в австриако-беглопоповцев, пишут, а вернее переписывают и рассылают сочиненные Мельниковыми от имени беглопоповцев увещательные послания к беглопоповским общинам Черниговской, Могилевской и других губерний относительно принятия ими белокриницкого лжесвященства. Для успеха в этом деле, Мельниковы большую часть года разъезжали по всем посадам Стародубья, по слободам Могилевской губернии и по многим отдаленным местам — Кавказу, Уралу и другим, производя везде собрания беглопоповцев и советуя им принять австрийское лжесвященство, которое будто-бы скоро признано будет и русским правительством равноправным с священством господствующей церкви и последователи которого в будущем в союзе с Константинопольским патриархатом восторжествуют, победив господствующую в России „Никонианскую" церковь подпавшую, по их мнению, за союз с Болгарским экзарха том, под отлучение Константинопольской Церкви. При разъездах этих, Мельниковы подготовляли почву и к примирению окружников с противокружниками, возя с собою составленный окружниками акт такового примирения и убеждая своих лжеепископов изъявить на это согласие и подписать этот примирительный акт. Но более всего Мельниковы заняты были измышлением такого плана, посредством которого им удалось бы добиться действительного признания законности своей белокриницкой иерархии от Константинопольского патриарха. План этот обсуждался Мельниковыми вместе с известным расколопропагандистом Швецовым и с Московскими расколовождями и начетчиками, членами Московского раскольнического братства Св. Креста, в Москве. Здесь-то и было между прочим решено командировать на восток Измаиловского лжеепископа Анастасия и Василия Мельникова, для непосредственных переговоров по этому вопросу с Константинопольским патриархом. Вследствие этого в Черниговскую губернию приезжал вышепоименованный лжеепископ Анастасий. Поселившись здесь в раскольничьем ските „Полоса", он неоднократно посещал город Новозыбков и другие посады Черниговской губернии, а в посаде Клинцах совершал даже торжественные архиерейские служения. В феврале месяце 1895 года лжеепископ Анастасий и Василий Мельников выбыли из России в Константинополь и дальнейшее странствование по востоку и пробыли там до половины мая. Но с чем возвратились они из этого путешествия, миссионер не мог узнать.
  Вот в кратких чертах сведения о состоянии в 1895 году нашей епархиальной противораскольнической миссии и о наблюдениях ее за жизнью раскола, данные нам отцом епархиальным миссионером в официальном отчете за этот год!
  Н. С-н.
  Черниговские Епархиальные Известия, №№ 3, 1897 года.