Во многих раскольничьих посадах нашей Черниговской епархии православное население составляют, как известно, исключительно единоверцы. Но последних в епархии так не много (8 с небольшим тысяч), что в некоторых посадах их насчитывается не более 70 душ обоего пола (исключение составляет слобода Радуль, где единоверцев более 4 тысяч). Поэтому положение наших единоверцев в среде раскола далеко незавидное. Но составляя иногда и 2% посадского населения, они (единоверцы) постоянно терпят от раскольников, которых в наших посадах около 80 тысяч душ, всевозможные притеснения, особенно же от посадских заправил, богачей-раскольников, которые, к сожалению, почти во всех посадах занимают высшие посадские общественные должности, как то: посадского головы, старосты и прочее. Эти посадские власти всегда и всюду, не стесняясь средствами, стараются вредить единоверцам, всячески притесняют их, причиняют им всякого рода неприятности и нередко поощряются в поношениях и насмешках над православием. И сколько иногда религиозной твердости и непоколебимости приходится проявлять единоверцам, особенно новоприсоединившимся, в которых нередко камнями бросают и эпитетом "антихристова печать" повсюду величают, чтобы мужественно переносить все раскольничьи козни и чтобы избежать сетей вражиих, которыми всячески стараются опутывать единоверцев раскольничьи вожаки и лжепопы, эти бдительные враги православия. В местах же, где кроме единоверцев имеются и православные приходы, православное население также мало сближается с единоверцами, вследствие приверженности последних к старым богослужебным обрядам и обычаям и униссоному пению, совершенно ныне незнакомому и чуждому православным. Таким образом, гонимые раскольниками, с одной стороны, и не пользующиеся благосклонностью православных, с другой, единоверцы составляют как бы отдельную свою собственную семью.
И вот этой небольшой семье, этому малому стаду, во главе со своими пастырями, не только приходится постоянно бодрствовать на страже православия, зорко следя за волками в овечьей шкуре, нередко вторгающимися к ним, но и распространять в среде самого раскола православное учение и своею религиозностью, твердостью в вере и преданностью святой церкви привлекать сих во тьме ходящих своих собратий в лоно православной Христовой церкви.
Но так как это дается далеко не легко, ибо единоверцам самим нередко приходится с трудом отвоевывать у раскольников свое первенствующее религиозное положение, то с этой целью, особенно в последнее время, приходится предпринимать разного рода меры и средства к сближению раскольников со святой церковью, которые бы ясно свидетельствовали им всю ложность их религиозных заблуждений, их отчужденность от православия, как отщепенцев святой церкви, их замкнутость и скрытность в отправлении христианских своих обязанностей, отсутствие у них всего того, чем торжественно и славно православие, и, наоборот, убеждали бы раскольников в истинности святой православной церкви. В числе таких мероприятий к сближению раскольников с православием особенную важность имеют церковные торжества единоверцев, как то: посещение слобод Архипастырями и совершение ими здесь торжественных архиерейских богослужений, торжественное освящение вновь устроенных или отремонтированных храмов, торжественное открытие и освящение церковных школ, торжественные крестные ходы, торжественные богослужения соборне в дни храмовых праздников и т.п. Каждое из таких торжеств на долго остается в памяти не только единоверцев, но и старообрядцев, и нередко служить обильной темой религиозных разговоров и прений между теми и другими.
Так у нас в Новозыбкове ежегодно совершается крестный ход по городу из всех единоверческих церквей в день Священного Коронования Их Императорских Величеств. Кроме того, еще раньше, за несколько дней пред этим и после сего дня совершаются два крестных хода по следующему поводу. Каждый год, 9-го мая, часов в 6 утра, приносятся из Климовского Покровского единоверческого монастыря местно чтимые образ Божией Матери «Казанския» и большой, очень древний, чудотворный образ Святителя Николая. В этот день, рано утром, из единоверческих церквей выходят священники в облачениях, со святыми иконами, и сходятся в назначенном пункте вместе и потом с пением священных песней, при колокольном звоне, в сопровождении массы народа, отправляются за город для встречи вышеназванных образов. Встретив образа, возвращаются обратно в город, при чем два вышеназванных монастырских образа вносятся в Христо-Рождественскую единоверческую церковь, откуда, впоследствии, недели через три-четыре, таким же порядком, с такою же торжественностью и при таком же многочисленном стечении народа относятся в монастырь. Многие из благочестивых людей провожают их до самого Покровского монастыря (верст 20 расстоянием). Когда мне в первый раз пришлось участвовать в этом крестном ходе, я был поражен чудной картиной проявления восторженного народного религиозного чувства: когда мы вышли за город, и взору представились, чуть не на протяжении 3-х верст, многочисленные толпы народа, с 4-х часов утра с нетерпением ожидавшие чудотворный образ Святителя Николая, и когда вдали показалось шествие с образами и эти толпы народа заволновались и хлынули на встречу ему, когда, наконец, произошла встреча крестных ходов и все вместе соединились, то восторженному религиозному чувству не было конца. Радостнее же всего для нас – православных – было то, что эти толпы, народа, стремившегося с таким религиозным восторженным настроением встретить чудотворный сей образ, состояли не из православных лишь чад, а преимущественно из старообрядцев.
В самый же день священного коронования Их Императорских Величеств, по окончании богослужения, совершаются крестные ходы из единоверческих церквей к церкви св. Бонифатия, где бывает освящение воды и благодарственный Господу Богу молебен, после чего крестные ходы направляются по улицам города к своим церквам.
Множество образов, в числе коих непременно, находятся и вышеназванные монастырские образа, собор священнослужителей, во главе с отцом Игуменом монастыря, в праздничных облачениях, громогласное пение соединенных клиров, торжественный трезвон в церквах, масса народа в праздничных нарядах, разукрашенный флагами город и прочее придают этому крестному ходу особенную торжественность. В сем же году в этот день торжество было сугубое, так как день священного коронования совпал с праздником Вознесения Господня, почему особенно много народа участвовало в крестном ходе и все были настроены поэтому особенно торжественно-религиозно и празднично.
Но особенно радостно было видеть нам — православным, что горячее участие в этом торжестве принимали старообрядцы, эти заблудшие овцы, все еще коснеющие в невежественном расколе, все еще чуждающиеся православия и православных. Ясно было, что они с неподдельной радостью принимали участие в этом великом торжестве; ясно было, что в это время они забывали свою вражду к православию и нам — чадам святой православной церкви и вместе с вами усердно возносили свои молитвы к Богу о здравии и благоденствии Государя и Государыни. Радостно и приятно было видеть, как во время молитвы с коленопреклонением они все преклонили свои колена, забыв на это время, что по их убеждениям сие возбраняется. Очевидно было также, что они в это время невольно сознавали свою отчужденность от православия, несостоятельность и нетвердость своих оправданий в защиту своей "древлеправославной церкви", свои религиозные нестроения и раздоры, породившие множество враждебных и друг друга предающих анафеме толков. И вместе с тем они ясно видели торжество святой православной церкви; видели, что мы — православные не иную веру исповедуем, не иному Богу покланяемся и не иных святых угодников почитаем, а во всем этом "древлему православию" последуем и чадами той же святой православной церкви состоим, под сенью которой находились их прадеды и деды и которую теперь их лжеучители и лжепопы так безумно еретическою и безблагодатною именуют.
Священник Григорий Григоровский.
Черниговские Епархиальные Известия, № 20, 1898 года.