Освящение церкви в городе Новозыбкове.
В последние годы город Новозыбков, можно сказать, изобилует различными церковными торжествами. Важнейшие из них – это посещения Новозыбкова и его окрестных раскольничьих посадов нашими Архипастырями и совершение ими здесь богослужений.
Так, и в текущем году Преосвященнейший Владыка Антоний соблаговолил осчастливить наш город своим посещением. На этот раз Его Преосвященство 17-го сего сентября совершил торжественное освящение храма, устроенного на средства известного благотворителя купца А.И. Шведова.
16-го сентября, к 5-ти часам вечера, в вокзале железной дороги собрались – местное духовенство и окружные единоверческие иереи, прибывшие на освящение храма, а также корпорации местных учебных заведений, местное начальство с господином Предводителем Дворянства князем Н.Д. Долгоруковым во главе и многочисленная толпа народа всех сословий для встречи Преосвященнейшего Владыки и дорогих гостей – господ Товарища Обер-Прокурора Св. Синода, сенатора тайного советника Владимира Карловича Саблера и Его Превосходительства господина Начальника губернии Е.К. Андреевского. К приходу поезда платформа вокзала буквально запружена была народом, и как только поезд показался, вся эта масса народа зашумела и заволновалась. Наконец поезд подошел и остановился; густая толпа хлынула к вагону, из которого выходили желанные гости. Каждый желал получить благословение Преосвященнейшего Владыки и поближе лицезреть государственных сановников. С вокзала Преосвященнейший Антоний и Товарищ Обер-Прокурора Св. Синода В.К. Саблер отправились в приготовленный для них квартиры в доме А.И. Шведова. Возле дома А.И. Шведова также густая толпа народа встречала высоких гостей. Через 1 час 30 минут Преосвященнейший Владыка приказал благовестить к всенощному бдению. К этому времени новоустроенный храм был уже полон народа, и духовенство ожидало Владыку.
В храме Владыка был встречен пением 9-й песни канона Воздвижению Креста Господня. Торжественная встреча Преосвященного Архипастыря, множество духовенства, прекрасное пение Архиерейских певчих, великолепие храма, блеск залитого золотом иконостаса – все это наполняло душу каждого каким-то особенным восторженным настроением. Наконец всенощное бдение началось; пели поочередно – архиерейский хор – по православному и монахини из Малиноостровского женского единоверческого монастыря – по единоверчески. Пение обоих хоров было прекрасное.
Литию и благословение хлебов Преосвященнейший Владыка, в сослужении 12-ти священников, совершил, по древнему обычаю, вне храма, под открытым небом. Погода благоприятствовала; народа в церковной ограде была масса, - большею частью раскольники; вне ограды также стояли густые толпы раскольников. Храм был увешан снаружи в большом количестве разноцветными, стеклянными фонариками с горящими в них свечами, по сторонам дорожек церковного погоста также было множество фонариков. Картина была чудная. К 11-ти часам ночи всенощное бдение окончилось, и народ, проводив Владыку в его квартиру, разошелся по домам. В 7 часов утра на другой день несколько священников совершили освящение воды, а около 9 часов началось освящение престола. Освятив и убрав престол, Владыка поднял на главу свою частицы св. мощей и, в сопровождении сослужащего духовенства, при колокольном звоне, совершил троекратное обхождение вокруг храма. Толпы народа, при приближении шествия, преклонили колена.
По скончании чина освящения храма отцом протодиаконом громогласно было провозглашено многолетие Государю Императору, Государыням Императрицам, Наследнику Цесаревичу и Всему Царствующему Дому, Святейшему Правительствующему Синоду, Преосвященнейшему Антонию, а потом благоустроителям храма сего – Афанасию и Анастасии. Затем началась божественная литургия. В храме присутствовали – Его Превосходительство Владимир Карлович Саблер, господин Начальник губернии Е.К. Андреевский, уездный предводитель дворянства князь Н.Д. Долгоруков, представителя местных учреждений, местное начальство и много молящихся, среди которых было не мало богатых и знатных раскольников и раскольниц. По окончании литургии Владыка, в сопровождении сослужащего духовенства и приглашенных гостей, направился в дом А.И. Шведова, где радушными хозяевами предложена была трапеза. В конце обеда по распоряжению Его Превосходительства отцом протодиаконом было провозглашено многолетие Государю Императору, Государыням Императрицам, Наследнику Цесаревичу и Всему Царствующему Дому, — все присутствующие, стоя, восторженно пели "Многая лета". После этого Его Превосходительство Владимир Карлович Саблер провозгласил тост за Преосвященнейшего Антония, а господин Начальник губернии — за Владимира Карловича Саблера; затем были сказаны тосты за господина Начальника губернии, за хозяев — виновников торжества и несколько других тостов; все тосты покрывались громогласным "Многая лета".
В 5 часов вечера, поездом на Брянск, Его Превосходительство Владимир Карлович Саблер с господином Начальником Губернии отбыли из города Новозыбкова. Отъезжая, Владимир Карлович любезно и благосклонно с каждым распростился, навсегда оставив о себе приятное воспоминание.
В 6 часов вечера Его Преосвященство, Преосвященнейший Антоний, в сопровождении протоиерея Стефановского, обозревал градские церкви. Сначала Владыка посетил Чудо-Михайловскую православную церковь, а потом единоверческие — Спасо-Преображенскую, Николаевскую и Христо-Рождественскую. В этих единоверческих церквах Преосвященнейший Владыка подробно расспрашивал настоятелей о прихожанах, о нуждах храма; внимательно осматривал внутренность церквей, старинное изображение икон, книги и прочее, а так же изволил осчастливить каждого из сих настоятелей своим посещением их квартиру где милостиво расспрашивал обо всем и благосклонно разговаривал с членами семейств. К 10 часам вечера Его Преосвященство возвратился к себе в квартиру. На другой день, около 8 часов утра, Преосвященнейший Владыка осматривал вновь устроенное А.И. Шведовым прекрасное здание для церковно-приходской школы при Николаевской церкви и каменную новоустроенную часовню для местно-чтимой чудотворной иконы Божией матери „Одигитрии". В 10-м часу Владыка посетил церковь Реального Училища, где учащимся были розданы троицкие листки о Св. Феодосии Углицком. В 10 часов, с поездом на Гомель, Преосвященнейший Владыка, провожаемый духовенством, местным начальством и множеством народа, отбыл из города Новозыбкова в Чернигов, преподав всем свое благословение.
Так закончилось, во славу Божию, описываемое сие торжество.
Новоосвященный храм сооружен в честь Св. мученика Вонифания (празд. 19 декабря), в память события 17-го октября 1888 года. Каменный, небольшой по величине, храм этот, служит украшением города Новозыбкова. Обнесен он невысокой каменной оградой, с красивой железной решеткой; все главы храма позлащенные; снаружи он покрашен масляного краской и украшен вокруг по стенам изображениями Св. Угодников Божиих, в числе коих находится и образ Святителя Феодосия Углицкого. Над входной западной дверью в стене вделан образ Воскресения Христова, написанный на стекле; вечером внутри пред этим образом, во время богослужения, зажигается огонь, и чудная картина получается снаружи, - весь образ в огненном сиянии.
Внутри храма стены тоже красиво расписаны изображениями Св. Угодников и библейских событий. Иконостас великолепный, прекрасной резной работы и весь в золоте. Все подоконники в окнах и солея мраморные, и хотя храм небольшой, но впечатление производит на каждого самое прекрасное. Даже раскольники с удовольствием посещают и осматривают сей новоустроенный храм; а вожаки раскола озлобляются и втихомолку сокрушаются о своих собратчиках, для которых большим соблазном служит такое великолепие и процветание православных храмов и подобные церковные торжества; тем более, что сие торжество ознаменовалось радостным событием для православной церкви и горечью для раскола, а именно: двое из раскольников явились после торжества, разновременно, к Преосвященнейшему Владыке, со слезами на глазах каялись в своих заблуждениях и изъявили свое желание присоединиться к святой православной церкви: один из них даже содержатель беглопоповской моленной. Последний заявил Владыке о своем желании устроить на свои средства в Христо-Рождественском единоверческом Новозыбковском храме — образ Святителя и Чудотворца Феодосия Углицкого и уже пожертвовал на сей предмет 25 рублей.
Благодарение Господу Богу! — наши добрые Архипастыри в своей благопопечительности о пастве не забывают нашего Новозыбковского края, населенного раскольниками, и ежегодно посещают нас, а это служит для нас – православных и единоверцев большим утешением и благотворно влияет на сближение раскольников со Св. церковью.
Священник Григорий Григоровский.
Черниговские епархиальные известия, № 22, 1896 год.
***
Указом Святейшего Синода, от 21 февраля 1900 года за № 1172, дано знать Его Преосвященству, Преосвященнейшему Антонию, Епископу Черниговскому и Нежинскому, что при Вонифатиевской церкви города Новозыбкова открыт самостоятельный единоверческий приход с причтом из священника и двух псаломщиков, на следующих условиях: 1) чтобы вдова купчиха Анастасия Павловна Шведова внесла капитал на имя Вонифатиевской церкви, для содержания причта, в 25000 рублей, с дохода коего священник будет получать 800 рублей и два псаломщика 450 рублей в год, отвела приличный дом для жительства священника, псаломщиков и сторожа и на свой счет производила ремонт церкви и дома и вообще удовлетворяла все требования по содержанию церкви и дома, и 2) что причт будет назначен Его Преосвященством не ранее как по выполнении купчихою Шведовою принимаемых ею на себя обязательств по обеспечению Вонифатиевской церкви и причта при ней содержанием.
Черниговские епархиальные известия, № 6, 1900 год.
***
Перемещен священник Черниговской Казанской единоверческой церкви Симеон Акимов на праздное священническое место к Вонифатиевской единоверческой церкви города Новозыбкова, 11 декабря 1900 года.
Черниговские епархиальные известия, № 1, 1901 год.
***
Определены: исполнять должность 1-го псаломщика при Вонифатиевской единоверческой церкви города Новозыбкова крестьянин Полтавской губернии Иван Остапенко и исполняющим должность 2-го псаломщика при сей же церкви мещанин посада Злынки Григорий Воронин, 16 января 1901 года.
Черниговские епархиальные известия, № 3, 1901 год.
***
Определен на праздное второе псаломщическое место при Вознесенской единоверческой церкви посада Клинцов, Суражского уезда, определен псаломщик Вонифатиевской единоверческой церкви города Новозыбкова крестьянин Иоанн Остапенко, 13 декабря 1901 года.
Черниговские епархиальные известия, № 1, 1902 год.
***
Вакантное псаломщическое место в городе Новозыбкове при Вонифатиевской единоверческой церкви, с 13 декабря 1901.
Черниговские Епархиальные Известия, №№ 1-6, 1902 года.
***
Вакантное место псаломщическое: в городе Новозыбкове при Вонифатиевской единоверческой церкви с 18 февраля 1903 года, жалованья 200 рублей в год.
Черниговские епархиальные известия, № 1, 1904 год.
***
Присоединены к православию священником Вонифатиевской единоверческой церкви города Новозыбкова Симеоном Акимовым в 1903 году: мещанин города Сквиры, Киевской губернии; Самуил Яковлев Образцов, Белокриницкой лжеиерархии, 26 лет, 18 января; мещанин города Новозыбкова Василий Алексеев Белугин, Беглопоповской секты, 21 года, 21 февраля и дети Новозыбковского мещанина, бывшего раскольника, ныне православного, Луки Игнатьева Евфимова, окрещенные лжепопом Австрийской лжеиерархии: Феодосий 10 лет, Анна 7 лет, Владимир 6 лет и Мартиан З лет, 6 августа.
Черниговские епархиальные известия, № 4, 1904 год.
***
Вакантное место священническое: в городе Новозыбкове при Вонифатиевской единоверческой церкви, дворов 5, прихожан обоего пола 17 душ, ружной земли нет, дом есть, жалованья 700 рублей в год с 26 февраля 1904 года.
Черниговские епархиальные известия, № 7-8, 1904 год.
***
Вакантное место псаломщическое: в городе Новозыбкове при Вонифатиевской единоверческой церкви: дворов 5, душ обоего пола 17, дом есть, земли нет, жалованья 250 рублей, с 18 февраля 1903 года.
Черниговские епархиальные известия, № 12, 1904 год.
***
Умер исполняющий должность 2-го псаломщика при Вонифатиевской единоверческой церкви города Новозыбкова Григорий Воронин, 7 сего июня.
Черниговские епархиальные известия, № 13, 1904 год.
***
Допущен к исправлению должности второго псаломщика при Вонифатиевской единоверческой церкви города Новозыбкова крестьянин посада Злынки Иосиф Говядин, 4 августа.
Черниговские епархиальные известия, № 16, 1904 год.
***
Вакантное место псаломщическое в городе Нозозыбкове при Вонифатиевской единоверческой церкви (1-е место), дворов 7, душ обоего пола 32, земли нет, дом есть, жалованья 250 рублей, с 18 февраля 1903 года.
Черниговские епархиальные известия, № 20, 1904 год.
***
Временно допущен к исполнению обязанностей первого псаломщика при Вонифатиевской единоверческой церкви города Новозыбкова мещанин Моисей Осипов Немцев, 13 ноября.
Черниговские епархиальные известия, № 23, 1904 год.
***
Алфавитный список церквей Черниговской епархии.
Цель составления настоящего списка - дать хотя краткие сведения, в виде настольного справочника, об историческом прошлом всех церквей Черниговской епархии, дать возможность иметь представление о том, насколько та или иная церковь может представлять интерес в архитектурном отношении и можно ли рассчитывать найти в церкви хотя некоторые памятники старины. Материалом для составления настоящего списка послужили официальные документы церквей так называемые клировыя ведомости или ведомости о церкви. В список вносилось название села или города, в честь какого события или святого посвящен престол, каменная церковь или деревянная, год постройки церкви, кем церковь построена, если строитель ее был более или менее известным лицом. Церкви построенные до начала XIX века и затем перестраивавшиеся также отмечались, чтобы знать, что первоначальной конструкции церкви видеть уже нельзя. О тех приходских церквах, которые построены в XIX веке на место существовавших прежде, или обозначены что они "построены когда и кем неизвестно", отмечалось, с каких годов имеются при них документы, именно метрические или исповедные книги. Наконец, делались отметки и о тех церквах, которые построены на место сгоревших и где едва ли уже можно рассчитывать на нахождение памятников церковной старины. Ручаться за полную точность предлагаемых сведений, к сожалению, нельзя, так как материал для них – клировые ведомости составляются очень кратко и неполно; особенно это относится к перестройкам, расширению церквей и пристройкам колоколен.
Новозыбковский уезд. Новозыбков, Вонифатиевская, каменной постройки 1896 года Шведовым.
Труды Черниговской губернской архивной комиссии 1906-1908 годы, выпуск 7.