Из раскола присоединены к православию благочинным Священником Василием Вихровым Новозыбковская купеческая дочь Анастасия Ивановна Роговая и Новозыбковская Мещанка Ольга Ивановна Вуколова.
Черниговские Епархиальные Известия, № 7, 1870 год.
***
Вакантное священническое место при Николаевской единоверческой церкви города Новозыбкова, Мглинского уезда, с 22 марта 1894 года.
Черниговские Епархиальные Известия, №№ 8-19, 1894 года.
***
Рукоположен в сан священника псаломщик Николаевской единоверческой церкви города Новозыбкова Василий Щетинин, к Рождество-Богородичной церкви посада Ардони, Суражского уезда, 11 мая 1895 года.
Черниговские Епархиальные Известия, № 11, 1895 год.
***
Вакантное псаломщическое место при Николаевской единоверческой церкви города Новозыбкова, Мглинского уезда, с 11 мая 1895 года.
Черниговские Епархиальные Известия, №№ 18-24, 1895 года; №№ 1-24, 1896.
***
Бывший священник Покровской единоверческой церкви посада Святского, Суражского уезда, Иоанн Пименов временно допущен к исправлению причетнической должности при Николаевской единоверческой церкви города Новозыбкова, 26 сентября 1895 года.
Черниговские Епархиальные Известия, № 20, 1895 год.
***
От Черниговского Епархиального Училищного Совета.
В церковно-приходских школах посада Лужков, посада Елионки, посада Новомлынки, Стародубского уезда, Николаевского единоверческого прихода города Новозыбкова и посада Климовой, Новозыбковского уезда, с октября месяца сего 1896 года вакантны места учителей для окончивших курс Духовной Семинарии, с жалованьем в школах посада Лужков, посада Елионки, посада Новомлынки и посада Климовой по 240 рублей в год, а в школе Николаевского единоверческого прихода города Новозыбкова 300 рублей в год. Прошения о зачислении на эти места со всеми необходимыми документами подаются в подлежащие Уездные Отделения Черниговского Епархиального Училищного Совета.
Председатель Черниговского Епархиального Училищного Совета, Епископ Питирим.
Черниговские епархиальные известия, № 20, 1896 год.
***
Награжден скуфьею за отлично-усердную службу благочинный единоверческих церквей, священник Николаевской церкви города Новозыбкова Феодор Фомичев.
Черниговские епархиальные известия, № 3, 1897 год.
***
Вакантное псаломщическое место при Николаевской единоверческой церкви города Новозыбкова, с 10 февраля 1898 года.
Черниговские Епархиальные Известия, №№ 5-6, 1898 года.
***
Исправляющим должность второго псаломщика при Николаевской единоверческой церкви города Новозыбкова определен мещанин Феодор Симонов Ковалев, 13 марта 1898 года.
Черниговские епархиальные известия, № 7, 1898 год.
***
В городе Новозыбкове, в день блаженной кончины Святителя Феодосия Углицкого, после литургии и молебна, священником Никольской церкви отцом Григорием Григоровским было устроено для учеников в школе чтение о Святом Феодосии и розданы детям брошюры о жизни Святителя. Как на особенно отрадное явление в данном случае, можно указать на то, что к литургии явились не только все православные ученики Никольской церковно-приходской школы, но и некоторые из учеников-старообрядцев, а один из последних принимал даже участие в чтении на литургии и молебне. Когда священник беседовал с детьми в школе о Святителе и сказал, что некоторые из старообрядцев позволяют себе непочтительно относиться к имени Святителя, то многие из детей раскольников закричали: «нет, батюшка, это грех; Бог один и Его угодники все святые!» При раздаче брошюр о Святителе 16 мальчиков-старообрядцев пожелали получить брошюры и дали обещание прочесть их.
Черниговские епархиальные известия, № 7, 1899 год.
***
Принят в духовное звание псаломщик Никольской единоверческой церкви города Новозыбкова Феодор Ковалев, происходящий из мещан, 27 февраля 1903 года. Уволен за штат согласно прошению священник Христо-Рождественской единоверческой церкви города Новозыбкова Алексий Хенев, 20 сего года февраля. Вакантное место священническое: в городе Новозыбкове при Христо-Рождественской единоверческой церкви, дворов 35, душ обоего пола 183, земли нет, дома нет, жалованья 400 рублей, с 20 февраля 1904 года.
Черниговские епархиальные известия, № 5, 1904 год.
***
Определен псаломщиком на второе псаломщическое место при Преображенской церкви местечка Гоголева, Остерского уезда, сроком на один год, учитель Никольской церковно-приходской школы города Новозыбкова Иван Соловьев, 7 октября.
Черниговские епархиальные известия, № 21, 1904 год.
***
Алфавитный список церквей Черниговской епархии.
Цель составления настоящего списка - дать хотя краткие сведения, в виде настольного справочника, об историческом прошлом всех церквей Черниговской епархии, дать возможность иметь представление о том, насколько та или иная церковь может представлять интерес в архитектурном отношении и можно ли рассчитывать найти в церкви хотя некоторые памятники старины. Материалом для составления настоящего списка послужили официальные документы церквей так называемые клировыя ведомости или ведомости о церкви. В список вносилось название села или города, в честь какого события или святого посвящен престол, каменная церковь или деревянная, год постройки церкви, кем церковь построена, если строитель ее был более или менее известным лицом. Церкви построенные до начала XIX века и затем перестраивавшиеся также отмечались, чтобы знать, что первоначальной конструкции церкви видеть уже нельзя. О тех приходских церквах, которые построены в XIX веке на место существовавших прежде, или обозначены что они "построены когда и кем неизвестно", отмечалось, с каких годов имеются при них документы, именно метрические или исповедные книги. Наконец, делались отметки и о тех церквах, которые построены на место сгоревших и где едва ли уже можно рассчитывать на нахождение памятников церковной старины. Ручаться за полную точность предлагаемых сведений, к сожалению, нельзя, так как материал для них – клировые ведомости составляются очень кратко и неполно; особенно это относится к перестройкам, расширению церквей и пристройкам колоколен.
Новозыбковский уезд. Новозыбков, Никольская, деревянной постройки 1817 года.
Труды Черниговской губернской архивной комиссии 1906-1908 годы, выпуск 7.
***
Церковь Никольско-Рождественская, первая четверть 19 века, улица Набережная, 41. Расположена в центральной части города, у реки Зыбкая, в глубине участка на углу с Первомайской улицей. Построена в 1782 году на средства злынковского купца Осипова; в 1818 году полностью перестроена; в конце 1960-х годов изменено завершение. Здание рублено из бревен без остатка и обшито тесом, цоколь кирпичный. Один из своеобразных деревянных храмов области, выполненный в стиле позднего классицизма и во многом следующий формам каменной архитектуры. Основу оригинальной двухъярусной объемной композиции образует прямоугольный, вытянутый в длину нижний ярус, объединяющий все части храма. Центральный четверик выделяется портиками по бокам и крупным верхним ярусом, увенчанным сферическим куполом (прежде имел низкое цилиндрическое основание) и пятью декоративными главками с крестами: меньшие по углам на четвериках-тумбах и большая над центром купола на глухом восьмерике. Первоначально главы были более крупными, с пологими кровлями и круглыми шеями и размещались на широких четвериках. Верхние суженные ярусы алтаря и трапезной с двускатными кровлями имитируют базиликальную структуру, хотя они не раскрыты в интерьер и имеют лишь ложные окна. В кровлю верхнего яруса алтаря врезан четверик с маленьким куполом и главкой. В общей композиции доминирует примыкающая с запада к трапезной высокая и стройная колокольня: три ее четверика, последовательно сокращающиеся в размерах, несут восьмерик, завершенный яйцевидным куполом с люкарнами, над которым поставлена маленькая главка. Главным элементом убранства фасадов являются колонные портики тосканского ордера с широким средним интерколумнием и фронтонами. Они украшают боковые входы в храм, а также все четверики колокольни. Широкую арочную нишу западного входа в центре нижнего четверика колокольни фланкировали меньшие нишки между боковыми колоннами (ныне зашиты). Из других деталей классицистического убранства интересны две пары колонн с раскрепованными антаблементами и фронтончиками над ними на восточной стене алтаря. Проемы имеют скромные рамочные обрамления: прямоугольные (храм) и арочные (колокольня); часть из них ложная. В интерьере доминирует просторное центральное помещение в виде квадратного зала, перекрытого подшивным куполом. На боковых стенах этого зала — необычные граненые столбики. Широким проемом он связан с алтарем, имеющим плоский потолок. Оригинальны шестнадцатигранный купол над трапезной и коробовый свод над входным тамбуром, встроенным в нижний ярус колокольни. Этот ярус разделен на три части с узкими боковыми помещениями, в правом из которых устроена лестница к звону. Росписи на сводах и парусах выполнены масляными красками на холсте в начале 20 века и стилизованы в духе иконописи 17 века; поновлены в середине 20 века. В главном куполе помещено изображение Саваофа, а в шестнадцатигранном - Христа Вседержителя. В главном и придельном (в трапезной) иконостасах, датируемых 20 веком, сохранились некоторые элементы декора, относящиеся к концу 19 века; ряд икон 17-18 веков. С северо-восточной стороны храма находится каплица, построенная в конце 19 века в русском стиле. Небольшое кирпичное здание в виде четверика имеет шатровое завершение и более поздний пониженный входной притвор. Шатер, прежде увенчанный главкой, окружали четыре главки, от которых сохранились лишь украшенные кокошниками постаменты. Убранство фасадов также стилизовано под архитектурные формы 17 века: пучки из трех полуколонок на углах, наличники арочных окон с полуколонками и архивольтами, килевидные кокошники разного рисунка. Внутри каплица разделена на основное помещение и притвор.
"Свод памятников архитектуры и искусства России. Брянская область", 1998 год.