НОВОЗЫБКОВСКИЙ РАЙОН

Экспертное мнение


Церковь Михаила Чудотворца


  Присоединены к православию священником Михайловской церкви города Новозыбкова Иоанном Нагорским мещанин заштатного города Нового Места Новозыбковского уезда Софроний Михайлов Малюшкин 22 лет; 22 апреля — мещанка посада Воронка, Стародубского уезда, Домна Иванова Арефьева, девица 23 лет и 27-го мая сего же года мещанин города Новозыбкова Василий Яковлев Ильин 24 лет, с оставлением всем трем присоединенным прежних их имен.
  Черниговские епархиальные известия, № 12, 1894 год.


***

  Священники Михайловской церкви села Галенки, Конотопского уезда, Александр Бурневский и Михайловской церкви города Новозыбкова Иоанн Нагорский, согласно прошению, перемещены один на место другого, 9 июня 1894 года.
  Черниговские епархиальные известия, № 12, 1894 год.


***

  Присоединены из раскола к православию священником Чудо-Михайловской церкви города Новозыбкова Александром Бурневским 19 февраля мещанин посада Шеломов, Новозыбковского уезда, Иван Григорьев Москвичев, 18 лет и мещанка города Новозыбкова Ирина Алоксеева Емельянова, 21 года от роду, с оставлением прежних имен.
  Черниговские епархиальные известия, № 6, 1895 год.


***

  Перемещен псаломщик Михайловской церкви города Новозыбкова Игнатий Затворницкий на псаломщическое место к Успенской церкви местечка Нового-Быкова, 3 мая 1895 года.
  Черниговские епархиальные известия, № 11, 1895 год.


***

  3 сентября, в 8 часов вечера, возвратился в Чернигов из поездки по епархии Преосвященнейший Питирим, Епископ Новгородсеверский. Во время своей поездки Преосвященный посетил следующие села и города: Холявин, Роище, Репки, Кротынь, Радуль, где Преосвященный совершал литургию, Лопатни, Каменку, Ярыловичи, Горностаевку, Добрянку, где был отслжен молебен, Владимировку, Ваганичи, Хоробичи, Лемошовку, Сеньковку, Хреновку, Чуровичи, Фоевичи, Спиридонову-Буду, Карпиловку, Злынку, где был отслужен молебен, Деменку, Новозыбков, где Преосвященный совершал литургию, Замышлов, Манюки, Белый-Колодезь, Великую-Топаль, где Преосвященный служил панихиду по почившем Государе Александре III, 30 августа, Нижнее, Логоватое, Скрябин, Стародуб, Елионку, Солову, Воронок, где Преосвященный совершал литургию, Лужки, где был отслужен молебен, по окончании которого миссионеры вели беседу с раскольниками, Бразлов, Могилевец, Климов, Покровский-монастырь, Митьковку, Новозыбков, Городню, Дубровное, Смычин, Седнев и Бобровицу.
  Черниговские епархиальные известия, № 18, 1895 год.


***

  Присоединен из раскола в православие священником Чудо-Михайловской церкви города Новозыбкова Александром Бурневским 25 сентября сего года мещанин города Новозыбкова Иван Иванов Кондратьев, 20 лет от роду, с оставлением прежнего его имени.
  Черниговские епархиальные известия, № 21, 1895 год.


***

  Утверждены в должности членов благочиннического совета — священники: Сергиевской церкви села Радонежского Иоанн Никитский и Николаевской церкви села Малых-Щербинич Василий Каминский в 1 округ Новозыбковского уезда, а священники — Покровской церкви села Замышева Евфимий Фелицын и Михайловской церкви города Новозыбкова Александр Бурневский — кандидатами по них, 8 января 1896 года.
  Черниговские епархиальные известия, № 3, 1896 год.


***

  Присоединены к православию священником Чудо-Михайловской церкви города Новозыбкова Александром Бурневским 11 минувшего мая, мещанка посада Свяцкой Домникия Потапова Горева 35 лет и 14 мая мещанка города Новозыбкова, Анна Василиева Малова 18 лет, обе старообрядки.
  Черниговские епархиальные известия, № 12, 1896 год.


***

  Просвещена св. Крещением священником Михайловской церкви города Новозыбкова, Александром Бурневским 4 сего августа еврейка мещанка города Чаус, Мошлевской губернии, девица Доба Гиршева Копель с наречением ей имени Вера.
  Черниговские епархиальные известия, № 17, 1896 год.


***

  Маршрут для обозрения Его Преосвященством церквей Черниговской епархии в июне и июле месяцах 1897 года.
  Новозыбковский уезд. Город Новозыбков. Церквей – 6. 28 июня (суббота). Ночлег. 29 числа, воскресенье, служение.
  Черниговские епархиальные известия, № 11, 1897 год.


***

  Присоединен к православию священником Чудо-Михайловской церкви города Новозыбкова Александром Бурневским 9 марта текущего года раскольник Австрийского толка мещанин посада Шеломов названного уезда Тимофей Евфимов Жуков, 22 лет.
  Черниговские епархиальные известия, № 13, 1897 год.


***

  Псаломщик Михайловской церкви города Новозыбкова Григорий Голубцов принят на службу в Тульскую епархию и Преосвященным Питиримом, Епископом Тульским и Белевским, 5 сего июня определен на должность псаломщика к церкви села Покровского на Плаве, Чертского уезда, 20 июня 1897 года.
  Черниговские епархиальные известия, № 13, 1897 год.


***

  Вакантное псаломщическое место при Михайловской церкви города Новозыбкова, с 19 сентября 1897 года.
  Черниговские Епархиальные Известия, №№ 13-20, 1897 год.


***

  Уволен от должности псаломщик Михайловской церкви города Новозыбкова Александр Кушнеревский, согласно его прошению, 19 сентября 1897 года.
  Черниговские епархиальные известия, № 20, 1897 год.


***

  Определен псаломщиком к Михайловской церкви города Новозыбкова учитель церковно-приходской школы села Осколкова, Мглинского уезда, Дометий Короткий, со званием исправляющего должность псаломщика, 11 октября 1897 года.
  Черниговские епархиальные известия, № 21, 1897 год.


***

  Маршрут для обозрения Его Преосвященством Антонием, Епископом Черниговским и Нежинским, церквей Черниговской епархии в июне и июле месяцах 1899 года.
  Через слободу Тимошкин Перевоз в город Новозыбков, ночлег с 28 на 29 июня 1899 года, ночлег, 29 июня богослужение, должны явиться причты населенных мест Замышев, Людков, Внуковичи.
  Черниговские епархиальные известия, № 11, 1899 год.


***

  Присоединена к православию священником Чудо-Михайловской церкви города Новозыбкова Александром Бурневским из Римско-Католического вероисповедания жена коллежского регистратора Николая Иванова Добровольского Людвига Адамова 29 от роду лет, с наречением ей имени Людмила, 5 марта 1899 года.
  Черниговские епархиальные известия, № 11, 1899 год.


***

  Преподается архипастырское благословение Михаилу Александрову Туссен за усердное в течение 9 лет исполнение обязанностей церковного старосты при Чудо-Михайловской церкви, Новозыбкова, 8 июля 1899 года.
  Черниговские епархиальные известия, № 13, 1899 год.


***

  Черниговский Отдел Императорского Православного Палестинского Общества организовал чтения и собеседования о Святой Земле в 1899-1900 годы, которые способствовали распространению среди православных жителей епархии верных сведений о Святой Земле, целях и деятельности Палестинского Общества.
  В городе Новозыбкове всех чтений было 15, а происходили они в помещении женской церковно-приходской школы. Чтения в большинстве случаев иллюстрировались световыми картинами при помощи волшебного фонаря, предложенного местной городской управой. Участвовали: заведывающий священник А. Бурневский, священники: А. Колмаков, Гр. Григоровский и Ф. Фомичев, инспектор народного училища В. Бабиевский, заведывающий городским училищем А. Коваленко, начальница гимназии А. Ананьева, учитель реального училища С. Белимович и учитель городского училища А. Зорин.
  Черниговские епархиальные известия, № 13, 1900 год.


***

  Присоединены к православию причтом Чудо-Михайловской церкви города Новозыбкова, 7-го апреля сего 1900 года, из раскола старообрядцы-безпоповцы: мещанин посада Шеломов Константин Васильев Кордюков, 17 лет; мещанин посада Злынки Варфоломей Поликарпов Орлов 18 лет и мещанин посада Климовой Евфим Акимов Малинников, 18 лет.
  Черниговские епархиальные известия, № 17, 1900 год.


***

  Утверждены членами благочиннического совета 1-го благочиннического округа Новозыбковского уезда священники – села Радонежского Иоанн Никитский и села Замышева Феодор Езерский и кандидатами по ним священники – города Новозыбкова Александр Бурневский и села Людкова Григорий Езерский, 1 марта 1901 года.
  Черниговские епархиальные известия, № 7, 1901 год.


***

  Черниговский Отдел Императорского Православного Палестинского Общества организовал чтения и собеседования о Святой Земле в 1900-1901 годы, которые способствовали распространению среди православных жителей епархии верных сведений о Святой Земле, целях и деятельности Палестинского Общества. Преосвященным Председателем Отдела, Преосвященнейшим Антонием, Епископом Черниговским и Нежинским, было предложено благочинным и священникам образовать особые комитеты для ведения чтений из духовенства и светских лиц, сочувствующих целям и задачам Палестинского Общества. Между всеми местами были распределены высланные советом Общества в распоряжение Отдела брошюры для ведения чтений и виды Палестины и листки для бесплатной раздачи. Кроме того Советом Общества были высланы в распоряжение Отдела туманные картины: серия в 100 картин на стекловидной бумаге и на стекле в количестве 36 комплектов. В выборе помещений для чтений комитеты не были стеснены. В большинстве местностей чтения велись в храмах и приурочивались к утренним или вечерним богослужениям, в некоторых селениях эти чтения предварялись или заканчивались чтением акафистов. Конечно, в большинстве случаев велись они по воскресным дням, но в великом посту некоторые отцы заведующие устраивали их на вечерних субботних богослужениях, когда по принятии св. тайн православные охотно и с любовью собираются послушать повествования о местах и событиях жизни и страданий Спасителя нашего. Чтения велись и в помещениях министерских и земских народных училищ, волостных правлений, сельских сборень. Чтения были организованы в 94 местах Черниговской губернии.
  В городе Новозыбкове чтения велись в здании Братской церковно-приходской школы при Чудо-Михайловской церкви, всех чтений было 9 и иллюстрировались они туманными картинами. Лекторами были: заведывающий чтениями священник Александр Бурновский, священники: А. Колмаков и Григоровский, преподаватели местных учебных заведений: А.В. Коваленко, Е.Н. Чернышов, П.Е. Казачков, И.А. Соловьев, Дрибинцев и начальница гимназии А.А. Ананьева. Особо потрудился в деле устройства чтений учитель городского приходского училища Даниил Петрович Монжелей, который в течение трех лет управлял фонарем на чтениях. Заведывающий чтениями в городе Новозыбкове священник А. Бурневский, между прочим, отмечает в своем отчете, что интерес к чтениям о Св. Земле не только не ослабевает, но все увеличивается. Места берутся с бою: еще задолго до начала чтений места на скамейках занимаются постоянными посетителями преимущественно простонародием и раскольниками, которым пришлись по душе эти чтения; публика, бывшая на чтениях комитета о народной трезвости, врывается волною в школу и замещает все проходы между скамьями и все свободное пространство как в школе, так и корридоре. Насколько помещение бывало переполнено, может свидетельствовать тот факт, что не смотря на зимний холод, чтения ведутся при открытых дверях, однако свечи меркнут и фонарь к концу действует слабо от недостаточности воздуха.
  Черниговские епархиальные известия, № 15, 1901 год.


***

  Определен на штатное диаконское место при Михайловской церкви города Новозыбкова диакон Иоанно-Предтечинской церкви села Марчихиной-Буды Глуховского уезда Феодор Бурневский, 1 марта.
  Черниговские епархиальные известия, № 5, 1904 год.


***

  Принят в духовное звание псаломщик Михайловской церкви города Новозыбкова Дометий Короткий, происходящий из мещан, 14-25 октября 1903 года.
  Черниговские епархиальные известия, № 9, 1904 год.


***

  Присоединен к православию священником Михайловской церкви города Новозыбкова Александром Бурневским, 25 июня сего 1904 года, из раскола австрийского согласия, мещанин города Новозыбкова Никита Никифоров Кузин, 21 года.
  Черниговские епархиальные известия, № 16, 1904 год.


***

  Алфавитный список церквей Черниговской епархии.
  Цель составления настоящего списка - дать хотя краткие сведения, в виде настольного справочника, об историческом прошлом всех церквей Черниговской епархии, дать возможность иметь представление о том, насколько та или иная церковь может представлять интерес в архитектурном отношении и можно ли рассчитывать найти в церкви хотя некоторые памятники старины. Материалом для составления настоящего списка послужили официальные документы церквей так называемые клировыя ведомости или ведомости о церкви. В список вносилось название села или города, в честь какого события или святого посвящен престол, каменная церковь или деревянная, год постройки церкви, кем церковь построена, если строитель ее был более или менее известным лицом. Церкви построенные до начала XIX века и затем перестраивавшиеся также отмечались, чтобы знать, что первоначальной конструкции церкви видеть уже нельзя. О тех приходских церквах, которые построены в XIX веке на место существовавших прежде, или обозначены что они "построены когда и кем неизвестно", отмечалось, с каких годов имеются при них документы, именно метрические или исповедные книги. Наконец, делались отметки и о тех церквах, которые построены на место сгоревших и где едва ли уже можно рассчитывать на нахождение памятников церковной старины. Ручаться за полную точность предлагаемых сведений, к сожалению, нельзя, так как материал для них – клировые ведомости составляются очень кратко и неполно; особенно это относится к перестройкам, расширению церквей и пристройкам колоколен.
  Новозыбковский уезд. Новозыбков, Чудо-Михайловская, каменной постройки 1867 года.
  Труды Черниговской губернской архивной комиссии 1906-1908 годы, выпуск 7.


***

  Собор Чуда Михаила Архангела, вторая половина 19 века, площадь Красная. Расположен на возвышенности в центральной части города, посреди обнесенного оградой и сильно заросшего деревьями участка. Сооружен по заказу местного купечества в 1867-1898 годы из кирпича и оштукатурен. Характерный для провинциальной архитектуры периода эклектики бесстолпный купольный храм в русско-византийском стиле. Крестообразный объем с короткими прямоугольными рукавами (восточный, алтарный дополнен полукруглой апсидой) увенчан в центре восьмериком с граненым куполом и главкой. Короткий переход соединяет храм с высокой трехъярусной шатровой колокольней, доминирующей в композиции. Ее растянутый в ширину нижний ярус несет четверик, над которым поставлен восьмерик звона с арками, завершенный шатром с главкой. В декоре фасадов стилизованные древнерусские архитектурные формы (аркатура в завершении стен, боковые порталы, щипцовые завершения нижнего яруса колокольни, проемы арок звона и шатер с кокошниками у основания, гуртами и слухами) эклектически соединены с отдельными барочными и классицистическими деталями (парные пилястры с кругами вместо капителей на углах объемов, высокий цоколь с прямоугольными нишами-филенками, профилированные антаблементы и обрамления арочных окон с уширенными архивольтами). С запада над главным входом, где выложена дата окончания строительства, устроен навес с ажурными металлическими консолями; по сторонам площадок с лестницами у боковых входов поставлены фонари на тумбах (сохранились частично). В интерьере выделяется основная часть с восьмериком на плоских парусах, перекрытая сомкнутым сводом. Широкими проемами она связана с рукавами, имеющими в своих центральных частях крестовые своды; такие же своды у перехода и средней части нижнего яруса колокольни, по сторонам которой устроены два помещения с лестницей к звону в левом из них. Внутреннее убранство храма и утварь относятся к концу 19 - 20 веку. Восьмиугольный участок обнесен низкой оградой с металлической решеткой на кирпичных столбиках и таком же основании. Ограда имеет трехпролетные ворота с западной стороны, украшенные филенками и фронтоном.
  "Свод памятников архитектуры и искусства России. Брянская область", 1998 год.


Церковь Михаила Чудотворца

Церковь Михаила Чудотворца

Церковь Михаила Чудотворца

Церковь Михаила Чудотворца