НОВОЗЫБКОВСКИЙ РАЙОН

Экспертное мнение


ЦЕРКОВЬ СПАСА ПРЕОБРАЖЕНИЯ


Новозыбков. Церковь Спаса Преображения   Престолы: Спаса Преображения.
  Год постройки: Между 1911 и 1914. Действует.

  Церковь построена в 1911-1914 годах на средства купца-старообрядца Кублицкого. Была закрыта и использовалась как зернохранилище в 1938-1943 годы. В 1943 году вновь открыта и больше не закрывалась. С марта 1963 по 2002 год – кафедральный собор Русской Древлеправославной Церкви, резиденция Древлеправославного Архиепископа Новозыбковского, Московского и Всея Руси. Рядом с храмом – часовня-каплица. К 1000-летию крещения Руси облик собора преобразился: ярко загорелись золотом все десять его куполов, внутри появились новые настенные росписи в стиле древнерусской иконописи. В двадцати метрах от кафедрального собора возвышается двухэтажное деревянное здание, гармонирующее по своей архитектуре с храмом. Это резиденция духовно-административного центра русской древлеправославной церкви, объединяющей свыше полумиллиона верующих, проживающих не только в нашей стране, но и в Канаде, Румынии, Болгарин, США, других странах. Здесь в октябре 1988 года по случаю 1000-летия крещения Руси проводились юбилейные торжества, на которых присутствовали древлеправославное духовенство и миряне из Новозыбкова и других населенных пунктов Брянщины, а так же из Москвы, Самары, Оренбурга, Волгограда, Курской, Нижегородской, Воронежской областей, с Кубани, Казахстана, Грузии, Украины, Белоруссии и других мест. Новозыбковский Спассо-Преабраженский кафедральный собор - центр богослужебной жизни русской древлеправославной церкви. В нем проводятся соборы и совещания священнослужителей, богослужебная практика священнослужителей. С 1 сентября 1990 года при соборе функционирует воскресная школа, в которой дети и взрослые изучают основы христианской нравственности и вероучения. В 1991 году при Архиепископии открылось двухгодичное высшее духовное училище. В связи с этим на территории церковного двора воздвигнут из красного кирпича двухэтажный корпус училища, который представляет собой архитектурную ценность и вместе со зданиями кафедрального собора и резиденции Архиепископа вносит лепту в украшение центральной части Новозыбкова. В 2011 году, к столетнему юбилею храма, проведена частичная реконструкция - отремонтирован цоколь здания, обновлена плитка, храм полностью перекрашен. Реконструирована алтарная перегородка.
  Расположена в центре города, хорошо просматривается из разных его точек. Стены рублены из бревен без остатка и обшиты тесом, цоколь кирпичный. Характерный для Брянщины начала 20 века деревянный храм в русском стиле, оригинально воспроизводящий тип восьмерик на четверике культовых зданий рубежа 17-18 веков. В живописной композиции здания доминирует основной кубический объем с примыкающими к нему пятигранным алтарем, завершенным двухъярусной главой, и нарядными крыльцами по сторонам с бочкообразными кровлями и миниатюрными главками. Над кубом возвышается широкий восьмерик с кокошниками у основания граненого купола и луковичной главой на двухъярусной восьмигранной шее. Он окружен поставленными на четвериках над углами куба малыми главками с сильно вытянутыми грушевидными кровлями. К квадратной в плане трапезной примыкает трехъярусная колокольня с крупным грушевидным покрытием и главой. Ее широкий нижний четверик с аналогичным храму крыльцом несет кубический ярус со срезанными в верхней части углами, который служит переходом к восьмерику звона с узкими диагональными гранями. Особую нарядность фасадам придают узкие накладные пилястры на углах объемов и резные карнизы с широкими фризовыми частями и ажурными пропильными подзорами. Окраской выделены обрамления и рамы проемов с мелкой расстекловкой на фоне стен с горизонтальной тесовой обшивкой в основной части, вертикальной - в нижней и "в елку" - в восьмериках. В интерьере основное, развитое в высоту помещение храма с парусами при переходе к восьмерику перекрыто восьмигранным сводом с плоской средней частью. Трапезная имеет коробовый свод. Первоначальная своеобразная роспись основного объема была выполнена в 1911 году маслом по дощатой обшивке и частично на холсте в манере примитивной живописи. Полностью записана в конце 1980-х годов. Сохранились лишь изображения двух ангелов на облаках в трапезной, на восточной стене арки, ведущей в основной объем. Им присущи наивность исполнения, сходство с лубком и графичный, плоскостной характер живописи. Существующая роспись в куполе, барабане и верхней части стен четверика представляет собой подражание древнерусской живописи школы Дионисия. На ярко-голубом фоне выделяются охристые, темно-красные и белые тона. В куполе изображен Пантократор, между окнами барабана и под ними - святые, на откосах - страстной цикл, в парусах - евангелисты. Верхняя часть стен занята сценами, традиционно составляющими богородичный цикл. Главный пятиярусный иконостас сборный. Выступающие в центре два нижних яруса выполнены в начале 20 века в духе эклектики и относятся к первоначальному убранству храма. Их иконы 18-19 веков по манере исполнения следуют древнерусской иконописи 17 века. Три верхних, сужающихся кверху яруса выполнены в конце 1980-х годов. Два придельных иконостаса в трапезной относятся уже к середине 20 века, тогда как на стенах храма сохранились иконы 19 веков. С южной стороны храма находится небольшая кирпичная часовня-каплица, сооруженная в конце 19 - начале 20 века в том же русском стиле (пониженная пристройка с юга более поздняя). Одноэтажная квадратная в плане постройка увенчана пирамидальной кровлей с полицей и главкой на граненом барабане. В центре восточного фасада слабо выступает закругленная апсида с большим рельефным крестом. Углы часовни украшают фигурные, как бы выточенные из дерева столбики с навершиями типа башенок, возвышающихся над кровлей. В стенах, завершенных аркатурным поясом и карнизом, прорезаны двойные арочные проемы и ниши (с запада между ними устроен вход). Помещение перекрыто восьмилотковым ложным сводом на плоских тромпах. В люнете над западным дверным проемом расположено изображение Христа Вседержителя, выполненное маслом в начале 20 века в формах народной живописи.
  "Свод памятников архитектуры и искусства России. Брянская область", 1998 год.


***

  Вакантное священническое место при Спасо-Преображенской церкви города Новозыбкова, Новозыбковского уезда, с 31 августа 1894 года.
  Черниговские епархиальные известия, №№ 18-24, 1894 года; №№ 1-6, 1895 года.


***

  Рукоположен в сан священника псаломщик Вознесенской церкви села Сытой-Буды Новозыбковского уезда, Григорий Григоровский к Спасо-Преображенской единоверческой церкви города Новозыбкова, 26 марта 1895 года.
  Черниговские епархиальные известия, № 8, 1895 год.


***

  Уволен от должности 2-й псаломщик Спасо-Преображенской единоверческой церкви города Новозыбкова Стефан Селезнев, 28 августа 1895 года.
  Черниговские епархиальные известия, № 18, 1895 год.


***

  Вакантное псаломщическое место при Спасо-Преображенской церкви города Новозыбкова, Новозыбковского уезда, с 25 августа 1895 года.
  Черниговские епархиальные известия, №№ 18-24, 1895 год; №№ 1-4, 1896 год, с 25 августа 1895 года.


***

  Уволен от должности псаломщика, согласно прошению, псаломщик Преображенской единоверческой церкви города Новозыбкова Василий Иванов, а на его место того же числа определен псаломщиком сын священника Николай Сороколетов, 4 октября 1895 года.
  Черниговские епархиальные известия, № 20, 1895 год.


***

  Определен псаломщиком к Преображенской церкви города Новозыбкова на 1-е псаломщическое место окончивший курс Гомельского духовного училища сын священника Николай Сороколетов, 4 октября 1895 года.
  Черниговские епархиальные известия, № 20, 1895 год.


***

  Определен бывший псаломщик Преображенской единоверческой церкви города Новозыбкова Василий Михайлов Иванов на псаломщическое место к Успенской православной церкви посада Чурович, Новозыбковского уезда, 13 ноября 1895 года.
  Черниговские епархиальные известия, № 24, 1895 год.


***

  Определен псаломщиком на второе псаломщическое место при Преображенской единоверческой церкви города Новозыбкова исправдяющим должность псаломщика бывший причетник Николаевской Новозыбковской церкви Мина Евфимов Махов, 19 апреля 1896 года.
  Черниговские епархиальные известия, №№ 9-10, 1896 год.


***

  Присоединены к православию из раскола на правах единоверия священником Спасо-Преображенской церкви города Новозыбкова Григорием Григоровским мещанин посада Клинцов Евтихий Николаев Кухаркин и мещанка посада Шеломов Екатерина Иосифова Кудрявцева, 6 апреля.
  Черниговские епархиальные известия, № 13, 1896 год.


***

  От Черниговской Духовной Консистории.
  Черниговская Духовная Консистория, согласно определению Епархиального Начальства и на основании 161 ст. Уст. Дух. Конс., вызывает в шестимесячный срок, со дня напечатания публикации в Черниговских Епархиальных Известиях, бывшего единоверческого священника Спасо-Преображенской церкви города Новозыбкова, Черниговской епархии, Иоанна Николаева Щеглова, место жительства коего неизвестно, для прочтения и подписи следственного дела по обвинению его, Щеглова, в сочувствии расколу и совершении молитвословий, таинств и духовных треб в среде раскольников и для раскольников, проживающих в Льговском и Щигровском уездах, Курской губернии.
  Черниговские епархиальные известия, № 20, 1896 год.


***

  Утвержден в должности законоучителя в Новозыбковском уезде священник Спасо-Преображенской единоверческой церкви города Новозыбкова Григорий Григоровский в Новозыбковское городское начальное училище, 2 октября 1896 года.
  Черниговские епархиальные известия, № 20, 1896 год.


***

  Допущен к исполнению должности псаломщика псаломщик Преображенской единоверческой церкви города Новозыбкова Николай Сорокалетов при Сергиевской церкви Новозыбковского реального училища, с увольнением его, Сорокалетова, от должности псаломщика при Преображенской единоверческой города Новозыбкова церкви, 17 мая 1897 года.
  Черниговские епархиальные известия, № 11, 1897 год.


***

  Вакантное псаломщическое место при Преображенской единоверческой церкви города Новозыбкова, с 17 мая 1897 года.
  Черниговские Епархиальные Известия, №№ 11-24, 1897 года; №№ 1-7, 1898 года.


***

  Священник Преображенской единоверческой церкви города Новозыбкова, Григорий Григоровский, от 20 сего августа, за № 45, донес Преосвященнейшему Антонию, Епископу Черниговскому и Нежинскому, что в приходскую его церковь в конце прошлого 1896 года и в начале сего 1897 года поступили от прихожан следующие пожертвования: от купца Стефана Макарова образ «Воскресения Христова со страстьми», в серебряной позолоченной ризе, в резном золоченном киоте, стоимостью до 300 рублей; образ Божией Матери «Феодоровския», в серебряной ризе и убрус на ней, шитый жемчугом с разноцветными камнями, в резном золоченном киоте, стоимостью свыше 100 рублей; полное священническое облачение из черного бархата, два подризника – шелковый и кашемировый и шелковый большой напрестольный платок; от Евдокии Скорняковой – шелковое напрестольное облачение; Марии Скоряковой – два шелковых илитона, медные золоченные венцы, ковшик для теплоты, кувшин и чайник медные для воды и 6 штук новых утиральников – всего на сумму до 30 рублей; Феодосии Селезневой – шелковый напрестольный большой платок; Евдокии Соловцовой – два шелковых платка на жертвенник и аналой и черный кашемировый подризник; Евдокии Козорезовой – бархатные воздух и покровцы, стоимостью 5 рублей и от неизвестной – шелковое покрывало на Св. Престол, воздуха и покрывало аналойное таковое же и 5 рублей денег. На сем рапорте 22 сего августа резолюция Его Преосвященства последовала такая: Лицам, принесшим пожертвования в пользу Преображенской единоверческой церкви города Новозыбкова, преподается от меня Архипастырское благословение и выражается признательность.
  Черниговские епархиальные известия, № 18, 1897 год.


***

  Исправляющим должность первого псаломщика при Преображенской единоверческой города Новозыбкова церкви определен второй псаломщик сей церкви Мина Махов, а к исправлению должности второго псаломщика при той же Преображенской церкви допущен избранный прихожанами кандидат мещанин Иаков Кушнеров, 9 марта 1898 года.
  Черниговские епархиальные известия, № 7, 1898 год.


***

  Преподается Архипастырское благословение мещанину Афанасию Макарову — за пожертвование в приходскую Преображенскую единоверческую города Новозыбкова церковь парчевого священнического облачения в 40 рублей, Марии Переплетчиковой — за пожертвование в ту же церковь шелкового священнического облачения, воздуха и покровцев в 80 рублей, Елене Скорняковой — за пожертвование напрестольного облачения и трех катапетасм в 45 рубоей, Евдокии Скорняковой — за пожертвование напрестольного облачения в 23 рубля и Феодосии Селезневой — за пожертвование напрестольного облачения в 15 рублей.
  Черниговские епархиальные известия, № 13, 1898 год.


***

  Определен законоучителем в Новозыбковское 1-е начальное училище священник Преображенской церкви города Новозыбкова Григорий Григоровский, 2 ноября 1898 года.
  Черниговские епархиальные известия, № 22, 1898 год.


***

  Перемещен на праздное священническое место при Казанской единоверческой церкви города Чернигова священник Преображенской единоверческой церкви города Новозыбкова Григорий Григоровский, 19 января 1901 года.
  Черниговские епархиальные известия, № 3, 1901 год.


***

  Вакантное священническое место при Преображенской единоверческой церкви города Новозыбкова, с 19 января 1901 года.
  Черниговские Епархиальные Известия, №№ 3-5, 1901 года.


***

  Священник заштатного города Нового Места, Новгородсеверского уезда, Петр Буслюков определен законоучителем в Новозыбковское первое начальное училище Благотворительного общества, а священнику Преображенской единоверческой церкви города Новозыбкова Феодору Храмцову предоставлена должность законоучителя в Новозыбковском втором начальном училище, 5 марта 1901 года.
  Черниговские епархиальные известия, № 6, 1901 год.


***

  Перемещен на праздное священническое место к Преображенской единоверческой церкви города Новозыбкова священник Покровской единоверческой церкви посада Свяцкой, Суражского уезда, Феодор Храмцов, 24 февраля 1901 года.
  Черниговские епархиальные известия, № 6, 1901 год.


***

  Алфавитный список церквей Черниговской епархии.
  Цель составления настоящего списка - дать хотя краткие сведения, в виде настольного справочника, об историческом прошлом всех церквей Черниговской епархии, дать возможность иметь представление о том, насколько та или иная церковь может представлять интерес в архитектурном отношении и можно ли рассчитывать найти в церкви хотя некоторые памятники старины. Материалом для составления настоящего списка послужили официальные документы церквей так называемые клировыя ведомости или ведомости о церкви. В список вносилось название села или города, в честь какого события или святого посвящен престол, каменная церковь или деревянная, год постройки церкви, кем церковь построена, если строитель ее был более или менее известным лицом. Церкви построенные до начала XIX века и затем перестраивавшиеся также отмечались, чтобы знать, что первоначальной конструкции церкви видеть уже нельзя. О тех приходских церквах, которые построены в XIX веке на место существовавших прежде, или обозначены что они "построены когда и кем неизвестно", отмечалось, с каких годов имеются при них документы, именно метрические или исповедные книги. Наконец, делались отметки и о тех церквах, которые построены на место сгоревших и где едва ли уже можно рассчитывать на нахождение памятников церковной старины. Ручаться за полную точность предлагаемых сведений, к сожалению, нельзя, так как материал для них – клировые ведомости составляются очень кратко и неполно; особенно это относится к перестройкам, расширению церквей и пристройкам колоколен.
  Новозыбковский уезд. Новозыбков, Преображенская, единоверческая каменной постройки 1836 года.
  Труды Черниговской губернской архивной комиссии 1906-1908 годы, выпуск 7.


Новозыбков. Церковь Спаса Преображения

Новозыбков. Церковь Спаса Преображения

Новозыбков. Церковь Спаса Преображения

Новозыбков. Церковь Спаса Преображения

Новозыбков. Церковь Спаса Преображения

Новозыбков. Церковь Спаса Преображения

Новозыбков. Церковь Спаса Преображения

Новозыбков. Церковь Спаса Преображения

Новозыбков. Церковь Спаса Преображения

Новозыбков. Церковь Спаса Преображения

Новозыбков. Церковь Спаса Преображения

Новозыбков. Церковь Спаса Преображения

Новозыбков. Церковь Спаса Преображения

Новозыбков. Церковь Спаса Преображения

Новозыбков. Церковь Спаса Преображения

Новозыбков. Церковь Спаса Преображения

Новозыбков. Церковь Спаса Преображения

Новозыбков. Церковь Спаса Преображения