На "Славянском перекрестке" в Новозыбкове встретились молодежные и детские театры из России и Белоруссии. Гран-при фестиваля увез с собой в Гомель народный студенческий театр "Зеркало" госуниверситета имени Ф. Скорины. Столь же высоко был отмечен брянский детский театр "Орфей".
Постановка гомельчан по пьесе В. Красногорова "Дорога без конца" повествует о длительном пути каждого человека от рождения до смерти. Каждая из жизненных "станций", на которых может поменяться линия судьбы, образно представлена в виде остановок на автобусном маршруте - от детского сада до самой смерти. Все заканчивается раскаянием старика, оказавшегося в одиночестве и пытающегося понять: где, на каком повороте жизни он сделал принципиальные, непоправимые ошибки, которые привели его к столь печальному финалу. Спектакль призывает быть ответственным за свою судьбу.
Приятно удивил жюри образцовый детский театр "Синяя птица" музыкальной школы Новозыбкова. Спектакль-мюзикл Егора Шашина "Дюймовочка" сыгран детьми с большой радостью, заразительно. Исполнительница главной роли Дюймовочки - Анастасия Николаенко задает себе и зрителям главные в жизни вопросы: "Кто я? Где я? И откуда?" Во всем спектакле чувствуется рука мастера-режиссера и художественного руководителя театра Игоря Пьяных. Восхищают живостью дуэты Жабы и сына Жабы, соло Жука Жоржа и особенно профессиональное существование на сцене исполнительницы роли Мыши (Дарья Арещенко).
Самые сильные впечатления были от двух спектаклей: фронтовой повести "Трепетные птицы" по мотивам романа Ремарка "На западном фронте без перемен", который поставила театральная студия Орловского госуниверситета (худрук Наталья Смоголь), и мюзикла "Золотой ключик" в исполнении известного брянского театра "Орфей" (худрук Надежда Ванчугова).
Книгу Ремарка орловцы превратил и в сильный антивоенный спектакль, где четыре окопных старожила рассказывают свои истории на фоне страшной и бесчувственной войны-мясорубки, которая не пощадит никого. И только Трепетные Птицы - мечты и души этих солдат, а также духи войны, сама Жизнь и сама Смерть, прилетают иногда на сцену и создают сложный пластический рисунок действа.
Спектакль стал лучшим в режиссуре, а актер Егор Помелухо, кстати, уроженец Новозыбкова, получил диплом за лучшую мужскую роль.
Самой серьезной и глубокой театральной работой на международном фестивале "Славянский перекресток" был признан спектакль «Золотой ключик». Он начинается сценой, где представлена шумная итальянская площадь, на которой бродячие музыканты и яркие танцовщицы, шумные горожане и полицейские, дети и взрослые поют песню:
Далеко-далеко за морем
Стоит золотая стена,
В стене той заветная дверца,
За дверцей большая страна.
Эта песня из черно-белого кинофильма "Золотой ключик" 1939 года (музыка Л. Шварца, слова М. Фромана). И она определила стиль всей постановки. Среди поющих на площади – шарманщик Карло со своей очаровательной обезьянкой. Обезьянка своей живостью, органичностью, трогательностью произвела неизгладимое впечатление на председателя жюри фестиваля - народного артиста России, заслуженного деятеля искусств, профессора ГИТИСа Вячеслава Спесивцева. Он несколько раз во время спектакля кричал актерам "браво", но юные таланты театра "Орфей" не могли догадаться, у кого из зрителей они разбудили такие сильные эмоции.
Весь спектакль прошел на едином дыхании. Его динамику обеспечил четкий и строгий хореографический рисунок (хореограф-постановщик - Т. Вебер). Яркие костюмы, точные и привлекательные образы каждого героя второго плана (Пьеро, Мальвины, Арлекина, пуделя Артемона) - все вместе и создает невыразимую атмосферу сказки, настоящей сказки со счастливым концом. Спектакль получил гран-при фестиваля.
Борис Антропьев.
Газета "Брянский рабочий", № 24, 21 июня 2018 года.