Из Клинцов держим путь далее, на юго-запад к Новозыбкову — крупному районному центру. Примерно на середине пути между Клинцами (Клинцы Клинцовский район Брянская область) и Новозыбковым, в четырех километрах от шоссе, расположено село Каташин (Каташин Новозыбковский район Брянская область), в котором находился известный в свое время Каташинский монастырь, построенный в XVII—ХVІII веках. В 1699 году стародубский полковник Миклашевский построил в монастыре каменный храм. Если судить по остаткам его фундамента, он был шестистолпный, трехнефный. От здания монастыря ничего не дошло, лишь кое-где высятся остатки стен.
Новозыбков также основан раскольниками — старообрядцами, бежавшими из Москвы в начале XVIII века. Как и в Клинцах, уже с первых лет существования слободы, первоначально именовавшейся Зыбкой, начали развиваться промышленность и торговля. Отсюда родом П.Е. Дыбенко, герой Октября и выдающийся военачальник Красной Армии. Как и в Клинцах, здесь в годы революции действовали войска, руководимые Н. Щорсом. В сквере напротив пединститута воздвигнут памятник П.Е. Дыбенко. Есть здесь и памятники старины и искусства, также наделенные своеобразными чертами.
Как мы видели, на Брянской земле сохранилось немало прекрасных памятников деревянной архитектуры. Наиболее значительными по своим художественным качествам являются культовые здания. Они разбросаны по небольшим городам и селам, их изысканные, стройные силуэты украшают и оживляют окружающие равнинные места. Глядя на них, думается: церкви — это отживший вид строительства, но проблема вертикалей как элемента художественной выразительности в градостроительстве была и есть, и она, эта проблема, возникает также и при застройке сел. Далеко на горизонте равнинной местности виден красивый, энергичный силуэт церкви, который прямо-таки манит глаз! Чем его заменить?
Глядя на творения народных мастеров, содеянные топором, изобретенным еще в каменном веке, диву даешься, с каким умением одна архитектурная форма переходит в другую, четверик — в восьмерик, а последний — в шатер, да еще украшенный выгнутыми криволинейными кокошниками, люкарнами, разной формы куполами. Все это сравнительно легко выполнимо из кирпича, скрепленного вяжущим раствором, но сделать все это из бревна далеко не просто, тут нужен тысячелетний опыт. Особенно поражаешься неистощимому мастерству народных зодчих, когда осматриваешь интерьер деревянных башеннообразных сооружений, — он поразителен.
Технических расчетов тогда не было, все эти порой сложные конструкции угадывались интуитивно. Это необыкновенное мастерство древодельцев можно объяснить только тем, что жили и развивались почти до наших дней тысячелетние традиции этого самого распространенного и самого древнего вида строительства на Руси.
А какая изощренная резьба по дереву, какое богатство рисунка многослойных резных карнизов, наличников оконных проемов, порталов и других частей зданий!
Деревянное зодчество, прекрасные образцы которого так или иначе уцелели до наших дней, вызывают чувство изумления и восхищения. Эти постройки надо всячески оберегать, невзирая на то, что порою они не такие уж и древние — XIX, а то и начала XX века. Если народные традиции в каменном зодчестве по ходу времени претерпевали большие изменения, то в деревянном — эта эволюция совершалась гораздо медленнее. Порою деревянные постройки XIX века были такими же, как и лет триста назад.
Одним из таких удивительных творений народных древодельцев является деревянная Николаевская церковь в Новозыбкове, построенная старообрядцами в 1782 году и хорошо сохранившаяся до наших дней. В принципе это тот же тип храма, что и в Клинцах, однако некоторые отличия имеются, главным образом за счет более обильного применения элементов ордера. Как и Троицкая церковь в Клинцах, это здание поражает своими размерами, особенно в сравнении с окружающей мелкой застройкой. Хотя в основных своих чертах план и наследует общепринятую схему культовых зданий, но созданные на его основе объемы во многом отличаются от обычных. Видимо, старообрядцы, находясь в оппозиции к официальному православию, не хотели создавать храм, который ничем бы не отличался от утвердившихся канонов церковного строительства. Они хотели создать свой тип храма и этого достигли (они его даже называли не храмом или церковью, а "моленной").
В то же время старообрядцы были людьми практическими и не зря преуспевали в торговле и промышленности. И поэтому дух времени — а это была эпоха классицизма — им также порою был не чужд. Огромная четырехъярусная деревянная колокольня, сооруженная, по-видимому, одновременно с основным объемом, явно повторяет форму каменной классической архитектуры — те же пучки колонн по углам, те же фронтоны на каждом ярусе, та же соразмерность.
Кроме главного входа в храм с запада подкупольный объем с севера и юга оформлен упрощенными портиками со спаренными колоннами. Точно такими же деревянными колоннами украшена восточная часть храма, хотя портика здесь нет. Таким образом, приемы ордерной архитектуры, исполненные в дереве, применены в этом здании в изобилии и весьма последовательно (памятник облицован более поздней вертикальной дощатой обшивкой).
В общем силуэте и композиции доминирует мощный куб главного объема, увенчанный столь же внушительным куполом. По углам его построены четыре небольшие главки, что еще больше подчеркивает значение главного купола.
В городе есть еще один памятник деревянной архитектуры, который нельзя не заметить ввиду его мощных объемов. Это — старообрядческая Спасо-Преображенская церковь, построенная в 1911 году. По плану и объему она наследует описанный нами тип. Но силуэт этого здания, пожалуй, более живописен, благодаря тому что с чисто народной выдумкой здесь соединены приемы русского и украинского зодчества. Расположенные по московскому образцу — то есть по углам — дополнительные купола, как и главный, напоминают грушевидные "бани" более ранних памятников украинского зодчества.
Кроме названных есть в Новозыбкове и другие памятники старинного зодчества, заслуживающие внимания. Особенно интересны те из них, срубы которых оставлены без дощатой обшивки, что придает стенам приятную, как бы скульптурную форму, ясную масштабность; толщина венцов сруба и их количество являются наглядной мерой всего сооружения.
В Новозыбкове, на улице Нижней, сохранился жилой дом одного из первых поселенцев-старообрядцев, бежавших сюда от царского гнева в начале XVIII века. Дом срублен из бревен диаметром до сорока сантиметров и представляет собой одну квадратную в плане клеть без перегородок, с размером стороны около пяти метров. Облик здания прост и суров. По нему можно себе представить вид населенных мест того времени. Контраст между архитектурой жилья и культовой архитектурой был тогда особенно разительным.
Мы рассмотрели несколько старообрядческих храмов и отметили, что они наделены некоторыми своеобразными чертами. То же самое можно сказать и о других видах искусства, создаваемых старообрядцами: живописи, металлопластике, художественном оформлении церковной утвари. Для XVIII века характерен процесс "обмирщения" всех видов искусства, его отход от древних канонов, например живописи — в основном от византийских.
Но приверженцы старой, дониконовской религиозной обрядности не признавали новшеств. Когда они вынуждены были бежать от притеснений властей или же их насильно переселяли в иные места, то они приносили с собой бережно сохраняемые иконы старого письма, рукописные старинные книги и такую же старинную церковную утварь.
В местах новых поселений старообрядцы строили храмы, писали новые иконы или по старым образцам или же создавали произведения, в которых старые приемы своеобразно сочетались с новыми, как это мы видели на примере церквей в Клинцах и Новозыбкове. В Почепе (Почеп Почепский район Брянская область) и Новой Романовне (Новая Романовка Мглинский район Брянская область) мы знакомились с живописью, которая по реализму изображения даже мало напоминает религиозную, здесь же, в старообрядческих поселениях, эта живопись все еще придерживается старых канонов XVII—XVIII, а то и более отдаленных веков.
Протопоп Аввакум, яростный враг патриарха Никона и его реформ, страстный ревнитель старообрядчества, много претерпевший за свои убеждения и сожженный на костре в 1682 году, в своих беседах "Об иконном писании" и "Внешней мудрости" говорил: "Воззри на святые иконы и виждь угодившия богу, како добрые изуграфы подобие их описуют: лице, и руце, и нозе, и все чувства тончава и измождала от поста, и труда, и всякие им находящия скорби. А вы ныне подобие их переменили, пишете таковых же яко же вы сами: толстобрюхих, толсторожих и ноги и руци яко стульцы... А все то кобель борзой Никон, враг, умыслил, будто живые писать, устрояет всё по фряжскому, сиречь по неметцкому...".
Образцы такого искусства — условно назовем его аскетическим — можно видеть в небольших районных музеях Брянщины, а также в сохранившихся храмах, у местных жителей, любителей старины. Наряду с иконами, писанными красками, здесь издавна была развита художественная металлопластика в виде рельефных икон, разного рода крестов, складней и тому подобных изделий, выполненных из разных сплавов, в ряде случаев с применением эмалей.
Особенно интересными нам кажутся старообрядческие восьмиконечные кресты. Нередко они делались в XVII веке, но своей архаической формой, странной символикой и непонятными надписями они кажутся очень древними. Старообрядчество как бы законсервировало искусство, как оно законсервировало обрядность.
Любопытно, что аскетические изображения святых обрамлялись высокохудожественными окладами изощренного декоративного рисунка. Есть также и примеры деревянной скульптуры, хотя в православных храмах они встречаются редко.
Интересные по архитектуре деревянные культовые здания сохранились во многих отдаленных селах Брянской области, правда, большинство их запущены, перестроены, иногда верхние части их разобраны. Но мы будем придерживаться дороги, идущей из Новозыбкова в направлении Новгород-Северска и по пути следования увидим в старинных селах — Старом Ропске (Старый Ропск Климовский район Брянская область) и Новом Ропске (Новый Ропск Климовский район Брянская область) — два выдающихся деревянных памятника XVII — XVIII веков, а также и некоторые другие, в том числе каменные.
"Земля Брянская (Дороги к прекрасному)",
М.П. Цапенко, 1972 г.